Анализ оборота розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка мероприятий по выявлению резервов и перспектив роста оборота розничной торговли предприятия на основе оценки его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность, состав и классификацию оборота розничной торговли;
изучить товарные ресурсы торгового предприятия: состав, классификацию и показатели, характеризующие их состояние;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические основы формирования и анализа оборота розничной торговли 7
1.1 Понятие, сущность, состав, классификация и значение оборота розничной торговли 7
1.2 Товарные ресурсы торгового предприятия: понятие и общая характеристика 12
1.3 Методика анализа оборота розничной торговли 19
2. Анализ показателей определяющих оборот розничной торговли торгового предприятия ООО «Капитал» 31
2.1 Краткая организационно – экономическая характеристика деятельности торгового предприятия 31
2.2 Анализ состояния и эффективности использования товарных ресурсов торгового предприятия 40
3. Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Капитал», обоснование резервов его роста 51
3.1 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли 51
3.2 Факторный анализ оборота розничной торговли торгового предприятия 58
3.3 Разработка мероприятий по выявлению резервов роста оборота розничной торговли 66
Заключение 71
Библиографический список 77

Файлы: 1 файл

курсак.docx

— 609.63 Кб (Скачать)

 

Данные  таблицы 3.13 показали, что в отчетном периоде на снижение объема оборота  розничной торговли на 4252,00 тыс. руб. оказали влияние многие факторы  из рассмотренных в данной работе.

Положительное влияние на величину оборота розничной  торговли оказали:

  • рост цен на реализуемые товары на 6841,52 тыс. руб.;
  • увеличение производительности труда на 1107,50 тыс. руб.;
  • увеличение стоимости товарных запасов на начало периода на 5672,00 тыс. руб.;
  • увеличение прочего выбытия на 10,00 тыс.руб.
  • увеличение среднегодовой стоимости оборотных средств на 10662,16 тыс. руб.;

Негативное  влияние на величину оборота розничной  торговли оказали:

  • снижение физического объёма продаж на 11093,52 тыс. руб.;
  • снижение среднесписочной численности работников на 5359,50 тыс.руб.
  • снижение поступления товаров на 531,00 тыс. руб.;
  • снижение скорости обращения оборотных средств на 14914,16 тыс. руб.;
  • снижение оборота розничной торговли на 1 м2 торговой площади на 4252,0 тыс. руб.
  • снижение среднегодовой стоимости основных средств на 3617,97 тыс. руб.
  • рост фондоотдачи на 634,03 тыс. руб.
  • увеличение запасов товаров на конец периода на 5623,00 тыс. руб.

Таким образом, проведенный анализ влияния факторов на рост оборота розничной торговли показал, что руководству предприятия  для дальнейшего  роста необходимо решить следующие задачи:

1. Срочно  создать условия для увеличения  физического объема продаж товаров.

1.1. в  ходе инвентаризации выявлять  неходовые и залежалые товары. Для скорейшей их реализация  разрабатывать мероприятия, например  снижение цены за счет уменьшения  торговой надбавки, проводить сезонные  распродажи товаров, искать новых  потребителей.

1.2. осуществлять  целенаправленную рекламу;

2. Осуществлять  закуп товаров на основании  маркетинговых исследований покупательского  спроса.

3. Искать  новых поставщиков для уменьшения  цены на товары.

По результатам  анализа оборота розничной торговли ООО «Капитал» в пункте 3.3 курсовой работы определим резервы роста  оборота розничной торговли.

 

3.3 Разработка мероприятий по выявлению резервов роста оборота розничной торговли

 

Анализ  финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия неразрывно связан с другими функциями управления - планированием, учётом и регулированием, поэтому является неотъемлемой частью принятия решений в системе управления коммерческой организацией. Финансовые результаты и финансовое состояние  организаций торговли определяются величиной результата хозяйственной  деятельности товарооборота, а так  же эффективностью использования ресурсов: товарных ресурсов и влияния факторов товарного обеспечения на оборот розничной торговли; динамики выполнения плана, состава и структуры товарных запасов, трудовых ресурсов, основных фондов, а так же эффективность  их использования.

