Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
Целью данной работы является разработка мероприятий по выявлению резервов и перспектив роста оборота розничной торговли предприятия на основе оценки его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность, состав и классификацию оборота розничной торговли;
изучить товарные ресурсы торгового предприятия: состав, классификацию и показатели, характеризующие их состояние;
Введение 3
1. Теоретические и методические основы формирования и анализа оборота розничной торговли 7
1.1 Понятие, сущность, состав, классификация и значение оборота розничной торговли 7
1.2 Товарные ресурсы торгового предприятия: понятие и общая характеристика 12
1.3 Методика анализа оборота розничной торговли 19
2. Анализ показателей определяющих оборот розничной торговли торгового предприятия ООО «Капитал» 31
2.1 Краткая организационно – экономическая характеристика деятельности торгового предприятия 31
2.2 Анализ состояния и эффективности использования товарных ресурсов торгового предприятия 40
3. Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Капитал», обоснование резервов его роста 51
3.1 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли 51
3.2 Факторный анализ оборота розничной торговли торгового предприятия 58
3.3 Разработка мероприятий по выявлению резервов роста оборота розничной торговли 66
Заключение 71
Библиографический список 77
Следовательно,
можно сделать вывод, что в
целом на предприятии существует
отрицательная тенденция
На рис.
4 наглядно показана данная тенденция
роста оборота розничной
Рисунок 4 – Оборот розничной торговли ООО «Капитал» в действующих и сопоставимых ценах
Далее в таблице 3.2 проанализируем оборот розничной торговли в ООО «Капитал» по кварталам отчетного и прошлого года, данный анализ проводится с целью выявления сезонности в развитии оборота розничной торговли.
Таблица 3.2 - Анализ оборота розничной торговли предприятия ООО «Капитал» по кварталам анализируемого периода, (тыс. руб.)
Кварталы |
Оборот розничной торговли тыс. руб. |
Темп роста в % к прошлому году |
Удельный вес к итогу, % | ||
прошлый год |
отчетный год |
прошлый год |
отчетный год | ||
А |
1 |
2 |
4 |
6 |
7 |
I |
17857,85 |
16775,10 |
93,94 |
23,80 |
23,70 |
II |
18458,12 |
17553,69 |
95,10 |
24,60 |
24,80 |
III |
18983,35 |
17766,03 |
93,59 |
25,30 |
25,10 |
IV |
19733,68 |
18686,18 |
94,69 |
26,30 |
26,40 |
Итого |
75033,00 |
70781,00 |
94,33 |
100,00 |
100,00 |
Рисунок 5 – Динамика оборота розничной торговли ООО «Капитал» по кварталам 2009 – 2010гг., тыс. руб.
Анализируя
оборот розничной торговли по кварталам,
можно сказать о его
Далее, для
того, чтобы рассчитать коэффициент
равномерности оборота
Таблица 3.3 - Данные для расчета равномерности развития оборота розничной торговли в разрезе кварталов
Кварталы |
Темп изменения к прошлому году, % |
||
I |
93,94 |
-0,40 |
0,16 |
II |
95,10 |
0,77 |
0,59 |
III |
93,59 |
-0,75 |
0,56 |
IV |
94,69 |
0,36 |
0,13 |
Итого |
94,33 |
х |
1,43 |
Для расчета коэффициента равномерности используем данные таблицы 3.3.
σ = =0,60
V= *100= 0,63%
Кр=100-0,63=99,37%
Коэффициент равномерности развития оборота розничной торговли в отчетном году равен 99,37%, что означает достаточно равномерное развитие оборота розничной торговли ООО «Капитал» по кварталам отчетного года.
Для оценки
распределения оборота
Результаты расчета индексов сезонности выполним в табл. 3.4.
Таблица 3.4 – Расчет и анализ индексов сезонности развития оборота розничной торговли ООО «Капитал» по кварталам анализируемого периода, тыс. руб.
Кварталы |
Оборот розничной торговли за квартал (Pi) |
Сумма квартальных значений |
Среднеквартальное значение |
Индекс сезонности | ||
2008 год |
2009 год |
2010 год | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I |
14084,85 |
17857,85 |
16775,10 |
48717,80 |
16239,27 |
0,88 |
II |
15500,78 |
18458,12 |
17553,69 |
51512,59 |
17170,86 |
0,94 |
III |
20270,26 |
18983,35 |
17766,03 |
57019,64 |
19006,55 |
1,04 |
IV |
24667,11 |
19733,68 |
18686,18 |
63086,98 |
21028,99 |
1,15 |
Итого год |
74523,00 |
75033,00 |
70781,00 |
55084,25 |
18361,42 |
- |
Далее, в таблице 3.5 проведем анализ объема оборота розничной торговли предприятия в разрезе товарных групп.
