Анализ операционной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе, я хочу рассмотреть анализ операционной деятельности предприятия и провести сравнительный анализ. Цель: рассмотреть в работе сравнительную характеристику организационно-правовых форм предприятий, сравнительную характеристику объединений предприятий, производственную мощность и производственную программу предприятия (фирмы), издержки производства и себестоимость продукции, прибыль предприятия (фирмы) и рентабельность производства, ценовую политику предприятия (фирмы), управление финансами предприятия (фирмы), специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия, основы планирования деятельности предприятий.

Оглавление

Введение.
1 Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предприятий: особенности формирования, управления и объема прав различных форм.
2 Сравнительная характеристика объединений предприятий: тресты, холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, синдикаты, союзы, некоммерческие и коммерческие партнерства и т.д.
3 Производственная мощность и производственная программа предприятия (фирмы): факторы производственной мощности, взаимосвязь производственной программы и производственной мощности, методика расчета производственной мощности, виды производственных мощностей, расчёт баланса загрузки оборудования.
4 Издержки производства и себестоимость продукции: классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции, калькулирование себестоимости: виды калькуляций, методы учета затрат, расчет плановых и фактических калькуляций, разработка сметы затрат на производство и реализацию продукции, методы снижения издержек.
5 Прибыль предприятия (фирмы) и рентабельность производства: сущность, виды, методы планирования и механизм формирования и распределения прибыли, рентабельность продукции, производства, капитала, продаж: сфера применения, взаимосвязи.
6 Ценовая политика предприятия (фирмы): ценовая система (виды цен, их классификация), ценовые стратегии (виды, выбор), ценообразование (методы ценообразования: определение, классификация, выбор).
7 Управление финансами предприятия (фирмы): финансовое планирование на предприятии, бюджетирование, финансовая устойчивость предприятия, операционный (производственный), финансовый и сопряженный рычаги (левередж), оперативное финансовое планирование.
8 Специализация, кооперирование, концентрация производства и оптимальные размеры предприятия.
9 Основы планирования деятельности предприятий: содержание и методы планирования, стратегическое планирование, перспективные и текущие планы, оперативное планирование и диспетчирование, планирование производства продукции.
Заключение

Файлы: 1 файл

ekonomikaa organizacii.doc

— 939.00 Кб (Скачать)

Применение оптимальных масштабов производства в качестве базы Для определения уровня специализации учитывает особенно­сти каждого изделия. Для предприятия, выпускающего несколько изделий, уровень специализации определяется коэффициентами специализации по всем изделиям и удельным весом каждого из них в объеме продукции. Так же рассчитывается и уровень специализа­ции производства по отрасли.

Кроме перечисленных используются и другие показатели, на­пример: удельный вес основной (профилирующей) продукции в, общем выпуске предприятия; удельный вес специализированных предприятий в изготовлении определенных изделий и полуфабри­катов; удельный вес покупных комплектующих изделий и полуфаб­рикатов в общем объеме изготавливаемой продукции на предпри­ятии и др.

Для более полной характеристики состояния специализации производства могут быть использованы показатели технического и организационного уровня производства: удельный вес автоматиче­ского и специализированного оборудования в общем его парке; удельный вес поточно-массового производства в общем объеме из­готовления продукции; удельный вес унифицированных деталей, узлов и других полуфабрикатов.

Кооперирование производства. Под кооперированием понимают производственные связи предприятий по совместному производству конечной продукции. Производственное кооперирование — неиз­бежное следствие специализации предприятий на изготовлении от­дельных заготовок, деталей и агрегатов для машин, оборудования.

Процессы кооперирования — это поставки комплектующих по­луфабрикатов и выполнение работ для потребностей определенного производства; связь поставщика с определенными покупателями данного вида продукции; работа поставщиков на определенных по­требителей, изготавливающих готовую продукцию или же продол­жающих формировать полуфабрикат. Поставщик должен выполнять определенные требования потребителя.

Различают кооперирование между предприятиями разных стран, между предприятиями одной страны и по районам страны.

Кооперирование между предприятиями разных стран получило наибольшее развитие во второй половине XX в. Для ведущих про­мышленных стран такая кооперация проявилась через создание транснациональных корпораций. Эти корпорации осуществляют кооперацию между своими предприятиями по всему миру.

