Анализ операционной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе, я хочу рассмотреть анализ операционной деятельности предприятия и провести сравнительный анализ. Цель: рассмотреть в работе сравнительную характеристику организационно-правовых форм предприятий, сравнительную характеристику объединений предприятий, производственную мощность и производственную программу предприятия (фирмы), издержки производства и себестоимость продукции, прибыль предприятия (фирмы) и рентабельность производства, ценовую политику предприятия (фирмы), управление финансами предприятия (фирмы), специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия, основы планирования деятельности предприятий.

Оглавление

Введение.
1 Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предприятий: особенности формирования, управления и объема прав различных форм.
2 Сравнительная характеристика объединений предприятий: тресты, холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, синдикаты, союзы, некоммерческие и коммерческие партнерства и т.д.
3 Производственная мощность и производственная программа предприятия (фирмы): факторы производственной мощности, взаимосвязь производственной программы и производственной мощности, методика расчета производственной мощности, виды производственных мощностей, расчёт баланса загрузки оборудования.
4 Издержки производства и себестоимость продукции: классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции, калькулирование себестоимости: виды калькуляций, методы учета затрат, расчет плановых и фактических калькуляций, разработка сметы затрат на производство и реализацию продукции, методы снижения издержек.
5 Прибыль предприятия (фирмы) и рентабельность производства: сущность, виды, методы планирования и механизм формирования и распределения прибыли, рентабельность продукции, производства, капитала, продаж: сфера применения, взаимосвязи.
6 Ценовая политика предприятия (фирмы): ценовая система (виды цен, их классификация), ценовые стратегии (виды, выбор), ценообразование (методы ценообразования: определение, классификация, выбор).
7 Управление финансами предприятия (фирмы): финансовое планирование на предприятии, бюджетирование, финансовая устойчивость предприятия, операционный (производственный), финансовый и сопряженный рычаги (левередж), оперативное финансовое планирование.
8 Специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия.
9 Основы планирования деятельности предприятий: содержание и методы планирования, стратегическое планирование, перспективные и текущие планы, оперативное планирование и диспетчирование, планирование производства продукции.
Заключение

Файлы: 1 файл

ekonomikaa organizacii.doc

— 939.00 Кб (Скачать)

ЗАТРАТЫ / ПРИБЫЛЬ = СРОК ОКУПАЕМОСТИ.

Необходимо просчитать несколько вариантов осуществления инвестиции.

Критерием выбора является минимальный срок окупаемости.

Целевое использование и эффективное использование выде­ленных ресурсов обеспечивается в процессе непосредственного осуществления конкретных задач.

Результаты текущего контроля позволяют принимать оперативные решения, направленные на корректировку управляемого процесса.

Основным концептуальным требованием управления затрат условиях переходного периода является ориентация на рациональную минимизацию всех видов затрат.

Прибыль выступает в качестве основной цели и результатив­ного показателя финансово хозяйственной деятельности. Каждый хозяйствующий субъект самостоятелен в выборе бизнеса, определении номенклатуры и ассортимента, затрат и выручки, что позво­ляет выявить прибыль или убыток по результатам деятельности.

Общий финансовый результат — прибыль (убыток) на опреде­ленную дату — определяют путем балансирования общей суммы всех прибылей и убытков.

Прибыль характеризует эффективность реализации ряда направлений деятельности субъекта хозяйствования:

- коммерческого — результативность маркетинговых иссле­дований способствует увеличению объема реализации, а следовательно, и массы прибыли;

- производственного — повышение коэффициента сменности оборудования обеспечивает возможность выпуска дополни­тельной продукции без дополнительных затрат на увеличе­ние основных фондов;

- технического — внедрение прогрессивных технологий про­дукции или услуг может содействовать повышению их ка­чественного уровня, а следовательно, привлекательности для потребителя, что обеспечивает возможность выбора между двумя вариантами извлечения дополнительной прибыли за счет увеличения сбыта при сохранении цены, либо увеличе­нии цен при прежнем объеме реализации;

- финансового — путем обеспечения прироста уже полученной от основной деятельности прибыли в процессе ее рационального инвестирования;

- социального — за счет предотвращения потенциальных потерь из-за трудовых конфликтов.

Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики. Основной задачей управления прибылью является: максими­зация доходов по имеющимся источникам финансовых ресурсов расширением общей номенклатуры этих источников.

Управление процессом формирования прибыли начинается планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Планирование финансовых поступлений осуществляется на основе исходной инфляции:

- расчетных потребностей в финансовых ресурсах для обеспечения расширенного воспроизводства как суммы затрат всем направлениям деятельности;

- результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступления денежных средств.

Формирование, распределение и использование прибыли определяет различные виды прибыли: прибыль от реализации, балансовая, налогооблагаемая и чистая прибыль.

Управление прибыли от реализации предполагает:

- четкое определение вида бизнеса, делающего наибольшую прибыль;

- увеличение оборачиваемости оборотных средств, обеспечивающих увеличение массы получаемой прибыли;

- рациональное использование средств, вложенных в имущество предприятия.

Управление балансовой прибылью предполагает:

- максимизацию доходов по имеющимися источникам;

- расширение номенклатуры источников формирования балансовой прибыли.

Управление налогооблагаемой прибылью предполагает широкое использование льгот по налогообложению согласно действующему законодательству, уменьшающих величину налогооблагаемой прибыли и обеспечивающих увеличение прибыли в распоряжении предприятия.

Свою учетную политику предприятие должно строить в соответ­ствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При опре­делении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности обо­ротными средствами, в частности, о размере собственных оборотных средств и потребности в заемных средствах (коммерческих, кратко­срочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия. Политика управления денежными сред­ствами устанавливает систему планирования и контроля за поступ­лениями и выплатами.

Основой при разработке финансовой политики предприятия может служить приказ Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № Ц8 «Методические рекомендации по разработке финансовой поли­тики предприятия».

Качество финансового управления в значительной мере определя­ется уровнем бухгалтерского и управленческого учета. Для того что­бы управление было эффективным, оно должно опираться на разно­образную и достоверную информацию о состоянии как внутренней, так и внешней среды, быстро реагировать на все происходящие в ней изменения. Учет должен строиться таким образом, чтобы оперативно сводить разрозненную финансовую информацию воедино, определять влияние отдельных факторов среды на общее финансовое положение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от ре­альных.

Любая система управления финансами функционирует в рамках действующей нормативной базы, начиная с законов и указов Прези­дента и кончая ведомственными указаниями и инструкциями. Кроме того, управление подразумевает использование информации финан­сового характера, содержащейся в бухгалтерской отчетности, посту­пающей с товарно-фондовых бирж и кредитной системы.

Денежный оборот предприятия - складывается из движения денеж­ных средств в связи с различными хозяйственными операциями, кото­рые, как уже отмечалось, можно подразделить по экономическому со­держанию на три основные категории: текущие, инвестиционные и финансовые. Такая группировка позволяет выявить финансовый ре­зультат от каждого из трех направлений деятельности предприятия. Сумма этих результатов определяет чистое изменение денежных средств за период и сверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств по бухгалтерскому балансу.

Таким образом, управление финансами предприятия предполагает контроль за основными характеристиками баланса: долгосрочными и краткосрочными инвестициями, долгосрочными и краткосрочными источниками финансирования во взаимосвязи с текущей деятельнос­тью и перспективами развития предприятия.

Совершение сделок на финансовом рынке предполагает в первую очередь умение проводить операции на фондовых биржах и во вне­биржевом обороте. Каждая фирма, выходя на рынок, размещает сво­бодные денежные средства или свои ценные бумаги. Тем самым она влияет на фондовый рынок и сама испытывает его влияние. Финансо­вый менеджер принимает решение о финансировании активов, выби­рая наилучший вариант. Если удается это делать успешно, то цена ком­пании увеличивается и одновременно растет благосостояние акцио­неров. Логика современного экономического развития приводит к тому, что в управлении крупным предприятием (корпорацией) все большую роль начинает играть финансовый аспект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия.

