Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
Целью данной работы является разработка мероприятий по выявлению резервов и перспектив роста оборота розничной торговли предприятия на основе оценки его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность, состав и классификацию оборота розничной торговли;
изучить товарные ресурсы торгового предприятия: состав, классификацию и показатели, характеризующие их состояние;
Введение 3
1. Теоретические и методические основы формирования и анализа оборота розничной торговли 7
1.1 Понятие, сущность, состав, классификация и значение оборота розничной торговли 7
1.2 Товарные ресурсы торгового предприятия: понятие и общая характеристика 12
1.3 Методика анализа оборота розничной торговли 19
2. Анализ показателей определяющих оборот розничной торговли торгового предприятия ООО «Капитал» 31
2.1 Краткая организационно – экономическая характеристика деятельности торгового предприятия 31
2.2 Анализ состояния и эффективности использования товарных ресурсов торгового предприятия 40
3. Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Капитал», обоснование резервов его роста 51
3.1 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли 51
3.2 Факторный анализ оборота розничной торговли торгового предприятия 58
3.3 Разработка мероприятий по выявлению резервов роста оборота розничной торговли 66
Заключение 71
Библиографический список 77
Анализ товарного обеспечения показал, что в отчетном периоде произошло увеличение товарных запасов на конец отчетного периода - на 37,66%. На начало года объем товарных запасов был также больше, чем в прошлом периоде на 5672,00 тыс. руб. или на 61,25%.
В целом, поступление товаров в отчетном году снизилось на 0,87% или на 531,0 тыс. руб., что является свидетельством неэффективной работы предприятия в отчетном году, т.к. рост снижение поступления товаров на предприятие торговли предполагает снижение физического объема продаж.
Величина прочего выбытия товаров также снизилась на 10,00 тыс. руб. и в отчетном году составила 1182,00 тыс. руб. (99,16%).
Анализ состояния товарных ресурсов
торгового предприятия
Средняя величина товарных запасов в отчетном периоде увеличилась по сравнению с прошлым годом на 3244,00 тыс. руб. или 28,13% и составила в отчетном году 14775,40 тыс. руб.
Таблица 2.4 – Расчет средней величины товарных запасов ООО «Капитал» за 2009-2010 годы
Показатели |
Ед. изм. |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение, (+,-) |
Темп роста, %; |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
Фактические товарные запасы на 01.01 |
тыс. руб. |
9 260,00 |
14 932,00 |
5 672,00 |
161,25 |
01.апр |
тыс. руб. |
11 536,00 |
15 365,00 |
3 829,00 |
133,19 |
01.июл |
тыс. руб. |
12 812,00 |
16 564,00 |
3 752,00 |
129,29 |
01.окт |
тыс. руб. |
13 117,00 |
17 461,00 |
4 344,00 |
133,12 |
31.дек |
тыс. руб. |
14 932,00 |
20 555,00 |
5 623,00 |
137,66 |
Средние товарные запасы |
тыс. руб. |
12 331,40 |
16 975,40 |
4 644,00 |
137,66 |
Величина товарных запасов является не оптимальной для ООО «Капитал», так как не соблюдается соотношение между оборотом розничной торговли и товарными запасами: более высокий темп роста товарных запасов. То есть в ООО «Капитал» происходит затоваривание и замораживание товарной массы.
Таблица 2.5 – Анализ состава и структуры товарных ресурсов ООО «Капитал» за 2009-2010 годы
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения, % | |||
сумма, тыс. руб. |
уд.вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд.вес, % |
по сумме, тыс. руб. |
по уд.весу, % | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Поступление товаров, |
60 792,00 |
84,06 |
60 261,00 |
80,31 |
-531,00 |
-3,75 |
99,13 |
Средние товарные запасы, тыс. руб. |
11 531,40 |
15,94 |
14 775,40 |
19,69 |
3 244,00 |
3,75 |
128,13 |
Итого товарных ресурсов, тыс. руб. |
72 323,40 |
100,00 |
75036,40 |
100,00 |
2 713,00 |
- |
103,75 |
Величина товарных ресурсов ООО
«Капитал» за анализируемый период
возросла на 2713,0 тыс. руб. или 3,75%. В том
числе сумма поступления
В связи с этим в таблице 2.6 проведем расчет обеспеченности оборота розничной торговли товарными ресурсами.
Таблица 2.6 – Расчет коэффициента обеспеченности оборота розничной торговли товарными ресурсами ООО «Капитал» за 2009-2010 годы
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Оборот розничной торговли по себестоимости, тыс. руб. |
53 928,00 |
53 456,00 |
-472,00 |
99,12 |
Товарные ресурсы, тыс. руб. |
73 123,40 |
77 236,40 |
4 113,00 |
105,62 |
Коэффициент обеспеченности |
1,356 |
1,445 |
0,089 |
106,56 |
Таким образом, в отчетном году обеспеченность ООО «Капитал» товарными ресурсами по сравнению с прошлым годом увеличилась на 6,56% или 0,089 пункта.
Далее в таблице 2.7 проведем анализ поступления товаров в разрезе товарных групп.
