Анализ оборота розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка мероприятий по выявлению резервов и перспектив роста оборота розничной торговли предприятия на основе оценки его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность, состав и классификацию оборота розничной торговли;
изучить товарные ресурсы торгового предприятия: состав, классификацию и показатели, характеризующие их состояние;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические основы формирования и анализа оборота розничной торговли 7
1.1 Понятие, сущность, состав, классификация и значение оборота розничной торговли 7
1.2 Товарные ресурсы торгового предприятия: понятие и общая характеристика 12
1.3 Методика анализа оборота розничной торговли 19
2. Анализ показателей определяющих оборот розничной торговли торгового предприятия ООО «Капитал» 31
2.1 Краткая организационно – экономическая характеристика деятельности торгового предприятия 31
2.2 Анализ состояния и эффективности использования товарных ресурсов торгового предприятия 40
3. Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Капитал», обоснование резервов его роста 51
3.1 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли 51
3.2 Факторный анализ оборота розничной торговли торгового предприятия 58
3.3 Разработка мероприятий по выявлению резервов роста оборота розничной торговли 66
Заключение 71
Библиографический список 77

Файлы: 1 файл

курсак.docx

— 609.63 Кб (Скачать)

 

Следовательно, можно сделать вывод, что в  целом на предприятии существует отрицательная тенденция развития оборота розничной торговли.

На рис. 4 наглядно показана данная тенденция  роста оборота розничной торговли в действующих и сопоставимых ценах.

Рисунок 4 – Оборот розничной торговли ООО «Капитал» в действующих  и сопоставимых ценах

 

Далее в  таблице 3.2 проанализируем оборот розничной  торговли в ООО «Капитал» по кварталам  отчетного и прошлого года, данный анализ проводится с целью выявления  сезонности в развитии оборота розничной  торговли.

 

Таблица 3.2 - Анализ оборота розничной  торговли предприятия ООО «Капитал» по кварталам анализируемого периода, (тыс. руб.)

Кварталы

Оборот розничной торговли тыс. руб.

Темп роста в % к прошлому году

Удельный вес к итогу, %

прошлый год

отчетный год

прошлый год

отчетный год

А

1

2

4

6

7

I

17857,85

16775,10

93,94

23,80

23,70

II

18458,12

17553,69

95,10

24,60

24,80

III

18983,35

17766,03

93,59

25,30

25,10

IV

19733,68

18686,18

94,69

26,30

26,40

Итого

75033,00

70781,00

94,33

100,00

100,00


 

Рисунок 5 – Динамика оборота розничной  торговли ООО «Капитал»  по кварталам 2009 – 2010гг., тыс. руб.

Анализируя  оборот розничной торговли по кварталам, можно сказать о его равномерном  снижении в течение года. Наибольшее снижение к прошлому году наблюдается  в 3 квартале, оно равен 6,41%,наименьшее в 2 квартале, оно составляет 4,9%.

Далее, для  того, чтобы рассчитать коэффициент  равномерности оборота розничной  торговли предприятия составим таблицу 3.3, в которую занесем данные, необходимые  для расчета.

 

Таблица 3.3 - Данные для расчета  равномерности развития оборота  розничной торговли в разрезе  кварталов

Кварталы

Темп изменения к прошлому году, %

I

93,94

-0,40

0,16

II

95,10

0,77

0,59

III

93,59

-0,75

0,56

IV

94,69

0,36

0,13

Итого

94,33

х

1,43


 

Для расчета коэффициента равномерности  используем данные таблицы 3.3.

σ = =0,60

V= *100= 0,63%

Кр=100-0,63=99,37%

Коэффициент равномерности развития оборота розничной торговли  в  отчетном году равен 99,37%, что означает достаточно равномерное развитие оборота  розничной торговли ООО «Капитал»  по кварталам отчетного года.

Для оценки распределения оборота розничной  торговли по отдельным месяцам и  кварталам отчетного года целесообразно  также осуществлять расчет индексов сезонности.

Результаты  расчета индексов сезонности выполним в табл. 3.4.

 

Таблица 3.4 – Расчет и анализ индексов сезонности развития оборота розничной  торговли ООО «Капитал»  по кварталам  анализируемого периода, тыс. руб.

Кварталы

Оборот розничной торговли за квартал (Pi)

Сумма квартальных значений

Среднеквартальное значение

Индекс сезонности

2008 год

2009 год

2010 год

А

1

2

3

4

5

6

I

14084,85

17857,85

16775,10

48717,80

16239,27

0,88

II

15500,78

18458,12

17553,69

51512,59

17170,86

0,94

III

20270,26

18983,35

17766,03

57019,64

19006,55

1,04

IV

24667,11

19733,68

18686,18

63086,98

21028,99

1,15

Итого год

74523,00

75033,00

70781,00

55084,25

18361,42

-


 

Далее, в  таблице 3.5 проведем анализ объема оборота  розничной  торговли предприятия  в разрезе товарных групп.

Исследование  показало, что в отчетном году по сравнению с прошлым общий  объем оборота розничной торговли снизился на 4252,00 тыс. руб. или на 5,67% в действующих ценах, в сопоставимых ценах темп снижения оборота розничной  торговли составил 14,78%.

Самое значительное снижение  удельного веса наблюдается  по группе товаров «Молочные продукты и яйца» 0,68%, что  связано с открытием  нового магазина-конкурента.

В целом темп изменения объема оборота розничной  торговли в действующих ценах  находится в диапазоне от 62,89% по товарной группе «соль» до 106,81% по группе «Переработанные (консервированные) фрукты, овощи, орехи», а в сопоставимых  ценах – от 56,81% до 96,49% по тем же группам товаров соответственно.

Также можно  отметить колебания в структуре  оборота розничной торговли по всем товарным группа от -0,68% по группе «Молочные  продукты и яйца» до +0,54% по группе «алкогольные напитки и пиво».

 

 

Таблица 3.5 - Анализ оборота розничной  торговли ООО «Капитал» в разрезе  товарных групп за 2009-2010гг.

Товарные группы

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+;-) по

Темпы роста, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма в дейст. ценах

индекс цен

сумма в сопост. ценах

уд. вес, %

сумме в дейст. ценах

сумме в сопост. ценах

уд. весу, %

в дейст. ценах

в сопост. ценах

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Фрукты, овощи, картофель, орехи  (без переработанных фруктов,  овощей, орехов)

5379,87

7,17

4961,75

1,107

4482,16

7,01

-418,12

-897,71

-0,16

92,23

83,31

2. Мясо (включая мясо домашней птицы  и дичи), продукты и консервы  из мяса

7158,15

9,54

6964,85

1,107

6291,64

9,84

-193,30

-866,50

0,30

97,30

87,89

3. Рыба и морепродукты

4922,16

6,56

4926,36

1,107

4450,19

6,96

4,19

-471,98

0,40

100,09

90,41

4. Хлеб и мучные кондитерские  изделия

3256,43

4,34

3227,61

1,107

2915,64

4,56

-28,82

-340,79

0,22

99,12

89,53

5. Сахаристые кондитерские изделия,  включая шоколад

5785,04

7,71

5223,64

1,107

4718,73

7,38

-561,41

-1066,31

-0,33

90,30

81,57

6. Мороженое и замороженные десерты

2641,16

3,52

2413,63

1,107

2180,34

3,41

-227,53

-460,83

-0,11

91,39

82,55

7. Алкогольные напитки и пиво

9716,77

12,95

9548,36

1,107

8625,44

13,49

-168,42

-1091,34

0,54

98,27

88,77

8. Безалкогольные напитки

5957,62

7,94

5535,07

1,107

5000,07

7,82

-422,55

-957,55

-0,12

92,91

83,93

9. Табачные изделия

3451,52

4,6

2902,02

1,107

2621,52

4,1

-549,50

-830,00

-0,50

84,08

75,95

10. Молочные продукты и яйца

4171,83

5,56

3454,11

1,107

3120,25

4,88

-717,72

-1051,59

-0,68

82,80

74,79

11. Пищевые масла и жиры

3338,97

4,45

2852,47

1,107

2576,76

4,03

-486,49

-762,21

-0,42

85,43

77,17

12. Мука и макаронные изделия

3946,74

5,26

3694,77

1,107

3337,64

5,22

-251,97

-609,10

-0,04

93,62

84,57

13. Крупа

4066,79

5,42

4020,36

1,107

3631,76

5,68

-46,43

-435,03

0,26

98,86

89,30

14. Соль

157,57

0,21

99,09

1,107

89,52

0,14

-58,48

-68,05

-0,07

62,89

56,81

15. Переработанные (консервированные) фрукты, овощи, орехи

1418,12

1,89

1514,71

1,107

1368,30

2,14

96,59

-49,82

0,25

106,81

96,49

16. Сахар

4156,83

5,54

4027,44

1,107

3638,16

5,69

-129,39

-518,67

0,15

96,89

87,52

17. Чай, кофе, какао

4862,14

6,48

4756,48

1,107

4296,73

6,72

-105,66

-565,41

0,24

97,83

88,37

18. Прочие пищевые продукты

645,28

0,86

658,26

1,107

594,64

0,93

12,98

-50,65

0,07

102,01

92,15

Итого

75033,00

100,00

70781,00

1,107

63939,48

100,00

-4252,00

-11093,52

х

94,33

85,22


 

