Внешняя торговля России. Структура импорта и экспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.

Оглавление

Введение
1. Основные методологические аспекты внешней торговли
2. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли.
3. Проблемы конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках.
4. Перспективы присоединения России к Всемирной торговой организации.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономич география - копия.docx

— 63.37 Кб (Скачать)

Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.

С другой стороны, вступая  в ВТО, Россия принимает на себя и  обязательство соблюдать жесткие  правила поведения. Если Россия не будет  выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.

По условиям вступления в  ВТО в ответ на открытие для  ее товаров зарубежных рынков Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая часть выпускаемой  в России продукции конкуренции  с зарубежной не выдержит. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными.

Выигрыш от вступления России в ВТО может не оправдать ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика  находится сегодня в таком  состоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими  странами. В условиях падения производства в промышленности, сельском хозяйстве  и других отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производители  все больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все  более покрываются за счет импорта.

Особую проблему представляет приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО  и будущими обязательствами России в связи с ее присоединением. Более  половины действующих сегодня федеральных  экономических законов не соответствуют  нормам ВТО. Предстоят кардинальные изменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов  и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной  и чувствительной сферой российского  законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является региональное законодательство, поскольку в настоящее время  отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности  между Федерацией и регионами  в сфере внешней торговли.

Процедура присоединения  к ВТО предусматривает обязательное закрепление на многие группы товаров  принятого этой организацией уровня таможенных ставок, которые зачастую существенно ниже (в среднем почти в три раза) действующих в России. По отдельным группам товаров предусмотрено так называемое связывание пошлин - фиксирование их на определенном уровне с обязательством не превышать его в течение определенного времени.

При вступлении в систему  ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет  на себя соответствующие обязательства  в области импортной политики.

Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость  изменения существующей торговой политики, а, следовательно, увеличат необходимость  продолжения перестройки российской экономики. России придется пересмотреть таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в  ВТО в итоге восьми раундов  переговоров об их снижении, привести в соответствие с мировыми нормами  торговое законодательство. Кроме того, партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок. Предстоит  жесткий торг на техническом уровне экспертов, которые на переговорах  будут представлять важнейшие экономические  интересы своих стран.

В действительности необходимые  корректировки импортной политики могут также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки зрения проводить линию, которая  заставляла бы предприятия сталкиваться с иностранной конкуренцией, модернизировать  и перестраивать производство в  направлениях, где они имеют всемирное  конкурентное преимущество. Это относится  ко всем странам, независимо от экономической  системы и процедуры принятия решений.

Итак, основываясь на всем вышесказанном, можно сделать следующие выводы. Присоединение России к ВТО позволит создать предсказуемые условия  для деятельности как российских, так и иностранных экономических  операторов. Будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.

В этой связи хотелось бы отметить, что  в отношении вопроса о вступления России в ВТО нельзя однозначно становиться  на сторону либо активных сторонников  этого шага, либо на сторону протекционистов. Здесь необходим определенный баланс интересов, который в данном случае и является наиболее рациональным решением этого нелегкой проблемы. Вопрос, вступать России в ВТО или нет, нельзя рассматривать  только исходя из текущей ситуации, как это делают протекционисты, это  вопрос стратегический. Членство в  ВТО рассчитано на десятилетия. Вопрос об участии в ВТО правомерен и  с точки зрения условий вступления. Главное условие - международный  торговый режим для России, когда  она станет членом ВТО, должен улучшиться по сравнению с ныне действующим. Вступление России в ВТО произойдет не любой ценой для нашей страны, а только на выгодных для нее условиях. Та плата, которую Россия согласна внести за этот шаг, должна быть обязательно соразмерна той выгоде, которую она получит. Однако присоединение к этой международной организации зависит не только от российской стороны, продолжается непростой переговорный процесс. Россия заняла в его ходе конструктивную позицию, она присоединится к ВТО, только если это принесет реальное преимущество экономике страны. Основная задача российской делегации на переговорах - ясно объяснить торговым партнерам, что радикальное открытие рынка для нашей страны сейчас неприемлемо, оно может осуществляться только постепенно.

Видимо, интересам России отвечало бы поэтапное  присоединение к соглашениям  ВТО, осуществляемое в течение определенного  периода времени, необходимого для решения задач реструктуризации и модернизации российской промышленности, реформирования отечественной корпоративной структуры, создания действенной системы государственного регулирования внешних и внутренних хозяйственных отношений. В идеале сам график переходного периода должен бы стать составной частью общегосударственной программы возрождения и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Хотелось  бы надеяться, что переговорный процесс  по поводу вступления России в ВТО  закончится благополучно для нашей  страны и, став членом этой авторитетной организации, Россия войдет, наконец, в  правовое пространство международной  многосторонней торговой системы, вне  рамок которого любая страна оказывается  в положении аутсайдера на мировом рынке товаров и услуг.

 

Заключение

Происходящие во внешнеэкономическом  комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно  с точки зрения их воздействия  на взаимоотношения Российской Федерации  с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю  систему международных экономических  отношений.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления  и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

Будущая модель вхождения  России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном  учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей.

Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему  международных экономических отношений  с тем, чтобы использовать в интересах  страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует  ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

      Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно.

Однако, без создания механизма  эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в  отношениях с мировой хозяйственной  системой.

 

Список литературы

  1. Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова, - М.: Юристъ, 2003.
  2. Семенов К.А. Международные экономические отношения: курс лекций. – М.: Гардарики, 1999.
  3. Фомичев В.И. Международная торговля: учебник; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  4. Е.Ф. Авдокушин «Международные экономические отношения» – М., 2000.
  5. Международные экономические отношения. Учебник д/вузов. Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко и др. под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Юристъ, 2003.
  6. Фрадков П.М. О проблемах присоединения России к ВТО. // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. №8.
  7. Тимаков А.И. Торгово-промышленная палата РФ: концепция присоединения России к Всемирной торговой организации. // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. №3.
  8. Данилин А.В. Методологические аспекты внешней торговли. // Внешнеэкономический бюллетень.2000. №7.
  9. Данилин А.М. Внешняя торговля России в 2003 году. // Внешнеэкономический бюллетень. 2004, №4.
  10. И.Н. Герчикова. Международные экономические организации.//М: "Консалтинг" – 2000.
  11. Рыбалкин В.Е.  МЭО: Третье издание, переработанное и дополненное. М.: ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 1999.
  12. Сеть Интернет:

www.rbc.ru

www.wdi.ru

www.agris.com


Информация о работе Внешняя торговля России. Структура импорта и экспорта