Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа
Данный бизнес-план разработан с целью создания в г. Екатеринбурге предприятия по сортировке твердых бытовых отходов и реализации вторичного сырья, частично используя схему селективного сбора. Базовым объектом предприятия должна стать мусоросортировочная станция с элементами раздельного сбора и прессования бытовых отходов (МСС)
Данный проект предполагает создание на базе коммунального предприятия ООО «ХХХ» специализированной организации по сортировке и реализации фракций твердых бытовых отходов. Рассматривается открытие самостоятельной организации - Мусоросортировочной станции с элементами прессования и раздельного приема твердых бытовых отходов. Предполагается внедрение и использование системы раздельного сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории муниципального образования. Основные данные о создаваемом предприятии представлены ниже. Данный проект применим также и для реализации в других муниципальных образованиях Российской Федерации с определенными корректировками.
В связи с тем, что основным поставщиком сырья будет являться население, недопустимы способы принуждения граждан к участию в селективном сборе мусора. Однако существует множество различных способов побуждения населения к содействию сортировке и переработке отходов на территории муниципального образования. Только совместно с коммунальным предприятием ООО «ХХХ» предприятие по сортировке и реализации фракций отходов может повысить интерес граждан к участию в данном проекте, а, соответственно, количество и качество потенциального сырья для сортировки и переработки.
В октябре – ноябре 2010 г. в г. Екатеринбурге был проведен социологический опрос населения. Было опрошено 200 респондентов, в том числе 68 мужчин и 132 женщины. Были поставлены следующие цели опроса населения:
1. Определить отношение граждан к предлагаемому проекту;
2. Выявить потенциальное количество поставщиков сырья для предприятия и способы его увеличения;
3. Определить возможные
стимулы для населения к
4. Выявит категории граждан, готовые и неготовые к введению в городе селективного сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Таблица распределения
ответов респондентов, а также
диаграммы распределения
По данным социологического опроса были сделаны следующие выводы:
1. Общее количество граждан, считающих возможным введение селективного сбора отходов в г. Екатеринбурге составило 62%.
2. Количество респондентов, готовых
разделять твердые бытовые
3. Достаточно высок процент респондентов, считающих, что другие граждане не готовы разделять отходы при введении данной системы (37%). Количество респондентов, ответивших утвердительно, составило лишь 24%. Большинство респондентов (39%) затруднились с ответом. Такое распределение ответов свидетельствует о том, что граждане в целом не надеятся на поддержку данной системы со стороны всех членов общества. Учитывая этот фактор, необходимо учитывать пожелания всех граждан города и следить за наполняемостью «желтых» контейнеров по отдельным домам, так как неучастие отдельных граждан в системе раздельного сбора может вызвать «цепной эффект», когда значительно увеличится количество населения, отказавшегося разделять ТБО.
4. Анализируя ответы по категориям респондентов, можно отметить, что наибольшую заинтересованность в данном проекте показали мужчины в возрасте до 25 лет и женщины в возрасте 41 – 50 лет. В целом мужчины более скептически относятся к введению на территории города селективного сбора отходов, однако в целом распределение ответов мужчин и женщин совпадают. Наименее готовы к введению раздельного сбора отходов женщины в возрасте старше 50 лет.
5. Наиболее приемлемой платой
за вывоз твердых бытовых
6. Наиболее вероятным стимулом для участия в селективном сборе отходов население указало благоустройство и уборку контейнерных площадок. Планируется, что коммунальное предприятие в связи с введением раздельного сбора отходов обновит большинство контейнерных площадок, на которых планируется введение такой системы. С 2011 года планируется включить уборку площадок в состав тарифа на вывоз мусора. Все затраты должно взять на себя ООО «ХХХ», получая при этом дополнительную прибыль за реализацию содержимого «желтых» контейнеров. На втором месте среди возможных стимулов было указано снижение платы за вывоз мусора. По разным подсчетам (в зависимости от количества предоставленных дополнительных услуг населению) возможно снижение платы за вывоз мусора от 14 до 30%.
Так как основным условием функционирования проекта является участие населения и некоторых организаций в селективном сборе и вывозе твердых бытовых отходов, то наиболее целесообразно выделить определить жизненный цикл создаваемого предприятия, исходя из предложения основного сырья – отходов, подвергшихся предварительной сортировке на уровне домовладений. Предполагается, что жизненный цикл продукции предприятия, исходя из объемов возможного для переработки сырья будет иметь вид, представленный на рисунке 7.
