Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:57, реферат

Краткое описание

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить
потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы
жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского
хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм,
организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие
понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых
хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в
структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать
знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими
избегать ошибок и гарантировать успех дела.

Оглавление

Введение
1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования
1. Зачем нужно государственное регулирование?…………………………5
2. Цели и формы государственного регулирования экономики………….6
3. Задачи государственного регулирования………………………………..7
4. Объекты государственного регулирования……………………………...9
5. Инструменты государственного регулирования………………………..10
2. Методы государственного регулирования
1. Функции. Экономические и административные методы……………….11
2. Различия методов государственного регулирования……………………12
3. Косвенные методы государственного регулирования…………………..12
4. Случаи вмешательства государства в регулирование
экономики………13
3. Программы государственного регулирования.
1. Государственное экономическое программирование………………….15
2. Границы и эффективность государственного регулирования…………15
4. Необходимость экономики в совершенствовании государственного
регулирования…………………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Методы и формы государственного регулирования.docx

— 57.70 Кб (Скачать)

входящих в систему  субъектов. Координация работ,  информационное  и научное

обеспечение  товаропроизводителей,   регулирование   налогов   и   процедуры

банкротства, государственные  субсидии,  поручительство  перед  инвесторами,

прямое участие  в инвестиционных проектах, государственные  заказы и форма  их

оплаты, контроль условий  труда и оплаты наемного персонала  -  это  основные

рычаги, при помощи которых государство  участвует  в  управлении  экономикой

страны и ее основными  объектами – предприятиями-товаропроизводителями.

      В  активном участии государственных   органов  в  управлении  экономикой

нуждаются, прежде всего,  сами  товаропроизводители  –  предприятия.  По  их

мнению, должны разрабатываться  государственные,  отраслевые  и  продуктивные

(по ряду видов  продукции) программы,  определяющие  приоритеты,  по  которым

предприятия могли  бы сверять и  ориентировать  свою  деятельность,  учитывая

внутреннюю и мировую  экономическую  конъюнктуру.  Власти  должны  оперативно

вносить изменения  в законодательство,  регулирующее  социально-экономические

отношения в стране и отношения с зарубежными  партнерами.  Когда  нет  нужных

законов или они  разрабатываются  слишком  долго,  а  государственные  органы

бездействуют, то «такое государство с его законодательной  и исполнительной

властью  нам  мешает  в  работе,  а  не  помогает»,  —   говорят   директора

предприятий и предприниматели.

      Таким  образом, для каждой фирмы-производителя  в настоящее время вопрос

стоит не в плоскости, нужно  ли  государственное  регулирование  и  участие

государственных органов  в управлении экономикой. Российские предприниматели

ставят  задачу  однозначно:  «государство,  исходя  из  своих   социальных,

политических, экономических  и других интересов, должно ставить  цели  перед

бизнесом и стимулировать  его в достижении этих  целей.  Оно  очень  поможет

бизнесу, если сформулирует государственную политику  в  отношении  развитии

бизнеса.   По   мнению   бизнесменов,   централизованно,   под   патронажем

государственных  органов  необходимо,  во-первых,  сформулировать  принципы

отношения  государства  к  бизнесу   и  отразить  их  в  законодательной  и

нормативной  базе,   во-вторых,   установить   государственные   социально-

экономические   приоритеты   и,    в-третьих,    создать    государственную

инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса. Должна быть обеспечена

государственная поддержка:

      а)   социально ориентированного бизнеса;

      б)  отечественного производителя в  конкурентной борьбе с  иностранными

компаниями;

      в)  глобализации российского  бизнеса   и  выхода  его  на  зарубежные

рынки;

   г) приоритетности  экономических  методов управления  перед 

административными методами

      Опираясь прежде  всего на  собственный опыт  и традиции,  заимствуя

мировые достижения в области  государственного  регулирования    экономики,

Россия  вырабатывает  и  налаживает  собственную  систему,  отвечающую   ее

конкретным интересам,  задачам  и  реальным  возможностям.  При  отсутствии

государственного  регулирования экономика страны не в  состоянии  эффективно

развиваться. 

      1.3. Задачи государственного регулирования. 

      В  хозяйственной  практике  большинства   государств  особую  значимость

приобрел    механизм    экономического    планирования    как    осмысленных

стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль  в

рыночной  экономике,  планирование,  тем  не  менее,  выступает  эффективным

инструментом  поддержания  сбалансированности  между  различными  субъектами

рынка (в  частности,  между  государственным  и  частным  сектором),  служит

родством   передачи   обществу   информации   об   экономической    политике

правительства. При  этом  основные  функциональные  задачи  государственного

плана сводятся к  следующему:

       а) предвидеть перспективу, в   соответствии  с  которой   национальная

экономика должна и  может развиваться;

        б) определять ключевые экономические  высоты и оптимальные  сроки   их

достижения;

        в) поддерживать и финансировать  приоритетные экономические и  научно-

технические программы;

        г)  организовать  систему  среднего  и   долгосрочного   управления

экономическим развитием,  таким  образом,  реализуя  на  практике  принятые

народнохозяйственные  решения;

       д)  устанавливать приоритетные  внутренние  и внешние социальные,

экономические  и  политические  пели,  определять  средства  и  способы  их

достижения, координировать их взаимодействие;

        е)  создать  и  развивать   систему   переподготовки   и   обучения

хозяйственных  руководителей  и  специалистов  в   области   хозяйственного

управления.

