Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа
В данной курсовой работе, я хочу рассмотреть анализ операционной деятельности предприятия и провести сравнительный анализ. Цель: рассмотреть в работе сравнительную характеристику организационно-правовых форм предприятий, сравнительную характеристику объединений предприятий, производственную мощность и производственную программу предприятия (фирмы), издержки производства и себестоимость продукции, прибыль предприятия (фирмы) и рентабельность производства, ценовую политику предприятия (фирмы), управление финансами предприятия (фирмы), специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия, основы планирования деятельности предприятий.
Введение.
1 Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предприятий: особенности формирования, управления и объема прав различных форм.
2 Сравнительная характеристика объединений предприятий: тресты, холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, синдикаты, союзы, некоммерческие и коммерческие партнерства и т.д.
3 Производственная мощность и производственная программа предприятия (фирмы): факторы производственной мощности, взаимосвязь производственной программы и производственной мощности, методика расчета производственной мощности, виды производственных мощностей, расчёт баланса загрузки оборудования.
4 Издержки производства и себестоимость продукции: классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции, калькулирование себестоимости: виды калькуляций, методы учета затрат, расчет плановых и фактических калькуляций, разработка сметы затрат на производство и реализацию продукции, методы снижения издержек.
5 Прибыль предприятия (фирмы) и рентабельность производства: сущность, виды, методы планирования и механизм формирования и распределения прибыли, рентабельность продукции, производства, капитала, продаж: сфера применения, взаимосвязи.
6 Ценовая политика предприятия (фирмы): ценовая система (виды цен, их классификация), ценовые стратегии (виды, выбор), ценообразование (методы ценообразования: определение, классификация, выбор).
7 Управление финансами предприятия (фирмы): финансовое планирование на предприятии, бюджетирование, финансовая устойчивость предприятия, операционный (производственный), финансовый и сопряженный рычаги (левередж), оперативное финансовое планирование.
8 Специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия.
9 Основы планирования деятельности предприятий: содержание и методы планирования, стратегическое планирование, перспективные и текущие планы, оперативное планирование и диспетчирование, планирование производства продукции.
Заключение
ЗАТРАТЫ / ПРИБЫЛЬ = СРОК ОКУПАЕМОСТИ.
Необходимо просчитать несколько вариантов осуществления инвестиции.
Критерием выбора является минимальный срок окупаемости.
Целевое использование и эффективное использование выделенных ресурсов обеспечивается в процессе непосредственного осуществления конкретных задач.
Результаты текущего контроля позволяют принимать оперативные решения, направленные на корректировку управляемого процесса.
Основным концептуальным требованием управления затрат условиях переходного периода является ориентация на рациональную минимизацию всех видов затрат.
Прибыль выступает в качестве основной цели и результативного показателя финансово хозяйственной деятельности. Каждый хозяйствующий субъект самостоятелен в выборе бизнеса, определении номенклатуры и ассортимента, затрат и выручки, что позволяет выявить прибыль или убыток по результатам деятельности.
Общий финансовый результат — прибыль (убыток) на определенную дату — определяют путем балансирования общей суммы всех прибылей и убытков.
Прибыль характеризует эффективность реализации ряда направлений деятельности субъекта хозяйствования:
- коммерческого — результативность маркетинговых исследований способствует увеличению объема реализации, а следовательно, и массы прибыли;
- производственного — повышение коэффициента сменности оборудования обеспечивает возможность выпуска дополнительной продукции без дополнительных затрат на увеличение основных фондов;
- технического — внедрение прогрессивных технологий продукции или услуг может содействовать повышению их качественного уровня, а следовательно, привлекательности для потребителя, что обеспечивает возможность выбора между двумя вариантами извлечения дополнительной прибыли за счет увеличения сбыта при сохранении цены, либо увеличении цен при прежнем объеме реализации;
- финансового — путем обеспечения прироста уже полученной от основной деятельности прибыли в процессе ее рационального инвестирования;
- социального — за счет предотвращения потенциальных потерь из-за трудовых конфликтов.
Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики. Основной задачей управления прибылью является: максимизация доходов по имеющимся источникам финансовых ресурсов расширением общей номенклатуры этих источников.
Управление процессом формирования прибыли начинается планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Планирование финансовых поступлений осуществляется на основе исходной инфляции:
- расчетных потребностей в финансовых ресурсах для обеспечения расширенного воспроизводства как суммы затрат всем направлениям деятельности;
- результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступления денежных средств.
Формирование, распределение и использование прибыли определяет различные виды прибыли: прибыль от реализации, балансовая, налогооблагаемая и чистая прибыль.
Управление прибыли от реализации предполагает:
- четкое определение вида бизнеса, делающего наибольшую прибыль;
- увеличение оборачиваемости оборотных средств, обеспечивающих увеличение массы получаемой прибыли;
- рациональное использование средств, вложенных в имущество предприятия.
Управление балансовой прибылью предполагает:
- максимизацию доходов по имеющимися источникам;
- расширение номенклатуры источников формирования балансовой прибыли.
Управление налогооблагаемой прибылью предполагает широкое использование льгот по налогообложению согласно действующему законодательству, уменьшающих величину налогооблагаемой прибыли и обеспечивающих увеличение прибыли в распоряжении предприятия.
Свою учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности, о размере собственных оборотных средств и потребности в заемных средствах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия. Политика управления денежными средствами устанавливает систему планирования и контроля за поступлениями и выплатами.
Основой при разработке финансовой политики предприятия может служить приказ Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № Ц8 «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия».
Качество финансового управления в значительной мере определяется уровнем бухгалтерского и управленческого учета. Для того чтобы управление было эффективным, оно должно опираться на разнообразную и достоверную информацию о состоянии как внутренней, так и внешней среды, быстро реагировать на все происходящие в ней изменения. Учет должен строиться таким образом, чтобы оперативно сводить разрозненную финансовую информацию воедино, определять влияние отдельных факторов среды на общее финансовое положение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных.
