Анализ операционной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе, я хочу рассмотреть анализ операционной деятельности предприятия и провести сравнительный анализ. Цель: рассмотреть в работе сравнительную характеристику организационно-правовых форм предприятий, сравнительную характеристику объединений предприятий, производственную мощность и производственную программу предприятия (фирмы), издержки производства и себестоимость продукции, прибыль предприятия (фирмы) и рентабельность производства, ценовую политику предприятия (фирмы), управление финансами предприятия (фирмы), специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия, основы планирования деятельности предприятий.

Оглавление

Введение.
1 Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предприятий: особенности формирования, управления и объема прав различных форм.
2 Сравнительная характеристика объединений предприятий: тресты, холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, синдикаты, союзы, некоммерческие и коммерческие партнерства и т.д.
3 Производственная мощность и производственная программа предприятия (фирмы): факторы производственной мощности, взаимосвязь производственной программы и производственной мощности, методика расчета производственной мощности, виды производственных мощностей, расчёт баланса загрузки оборудования.
4 Издержки производства и себестоимость продукции: классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции, калькулирование себестоимости: виды калькуляций, методы учета затрат, расчет плановых и фактических калькуляций, разработка сметы затрат на производство и реализацию продукции, методы снижения издержек.
5 Прибыль предприятия (фирмы) и рентабельность производства: сущность, виды, методы планирования и механизм формирования и распределения прибыли, рентабельность продукции, производства, капитала, продаж: сфера применения, взаимосвязи.
6 Ценовая политика предприятия (фирмы): ценовая система (виды цен, их классификация), ценовые стратегии (виды, выбор), ценообразование (методы ценообразования: определение, классификация, выбор).
7 Управление финансами предприятия (фирмы): финансовое планирование на предприятии, бюджетирование, финансовая устойчивость предприятия, операционный (производственный), финансовый и сопряженный рычаги (левередж), оперативное финансовое планирование.
8 Специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия.
9 Основы планирования деятельности предприятий: содержание и методы планирования, стратегическое планирование, перспективные и текущие планы, оперативное планирование и диспетчирование, планирование производства продукции.
Заключение

Файлы: 1 файл

ekonomikaa organizacii.doc

— 939.00 Кб (Скачать)

При разработке перспективных бизнес-планов калькулирование себестоимости может производиться параметрическим методом, уста­навливающим взаимосвязи между динамикой себестоимости изделий и изменениями их базовых качественных характеристик: надежности, долговечности, мощности, веса, скорости и проч. Этот метод требует достаточной информации, обоснованного выбора параметров про­дукции, применения достоверных экономико-математических моде­лей и программ.

Система «директ-костинг»

На российских предприятиях чаще всего применяется система калькулирования полной себестоимости. Она основана на разделе­нии затрат на прямые и косвенные и распределении всех видов за­трат, включаемых в себестоимость, по видам продукции.

Такой метод калькулирования себестоимости особенно эффекти­вен при стабильных размерах общепроизводственных затрат, ограни­ченном ассортименте выпускаемой продукции или наличии долго­срочных контрактов на выполнение определенного объема работ.

Вместе с тем, данный метод допускает искажение реальной себе­стоимости отдельных видов продукции, поскольку косвенные расхо­ды распределяются согласно условным базам

В зарубежной практике на предприятиях чаще используется метод прямого калькулирования себестоимости, или директ-костинг. В этом случае затраты подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят непосредственно от объема и струк­туры производства и реализации продукции. К ним относятся, на­пример, амортизация основных средств, расходы по арендной плате, проценты по банковским кредитам и т.п. Постоянные расходы всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции.

Переменные издержки непосредственно зависят от объема произ­водства и реализации продукции. К ним относятся расходы на при­обретение сырья, материалов, топлива, заработную плату производ­ственных рабочих и т.п.

Переменные издержки могут, следовательно, учитываться по кон­кретным видам выпускаемой продукции. Они представляют собой нижнюю границу в ценообразовании. При оценке предполагаемой цены реализации производитель может уступить ту часть себестои­мости продукции, которая относится к постоянным издержкам, по­скольку эти расходы уже совершены вне зависимости от объема вы­пускаемой продукции.

Таким образом, метод директ-костинга дает возможность более гибкого ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается и уменьшается вероятность затоваривания продукции на складе.

При планировании себестоимости предприятие кроме калькуля­ции и сметы затрат на производство разрабатывает сводную шахмат­ную таблицу затрат на производство и реализацию продукции, отра­жающую взаимосвязи экономических элементов и калькуляционных статей затрат.

Основными плановыми и отчетными показателями, определяе­мыми предприятием по себестоимости продукции, являются:

- себестоимость единицы продукции в рублях (тыс. руб.), рас­считываемая на основе плановых и отчетных калькуляций;

- затраты на рубль товарной продукции, рассчитываемые как от­ношение затрат на производство и реализацию продукции к объему выпуска товарной продукции в ценах реализации, показывающее ве­личину затрат в каждом рубле товарной продукции;

- процент снижения затрат по сравнимой товарной продукции (к сравнимой относится продукция, которая выпускалась предпри­ятием в предшествующем году).

