Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:45, дипломная работа
Актуальность темы данного исследования высока, поскольку бухгалтерский учет и аудит движения денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.В первой главе дипломной работы были рассмотрены теоретические аспекты бухгалтерского учета и аудита денежных операций.Во второй главе дипломной работы дана характеристика предприятия, его технико-экономические показатели и рассмотрен учет денежных средств на конкретном предприятии. В учреждении бухгалтерский учет ведется вручную, документация обрабатывается через вычислительный центр. Проанализировано движение денежных средств в кассе и учет операций с подотчетными лицами.
Введение 4
Глава 1 Теоретическая основа бухгалтерского учета и аудита денежных средств 6
1.1 Порядок ведения и учета кассовых операций 6
1.2 Денежные документы и бланки строгой отчетности 18
1.3 Лимит остатка денег в кассе 20
1.4 Сдача денег из кассы в банк 21
1.5 Инвентаризация денег в кассе и обеспечение сохранности 22
денежных средств в кассе 22
1.6 Учет безналичных расчетов 25
1.7 Аудит денежных операций 34
Глава 2 Бухгалтерский учет денежных операций на примере бюджетной организации – МЛПУ «Детская городская больница №17» Сормовского района 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика МЛПУ «ДГБ №17» Сормовского района 38
2.2 Учет кассовых операций в МЛПУ «ДГБ №17» Сормовского района 44
2.3 Поступление денег в кассу 47
2.4 Выдача денег из кассы 47
2.5.1 Учет по расчетным счетам 51
2.5.2 Учет по валютным счетам 53
2.6 Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами 54
2.7 Налоговый учет денежных средств 58
Глава 3 Аудит денежных операций на примере бюджетной организации – МЛПУ «Детская городская больница №17» Сормовского района 59
3.1 Порядок проведения аудита 59
3.2 Аудит кассовых операций 63
3.3 Аудит операций по расчетному счету 70
3.4 Аудит операций по выплате заработной платы 70
3.5 Предложения по совершенствованию денежных операций 70
Заключение 71
Библиография 73
в) расчеты чеками;
г) расчеты по инкассо.
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
При осуществлении безналичных расчетов в формах используются:
а) платежные поручения;
б) аккредитивы;
в) чеки;
г) платежные требования;
д) инкассовые поручения.
Формы бланков этих документов утверждены указанным Положением. Допускается использование бланков установленной формы, созданных на компьютере, или копий бланков, полученных на множительной технике, при условии, что копирование производится без искажений.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.
При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.
Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов. Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Они предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.
Банки принимают расчетные документы при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
В рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России (например, электронной подписи).
Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
Плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, но только полностью: частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается. Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя).
Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий:
1) плательщика - по платежным поручениям;
2) получателя средств (взыскателя) - по платежным требованиям и инкассовым поручениям.
Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв.
Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляет отзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк плательщика письменного заявления, составленного на основании заявления клиента. Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам, расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо, - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.
Рассмотрим подробнее сущность и порядок осуществления различных видов безналичных расчетов.
При расчетах платежными поручениями владелец счета (плательщик) дает распоряжение обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Платежными поручениями могут производиться:
а) перечисление денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей;
б) перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в) перечисление денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
г) перечисление денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060 (Приложение 1 к Положению о безналичных расчетах) и принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку банка. Их оплата производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. Отметим, что допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки.
В Плане счетов для учета этих средств предусмотрены счета 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках".
По дебету счета 51 "Расчетные счета" отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 "Расчетные счета" отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Аналитический учет по счету 51 "Расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету.
По дебету счета 52 "Валютные счета" отражается поступление денежных средств на валютные счета организации. По кредиту данного счета отражается списание денежных средств с валютных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Организации хранят временно свободные денежные средства в иностранных валютах (собственные и заемные) на валютных счетах в банковских учреждениях. Большинство валютных операций проводится через эти счета.
Каждый валютный счет ведется только в одной свободно конвертируемой валюте. Валюта счета определяется по выбору самой организации при открытии счета. При зачислении на счет или списании со счета сумм в иностранной валюте, отличной от избранной валюты, банк производит конверсию автоматически без ограничений, но за плату. Конверсия одной валюты в другую производится по действующему курсу международного валютного рынка на день совершения операции. Курсовые разницы, связанные с перерасчетом валют, относятся за счет владельца.
За открытие валютных счетов и осуществление по ним операций организация платит комиссионное вознаграждение в валюте. Каждый уполномоченный банк устанавливает свои тарифы ставок комиссионных вознаграждений. Кроме того, банк взимает с организации суммы в валюте в оплату почтово-телеграфных расходов, комиссионных вознаграждений иностранных банков и других расходов, фактически произведенных в связи с совершением валютных операций.
Учет на счете валютного счета ведется на основании выписок банков из открытых у них валютных счетов организации и приложенных к ним расчетно-денежных документов, полученных от других организаций, выписанных самим владельцем счета либо созданных банком, ведущим счет.
По дебету счета 52 Валютные счета отражается поступление денежных средств на валютные счета организации. По кредиту счета 52 отражается списание денежных средств.
Операции по валютному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Для правильного учета операций с иностранной валютой к счету 52 открываются субсчета:
52-1 "Валютные счета внутри страны";
52-2 "Валютные счета за рубежом".
К субсчету 52-1 открываются также субсчета второго порядка:
52-1-1 "Текущий валютный счет";
52-1-2 "Транзитный валютный счет".
Открыть счета в банке можно в различных валютах (долларах США, евро и другое). Операции по каждому виду валюты учитываются отдельно.
Поступать валюта может из разных источников. Например, организация может ее купить, получить от иностранного партнера в оплату продукции, взять в долг (кредит, заем).
Счет 55 "Специальные счета в банках" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах. На этом счете обобщаются также данные о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 "Специальные счета в банках" могут быть открыты субсчета 55-1 "Аккредитивы", 55-2 "Чековые книжки", 55-3 "Депозитные счета" и др.
На субсчете 55-1 учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов.
Принятые на учет по счету 55 "Специальные счета в банках" средства в аккредитивах списываются по мере их использования (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".
Аналитический учет по субсчету 55-1 "Аккредитивы" ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.
На субсчете 55-2 "Чековые книжки" учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках. Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов.
Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, то есть в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 "Специальные счета в банках" в дебет счетов учета расчетов (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.).
Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 "Специальные счета в банках". Сальдо по субсчету 55-2 "Чековые книжки" должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".
Аналитический учет по субсчету 55-2 "Чековые книжки" ведется по каждой полученной чековой книжке.
На субсчете 55-3 "Депозитные счета" учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета". При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.
Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит денежных операций на примере бюджетной организации