Исследование
показало, что в отчетном году по
сравнению с прошлым общий
объем оборота розничной
Самое значительное снижение удельного веса наблюдается по группе товаров «Молочные продукты и яйца» 0,68%, что связано с открытием нового магазина-конкурента.
В целом темп
изменения объема оборота розничной
торговли в действующих ценах
находится в диапазоне от 62,89%
по товарной группе «соль» до 106,81% по группе
«Переработанные (консервированные) фрукты,
овощи, орехи», а в сопоставимых
ценах – от 56,81% до 96,49% по тем же
группам товаров
Также можно отметить колебания в структуре оборота розничной торговли по всем товарным группа от -0,68% по группе «Молочные продукты и яйца» до +0,54% по группе «алкогольные напитки и пиво».
Таблица 3.5 - Анализ оборота розничной торговли ООО «Капитал» в разрезе товарных групп за 2009-2010гг.
Товарные группы |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение (+;-) по |
Темпы роста, % | |||||||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма в дейст. ценах |
индекс цен |
сумма в сопост. ценах |
уд. вес, % |
сумме в дейст. ценах |
сумме в сопост. ценах |
уд. весу, % |
в дейст. ценах |
в сопост. ценах | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. Фрукты, овощи, картофель, орехи (без переработанных фруктов, овощей, орехов) |
5379,87 |
7,17 |
4961,75 |
1,107 |
4482,16 |
7,01 |
-418,12 |
-897,71 |
-0,16 |
92,23 |
83,31 |
2. Мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса |
7158,15 |
9,54 |
6964,85 |
1,107 |
6291,64 |
9,84 |
-193,30 |
-866,50 |
0,30 |
97,30 |
87,89 |
3. Рыба и морепродукты |
4922,16 |
6,56 |
4926,36 |
1,107 |
4450,19 |
6,96 |
4,19 |
-471,98 |
0,40 |
100,09 |
90,41 |
4. Хлеб и мучные кондитерские изделия |
3256,43 |
4,34 |
3227,61 |
1,107 |
2915,64 |
4,56 |
-28,82 |
-340,79 |
0,22 |
99,12 |
89,53 |
5.
Сахаристые кондитерские |
5785,04 |
7,71 |
5223,64 |
1,107 |
4718,73 |
7,38 |
-561,41 |
-1066,31 |
-0,33 |
90,30 |
81,57 |
6.
Мороженое и замороженные |
2641,16 |
3,52 |
2413,63 |
1,107 |
2180,34 |
3,41 |
-227,53 |
-460,83 |
-0,11 |
91,39 |
82,55 |
7. Алкогольные напитки и пиво |
9716,77 |
12,95 |
9548,36 |
1,107 |
8625,44 |
13,49 |
-168,42 |
-1091,34 |
0,54 |
98,27 |
88,77 |
8. Безалкогольные напитки |
5957,62 |
7,94 |
5535,07 |
1,107 |
5000,07 |
7,82 |
-422,55 |
-957,55 |
-0,12 |
92,91 |
83,93 |
9. Табачные изделия |
3451,52 |
4,6 |
2902,02 |
1,107 |
2621,52 |
4,1 |
-549,50 |
-830,00 |
-0,50 |
84,08 |
75,95 |
10. Молочные продукты и яйца |
4171,83 |
5,56 |
3454,11 |
1,107 |
3120,25 |
4,88 |
-717,72 |
-1051,59 |
-0,68 |
82,80 |
74,79 |
11. Пищевые масла и жиры |
3338,97 |
4,45 |
2852,47 |
1,107 |
2576,76 |
4,03 |
-486,49 |
-762,21 |
-0,42 |
85,43 |
77,17 |
12. Мука и макаронные изделия |
3946,74 |
5,26 |
3694,77 |
1,107 |
3337,64 |
5,22 |
-251,97 |
-609,10 |
-0,04 |
93,62 |
84,57 |
13. Крупа |
4066,79 |
5,42 |
4020,36 |
1,107 |
3631,76 |
5,68 |
-46,43 |
-435,03 |
0,26 |
98,86 |
89,30 |
14. Соль |
157,57 |
0,21 |
99,09 |
1,107 |
89,52 |
0,14 |
-58,48 |
-68,05 |
-0,07 |
62,89 |
56,81 |
15. Переработанные (консервированные) фрукты, овощи, орехи |
1418,12 |
1,89 |
1514,71 |
1,107 |
1368,30 |
2,14 |
96,59 |
-49,82 |
0,25 |
106,81 |
96,49 |
16. Сахар |
4156,83 |
5,54 |
4027,44 |
1,107 |
3638,16 |
5,69 |
-129,39 |
-518,67 |
0,15 |
96,89 |
87,52 |
17. Чай, кофе, какао |
4862,14 |
6,48 |
4756,48 |
1,107 |
4296,73 |
6,72 |
-105,66 |
-565,41 |
0,24 |
97,83 |
88,37 |
18. Прочие пищевые продукты |
645,28 |
0,86 |
658,26 |
1,107 |
594,64 |
0,93 |
12,98 |
-50,65 |
0,07 |
102,01 |
92,15 |
Итого |
75033,00 |
100,00 |
70781,00 |
1,107 |
63939,48 |
100,00 |
-4252,00 |
-11093,52 |
х |
94,33 |
85,22 |
Выявить основные изменения в товарной структуре оборота и оценить влияния этих изменений на общий размер оборота позволяет анализ структурных сдвигов. Для чего целесообразно рассчитывать коэффициент абсолютных структурных сдвигов в ассортиментной структуре товарооборота (Кстр.сдв.).