Расчет себестоимости обычно предполагает разработку плана сни­жения себестоимости товарной продукции.

4. Пути снижения себестоимости продукции

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совер­шенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материа­лов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции являет­ся расширение специализации и кооперирования. На специализирован­ных предприятиях с массово-поточным производством себестои­мость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Разви­тие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом произ­водительности труда сокращаются затраты труда в расчете на едини­цу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработ­ной платы в структуре себестоимости.

Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических ме­роприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выра­ботки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увели­чение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-тех­нических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих услови­ях, как правило, не изменяются. В первом случае снижение себесто­имости продукции происходит за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработ­ной платы рабочих. Во втором случае с ростом производительности труда увеличивается объем производства, величина затрат на заработ­ную плату не изменяется, но происходит экономия по другим ста­тьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Отсюда следует, что чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости про­дукции имеет соблюдение режима экономии на всех участках произ­водственно-хозяйственной деятельности предприятия, которое про­является в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводи­тельных расходов.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат мате­риальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы вхо­дят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов вли­яет на себестоимость продукции. При заключении договоров на по­ставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материа­лы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют пла­новой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на про­изводство единицы продукции является улучшение конструкций из­делий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокра­щению численности рабочих, занятых на этих работах, а следователь­но, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность со­кратить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в про­мышленном производстве. Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогатель­ных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в со­кращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление их виновников дают возмож­ность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, со­кращению и наиболее рациональному использованию отходов произ­водства.

 


5 Прибыль предприятия (фирмы) и рентабельность производства: сущность, виды, методы планирования и механизм формирования и распределения прибыли, рентабельность продукции, производства, капитала, продаж: сфера применения, взаимосвязи.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определен­ные гарантии для дальнейшего существования и развития предпри­ятия.

1. Доходы и прибыль

На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители.

От того, насколько правильно на предприятии оценили спрос на продукцию; определили товарную номенклатуру; объемы производства; ценовую политику; сегменты рынка реализации продукции, зависят финансовые результаты деятельности предприятия. Доходы предприятия формируются как доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Во второй части Налогового кодекса РФ определены основные; категории:

доходы и их виды, прибыль, порядок их расчета для различных предприятий.

Доходы от реализации состоят из выручки от реализации:

- товаров (работ, услуг) собственного производства;

- ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

- покупных товаров;

- финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

- основных средств;

- товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств;;]

- другого имущества и имущественных прав. Внереализационные доходы формируются от долевого участия в других организациях; от операций купли-продажи иностранной ва­люты; в виде штрафов, пени и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества в аренду (субаренду); от предоставления, в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности; в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; в виде безвозмездно полученного имуще­ства (работ, услуг) или имущественных прав; в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества (за исключением амортизируемого имущества, ценных бумаг); в виде сумм кредитор­ской задолженности (обязательства перед кредиторами); списанных в связи с истечением срока исковой давности; в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, и другие обоснованные доходы.

Основным итоговым показателем, характеризующим результаты деятельности предприятия, является прибыль. Если доходы предпри­ятия превышают его расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка от реализации продукции равна себестоимости, то удается лишь возместить расходы на производство и реа­лизацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предпри­ятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Для предприятия прибыль является показателем, создающим сти­мул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

- характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

- является основным элементом финансовых ресурсов предпри­ятия;

- является источником формирования бюджетов разных уровней.

Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.

Показатели прибыли

Важнейшая роль прибыли определяет необходимость правильно­го ее исчисления. На практике используется система показателей прибыли: расчетные, аналитические, для целей бухгалтерского и на­логового учета.

Для управленческого учета, при планировании деятельности предприятия, оценки инвестиционных проектов прибыль определя­ется как разность доходов и расходов предприятия.

Например, экономическая прибыль - это разность между доходом предприятия и его экономическими издержками. Экономические издержки включают явные (бухгалтерские), которые отражаются полностью в бухгалтерском учете предприятия, и неявные (имплицитные) издержки, которые характеризуют альтернативные издержки использования ресурсов предприятия, т.е. не оплачиваемые из­держки.

Маржинальная прибыль единицы продукции определяется как разность цены продукции (работ, услуг) и переменных затрат на единицу продукции. Расчетная чистая прибыль единицы продукции — это разность между ценой продукции и средними или общими затратами (переменные плюс постоянные затраты на единицу продукции).

Показатели прибыли могут определяться по различным направ­лениям деятельности предприятия, видам продукции, отдельным проектам. Сравнение соответствующих показателей прибыли, оценка их динамики позволяют обосновать управленческие решения, выра­ботать стратегию развития предприятия; обосновать расходы на» производство и реализацию продукции, производственную программу предприятия.

Для текущего анализа и учета исчисляется прибыль - сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результат" предприятия и его филиалов, дочерних предприятий и других самостоятельных подразделений.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная на­логоплательщиком.

Для российских организаций прибыль определяется как разница полученного дохода и расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса РФ.

Информация о работе Анализ операционной деятельности предприятия