Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:32, дипломная работа
Денежные средства являются важнейшей категорией и инструментом управления финансово-хозяйственными процессами на предприятии. Деньги выступают главным источником формирования всех финансовых ресурсов и денежных фондов предприятия.
Хозяйственная деятельность любого субъекта хозяйствования неразрывно связана с движением денежных средств. Каждая хозяйственная операция вызывает либо поступление, либо расходование денежных средств.
Вместе с тем в стране не создана целостная система экономии материальных ресурсов, что снижает конкурентоспособность экономики, эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования.
Энергоемкость валового внутреннего продукта у нас в полтора – два раза выше, чем в развитых государствах со сходными климатическими условиями и структурой экономики. Высока и материалоемкость отечественной продукции. Недостаточно полно используются вторичные ресурсы и отходы производства.
В целях укрепления экономической безопасности государства необходимо обеспечить энергетическую безопасность и энергетическую независимость страны.
К основным нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы энергосбережения, относятся:
1) Директива № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства», которая подписана Президентом Республики Беларусь 14 июня 2007 года.
Назначение
данной Директивы состоит в том,
чтобы обеспечить в 2007-2010 годах и
на перспективу полное и надежное
снабжение населения и
2) Закон Республики Беларусь от 15.07.1998 года № 190-3 «Об энергосбережении».
Им регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения, в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и определяются правовые основы этих отношений. Закон устанавливает энергосбережение в качестве приоритета государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.
В главе 1 Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» дается толкование основных терминов из области энергосбережения и энергетики (ст. 1).
Энергосбережение – организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц. Эта деятельность направлена на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.
Показатель энергоэффективности – научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами.
В главе 2 Закона устанавливаются основы государственного управления энергосбережением. Основным принципом государственной политики и управления является создание правовых и экономических условий, обеспечивающих приоритетность и способствующих заинтересованности в энергосбережении всех субъектов в сфере производства, транспортировки, преобразования и потребления энергии. В настоящее время потребности в энергии за счет собственных энергоресурсов Беларусь обеспечивает приблизительно на 15 %.
Принципы государственного управления в сфере энергосбережения в Беларуси осуществляются через уполномоченный орган – Комитет по энергоэффективности, который регулирует деятельность в сфере энергосбережения и создает условия для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов. Под руководством комитета разработана Республиканская программа по энергосбережению, которая является фундаментом для внедрения методов эффективного и рационального использования энергии во всех сферах деятельности, связанной с производством, передачей, распределением и потреблением энергии.
В Республике Беларусь принята Республиканская программа энергосбережения на 2006 – 2010 годы, основными мероприятиями которой являются:
- повышение эффективности работы генерирующих источников, использующих традиционные виды топлива;
- развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
- снижение потерь при транспортировке энергии;
- утилизация тепловых вторичных энергоресурсов;
- повышение энергоэффективности в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, бюджетной сфере;
- снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- развитие экономической заинтересованности производителей и потребителей энергоресурсов в повышении энергоэффективности;
- создание новых энергоэффективных и импортозамещающих технологий, оборудования и материалов в рамках научно-технической программы;
- реализация международных проектов и соглашений в сфере энергосбережения.
Реализация Программы позволила:
- снизить энергоемкость ВВП в 2010 году на 25 – 30 процентов по отношению к 2005 году;
- достичь экономии топливно-энергетических ресурсов за счет использования современных технологий, оборудования и внедрения других энергосберегающих мероприятий не менее 8 млн.т. усл.т.;
- увеличить использование в республике местных видов топлива, вторичных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов на 1,7 млн.т. усл.т.;
- снизить выбросы парниковых газов в атмосферу на не менее 13 млн. тонн (в эквиваленте СО2).
Основной целью энергетической политики Республики Беларусь на период до 2015 г. является определение путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса, надежное и эффективное энергообеспечение всех отраслей экономики, создание условий для производства конкурентоспособной продукции, достижение стандартов уровня жизни населения аналогичного высокоразвитым европейским государствам.
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь и Комитета по энергоэффективности при Совете министров Республики Беларусь от 24.12.2004 г. №252/45/7 «Об утверждении инструкции по определению эффективности использования средств, направляемых на выполнение энергосберегающих мероприятий».
Постановление
Государственного комитета по стандартизации
Республики Беларусь от 01.08.2007г. №40 «Инструкция
по расчету целевых показателей по энергосбережению».
5.3
Обоснование направлений
ДСУ-20 ОАО
«Дорожно-строительный трест № 3»
В ДСУ-20 ОАО «Дорожно-строительный трест № 3» необходимо провести следующие меры по энерго- и ресурсосбережению:
- провести анализ эксплуатируемого на предприятии оборудования с целью выявления резервов по снижению энергоемкости;
- провести инвентаризацию и установить приборы учета воды;
- продолжить работу по замене ламп накаливания, дросселей и стартеров на энергосберегающие;
- провести модернизацию систем отопления помещений предприятия с использованием прогрессивных энергоэффективных технологий, замена устаревшего оборудования на современное энергосберегающее;
- перевести все собственные котельные и топочные за использование местных видов топлива (за исключением газа);
- внедрить рациональное включение и использование наружного освещения;
- вести постоянный контроль и учет за использованием ТЭР;
- провести замену энергоемких автомобилей ГАЗ-3110 на автомобили «Саманд» (по мере истечения нормативного срока службы);
- установить мойку для собственного транспорта с обратным циклом;
- усилить контроль за использованием бумажной продукции и черновиков, сдача макулатуры.
В качестве направления энергосбережения рассмотрим эффект от внедрения энергоэффективных светильников и автоматических систем управления освещением.
Люминесцентные лампы имеют самую высокую светоотдачу. Трехленточные люминесцентные лампы при очень хорошей светопередаче достигают до 96 люменов/ватт, т.е. почти в 10 раз больше, чем лампа накаливания. Поэтому люминесцентные лампы являются хорошими источниками сбережения энергии, а значит и экономичными. Компактная люминесцентная лампа – это замечательный прибор, который дает мягкий, приятный свет, экономит электроэнергию и деньги.
Данные
для расчета расходов на электроэнергию
при использовании лампы накаливания
Philips А55 230V/100 W Е27 СL и энергосберегающей
лампа Philips Softo Т60 20W/E27 приведены в таблице
5.1.
Таблица 5.1 – Данные для расчета расходов на электроэнергию
Исходные данные | Лампа накаливания Philips А55 230V/100 W Е27 СL | Энергосберегающая лампа Philips Softo Т60 20W/E27 |
Цена лампы, р. | 2 980 | 195 00 |
Мощность лампы, Вт | 100 | 20 |
Срок службы, ч. | 1 000 | 6 000 |
Тариф на электроэнергию за 1 кВт/час, р. | 470 | 470 |
Исходя из таблицы 5.1 можно сделать следующие выводы: энергосберегающая лампа при условии восьмичасового рабочего дня прослужит 750 дней, а каждая из ламп накаливания – 125 дней. За срок службы энергосберегающей лампы придется поменять 6 ламп накаливания. Энергосберегающая лампа за свой срок службы израсходует электроэнергии: 6 000 часов х 20 Вт = 120 000 Вт/ч., т.е. 120 кВт/ч. А набор 6 ламп накаливания мощностью 100 Вт., в свою очередь, израсходует: 6 000 часов х 100. Вт = 600 000 Вт/ч., т.е. 600 кВт/ч.
Следовательно, сумма расходов, при использовании лампы накаливания Philips А55 230V/100 W Е27 СL, составит: 2 980 р. х 6 + 600 кВт/ч, х 470 р. = = 299 880 р. А при использовании энергосберегающей лампы Philips Softo Т60 20W/E27, сумма расходов на электроэнергию составит: 19 500 р. + 120 кВт/ч, х х 470 р. = 75 900 р.
Экономия
при использовании
Приведем
оценку энергосберегающих мероприятий
по экономии теплопотребления вследствие
ручного либо автоматического временного
понижения (ночного, выходного дня) температуры
помещения, недопущения избыточных теплопритоков,
поддержания температурных условий в
помещении. Подробное влияние регулировочно-технического
оснащения системы отражено коэффициентом
сокращения теплопотребления вследствие
поддержания температурных условий в
помещении:
rR
=
,
где t – заданная температура здания, равная нормируемой температуре
основных помещений от 17 до 23°С (принята равной 20°С,
согласно изменениям № 2 СНиП 2.04.05-91);
tz – средняя температура наружного воздуха за отопительный период,
°С (взята в диапазоне значений от самого низкого - 2,5°С до самого
высокого + 5,2°С согласно «Справочнику по теплоснабжению и
вентиляции»);
fR1 и fR2 – коэффициент качества регулировочно-технического
оснащения системы, соответственно, для базового и
применяемого варианта проектных решений (принятых для
расчета 1 – позиции 4 и 8; для расчета 2 – позиции 8 и 10).
Расчет 1. Необходимо определить энергосберегающий эффект от применения жидкостных терморегуляторов на отопительных приборах вместо шаровых кранов при температуре воздуха в помещении t = 20°С и диапазоне средней температуры наружного воздуха за отопительный период tz = - 2,5 + 5,2°С. Тепловой пункт системы в обоих вариантах оснащен регулятором температуры теплоносителя, адаптированным к кривой регулирования системы отопления по погодным условиям.