      Обязательное  условие успеха в деятельности  каждого отдельного субъекта

экономики - это гибкость планирования  и  оперативного  управления,  строгая

увязка   долгосрочного   планирования   с   конкретной   стадией    развития

предприятии, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на

изменение целей  политики  правительства,  его  приоритеты.  В  таком  случае

гибкость экономического  планирования  выражается  в  постоянном  пересмотре

показателей плана  и корректировке их в сторону  объективных данных.

        Предпринимательская  деятельность  и  экономика  страны  зависят   от

государственной политики. Своими действиями  государство  может  затормозить

или ускорить их  развитие.  Рыночная  экономика  не  способна  автоматически

регулировать все  экономические и социальные процессы в интересах общества  и

каждого   гражданина.   Она   не   обеспечивает    социально    справедливое

распределение  дохода,  не  гарантирует  право  на   труд,   не   нацеливает

производство на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные  слои

населения.

      Прерогативой  государства является обеспечение  правопорядка в стране  и

ее  национальной   безопасности,   что   является   основой   для   развития

предпринимательства  и  экономики.  Экономика  в  любой  стране   не   может

нормально  развиваться,  если  государство  не  обеспечило   соответствующие

условия для этого.

 На государство  возлагаются следующие основные  задачи:

         а) Создание правовой основы. Государство  принимает и  разрабатывает

законы, определяющие право собственности,  регулирующие  предпринимательскую

деятельность, обеспечивающие качество продукции.

         б) Обеспечение надлежащего правопорядка  в стране и ее  национальной

безопасности. Государство  должно обеспечить  права  и  безопасность  каждого

гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.

         в) Стабилизация экономики. Стабилизация  – это  устойчивое  развитие

экономики.  Для  обеспечения  стабилизации  экономики  государство   обязано

использовать все  имеющиеся  в  его  распоряжении  рычаги  и  методы,  путем

проведения   соответствующей   фискальной,   финансово-кредитной,    научно-

технической и инвестиционной политики.

          г)  Обеспечение   социальной   защиты   и   социальных   гарантий.

Государство обязано  проводить активную  социальную  политику,  суть  которой

заключается в  обеспечении  гарантии  всем  работающим  минимума  заработной

платы, пенсии по старости и инвалидности,  пособий  по  безработице,  помощи

малоимущим, а также в осуществлении индексации  фиксированных доходов в

связи  с  инфляцией.  Государство,  проводя   эту   политику,   обеспечивает

минимальный  прожиточный  уровень  для  всех  граждан  своей  страны  и   не

допускает социальной напряженности в обществе.

         д) Защита конкуренции. Конкуренция – один  из  главных регуляторов

рыночного  хозяйства.  Она  является  основой  прогресса  во   всех   сферах

экономики, заставляя  производителей товаров и услуг  внедрять  все  новое  и

передовое,  улучшать  качество  продукции   и   снижать   издержки   на   ее

производство.  Государство  всей  своей  мощью  должно  стоять   на   защите

конкуренции.

         е) Разработка, принятие  и   организация  выполнения  хозяйственного

законодательства,   то    есть    правовой    основы    предпринимательства,

налогообложения,   банковской   системы.   Для   выполнения   этих   функций

государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы. 

1.4. Объекты государственного  регулирования. 

      Государственное  регулирование дополняет и корректирует  чисто  рыночный

механизм. Объектами  государственного регулирования являются:

  1. экономический  цикл;

  2. структура хозяйства  (отраслевая, региональная и пр.);

  3. условия накопления  капитала;

  4. занятость;

  5. денежное обращение;

  6. платежный баланс;

  1. цены;

  7. НИОКР;

  8. условия конкуренции;

  9. социальные  отношения и социальное обеспечение;

10. подготовка и  переподготовка кадров;

11. окружающая среда;

12. внешнеэкономические  связи.

      Объекты  совершенно  различны,  но  охватывают  практически все сферы

экономической деятельности.

      Экономический  цикл  ставит  своей  целью   регулирование  хозяйственной

конъюнктуры. Ее суть состоит в том, чтобы  во  время  кризисов  и  депрессий

стимулировать спрос, инвестиции и занятость. Для  этих  целей  увеличиваются

государственные  расходы,  предоставляются  финансовые  льготы.  В  условиях

подъема предпринимаются  меры  для  сокращения  перепроизводства  товаров  и

перенакопления   капиталов   для   того,   чтобы   уменьшить    глубину    и

продолжительность будущего спада.

      Структурная   политика  позволяет  с  помощью   финансовых  стимулов   и

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики