Анализ операционной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе, я хочу рассмотреть анализ операционной деятельности предприятия и провести сравнительный анализ. Цель: рассмотреть в работе сравнительную характеристику организационно-правовых форм предприятий, сравнительную характеристику объединений предприятий, производственную мощность и производственную программу предприятия (фирмы), издержки производства и себестоимость продукции, прибыль предприятия (фирмы) и рентабельность производства, ценовую политику предприятия (фирмы), управление финансами предприятия (фирмы), специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия, основы планирования деятельности предприятий.

Оглавление

Введение.
1 Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предприятий: особенности формирования, управления и объема прав различных форм.
2 Сравнительная характеристика объединений предприятий: тресты, холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, синдикаты, союзы, некоммерческие и коммерческие партнерства и т.д.
3 Производственная мощность и производственная программа предприятия (фирмы): факторы производственной мощности, взаимосвязь производственной программы и производственной мощности, методика расчета производственной мощности, виды производственных мощностей, расчёт баланса загрузки оборудования.
4 Издержки производства и себестоимость продукции: классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции, калькулирование себестоимости: виды калькуляций, методы учета затрат, расчет плановых и фактических калькуляций, разработка сметы затрат на производство и реализацию продукции, методы снижения издержек.
5 Прибыль предприятия (фирмы) и рентабельность производства: сущность, виды, методы планирования и механизм формирования и распределения прибыли, рентабельность продукции, производства, капитала, продаж: сфера применения, взаимосвязи.
6 Ценовая политика предприятия (фирмы): ценовая система (виды цен, их классификация), ценовые стратегии (виды, выбор), ценообразование (методы ценообразования: определение, классификация, выбор).
7 Управление финансами предприятия (фирмы): финансовое планирование на предприятии, бюджетирование, финансовая устойчивость предприятия, операционный (производственный), финансовый и сопряженный рычаги (левередж), оперативное финансовое планирование.
8 Специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия.
9 Основы планирования деятельности предприятий: содержание и методы планирования, стратегическое планирование, перспективные и текущие планы, оперативное планирование и диспетчирование, планирование производства продукции.
Заключение

Файлы: 1 файл

ekonomikaa organizacii.doc

— 939.00 Кб (Скачать)

Самой простой считается методика «средние издержки плюс прибыль», которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Величина наценки может быть стандартной для каждого вида товара или дифференцироваться в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия, объемов продаж и т.д.

Существует два метода расчета наценок: исходя из себестоимости или из продажной цены:

Процент наценки на себестоимость = Сумма наценки в денежном выражении / Себестоимость;

Процент наценки на продажную стоимость = Сумма наценки в денежном выражении / продажная цена.

Предприятие-производитель само должно решить, какой именно формулой оно будет пользоваться. Недостаток метода заключается в том, что использование стандартной наценки не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренцию, а следовательно, определить и оптимальную цену.

И все же методика расчета на основе наценок остается популяр­ной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится часто кор­ректировать цены в зависимости от колебаний спроса. Во-вторых, признано, что это самый справедливый метод по отношению и к по­купателям, и к продавцам. В-третьих, метод уменьшает ценовую конкуренцию, так как все фирмы отрасли рассчитывают цену по одному и тому же принципу «средние издержки плюс прибыль», поэтому их цены очень близки друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Управление финансами предприятия (фирмы): финансовое планирование на предприятии,  бюджетирование,  финансовая устойчивость предприятия, операционный (производственный), финансовый и сопряженный рычаги (левередж), оперативное финансовое планирование.

 

В условиях рыночной экономики управление финансами становит­ся важнейшей задачей любого предприятия независимо от вида и мас­штабов его деятельности. На российских предприятиях эффективное управление финансами требует коренной перестройки механизма уп­равления всего предприятия в целом. Это объясняется, прежде всего, тем, что на крупнейших предприятиях в значительной степени сохранился стиль управления, характерный для плановой экономики. В условиях рынка приоритетное значение в деятельности хо­зяйствующего субъекта приобретает финансовое направление. Фи­нансовое направление охватывает все аспекты финансово-хозяйствен­ной деятельности и включает организацию, управление и обеспече­ние развития его финансовой системы.

В структуру финансовой системы включаются следующие эле­менты:

- финансовые ресурсы;

- финансовые службы.