Таблица 2.7 - Анализ поступления товаров в покупных ценах в разрезе товарных групп
Товарные группы |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения, % | |||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Фрукты, овощи, картофель, орехи (без переработанных фруктов, овощей, орехов) |
4 358,79 |
7,17 |
4 224,30 |
7,01 |
-134,49 |
-0,16 |
96,91 |
2. Мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса |
5 799,56 |
9,54 |
5 929,68 |
9,84 |
130,13 |
0,30 |
102,24 |
3. Рыба и морепродукты |
3 987,96 |
6,56 |
4 194,17 |
6,96 |
206,21 |
0,40 |
105,17 |
4. Хлеб и мучные кондитерские изделия |
2 638,37 |
4,34 |
2 747,90 |
4,56 |
109,53 |
0,22 |
104,15 |
5. Сахаристые кондитерские |
4 687,06 |
7,71 |
4 447,26 |
7,38 |
-239,80 |
-0,33 |
94,88 |
6. Мороженое и замороженные |
2 139,88 |
3,52 |
2 054,90 |
3,41 |
-84,98 |
-0,11 |
96,03 |
7. Алкогольные напитки и пиво |
7 872,56 |
12,95 |
8 129,21 |
13,49 |
256,64 |
0,54 |
103,26 |
8. Безалкогольные напитки |
4 826,88 |
7,94 |
4 712,41 |
7,82 |
-114,47 |
-0,12 |
97,63 |
9. Табачные изделия |
2 796,43 |
4,6 |
2 470,70 |
4,1 |
-325,73 |
-0,50 |
88,35 |
Окончание таблицы 2.7 | |||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10. Молочные продукты и яйца |
3 380,04 |
5,56 |
2 940,74 |
4,88 |
-439,30 |
-0,68 |
87,00 |
11. Пищевые масла и жиры |
2 705,24 |
4,45 |
2 428,52 |
4,03 |
-276,73 |
-0,42 |
89,77 |
12. Мука и макаронные изделия |
3 197,66 |
5,26 |
3 145,62 |
5,22 |
-52,03 |
-0,04 |
98,37 |
13. Крупа |
3 294,93 |
5,42 |
3 422,82 |
5,68 |
127,90 |
0,26 |
103,88 |
14. Соль |
127,66 |
0,21 |
84,37 |
0,14 |
-43,30 |
-0,07 |
66,08 |
15. Переработанные (консервированные) фрукты, овощи, орехи |
1 148,97 |
1,89 |
1 289,59 |
2,14 |
140,62 |
0,25 |
112,24 |
16. Сахар |
3 367,88 |
5,54 |
3 428,85 |
5,69 |
60,97 |
0,15 |
101,81 |
17. Чай, кофе, какао |
3 939,32 |
6,48 |
4 049,54 |
6,72 |
110,22 |
0,24 |
102,80 |
18.Прочие пищевые продукты |
522,81 |
0,86 |
560,43 |
0,93 |
37,62 |
0,07 |
107,19 |
Итого |
60 792,00 |
100,00 |
60 261,00 |
100,00 |
-531,00 |
0,00 |
99,13 |
За анализируемый период наблюдался снижение поступлений товаров в ООО «Капитал» в разрезе многих товарных групп на 531,00 тыс. руб. или 0,87%.
В отчетном году снижение произошло по следующим группам товаров:
В отчетном году рост произошел по следующим группам товаров:
В таблице 2.8 проанализируем поступление товаров в разрезе поставщиков.
Таблица 2.8 Анализ поступления товаров в разрезе поставщиков
Поставщик |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение, (+,-) |
Темп изменения, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. ООО «Холмогорский хлеб» |
1 953,25 |
1 962,10 |
8,85 |
100,45 |
2. ОАО "Красноярский хлеб" |
1 438,10 |
1 480,07 |
41,97 |
102,92 |
3. ОАО «Троя» |
13 325,79 |
12 831,56 |
-494,23 |
96,29 |
4. ОАО АПК «Мавр» |
3 287,81 |
3 947,22 |
659,40 |
120,06 |
5. ООО «Алейка» |
3 714,03 |
3 881,11 |
167,08 |
104,50 |
6. ООО «Русский холод» |
1 772,55 |
1 088,31 |
-684,24 |
61,40 |
7. ООО «АВК» |
25 843,83 |
23 631,71 |
-2 212,12 |
91,44 |
8. ООО "Крассула" |
1 556,90 |
1 425,84 |
-131,07 |
91,58 |
9. ИП Обруч |
1 437,18 |
1 424,57 |
-12,61 |
99,12 |
10. ООО «Континент» |
4 613,69 |
6 497,76 |
1 884,08 |
140,84 |
11 ООО «Шарыповское молоко» |
1 848,87 |
2 090,76 |
241,89 |
113,08 |
ИТОГО: |
60 792,00 |
60 261,00 |
-531,00 |
99,13 |
В ООО «Капитал» поставку товаров осуществляют 11 основных поставщиков. Наибольшее увеличение произошло по продукции ОАО АПК «Мавр» - 20,06%, ООО «Шарыповское молоко» 13,03%, и ООО «Континент» - 40,84%.
Поставки
товаров в ООО «Капитал»
Анализ равномерности поставки товаров в ООО «Капитал» по кварталам 2008-2009 гг. представлен в табл. 2.9.
Таблица 2.9 – Равномерность поставки товаров в ООО «Капитал» по кварталам 2009-2010 гг.
Кварталы |
Поступление товаров, тыс. руб. |
Темп изменения, % |
||||
прошлый год |
отчетный год |
отклонение (+,-) | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I |
14468,50 |
14281,86 |
-186,64 |
98,71 |
-0,42 |
0,17 |
II |
14954,83 |
14944,73 |
-10,10 |
99,93 |
0,81 |
0,65 |
III |
15380,38 |
15125,51 |
-254,87 |
98,34 |
-0,78 |
0,61 |
IV |
15988,30 |
15908,90 |
-79,39 |
99,50 |
0,38 |
0,14 |
Итого год |
60792,00 |
60261,00 |
-531,00 |
99,13 |
х |
1,58 |
Рассчитаем среднеквадратическое отклонение:
Индивидуальное значение темпов изменения квартальных поставок товаров отклоняется от среднего показателя по всему предприятию за год в пределах ±0,628%
Рассчитаем коэффициент вариации: