Анализ оборота розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка мероприятий по выявлению резервов и перспектив роста оборота розничной торговли предприятия на основе оценки его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность, состав и классификацию оборота розничной торговли;
изучить товарные ресурсы торгового предприятия: состав, классификацию и показатели, характеризующие их состояние;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические и методические основы формирования и анализа оборота розничной торговли 7
1.1 Понятие, сущность, состав, классификация и значение оборота розничной торговли 7
1.2 Товарные ресурсы торгового предприятия: понятие и общая характеристика 12
1.3 Методика анализа оборота розничной торговли 19
2. Анализ показателей определяющих оборот розничной торговли торгового предприятия ООО «Капитал» 31
2.1 Краткая организационно – экономическая характеристика деятельности торгового предприятия 31
2.2 Анализ состояния и эффективности использования товарных ресурсов торгового предприятия 40
3. Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Капитал», обоснование резервов его роста 51
3.1 Анализ динамики, состава и структуры оборота розничной торговли 51
3.2 Факторный анализ оборота розничной торговли торгового предприятия 58
3.3 Разработка мероприятий по выявлению резервов роста оборота розничной торговли 66
Заключение 71
Библиографический список 77

Файлы: 1 файл

курсак.docx

— 609.63 Кб (Скачать)

Время обращения  товаров в днях определяется делением суммы среднего товарного запаса текущего хранения на среднедневной  оборот розничной торговли по формулам:

,     (6)

где – длительность одного оборота, дни;

- средние товарные запасы текущего  хранения, тыс. руб.;

 – фактический объем оборота  розничной торговли, тыс. руб.;

 – среднедневной объем  оборота розничной торговли, тыс.  руб.;

 – количество дней в  периоде.

Время обращения  товаров указывает на продолжительность  пребывания товаров в виде товарного  запаса.

Товарооборачиваемость в днях характеризует эффективность  использования товарных запасов  – чем меньше дней, в течение  которых реализуются товары, тем  эффективнее используются оборотные  средства, вложенные в них.

Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов. Товарооборачиваемость, выраженная числом оборотов (в разах) называется скоростью  товарооборота  . Скорость товарооборота определяют делением фактического объема оборота розничной торговли на средние товарные запасы в сумме:

,      (7)

или делением количества дней в периоде  на товарооборачиваемость в днях (В):

,      (8)

Скорость  товарооборота указывает, сколько  раз произошло в течение данного  отчетного периода возобновление  товарного запаса или сколько  оборотов совершили средние товарные запасы при данном товарообороте.

Приведенные выше формулы взаимосвязаны, что  позволяет, зная скорость оборота розничной  торговли, определять время обращения  товаров, а зная время обращения, рассчитать скорость товарооборота.

1. ;  2. ;  3. ,   (9)

Следовательно, скорость товарооборота и время  обращения находятся в пропорциональной зависимости от объема оборота розничной  торговли и величины средних товарных запасов.

Средние товарные запасы в сумме рассчитываются по формуле средней хронологической  моментного ряда:

,    (10)

где – запасы текущего хранения на конкретные даты;

 – количество периодов.

Товарооборачиваемость является качественным показателем  деятельности  торгового предприятия. Ее ускорение позволяет сократить  величину оборотных активов, находящихся  в товарных запасах, что ведет  к снижению издержек обращения, повышению  рентабельности и укреплению финансового  состояния.

Эффективность использования товарных запасов  может быть измерена и с помощью  показателя, характеризующего рентабельность, который определяется как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовым запасам товаров.

,      (11)

Величина  товарных запасов должна быть оптимальной  для предприятия, т.е. с одной стороны, должна быть достаточной для обеспечения  бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны – не должна привести к затовариванию и замораживанию  товарной массы. Общим условием рационального  соотношения между оборотом розничной  торговли и товарными запасами при  их общем увеличении является более  высокий темп роста оборота розничной  торговли.

Только  в этом случае товарные запасы и  оборот розничной торговли будут  положительно влиять на финансовое положение  предприятия и на уровень удовлетворения спроса.

Товарные  запасы являются важным, но не единственным элементом товарных ресурсов предприятия. Другим составляющим элементом является объем поступления товаров. Величина поступления и соответственно закупок  товаров зависит от объема  оборота  розничной торговли, состояния товарных запасов и от величины оборотных  средств конкретного предприятия. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе их анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном  уровне и в процессе выявления  потребности предприятия в товарных ресурсах на планируемый период.

Далее рассмотрим методику анализа оборота розничной  торговли.

 

1.3 Методика анализа оборота  розничной торговли

 

Анализ  оборота розничной торговли заключается  в выявлении его резервов роста  и повышении эффективности деятельности предприятия. Он служит предпосылкой для  его планирования на предстоящий  период и определения рентабельности организации и ее финансового состояния.

Максимизация  прибыли – основная цель деятельности любого торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема оборота розничной торговли, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Следовательно, основной целью  проведения анализа оборота розничной  торговли является изучение возможностей достижения такого его объема, состава  и структуры, который может обеспечить максимально возможную прибыль  при условии качественного обслуживания покупателей.

Методика  экономического анализа товарооборота  включает в себя: изучение выполнения плана товарооборота по валовому товарообороту;  изучение динамики оборота; исследование влияния важнейших  факторов на выполнение плана и динамику товарооборота (товарного обеспечения, запасов, товарооборачиваемости, производительности труда и др.); выявление резервов роста товарооборота и разработка конкретных мероприятий по увеличению товарооборота.

Анализ  оборота розничной торговли базируется главным образом на данных бухгалтерской  статистической и оперативной отчетности.