Любая система управления финансами функционирует в рамках действующей нормативной базы, начиная с законов и указов Президента и кончая ведомственными указаниями и инструкциями. Кроме того, управление подразумевает использование информации финансового характера, содержащейся в бухгалтерской отчетности, поступающей с товарно-фондовых бирж и кредитной системы.
Денежный оборот предприятия - складывается из движения денежных средств в связи с различными хозяйственными операциями, которые, как уже отмечалось, можно подразделить по экономическому содержанию на три основные категории: текущие, инвестиционные и финансовые. Такая группировка позволяет выявить финансовый результат от каждого из трех направлений деятельности предприятия. Сумма этих результатов определяет чистое изменение денежных средств за период и сверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств по бухгалтерскому балансу.
Таким образом, управление финансами предприятия предполагает контроль за основными характеристиками баланса: долгосрочными и краткосрочными инвестициями, долгосрочными и краткосрочными источниками финансирования во взаимосвязи с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.
Совершение сделок на финансовом рынке предполагает в первую очередь умение проводить операции на фондовых биржах и во внебиржевом обороте. Каждая фирма, выходя на рынок, размещает свободные денежные средства или свои ценные бумаги. Тем самым она влияет на фондовый рынок и сама испытывает его влияние. Финансовый менеджер принимает решение о финансировании активов, выбирая наилучший вариант. Если удается это делать успешно, то цена компании увеличивается и одновременно растет благосостояние акционеров. Логика современного экономического развития приводит к тому, что в управлении крупным предприятием (корпорацией) все большую роль начинает играть финансовый аспект.
8 Специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия.
1. Концентрация производства и масштабы предприятий
Сущность и формы концентрации производства. Уровень развития производительных сил и производственных отношений общества характеризуется степенью разделения труда и его обобществления.
Разделение и обобществление труда выражаются непосредственно в производственных процессах в виде дифференциации и концентрации операций по изготовлению продукции, а на уровне общественного производства в целом - в отраслевой дифференциации и концентрации производства. Отраслевая дифференциация выражается в росте числа отраслей производства, а концентрация - в сосредоточении производства на крупных предприятиях как в рамках каждой отрасли, так и в более широких границах, включающих производственные процессы разных отраслей.
Основная форма общественной организации производства - концентрация, т.е. сосредоточение производства во все более крупных предприятиях. Это определение раскрывает две стороны процесса концентрации - укрупнение предприятий (абсолютная концентрация) и распределение общего объема производства между предприятиями разных масштабов (относительная концентрация). Абсолютная концентрация характеризует масштабы производственных единиц, относительная - долю крупных предприятий в общем объеме производства отрасли, промышленности в целом. Абсолютная концентрация лежит в основе относительной и служит предпосылкой ее развития. Вместе с тем масштабы предприятий не остаются постоянными, а изменяются под влиянием научно-технического процесса, укрупнения единичных мощностей машин, оборудования, агрегатов.
Концентрация производства может осуществляться в четырех формах: укрупнении предприятий, специализации, кооперировании и комбинировании.
Укрупнение предприятий - сосредоточение производства на крупных предприятиях; определяется научно-техническим прогрессом орудий труда (ростом производительности единичных мощностей машин, агрегатов, аппаратов, совершенствованием техники управления и т.п.) и ростом выпуска продукции.
Специализация - сосредоточение (концентрация) однородного массового или крупносерийного производства.
Кооперирование - прямые производственные связи между предприятиями (объединениями), участвующими в совместном изготовлении определенной продукции.
Комбинирование - соединение разных производств, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, комплексную переработку сырья или использование отходов производства в одном предприятии (комбинате).
Эти четыре рациональные формы отраслевой организации производства взаимосвязаны. Они часто дополняют одна другую, и только системный подход к их рассмотрению может обеспечить объективные решения по их использованию.
Оптимальные масштабы производства. В каждой отрасли промышленности оптимальные масштабы предприятий должны определяться оптимальными масштабами производства, условиями транспортировки сырья и готовой продукции и рядом других факторов, связанных с размещением предприятия.
Под оптимальными масштабами производства в промышленности следует понимать такие, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат на производство и реализацию продукции.
В каждой конкретной отрасли имеются оптимальные масштабы предприятий, объективно обусловленные механизмом образования экономического эффекта концентрации от сочетания оптимальных производств с условиями и факторами организации и размещения производства в данной отрасли.
В машиностроении целесообразно создание узкоспециализированных производств по изготовлению отдельных агрегатов, деталей, заготовок и сборке готовых машин.
В обувной промышленности на предприятии средних масштабов пошивочный поток имеет мощность 1 млн. пар обуви в год. Оптимальные масштабы обувного предприятия — три-четыре потока.
Для некоторых производств имеет огромное значение транспортабельность продукции. Например, кирпич далее 200 км от завода поставлять нерентабельно, так как при этом транспортные расходы возрастают на 20—25% за каждые 50 км. Соответственно и мощность кирпичного предприятия не должна превышать 40 млн. шт. в год.
В отдельных отраслях имеются специфические факторы, оказывающие влияние на масштабы производства и предприятий. Например, в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, важен такой фактор, как плотность сырья и допустимый радиус его поставки.
В условиях перехода к рыночной экономике будут развиваться преимущественно малые и средние предприятия. Крупные же предприятия, особенно в машиностроении, как правило, будут дифференцироваться.
Малые и средние предприятия наилучшим образом приспособлены к перестройке производства на новые виды продукции, организации дополнительных рабочих мест.
Информация о работе Анализ операционной деятельности предприятия