Внешняя торговля России. Структура импорта и экспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.

Оглавление

Введение
1. Основные методологические аспекты внешней торговли
2. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли.
3. Проблемы конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках.
4. Перспективы присоединения России к Всемирной торговой организации.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономич география - копия.docx

— 63.37 Кб (Скачать)

К операциям, учитываемым  отдельно, относится внешнеэкономическая  деятельность по экспорту и импорту  услуг, как материального, так и нематериального характера, включая услуги по разработке технической документации и другие инженерно-технические работы (услуги), относящиеся к комплектному оборудованию и строительной продукции.

В соответствии с постановлением Правительства РФ сбор, разработку и публикацию данных по внешней торговле осуществляет, как и во многих странах мира, Государственный таможенный комитет России на основе сведений, содержащихся в грузовых таможенных декларациях (ГТД). Грузовые таможенные декларации представляются всеми участниками внешнеэкономических связей, имеются некоторые исключения для физических лиц, которые сводятся к следующему: не составляются грузовые таможенные декларации на ввозимые физическими лицами товары стоимостью до 10 тыс. долларов и весом до 200 кг, но при этом товары стоимостью до 1 тыс. долларов и весом до 50 кг считаются личным имуществом, а остальная часть товарного массива в пределах указанной нормы считается ввезенной (вывезенной) для некоммерческих целей с заполнением на нее таможенного приходного ордера и уплатой таможенной пошлины. Но этот товарный массив ГТК не включает в данные по внешней торговле.

В то же время Центральный  Банк России при разработке платежного баланса этот товарный массив включает в объемы внешней торговли под термином «Неорганизованная торговля».

Другим немаловажным аспектом в разработке данных по внешней торговле является невключение в итоги таможенной статистики сведений об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенной границы (бункерное топливо) и товары, приобретенный российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (российских) портах.

При устранении вышеуказанных  неувязок в квартальных и ежегодных публикациях Государственного Таможенного Комитета России будет обеспечено представление статистических данных по внешней торговле России в полном объеме в соответствии с практикой международной статистики, что значительно облегчит работу пользователей этой информацией.

 

 

2. Особенности  современного развития внешней  торговли России. Динамика и структура  внешней торговли.

За последние десятилетия  стали заметными различия в темпах роста и направлениях внешнеторговой деятельности России. Подобные тенденции привели к существенным сдвигам, как в географической, так и в товарной структуре внешней торговли России.

На протяжении 90-х гг. Российская Федерация неизменно сводила свой внешнеторговый баланс с положительным сальдо. Это относится и к балансу экспортно-импортных операций России со странами дальнего зарубежья. В середине текущего десятилетия импорт из стран ближнего зарубежья несколько превышал поставки туда российских товаров.

Неплохими с 1993 г. были и темпы  роста объемов внешнеторгового оборота Российской Федерации, особенно в середине 90-х гг., когда они увеличивались за год соответственно на 1/6 и 1/5.

Расширение сотрудничества со странами СНГ является одним из приоритетных направлений внешнеторговых и внешнеэкономических связей России, которые установлены на трех уровнях. На долю стран СНГ приходится около 1/4 всего объема внешнеторгового оборота России.

В последние годы более  ¾ общей стоимости экспорта РФ (с учетом торговли со странами-членами  СНГ) приходится на сырьевые товары. Так, в 2003 г. в совокупном экспорте России доля товаров группы «Минеральные продукты», т.е. в основном топливно-энергетические товары, составила 56,5%; на черные и цветные  металлы приходилось 11,4%; на древесину  и целлюлозно-бумажные изделия – 3,3%, а на машины, оборудование и транспортные средства – 8,9%; на химические и другие товары – 19,9%.

Драматические структурные изменения, произошедшие в российской экономике  за годы перестройки, отразились на структуре  внешней торговле страны. Доля машиностроительной продукции во внутреннем машиностроительном производстве сократились с 30 до 17%, легкой промышленности – с 12 до 2%, тогда как доля продукции топливно-энергетического комплекса возросла с 11 до примерно 33%.

В связи с этими процессами в товарной структуре экспорта страны доля сырья и полуфабрикатов увеличилась  с 84% в 1992 г. до почти 90% в 1999 г., а доля готовых изделий сократилась  с 16 до 10%, что было обусловлено, прежде всего, неконкурентоспособностью большинства  видов готовых изделий, предлагаемых на экспорт, а также тяжелым финансовым положением российских предприятий.

Существенные изменения  произошли в объемах поставок и структуре экспорта такой важной товарной группы, как машины, оборудование и транспортные средства.  В 70-е  годы доля этой продукции в структуре  экспорта Советского Союза превышала 20%, хотя и тогда этот показатель не соответствовал структуре внутреннего  производства и был существенно  ниже общемирового уровня (около 30%).

Российский экспорт машин, оборудования и транспортных средств в 2003 г. составил 11917,5 млн. долл., что было больше на 18,5% уровня 2002 г.

Положение с экспортом  отечественного комплектного оборудования и проектно-монтажных услуг в  последние годы не совсем благоприятно. Объем российского экспорта комплектного оборудования в настоящее время  не превышает 1 млрд. долл., что составляет менее 20% объемов технического содействия СССР в 80-е годы. Основными причинами  такого положения является фактический  уход России с рынков комплектного оборудования стран Восточной Европы – бывших партнеров по СЭВ, а также  с рынков большинства развивающихся  стран, что, в свою очередь, обусловлено  резким сокращением объемов государственного финансирования этой формы сотрудничества.

В российском экспорте, как  и ранее, доминируют энергоносители: нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь. Они являются определяющей позицией в товарной группе «Минеральные продукты». В 2003 г. было экспортировано (включая поставки в страны-члены СНГ) 62,1 млн. тонн каменного угля, 223,5 млн. тонн сырой нефти, 20,9 млрд кВт-час электроэнергии, 189,3 млрд. куб. м природного газа и т.д.

Объемы поставок энергоносителей  на внешний рынок становятся столь  значительными, что это начинает негативно сказываться на нормальном обеспечении данной продукцией внутренних потребностей страны, поскольку увеличение объемов экспорта энергоносителей  происходит на фоне прогрессирующего сокращения их добычи.

В общем объеме экспорта на долю топливно-энергетических ресурсов приходилось 56,5%. Только за счет роста средних контрактных цен  на энергоносители, валютные поступления  от экспорта минерального топлива увеличились  более, чем на 10 млрд. долларов.

Важной статьей российского  экспорта является также продукция  черной и цветной металлургии. Снижение платежеспособного спроса переживающей кризис российской промышленности обусловил  рост экспорта металлургической продукции. Так, во второй половине 90-х годов  было экспортировано около 60% произведенного проката черных металлов, 70% рафинированной меди, 80% никеля и алюминия. Россия вышла  на второе место в мире (после  Японии) по экспорту продукции черной металлургии.

В последние годы заметное место в российском экспорте стали  занимать драгоценные металлы, а  также необработанные алмазы, основным покупателем которых является фирма  «Де Бирс».

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия являются традиционными  видами товаров российского экспорта, однако доля этой товарной группы в  структуре экспорта невелика – в 2003 г. она составила немногим более 3%. Повышение экономической эффективности  экспорта данной группы товаров может  быть достигнуто путем увеличения доли поставок изделий более глубокой переработки.

По определенным товарным позициям российские поставки во многом определяют состояние международного торгового обмена. Так Россия занимает первое место в мире по экспорту природного газа, платины, необработанных алмазов, никеля, азотных удобрений  и алюминия; второе место – по поставкам обычных вооружений; третье-четвертое  место в мировом экспорте нефти  и нефтепродуктов, электроэнергии, проката черных металлов и калийных удобрений.

    Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения, как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производятся, или производятся в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первых пятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большой степени с помощью импорта.

Наиболее масштабной позицией российского  импорта является «Машины, оборудование и транспортные средства».

В структуре импорта существенна  доля продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья  для их производства, что вызвано, кроме других причин, резким сокращением  национального производства сельскохозяйственной продукции. Россия в настоящее время  импортирует более 40% от общего объема внутреннего потребления продовольствия, а в продовольственном балансе  Москвы и Санкт-Петербурга доля импорта  составляет более 70%. Насколько это  явление негативно, можно видеть из следующего.

В международной практике существует четкое понимание того, что государство, у которого в общем балансе  внутреннего потребления продовольствия доля импортных поставок приближается к 30%, находится на грани потери своей экономической безопасности и независимости. Из этого следует, что Россия уже далеко перешла эту грань. Отказавшись от импорта фуражного зерна для откорма скота и последующего производства мясомолочной продукции, Россия ввозит в больших количествах эти товары, финансируя тем самым сельскохозяйственное производство промышленно развитых стран и содействуя дальнейшему развалу российского национального сельского хозяйства. Очевидно, что импорт этой продукции, равно как и ввоз растительного масла, сахара, овощей и прочих товаров, производство которых вполне возможно в России, не оправдан ни с экономической, ни с политической точек зрения.

В российском импорте заметное место занимают товары народного  потребления, долю которых можно  оценить в 20-25%, однако большая часть  этого ввоза не находит отражения  во внешнеторговой статистике, так  как осуществляется физическими  лицами (так называемая неорганизованная торговля). В целом более половины внутреннего товарооборота этой продукции приходится на импортные  товары, что также неоправданно и  существенно ослабляет экономическую  безопасность России. Ее полупрозрачные границы со странами - членами СНГ  создают широкие возможности  для контрабанды, которая наносит  значительный экономический ущерб, поскольку заметно сокращаются  поступления от таможенного обложения, являющегося одной из крупнейших статей доходной части бюджета РФ, не говоря уже об экологической и медицинской небезупречности контрабандно поступающих товаров.

3. Проблемы конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках.

Глобализация мировой  экономики, входе которой нарастает открытость национальных хозяйств, имеет одним из своих следствий относительное выравнивание условий конкуренции на национальных рынках. В результате обеспечения правительствами режима наибольшего благоприятствования и национального режима, как того требуют нормы ВТО, национальные и зарубежные производители оказываются в примерно сходных условиях на рынках отдельных стран или их союзов. Поэтому универсальным требованием, предъявляемым открытым хозяйством к любому национальному экономическому субъекту, выступает конкурентоспособность. Быть конкурентным - значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимо оттого, для какого рынка они предназначены: внутреннего или внешнего.

Современная Россия в силу недостаточной конкурентоспособности  большинства отечественных обрабатывающих отраслей выступает в международном обмене в роли поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Такая роль характерна для развивающихся стран, не прошедших периода индустриализации. Изменение нынешнего незавидного положения страны на мировых рынках возможно только при условии ее выхода на более высокие стадии конкурентоспособности.

Будущая модель вхождения  России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном  учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести  следующие:

  • крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
  • наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;
  • многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
  • крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.

Одновременно на внешнеэкономических  связях и всей экономике страны сказываются  слабости, устранить которые в  сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя.

А именно:

  • преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и в технологически продвинутых секторах);
  • колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления;
  • слабая мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость;
  • резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними;
  • ощутимая особенно после распада единого народно- хозяйственного комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на транспорте;
  • большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней задолженности;
  • разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся линий хозяйственных и торговых связей, отсутствие опыта бизнеса маркетинга в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.

Информация о работе Внешняя торговля России. Структура импорта и экспорта