Как правило, в ведущих промышленных странах размещаются научные центры, производство наиболее сложных деталей и узлов, а предприятия, расположенные в развивающихся странах, в основ­ном занимаются сборочными работами и изготовлением простых деталей и узлов. В результате такой кооперации за счет более низ­кой оплаты труда в развивающихся странах по сравнению с веду­щими промышленными странами обеспечивается снижение издер­жек на производство продукции.

В Российской Федерации широко распространено коопериро­вание в машиностроении, пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности.

Уровень кооперирования определяется следующими основными показателями:

- удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, полу­чаемых по кооперированию;

- удельным весом полуфабрикатов, изготавливаемых предпри­ятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей про­дукции;

- числом предприятий, кооперирующихся с данным предприятием.

Экономическая эффективность специализации. Экономическая эффективность специализации и кооперирования - результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства. Эффективность организационно-плановых мероприятий проявляется в снижении себестоимости вследствие роста производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная доля экономического эффекта от специализации приходится на повы­шение технического уровня производства и качества продукции. Оба эти направления увеличения эффективности производства дей­ствуют одновременно.

Экономическая эффективность специализации промышленного производства определяется рядом факторов.

- специализация создает условия для расчленения процесса производства продукции на более мелкие операции, каждая из которых закрепляется за рабочими местами, расположен­ными по ходу технологического процесса.

- детализируя и расчленяя производственные процессы, спе­циализация создает предпосылки и благоприятные условия для внедрения эффективных средств комплексной механиза­ции и автоматизации производства.

- специализация обеспечивает более полное использование действующего оборудования. Любая высокопроизводительная машина может быть использована на полную мощность только при постоянном выпуске конструктивно и технологически однородной продукции на основе ее унификации, типизации и стандартизации. Чем выше производительность машины, тем выше должна быть массовость производства продукции, для изготовления которой она предназначена.

- на специализированных предприятиях технический уровень производства значительно выше, чем на универсальных.

 

 

 


9 Основы планирования деятельности предприятий:  содержание и методы планирования,   стратегическое планирование, перспективные и текущие планы, оперативное планирование и диспетчирование, планирование производства продукции.

В настоящее время правительство России уделяет огромное значение поддержке малого и среднего бизнеса. Важнейшей про­блемой для предприятий малого бизнеса является бизнес-планирование, планирование, стратегическое планирование.

Планирование — один из экономических методов управления выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие субъекта хозяйствования в перспективе. Для планирования важным элементом является достоверное необходимых для планирования данных. Любое планирование базируется на неполных данных. Планирование — это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. Планирование позволяет оптимально увязать имеющиеся возмож­ности по выпуску продукции со сложившимся на рынке спросом и предложением. Это вытекает из самой сущности планирования, проявляющейся в том, что:

- во-первых, оно имеет дело с выбором из множества возмож­ной альтернативы развития предприятия в будущем;

- во-вторых, реализация выбранной альтернативы осуществля­ется на основе решений, принимаемых сегодня, поэтому все­гда существует вероятность ошибки;

- в-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточ­няются по времени цели и задачи развития предприятия (начи­ная с производства изделий, их реализации и кончая дальней­шим его развитием); определяются стратегия и политика по их достижению; разрабатываются долгосрочные планы, в ко­торых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики предприятия;

- в-четвертых, исходной посылкой планирования должен стать принцип, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственни­ков, учредителей, коллективов акционеров, государства и т.д.);

- в-пятых, в силу различий в самой сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из от4 дельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, например, приобретение оборудования и характер его использования, кадровая политика, определение ассортимента продукции и рынка сбыта требуют рассмотрения в долговременном; плане. В то же время текущее обеспечение предприятия сырьем и материалами, плата за энергию, воду нуждаются в анализе в краткосрочном периоде.

Сущность планирования наиболее ярко проявляется в принципах планирования, которые в совокупности отражают содержание планирования. В качестве критериев оценки эффективности плани­рования выступают несколько принципов: научность планирования; полнота и точность планирования; непрерывность планирования; эластичность и гибкость планирования; экономичность планирования; возможность контроля планов; возможность оперативной корректировки планов.