После проведённого анализа хозяйственной деятельности предприятия торговли ООО «Капитал»  были выявлены следующие резервы  роста:

  • необходима организация продажи излишне завезённых товаров;
  • необходимость уценки и последующей распродажи устаревших товаров;
  • организация покупательских конференций, выставок-продаж;
  • проведение работ по совершенствованию торговой рекламы;
  • совершенствование маркетинговой и экономической работы;
  • на данном торговом предприятии можно порекомендовать совершенствовать структуру трудовых ресурсов;
  • повышение квалификации торгово-оперативного персонала;
  • совмещение должностей управленческо-административного персонала, возможность делегирования полномочий, из этого следует сокращения числа работников и экономия на заработной плате;
  • приём сотрудников на неполный рабочий день;
  • ликвидация потерь рабочего времени;
  • повышение заработной платы работникам;
  • привести систему материального стимулирования работников в соответствии с результатами их труда;
  • увеличение торговой площади за счёт складских помещений;
  • улучшение условий труда для работников;
  • улучшение режима работы, возможно увеличение продолжительности рабочего дня;
  • применение прогрессивных методов организации торгового процесса;
  • повышение обеспеченности современным торговым оборудованием;
  • совершенствование рекламной и прочей маркетинговой работы;
  • увеличение физического объёма продаж;
  • увеличение товарооборота за счёт интенсивных факторов, а именно увеличение скорости обращения товаров, производительности труда, фондоотдачи, нагрузки на 1кв.м. торговой площади;
  • ускорить оборачиваемость оборотных средств.

Для конкретизации указанных мероприятий  произведем несколько расчетов.

Любое предприятие торговли для  привлечения покупателей в первую очередь расширяет ассортимент  товаров. В ООО «Капитал» ассортимент  товаров довольно широк. Однако, постоянный ассортимент товаров «надоедает» покупателям, поэтому необходимо увеличивать ассортимент желательно новыми товарами – «новинками».

Можно предложить предприятию приобретать  не только молочную продукцию местного производителя ООО «Шарыповское молоко», но и расширить свой ассортимент  за счет сыра этого же производителя. Это относительно новый товар  у этого производителя, но уже  зарекомендовал себя, как товар с  высоким качеством и относительно низкой ценой.

Произведем расчет – сыр «Сусанинский». Покупная стоимость 1 кг. товара составляет 250,00 руб. По предварительным подсчетам  продавцов в среднем за день будет  продаваться 5 кг. продукта.

Рассчитаем себестоимость сыра «Сусанинский» за год:

250,00 х 5,00 х 360 = 450000 руб.

Торговая надбавка по продукту составит 38%. Тогда, валовая прибыль:

450000 х 38 / 100 = 171000,00 руб.

Оборот розничной торговли составит:

450,00 + 171,00  = 621,00 тыс. руб.

При неизменном уровне условно-переменных издержек обращения, равном 7,22% (по данным предприятия) от оборота розничной  торговли, издержки обращения будут  равны:

621,00 х 7,22 /100 = 44,84 тыс. руб.

Тогда, прибыль (убыток) от продаж будет  равен:

171,00-44,84 = 126,16 руб.

Таким образом, расчеты показали, что  при реализации товара высокого качества по более низкой цене, при физическом объеме продаж – 5 кг. в день, прибыль  предприятия до налогообложения  увеличится на 126,16 тыс. руб.

Далее составим таблицу основных показателей  деятельности торгового предприятия  с учетом рекомендаций.

Таблица 3.14 – Основные показатели деятельности торгового предприятия  ООО «Капитал» с учетом рекомендаций

Наименование показателя

Ед. изм.

Отчетный год

Мероприятие – «Расширение ассортимента»

Отчетный год с учетом рекомендаций

Темп изменения, %

А

1

2

5

6

8

Оборот розничной торговли

тыс. руб.

70781,00

621,00

71402,00

100,88

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс. руб.

53456,00

450,00

53906,00

100,84

Валовая прибыль

тыс. руб.

17325,00

171,00

17496,00

100,99

- сумма

- уровень

%

24,48

27,54

24,50

х

Издержки обращения

тыс. руб.

13851,00

44,84

13895,84

100,32

- сумма

- уровень

%

19,57

7,22

19,46

х

Прибыль от продаж

тыс. руб.

3474,00

126,16

3600,16

103,63

- сумма

- рентабельность продаж

%

4,91

20,32

5,04

х


 

С учетом предложенных рекомендаций оборот розничной торговли составит 71402,00 тыс. руб. (0,88%).

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг будет равна 53906,00 тыс. руб., что больше чем в отчетном году на 0,84% 

Валовая прибыль увеличится на 17496,00 тыс. руб. или 0,99% и будет равна 17496,00 тыс. руб.,  а ее уровень составит 24,50%.

Сумма издержек обращения возрастет  на 44,84 тыс. руб. или 0,32% и составит  13895,84 тыс. руб. Уровень издержек обращения  снизится при этом и составит 19,46%.

В итоге величина прибыли от продаж увеличится на 126,16 тыс. руб. или 3,63% и  составит 3600,16 тыс. руб., а рентабельность продаж достигнет значения 5,04%.

