Внешняя торговля России. Структура импорта и экспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.

Оглавление

Введение
1. Основные методологические аспекты внешней торговли
2. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли.
3. Проблемы конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках.
4. Перспективы присоединения России к Всемирной торговой организации.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономич география - копия.docx

— 63.37 Кб (Скачать)

Выход страны из затяжного  экономического кризиса, как подтверждает опят последних двух лет, возможен лишь при сохранении открытости экономики и быстром развитии внешней торговли. Поэтому в ближайшей перспективе Россия вынуждена будет ускоренными темпами развивать торговлю с внешним миром и опираться при этом на имеющиеся конкурентные преимущества (пусть и недостаточно ощутимые), на свою топливно-сырьевую специализацию в международном разделении труда.

Набор механизмов для сохранения ценовой конкурентоспособности  основной массы российских экспортных товаров - сырья и полуфабрикатов, а также импортозамещающей продукции - в условиях рынка достаточно ограничен. Один из таких механизмов - регулирование цен на продукцию и услуги естественных монополий - газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки. Нет необходимости доказывать, что от уровня этих цен в заметной мере зависит объем затрат на производство продукции во всех отраслях экономики.

Второй действенный механизм поддержания конкурентоспособности  отечественных товаров и услуг - целенаправленное воздействие Центробанка России на валютный курс рубля. Обменный курс, видимо, пора перестать рассматривать только как макроэкономический индикатор, по динамике которого оценивается состояние народного хозяйства, только как «якорь», удерживающий экономику от гиперинфляции. Следует, наконец, извлечь уроки из мирового опыта, который показывает, что в развивающихся странах и странах с переходной экономикой сознательно поддерживается заниженный валютный курс. Делается это потому, что указанные страны, как правило, обременены внешней задолженностью и страдают от «утечки» капиталов. Для финансирования того и другого требуется, чтобы экспорт товаров и услуг устойчиво превышал их импорт. Заниженный валютный курс как раз и помогает поддерживать положительное торговое сальдо. Использование валютного курса только для борьбы с инфляцией чревато чрезмерным ростом реального курса и валютным крахом.

Для защиты отечественных  отраслей и поддержания их конкурентоспособности в мире используется широкий арсенал средств - тарифное регулирование, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, нетарифные ограничения, включая квотирование и лицензирование, так называемые «технические» барьеры в торговле. Все эти инструменты в соответствии с действующим законодательством могут применяться и в России. Речь, конечно, никоим образом не должна идти о возведении государством непреодолимых тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения иностранных товаров на российский рынок. В этом случае неизбежны консервация технической отсталости и высокой ресурсоемкости отечественного производства, сохранение непригодных в рыночных условиях форм управления и организации хозяйственной деятельности. Защитные меры, естественно, не должны препятствовать «выбраковке» неэффективных производств, полной либо частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг. Они нужны исключительно для того, чтобы помочь «встать на ноги» потенциально способным выдерживать конкуренцию предприятиям, секторам и отраслям экономики.

Переход России к открытой экономике в начале 90-х гг. привел к разделению народного хозяйства страны на три группы отраслей в зависимости от их конкурентоспособности на внешнем (а также на внутреннем) рынке.

Первая группа — по мировым стандартам конкурентоспособные ресурсные отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, отчасти энергетика, черная и цветная металлургия). Ресурсные отрасли обеспечивали в середине 90-х гг. (до падения мировых цен на сырье и топливо) свыше 75% всего российского экспорта. Эти отрасли могут развиваться на основе самофинансирования с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешние рынки.

Вторая группа — отрасли обрабатывающей промышленности, имеющие большой научно-технический потенциал, способные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. К ним относятся авиакосмическая, атомная промышленности, отчасти энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Данная группа отраслей нуждается в протекционистской политике государства для поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Третья группа — это отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. К таким отраслям относятся автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. В рассматриваемую группу неконкурентоспособных отраслей входит также сельское хозяйство.