Результаты расчетов коэффициента структурных сдвигов в обороте розничной торговли целесообразно оформить в таблицу (табл. 3.6).
Таблица 3.6 – Расчет коэффициента структурных сдвигов в обороте розничной торговли предприятия в отчетном периоде, %
Товарные группы |
Структура оборота розничной торговли |
| ||
Прошлый год |
Отчетный год | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Фрукты, овощи, картофель, орехи (без переработанных фруктов, овощей, орехов) |
7,17 |
7,01 |
-0,16 |
0,026 |
2. Мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса |
9,54 |
9,84 |
0,30 |
0,090 |
3. Рыба и морепродукты |
6,56 |
6,96 |
0,40 |
0,160 |
4. Хлеб и мучные кондитерские изделия |
4,34 |
4,56 |
0,22 |
0,048 |
5. Сахаристые кондитерские |
7,71 |
7,38 |
-0,33 |
0,109 |
6. Мороженое и замороженные |
3,52 |
3,41 |
-0,11 |
0,012 |
7. Алкогольные напитки и пиво |
12,95 |
13,49 |
0,54 |
0,292 |
8. Безалкогольные напитки |
7,94 |
7,82 |
-0,12 |
0,014 |
9. Табачные изделия |
4,60 |
4,10 |
-0,50 |
0,250 |
10. Молочные продукты и яйца |
5,56 |
4,88 |
-0,68 |
0,462 |
11. Пищевые масла и жиры |
4,45 |
4,03 |
-0,42 |
0,176 |
12. Мука и макаронные изделия |
5,26 |
5,22 |
-0,04 |
0,002 |
13. Крупа |
5,42 |
5,68 |
0,26 |
0,068 |
14. Соль |
0,21 |
0,14 |
-0,07 |
0,005 |
15. Переработанные (консервированные) фрукты, овощи, орехи |
1,89 |
2,14 |
0,25 |
0,063 |
16. Сахар |
5,54 |
5,69 |
0,15 |
0,023 |
17. Чай, кофе, какао |
6,48 |
6,72 |
0,24 |
0,058 |
18. Прочие пищевые продукты |
0,86 |
0,93 |
0,07 |
0,005 |
Итого |
100,00 |
100,00 |
х |
1,861 |
Тогда коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте составит:
Таким образом,
среднее колебание в удельных
весах оборота розничной
В следующем пункте курсовой работы рассмотрим влияние различных факторов на изменение оборота розничной торговли предприятия ООО «Капитал» в отчетном году.
3.2 Факторный анализ оборота розничной торговли торгового предприятия
Важным направлением основного этапа анализа оборота розничной торговли является оценка влияния различных факторов на его изменение.
На изменение объема оборота розничной торговли влияют множество факторов: физический объем и цена, трудовые ресурсы, запасы товаров, торговая площадь, основные фонды, оборотные средства.
Расчет влияния цен и
Таблица 3.7 - Анализ влияния цен и физического объема продаж на изменение оборота розничной торговли в отчетном году (тыс. руб.)
Годы |
Оборот розничной торговли |
Абсолютный прирост (снижение) за год |
Темп роста, % | |||||
в действующих ценах |
индекс цен |
в сопоставимых ценах |
всего |
в т.ч. за счет изменения |
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах | ||
физического объема оборота розничной торговли |
роста цен | |||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Прошлый |
75033,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Отчетный |
70781,00 |
1,107 |
63939,48 |
-4252,00 |
-11093,52 |
6841,52 |
94,33 |
85,22 |