Таким образом, предложенные мероприятия  позволят значительно увеличить  чистую прибыль предприятия и  рентабельность конечной деятельности, что оценивается положительно, и  говорит об эффективности внедрения  на предприятие данных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены следующие  задачи:

  • проведен анализ состояния и эффективности использования товарных ресурсов предприятия торговли;
  • проведен анализа оборота розничной реализации;
  • разработаны резервы роста оборота розничной реализации и разработка мероприятий по дальнейшему их росту.

Анализ  основных показателей деятельности ООО «Капитал» за 2009 - 2010гг. показал, что оборот розничной торговли за 2010 год снизился на 4252,00 тыс. руб. или  на 5,67%. В результате оборот розничной  торговли на 1 м 2 торговой площади снизился на 22,86 тыс. руб./м.2 с 403,40 тыс. руб./м.2 в 2009г. до 380,54 тыс. руб./м.2 в 2010г., при неизменной торговой площади 186 м.2 Среднесписочная численность работников торгового предприятия, в том числе и работников торгово-оперативного персонала снизилась в отчётном году по сравнению с предыдущим годом и составила соответственно: 26 человек – общая численность, 17человек торгово-оперативного персонала. За отчётный период производительность труда одного работника торгового предприятия выросла на 42,60 тыс. руб., или на 1,59%, при этом производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала снизилась на 4,91 тыс. руб. Главными предпосылками снижением производительности труда являются снижение объёма оборота розничной торговли (на 5,67%) и не рациональное использование трудовых ресурсов. Это является важным отрицательным результатом хозяйственной деятельности торгового предприятия, поскольку производительность труда влияет на объём оборота розничной торговли, уровень издержек обращения, рентабельность.

Фонд  заработной платы снизился на 160,00 тыс. руб. или на 4,33%, средняя заработная плата одного работника увеличилась  на 4,01 тыс. руб. или на 3,03%. В качестве отрицательного момента следует  отметить темп роста средней заработной платы одного работника на 3,03% при  увеличении производительности труда лишь на 1,59%, что является экономически необоснованным.

На  анализируемом предприятии среднегодовая  стоимость основных фондов снизилась  на 318,00 тыс. руб., при этом фондоотдача  на 1 руб. основных фондов уменьшилась  на 0,10 руб. и в 2010 году составила 11,28 руб. Данная динамика говорит об уменьшении интенсивности использования основных фондов предприятия в анализируемом  периоде, то есть предприятие стало  получать отдачу на каждый вложенный  рубль на 0,10 руб. меньше, чем в  предшествующем периоде, что оценивается  отрицательно.

Фондовооружённость  в анализируемом периоде выросла  на 5,89 тыс. руб./чел. и составила 241,42 тыс. руб./чел., что на 2,5% больше, чем  в предшествующем году. Коэффициент  эффективности использования основных фондов в отчетном году составил 0,502, что на 0,494 меньше, чем в прошлом, что также характеризуется положительно.

Среднегодовая стоимость оборотных средств  увеличилась за счет увеличения товарных запасов на 3671,0 тыс. руб. или на 14,21 %, при этом коэффициент участия  оборотных средств также увеличился на 0,07% и в отчетном году составил 0,42%, что характеризуется позитивно. Товарные запасы призваны обеспечивать соответствие спроса и предложения, совершенствование ассортимента товаров, они необходимы для обеспечения  непрерывности и ритмичности  процесса обращения, их недостаток приносит экономический ущерб предприятию.

Снизилась скорость обращения оборотных средств  на 0,51 оборота, что является негативным моментом в деятельности торгового  предприятия. Иными словами, прибыль  предприятия, полученная с каждого  рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости  средств и от того, какова доля чистой прибыли в выручке от реализации.

Снизилась себестоимость проданных товаров  на 472,00 тыс. руб. или на 0,88%,и составила  в 2010г. 53456,00 тыс. руб., на это оказало  влияние много факторов как внутреннего, так и внешнего порядка

Валовая прибыль снизилась на 3780,00 тыс. руб. или на 17,91%, при одновременном  снижении среднего уровня валовой прибыли  на 3,65%.

Снизились издержки обращения на 698,00 тыс. руб. или на 4,80%, при увеличении их уровня на 0,18% в объеме оборота розничной  торговли, произошло это за счет управляемых факторов – более  рационально использовались оборотные  средства, были найдены более эффективные  формы торгового обслуживания, более  рационально расходовались средства на рекламу, подработку, подсортировку, упаковку товаров, хранение, на тару и  др.

Информация о работе Анализ оборота розничной торговли