Выявить основные изменения в товарной структуре  оборота и оценить влияния  этих изменений на общий размер оборота  позволяет анализ структурных сдвигов. Для чего целесообразно рассчитывать коэффициент абсолютных структурных  сдвигов в ассортиментной структуре  товарооборота (Кстр.сдв.).

Результаты  расчетов коэффициента структурных  сдвигов в обороте розничной  торговли целесообразно оформить в  таблицу (табл. 3.6).

 

Таблица 3.6 – Расчет коэффициента структурных сдвигов в обороте  розничной торговли предприятия  в отчетном периоде, %

Товарные группы

Структура оборота розничной торговли

Прошлый год 

Отчетный год 

А

1

2

3

4

1. Фрукты, овощи, картофель, орехи  (без переработанных фруктов,  овощей, орехов)

7,17

7,01

-0,16

0,026

2. Мясо (включая мясо домашней птицы  и дичи), продукты и консервы  из мяса

9,54

9,84

0,30

0,090

3. Рыба и морепродукты

6,56

6,96

0,40

0,160

4. Хлеб и мучные кондитерские  изделия

4,34

4,56

0,22

0,048

5. Сахаристые кондитерские изделия,  включая шоколад

7,71

7,38

-0,33

0,109

6. Мороженое и замороженные десерты

3,52

3,41

-0,11

0,012

7. Алкогольные напитки и пиво

12,95

13,49

0,54

0,292

8. Безалкогольные напитки

7,94

7,82

-0,12

0,014

9. Табачные изделия

4,60

4,10

-0,50

0,250

10. Молочные продукты и яйца

5,56

4,88

-0,68

0,462

11. Пищевые масла и жиры

4,45

4,03

-0,42

0,176

12. Мука и макаронные изделия

5,26

5,22

-0,04

0,002

13. Крупа

5,42

5,68

0,26

0,068

14. Соль

0,21

0,14

-0,07

0,005

15. Переработанные (консервированные) фрукты, овощи, орехи

1,89

2,14

0,25

0,063

16. Сахар

5,54

5,69

0,15

0,023

17. Чай, кофе, какао

6,48

6,72

0,24

0,058

18. Прочие пищевые продукты

0,86

0,93

0,07

0,005

Итого

100,00

100,00

х

1,861


Тогда  коэффициент  абсолютных структурных сдвигов  в обороте составит:

Таким образом, среднее колебание в удельных весах оборота розничной торговли по отдельным группам в общем  его объеме составляет 0,103%. То есть структура оборота розничной  торговли, состоящая из 18-ти товарных групп, в структуре практически  не изменилась, что можно оценить  положительно.

В следующем  пункте курсовой работы рассмотрим влияние  различных факторов на изменение  оборота розничной торговли предприятия  ООО «Капитал» в отчетном году.

 

3.2 Факторный анализ оборота розничной торговли торгового предприятия

 

Важным  направлением основного этапа анализа  оборота розничной торговли является оценка влияния различных факторов на его изменение. 

На изменение объема  оборота  розничной торговли влияют множество  факторов: физический объем и цена, трудовые ресурсы, запасы товаров, торговая площадь, основные фонды, оборотные  средства.

Расчет влияния цен и физического  объема продаж на изменение оборота  розничной торговли проведем в таблице 3.7

Таблица 3.7 - Анализ влияния цен и физического  объема продаж на изменение оборота  розничной торговли в отчетном году (тыс. руб.)

Годы

Оборот розничной торговли

Абсолютный прирост (снижение) за год

Темп роста, %

в действующих ценах

индекс цен

в сопоставимых ценах

всего

в т.ч. за счет изменения

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

физического объема оборота розничной  торговли

роста цен

А

1

2

3

4

5

6

7

8

Прошлый

75033,00

-

-

-

-

-

-

-

Отчетный

70781,00

1,107

63939,48

-4252,00

-11093,52

6841,52

94,33

85,22

Информация о работе Анализ оборота розничной торговли