Жизненный цикл предприятия был составлен на период равный 6 годам. Предполагается, что степень участия населения в проекте будет расти по мере введения в проект новых территорий города (первые 1,5 года реализации проекта). В это время предполагается, что большинство граждан будут ознакомлены с предлагаемой системой селекции отходов. По достижении максимальной производственной мощности предприятия предполагается наступление стадий зрелости и стагнации (2013 – середина 2015 года), когда предложение будет расти медленно и затем стабилизируется. Именно в эти периоды необходимо активное участие заинтересованных сторон в стимулировании поддержания спроса. Предполагается наступление плавного спада участия населения в проекте. Это будет связано, прежде всего, с невозможностью принуждения населения со стороны предприятия к участию в селективном сборе ТБО, а также исчерпанием первоначальных стимулов для граждан. Также возможен «цепной эффект», когда граждане, отказывающиеся участвовать в проекте, будут «провоцировать» остальных также не участвовать в сортировке отходов. Однако возможен и рост степени участия населения в проекте (пунктирная кривая). Он может быть связан с введение дополнительных стимулов для граждан, а также привлечение дополнительных территорий для участия в проекте. От характера поведения потребителей на данном этапе во многом зависит успешность реализации проекта в дальнейшем.
Предлагаемый комплекс мероприятий, способствующих введению и реализации системы раздельн6ого сбора и вывоза мусора на территории г. Владимира содержит следующие элементы:
1. Создание бренда
предприятия, занимающегося
Рисунок 8 – Предлагаемая эмблема ООО «Экотехнологии»
2. Активное сотрудничество
с предприятиями и
3. Рекламные акции по стимулированию раздельного сбора отходов населением. При этом необходимо сотрудничество ООО «ХХХ» и вновь создаваемого предприятия в части распределения расходов на рекламные акции. Предлагается следующий комплекс рекламных мероприятий а) Активное сотрудничество с управляющими компаниями, ТСЖ, КТОСами, населением. Включает проведение разъяснительной работы среди населения и коммунальных предприятий. Возможна реклама на досках объявлений ТСЖ, управляющих компаний, на квитанциях об оплате услуг. Предполагается проведение данных мероприятий за счет ООО «ХХХ», так как именно эта компания имеет договорные отношения с управляющими компаниями и ТСЖ, а также непосредственно работает с населением. Расходы предприятия здесь включают печать листовок, плакатов, расходы на разъяснительные мероприятия. Вариант рекламного обращения на квитанциях оплаты коммунальных услуг представлен на рисунке 9.
Рисунок 9 – Пример рекламного обращения к населению на квитанциях оплаты коммунальных услуг
б) Реклама на радио и телевидении. На сегодняшний день является одним из наиболее эффективных методов рекламного обращения. Расходы на данный вид рекламы должно взять на себя ООО «Экотехнологии», как наиболее заинтересованная организация в результатах введения системы раздельного сбора твердых бытовых отходов. Предлагается, что в рекламных роликах будут участвовать известные люди города и области: политики, спортсмены, ученые. Главная задача роликов объяснить населению простоту и в тоже время эффективность введения данной системы. Основная идея роликов: «жителям не требуется нескольких тар для сбора мусора, достаточно одного мусорного ведра и двух полиэтиленовых мешков. В тоже время участие в сортировке отходов есть проявление активной гражданской позиции, оно позволяет помочь сделать чище окружающую среду путем вторичной переработки мусора».
в) сотрудничество с периодическими печатными изданиями города и области. Предложение наиболее рейтинговым газетам о написании статей о введении раздельного сбора в г. Екатеринбурге. При предоставлении интересной и адекватной информации печатным изданиям возможно бесплатное опубликование данных материалов для компании.
г) Интернет-реклама. Размещение на сайте предприятия и сайтах партнеров компании информации о внедрении раздельного сбора твердых бытовых отходов.
План рекламных мероприятий ООО «Экотехнологии» с указанием затрат на рекламу проекта раздельного сбора ТБО представлен в таблице 5.
План-график рекламных
мероприятий ООО «Экотехнологии
Средство рекламы |
Содержание мероприятий |
Затраты по годам, тыс. руб. | ||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 | |||
1. Телевидение |
Разработка рекламных
роликов для местных |
670 |
180 |
798 |
218 |
840 |
264 | |
2. Печатные издания |
Размещение статей с информацией о проекте в прессе и/или опубликование рекламных обращений к населению. |
340 |
485 | |||||
3. Интернет |
Создание собственного сайта предприятия (возможно как страница сайта ООО «УНР-17») агентством, предложение партнерам разместить информацию о проекте на собственных сайтах. |
240 |
40 |
55 |
||||
4. Радио |
Адаптация телевизионных роликов для радиоэфира. Предполагается, что будет наиболее эффективным на стадии замедления участия населения в проекте в качестве т.н. «напоминания» о проекте. |
274 |
150 |
125 |
Примечание: знаком обозначено проведение мероприятия даже при отсутствии финансирования (например, публикации статей в газетах).
4. Сотрудничество с
исполнительной и
5. Расчет снижения тарифов ООО «ХХХ» на вывоз мусора для территорий, участвующих в проекте. Эффективное снижение тарифов (от 14 до 30%) должно стать дополнительным стимулом для населения к участию в сортировке мусора. Возможно также применение гибкой системы тарифов, когда для территорий с наибольшей эффективностью системы раздельного сбора (высокое качество «содержимого желтых контейнеров», значительный объем их накопления) применяются более низкие тарифы.