Планирование — Выработка и принятие решений — Реализа­ция и программы — Контроль. Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

- выработку общих целей субъекта хозяйствования;

- детализацию и конкретизацию целей для определенного эта­ па развития;

- определение путей, экономических и иных средств дости­жения этих целей;

- контроль за достижением целей.

Важным элементом методики планирования является опреде­ление способа планирования.

Прогрессивный способ (снизу вверх). Этот способ отличает систему делегирования планирования. На каждой новой ступени планы объединяются по структурным подразделениям, в итоге со­здается единый план субъекта хозяйствования.

Ретроградный способ планирования (сверху вниз) представля­ет собой обратную систему. Контрольные цифры доводят до струк­турных подразделений, на основе которых разрабатываются планы структурных подразделений.

Встречное планирование (круговое планирование) объединяет прогрессивное и ретроградное планирование. Данный способ наи­более эффективен.

Важным моментом в методическом обеспечении планирова­ния является выбор техники планирования.

Последовательное планирование предусматривает составление годового плана в декабре отчетного года.

Скользящее планирование предусматривает составление, кор­ректировку предстоящей части перспективного плана. В современных условиях распространенным является скользящее планирование с наложением.

Важным моментом в планировании является выбор методов. В практике распространены обычные методы, которые включают в себя карточные и формулярные наборы, перечни, графики, таблицы. В последние годы методика планирования усовершенствована появились программные продукты фирм ИНЭК, АТЛАНТ, которые позволяют автоматизировать работы по планированию.

Основные направления совершенствования методологии пла­нирования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрес­сивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях по­вышения эффективности производства - снижение материалоем­кости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличе­ние выпуска высококачественной продукции, обеспечение напря­женности и тщательной сбалансированности планов.

Суть планирования состоит в научной постановке целей пред­стоящего развития и применения средств их реального достижения. На уровне предприятия в зависимости от целей, задач и функций действует несколько видов планирования.

1. Стратегическое планирование

Система планирования производственной и сбытовой дея­тельности любого предприятия включает три тесно взаимосвя­занные подсистемы стратегического, текущего и оперативного планирования.

Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление главных направлений дальнейшего его развития на ос­нове максимального использования научно-технического, произ­водственного и кадрового потенциала. Стратегическое планирова­ние, как правило, включает разработку долгосрочных планов, рас­считанных на 10—15 лет. При разработке долгосрочных планов оп­ределяются главные направления, по которым будет развиваться предприятие, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших организационно-экономических и тех­нических мероприятий, обеспечивающих достижения поставлен­ных главных целей. Стадии процесса стратегического планирования предприятия, ориентированного на рынок, представлены на рис. 19.1[1]. Как видно из рисунка, процесс стратегического плани­рования предприятия начинается с определения цели предприятия, его положения в деловой среде с помощью портфельного анализа сфер деятельности.

Важной частью процесса стратегического планирования яв­ляется выработка целей для существующих и новых сфер дея­тельности.

Следующая стадия — разграничение и анализ рынков по сфе­рам деятельности, определение сегментов рынка и основной кон­цепции сочетания элементов маркетинга.

Важное место в процессе стратегического планирования пред­приятия займет определение уровня стратегических сфер деятель­ности. В их числе четыре стадии:

- продуктовая стратегия;

- коммуникационная стратегия;

- ценовая стратегия;

- распределительная стратегия.

Процесс стратегического планирования предприятия, ориенти­рованного на рынок, завершает маркетинговый контроль.

На основе стратегического долгосрочного плана развития предприятия, рассчитанного на 10—15 лет, разрабатываются пер­спективные планы развития на 5—10 лет. В дореформенный пери­од широко были распространены 5-летние перспективные планы развития предприятий. В них содержались более детализирован­ные показатели из долгосрочных 10—15-летних стратегических планов развития.

На основе 5-летних перспективных планов развития предпри­ятия, с учетом произошедших за тот или иной период изменений разрабатываются планы на год. Такие планы носят название текущих. В современных условиях наиболее актуальным видом текуще­го планирования, учитывающим как действующие сферы функцио­нирования предприятия, так и новые сферы, служит бизнес-план.

Информация о работе Анализ операционной деятельности предприятия