Финансовые ресурсы предприятия представляют совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъекта хозяй­ствования и предназначенных для реализации его финансовых обязательств и затрат по расширенному воспроизводству. Финансовые ресурсы всегда имеют две сферы практического применения:

- денежные средства, инвестированные (т.е. вложенные) в основные фонды различного назначения;

- денежные средства, авансированные в оборотные производ­ственные фонды и фонды обращения.

В общем виде управление финансами Можно определить как специ­фическую область управленческой деятельности, связанную с целена­правленной организацией денежных потоков предприятия, формиро­ванием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для дости­жения стратегических целей развития предприятия. Объект управления - финансовые отношения, финансовые ресурсы и их источники.

Основными задачами управления финансами предприятия принято считать:

- обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков;             

- достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;

- обеспечение источниками финансирования, поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных источников финансирования, наиболее оптимального их сочетания, минимизирующего финансовые издержки и увеличивающего рентабельность собственного капитал;

- эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Решение комплекса поставленных задач приводит к необходимости финансового планирования и формирования системы бюджетирования на предприятии, которая включает составление бюджета дохо­дов и расходов, формирование бюджета движения денежных средств (кассовый бюджет) как детальный график денежных выплат и поступлений во времени на основе точных дат выплат кредиторам и инкассации поступлений. Конкретные формы и методы реализации названых функций определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой выступают:

- учетная политика;

- кредитная политика;

- политика управления денежными средствами;

- политика управления издержками;

- дивидендная политика.

Финансовая политика предприятия не должна содержать «об­щих положений» по соответствующему направлению деятельности. Она должна отражать реальные, конкретно достижимые цели финансового развития, включать перечень практических мероприя­тий, обеспечивающих их развитие.

При формировании финансовой политики учитываются как текущие, так и прогнозируемые условия функционирования конкретного субъекта хозяйствования внешнего и внутреннего характера.

Финансовая политика предприятия традиционно включает два взаимосвязанных направления - политику доходов и политику расходов. Планирование каждого из этих направлений осуществляется в их непосредственной взаимосвязи, при этом приоритетность того или иного из них зависит от текущего финансового состояния. В условиях кризисного развития целесообразно ориентироваться на планирование «от доходов», когда вначале осуществляется определение ожидаемых финансовых поступлений и лишь затем планируется их использование.

Политика доходов нацелена на удовлетворение субъекта хозяйствования в привлечении финансовых ресурсов и связана с решением следующих задач:

1) максимизация поступлений по фактически имеющимся источникам.

2) постоянное расширение номенклатуры источников поступлений.

Политика расходов определяет необходимость обеспечения рациональной минимизации затрат, основными критериями которой является их экономическая обоснованность и безусловная окупаемость. Данное требование не подразумевает необходимости механического сокращения всех видов расходов, которое часто вызывает обратный эффект.

В современных условиях субъекты хозяйствования вынуждены ориентироваться на мероприятия, не требующие крупных капи­тальных вложений с продолжительными сроками окупаемости; использовать нетрадиционные источники привлечения финансовых ресурсов с постоянным расширением общей номенклатуры этих источников; сокращать сроки разработки финансовой политики.

Оборотные средства представляют совокупность денежных средств, авансированных в оборотные производственные фонды и фонды обращения. В финансовой деятельности они играют важную роль, так как они прямо влияют на платежеспособность, степень «омертвления» капитала, объем дебиторской задолженности.

Управление оборотными средствами направлено на удовлетворение текущих потребностей в финансовых ресурсах для осуще­ствления уставной деятельности. В процессе организации управления оборотными средствами необходимо обеспечить соблюдение следующих принципов:

- поддержание рационального соотношения между собствен­ными и заемными средствами;

- обеспечение необходимого уровня ликвидности, т.е. способ­ности осуществлять свои финансовые обязательства за счет денежных средств (но не иных видов имущества).

Учитывая неоднородный характер различных элементов оборотных средств, управление осуществляется дифференцированно по нескольким направлениям.