В процессе анализа решаются следующие задачи:

  • выявляется степень выполнения плана оборота розничной торговли по объему и составу;
  • анализируется динамика этих показателей за предшествующие годы;
  • анализируется равномерность выполнения плана оборота розничной торговли в течение года;
  • выявляется степень удовлетворения спроса покупателей;
  • проводится факторный анализ;
  • выявляются резервы роста и определяются возможности их использования при планировании объема реализации на будущий год [24].

Этапы анализа оборота розничной  торговли представлен на рис. 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Характеристика этапов анализа  оборота розничной торговли [24]

 

Анализируя  динамику объема розничного товарооборота, используют показатели «темп роста», и «темп прироста», которые рассчитываются по следующим формулам:

      (12)

где - темп роста, %;

- розничный товарооборот текущего (отчетного) периода, тыс. руб.;

- розничный товарооборот базисного  периода, тыс. руб.

      (13)

где - темп прироста розничного товарооборота, %.

При расчете  среднегодового темпа роста оборота  торговли расчеты осуществляются по следующей формуле:

,       (14)

где - количество периодов;

- товарооборот последнего года  в динамическом ряду в сопоставимых  ценах к базисному году, тыс.  руб.

Для оценки выполнения плана оборота розничной  торговли определяется процент выполнения плана  по формуле

0,     (15)

где - фактический товарооборот розничного торгового предприятия, тыс. руб.;

- плановый товарооборот розничного  торгового предприятия, тыс. руб.

Для оценки равномерности выполнения плана  товарооборота и его динамики по отдельным товарным группам или  периодам рассчитываются коэффициенты ритмичности и равномерности. Коэффициент  равномерности  рассчитывается по следующим формулам:

,      (16)

 где  - коэффициент вариации, %.

,      (17)

где – среднеквадратическое отклонение

,      (18)

где - число составляющих (товарных групп, месяцев и т. п.);

 – процент выполнения плана  (темп роста) товарооборота по  общему объему, %;

– процент выполнения плана (темп роста) товарооборота по отдельным  временным периодам (месяцам, кварталам) или товарным группам, %.

Распределение оборота розничной торговли по отдельным  месяцам и кварталам года (коэффициент  ритмичности) чаще представляется графически и характеризуется индексами  сезонности , которые рассчитываются по следующей формуле:

,       (19)

где - выполнение плана оборота розничной торговли розничного торгового предприятия за отдельный период (месяц, квартал), тыс. руб.;

- среднемесячный (среднеквартальный)  оборот розничной торговли, тыс.  руб.

Если  за анализируемый период изменились розничные цены, то анализ оборота  торговли розничного торгового предприятия  проводится не только в действующих, но и в сопоставимых ценах. Объем  товарооборота в сопоставимом виде рассчитывается следующим образом:

,      (20)

где – оборот розничной торговли розничного торгового предприятия в сопоставимом виде, тыс. руб.;

- товарооборот розничного торгового  предприятия отчетного года в  действующих ценах, тыс. руб.;

- индекс цен в отчетном  году.

Для анализа  товарооборота розничного торгового  предприятия в разрезе ассортиментной структуры целесообразно рассчитывать коэффициент абсолютных структурных  сдвигов в товарообороте  по следующей формуле:

     (21)

где – удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота предшествующего года, %;

 – удельный вес i-и товарной  группы в общем объеме товарооборота  отчетного года, %;

- количество товарных групп.

Для анализа  оборота торговли розничного торгового  предприятия и его планирования используется формула увязки товарных ресурсов (поступления, остатки товаров) и объема их реализации, которая  выражается балансом розничного оборота, представленным следующим образом:

,     (22)

где – запасы товаров на начало периода, тыс. руб.;

 – поступление товаров,  тыс. руб.;

 – объем реализации товаров  (розничный оборот), тыс. руб.;

 – прочее выбытие товаров,  тыс. руб.;

 – запасы товаров на  конец периода, тыс. руб.

Исходя  из данной формулы, объем оборота  торговли розничного предприятия рассчитывается следующим образом:

,     (23)

Используя вышеуказанную формулу, можно определить с помощью метода цепных подстановок  влияние факторов, связанных с  товарными ресурсами, на объем оборота  торговли розничного торгового предприятия.

Средние товарные запасы в сумме рассчитываются по средней хронологической моментного ряда:

,  (24)

где: – запасы текущего хранения на конкретные даты;

 – количество периодов.

На изменение  объема оборота розничной торговли также оказывают влияние факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов: численность работников и  их производительность труда. Влияние  данных факторов можно измерить методом  разниц или методом цепных подстановок, используя следующую формулу:

,       (25)

где - объем оборота торговли розничного торгового предприятия, тыс. руб.;

- среднесписочная численность  работников, чел.;

- производительность труда работника,  тыс. руб. /чел.

При использовании  метода разниц для определения влияния  трудовых факторов на изменение оборота  розничной торговли применяется  следующая методика:

  1. определяется влияние изменения численности работников на изменение оборота торговли розничного торгового предприятия по следующей формуле:

,   (26)

где - среднесписочная численность работников предприятия в отчетном периоде, чел.;

 –среднесписочная численность  работников предприятия в предыдущем  периоде, чел.;

 – производительность труда  одного работника в предыдущем  периоде, тыс. руб. /чел.;

  1. определяется влияние изменения производительности труда работников на изменение товарооборота розничного торгового предприятия по следующей формуле:

,  (27)

где - производительность труда одного работника в отчетном году, тыс. руб. /чел.

Информация о работе Анализ оборота розничной торговли