В официальных документах для защиты внутреннего рынка из всего спектра регулирующих импорт мер выбираются только тариф и нетарифные виды пошлин. При этом упор делается на унификации и снижение тарифных ставок, что, на наш взгляд, вполне объяснимо. Повысившаяся в последнее время активность государства в обеспечении процесса присоединения России к ВТО позволяет с большой степенью вероятности говорить о том, что основная цель реформирования тарифа состоит в упрощении ситуации для делегации России на переговорах о вступлении в эту организацию (меньше тарифных позиций - короче процесс согласования). Интересы отраслей и предприятий, как показывает их реакция на новые тарифные ставки, иногда приносятся в жертву скорейшему вступлению в ВТО.

В целом же заявленная на предстоящее десятилетие внешнеэкономическая  политика по существу обходит вниманием необходимость повышения конкурентоспособности национальных предприятий и фирм и вряд ли сможет обеспечить изменение позиций России в международном разделении труда.

4. Перспективы присоединения России к Всемирной торговой организации.

В феврале 1994 года Правительство  России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к  ВТО.

Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно — это  серьезный экзамен в Рабочей  группе ВТО российского внешнеторгового  законодательства (включая практику его применения) на предмет определения  его соответствия принципам и  нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО. Другое — это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО.

Присоединение к ВТО —  это присоединение России к сложившейся  в мире развивающейся практике правового  и административного регулирования  международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим  правилам движения товаров и услуг  на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных  экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.

Перед Россией стоит сложная  задача — определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и  условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания  признать того, что многие отрасли  промышленности России обладают сравнительными преимуществами, позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке. Целесообразно подчеркнуть, что ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО не ослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.

Переговоры о присоединении  России к ВТО носят крупномасштабный характер. В них вовлечены несколько  десятков ведомств и правительственных  органов, они требуют организации  и координации переговорного процесса. Уже на начальной стадии переговоров определилась проблема четкого определения баланса национальных экономических интересов России и интересов отдельных групп предпринимателей, производителей и потребителей всех форм собственности.

Путь во Всемирную Торговую Организацию начинается с определения  условий присоединения России к  Генеральному Соглашению по Тарифам  и Торговле. Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для осуществления  торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования  и защищает против торгово-политических дискриминации.

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная  и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана  Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации  мирохозяйственных связей и взаимозависимости  национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  1. выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
  2. международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
  3. возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
  4. защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
  5. Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  6. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  7. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  8. Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  9. Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  10. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  11. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Переговоры, которые проводятся в настоящее время российской делегацией, носят сложный характер. В ходе переговоров проявляется  стремление ряда стран предъявить России дополнительные жесткие требования. В частности:

  1. возможность сохранения, дискриминационных ограничений даже после присоединения России к ВТО на ввоз товаров из России;
  2. возможность неприменения на постоянной основе режима наибольшего благоприятствования в торговле с Россией;
  3. сохранение расширенных обязательств по доступу на рынок услуг на уровне не меньшем, чем тот, который зафиксирован в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и странами ЕС;
  4. фиксация Россией на период переговоров о присоединении к ВТО максимального объема господдержки сельского хозяйства на уровне, немного превышающем фактический, и принятие обязательств о неприменении экспортных субсидий;
  5. принятие Россией обязательств в области услуг, связанных с энергетикой;
  6. принятие Россией обязательств по гарантиям в отношении въезда в Россию для работы специалистов в качестве физических лиц без образования юридического лица.

Членство какого-либо государства  в ВТО является в настоящее  время важнейшим условием его  интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта.

Не будет преувеличением сказать, что установленные ВТО нормы являются, по сути дела, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединиться к ВТО, но одновременно надо принимать и общие для его членов обязанности.

Для России доступ к вышеназванным  преимуществам членства ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Кроме того, болезненным препятствием на пути российского экспорта являются антидемпинговые процедуры, количество которых в последней время постоянно растет.

Вступив в ВТО, Россия получит  возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование  количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России. Мы пользуемся всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияем на их принятие.

Информация о работе Внешняя торговля России. Структура импорта и экспорта