В современных условиях управление оборотными средства осуществляется через:

- планирование кассовой наличности исходя из принцип минимизации свободного остатка средств (план наличных платежей);

- планирование лимита переходящего кассового резерва осуществления внеплановых наличных платежей;

- планирование финансовых поступлений и платежей, проходящих через расчетный счет, исходя из принципа минимизации остатка средств;

- планирование опережающего характера поступлений на расчетный счет по отношению к платежам с него (на стадии заключения договоров);

- оперативное управление средствами на расчетном счете путем своевременного перевода высвобожденных на нем сред­ств на депозитные счета или другие высокодоходные фор­мы вложения капитала;

- обеспечение постоянной текущей ликвидности путем опера­тивного управления соотношением дебиторской и кредитор­ской задолженности;

- соблюдение принципа диверсификации «фондового портфе­ля», предполагающего необходимость формирования его из различных категорий и видов ценных бумаг с дифференци­рованной степенью риска и дохода;

- необходимо стремиться самостоятельно управлять «фондо­вым портфелем» при наличии финансового менеджера, в других случаях необходимо передавать в трастовое управле­ние, банку или аудиторской фирме;

- сочетание принципа минимизации капитала, «омертвленно­го» в материальных запасах, с принципом обеспечения их достаточности для удовлетворения потребностей;

- планирование нормативов производственных запасов с уче­том общего лимита оборотных средств;

- планирование производственных запасов из высоколиквид­ной продукции, в остальных случаях действует принцип ми­нимизации;

- планирование ограниченных запасов продукции для удов­летворения потенциальных заказчиков, настаивающих на не­медленной ее отгрузке по подписанию договора;

- планирование специального лимита по незавершенному про­изводству, выход за пределы которого рассматривается как серьезнейшее финансовое нарушение;

- уменьшение объемов незавершенного производства путем введения специального механизма расчетов с заказчиком за продукцию (т.е. предоплата, оплата за фактически выпол­ненные работы, авансовые платежи).

Производственная деятельность немыслима без заемных средств (краткосрочные банковские ссуды и коммерческий кредит).  Привлечение заемных средств позволяет:

- ускорить оборачиваемость оборотных средств;

- увеличить объем совершаемых хозяйственных операций

- сократить незавершенное производство. Недоступность многих видов кредитных ресурсов, высокая плата за кредит в сочетании с жесткими условиями предоставления требует обеспечения рационального соотношения собственных заемных средств.

Затраты предприятия отражают совокупность его фактических расходов на осуществление уставной деятельной деятельности в течение расчетного периода.

От суммарного объема затрат зависит основной результативный показатель деятельности предприятия — масса прибыли.

Данный путь улучшения финансовых результатов теряет свою актуальность из-за конфискационного характера налоговой систе­мы. Снижение расходов на производство единицы выпускаемой продукции по сравнению с аналогичным показателем у конкурен­тов улучшает финансовый результат, т.е. прежнюю цену на про­дукцию, предприниматель имеет возможность получать с каждой единицы дополнительную прибыль. Можно сохранить прежнюю норму дохода на единицу, снизить ее цену в сравнении с ценой кон­курентов, что приведет к увеличению дополнительной массы при­были за счет увеличения общих объемов реализации.

Все затраты классифицируются и группируются по ряду признаков.

По связи с объемом выпуска затраты делятся на постоянные и переменные.

Постоянные затраты практически не изменяются на объем выписка, но изменяются на единицу обратно пропорционально объ­ему/выпуска (аренда, амортизация).

Переменные затраты не изменяются на единицу продукции, но изменяются на весь выпуск пропорционально объему выпуска (расходы на сырье, материалы, энергоресурсы, зарплата персонала при сдельной форме оплаты, выплата налогов и т.д.).

Смешанные затраты - это затраты, динамика которых частично зависит от изменения объема выпуска (расходы на рекламу, маркетинговые и научные исследования, содержание аппаратного управления).

Целесообразность затрат обеспечивается на стадии планирова­ния, подтверждается финансовыми расчетами. Данное требование соблюдается даже в части расходов, не обеспечивающих прямого экономического эффекта, имеющих социальную и экологическую направленность.

В этом случае рассчитывается косвенный экономический эффект, определяющий либо дополнительную прибыль, либо предотвращенные потенциальные потери по результатам фактически проведенных затрат:

- затраты на социальную поддержку персонала предупреждают финансовые потери от забастовок или ухода квалифицированных специалистов;

- своевременное обновление очистных сооружений позволяет избежать штрафов.

Обоснованность затрат инвестиционного характера определяется сроками их окупаемости.

Информация о работе Анализ операционной деятельности предприятия