 

 

1. Концентрация производства и масштабы предприятий

Сущность и формы концентрации производства. Уровень развития производительных сил и производственных отношений общества характеризуется степенью разделения труда и его обобще­ствления.

Разделение и обобществление труда выражаются непосредственно в производственных процессах в виде дифференциации и концентрации операций по изготовлению продукции, а на уровне общественного производства в целом - в отраслевой дифферен­циации и концентрации производства. Отраслевая дифференциация выражается в росте числа отраслей производства, а концентрация - в сосредоточении производства на крупных предприятиях как в рамках каждой отрасли, так и в более широких границах, включающих производственные процессы разных отраслей.

Основная форма общественной организации производства - концентрация, т.е. сосредоточение производства во все более круп­ных предприятиях. Это определение раскрывает две стороны про­цесса концентрации - укрупнение предприятий (абсолютная концентрация) и распределение общего объема производства между предприятиями разных масштабов (относительная концентрация). Абсолютная концентрация характеризует масштабы производствен­ных единиц, относительная - долю крупных предприятий в общем объеме производства отрасли, промышленности в целом. Абсолют­ная концентрация лежит в основе относительной и служит предпосылкой ее развития. Вместе с тем масштабы предприятий не оста­ются постоянными, а изменяются под влиянием научно-технического процесса, укрупнения единичных мощностей машин, оборудования, агрегатов.

Концентрация производства может осуществляться в четырех формах: укрупнении предприятий, специализации, кооперировании и комбинировании.

Укрупнение предприятий - сосредоточение производства на крупных предприятиях; определяется научно-техническим прогрессом орудий труда (ростом производительности единичных мощно­стей машин, агрегатов, аппаратов, совершенствованием техники управления и т.п.) и ростом выпуска продукции.

Специализация - сосредоточение (концентрация) однородного массового или крупносерийного производства.

Кооперирование - прямые производственные связи между предприятиями (объединениями), участвующими в совместном изготовлении определенной продукции.

Комбинирование - соединение разных производств, представ­ляющих собой последовательные ступени обработки сырья, комплексную переработку сырья или использование отходов производства в одном предприятии (комбинате).

Эти четыре рациональные формы отраслевой организации про­изводства взаимосвязаны. Они часто дополняют одна другую, и только системный подход к их рассмотрению может обеспечить объективные решения по их использованию.

Оптимальные масштабы производства. В каждой отрасли промышленности оптимальные масштабы предприятий должны определяться оптимальными масштабами производства, условиями транспортировки сырья и готовой продукции и рядом других факторов, связанных с размещением предприятия.

Под оптимальными масштабами производства в промышленности сле­дует понимать такие, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат на про­изводство и реализацию продукции.

В каждой конкретной отрасли имеются оптимальные масштабы предприятий, объективно обусловленные механизмом образования экономического эффекта концентрации от сочетания оптимальных производств с условиями и факторами организации и размещения производства в данной отрасли.

В машиностроении целесообразно создание узкоспециализированных производств по изготовлению отдельных агрегатов, деталей, заготовок и сборке готовых машин.

В обувной промышленности на предприятии средних мас­штабов пошивочный поток имеет мощность 1 млн. пар обуви в год. Оптимальные масштабы обувного предприятия — три-четыре потока.

Для некоторых производств имеет огромное значение транспортабельность продукции. Например, кирпич далее 200 км от завода поставлять нерентабельно, так как при этом транспортные расходы возрастают на 20—25% за каждые 50 км. Соответствен­но и мощность кирпичного предприятия не должна превышать 40 млн. шт. в год.

В отдельных отраслях имеются специфические факторы, оказывающие влияние на масштабы производства и предприятий. Например, в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, важен такой фактор, как плотность сырья и допустимый ради­ус его поставки.

В условиях перехода к рыночной экономике будут развиваться преимущественно малые и средние предприятия. Крупные же предприятия, особенно в машиностроении, как правило, будут дифференцироваться.

Малые и средние предприятия наилучшим образом приспособ­лены к перестройке производства на новые виды продукции, орга­низации дополнительных рабочих мест.

Информация о работе Анализ операционной деятельности предприятия