Служебные записки, распоряжения, инструкции и другие внутренние документы компании

Автор: Рита Михайлова, 22 Сентября 2010 в 21:50, доклад

Краткое описание

Как бы разнообразна ни была деятельность учреждения, какую бы фактическую работу оно ни выполняло, составление бумаг и прочее делопроизводство занимает в нем существенное место. Правильное делопроизводство должно точно фиксировать все операции учреждения. Бумага должна совершать свой круговорот с максимальной скоростью и с минимальной затратой труда и времени. Хранение бумаг должно быть проведено по такой системе, чтобы всякая справка могла быть сделана с наибольшей быстротой. Наконец, система внутренней документации должна давать возможность быстрого контроля.
1. Внутренняя документация Вашей компании.
Обязательно ли формулировать цели работы компании на бумаге?
Очевидно, что любой предприниматель заинтересован в успешной деятельности своей компании. Для успешного начала и поддержания деятельности предприятия его владельцами и управляющими намечаются цели и задачи. Цели — это четко определенные результаты, к достижению которых стремится организация. Система задач — это тот фундамент, на котором базируется ее повседневная деятельность.
Цели могут быть, например, такими: максимальное увеличение чистой прибыли, удовлетворение потребностей клиентов, учет интересов сотрудников, максимальное увеличение доли ранка, принесение пользы обществу.
Ни сами организации, ни специалисты по этим вопросам не пришли к согласию о том, насколько конкретными должны быть цели. Однако все согласны с тем, что они должны быть обязательно (их также называют задачами, миссиями, основными принципами и т.п.).
Цели организации выполняют следующие функции:
Они определяют курс, которому следует организация.
Они устанавливают основные принципы функционирования компании.
Они формируют документ, дающий организации право на существование и функционирование.
Они служат нормами, соблюдение которых может привести к достижению успеха.
Они показывают желаемое состояние дел (а не уже достигнутое).

Оглавление

Внутренняя документация Вашей компании.
Особенности работы с внутрифирменной документацией.
Правила подготовки служебных записок.
Записки и сообщения по электронной почте.
Как написать хорошую инструкцию.
Составление организационно-распорядительных документов.
Типичные ошибки.

Файлы: 1 файл

СЛУЖЕБНЫЕ ЗАПИСКИ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Основную нагрузку в распорядительных документах несет  распорядительная часть, которая излагается в повелительной форме. В зависимости  от вида документа она начинается словами: «постановляет» («постановил») — в постановлении; «решает» («решил») — в решении; «предлагаю» — в распоряжении; «приказываю» — в приказе. Вид распорядительного документа предопределяет и характер изложения его текста. Слова «постановляет» («ПОСТАНОВИЛ»), «решает» («РЕШИЛ»), «предлагаю», «ПРИКАЗЫВАЮ» печатаются прописными буквами или строчными вразрядку, т.е. они зрительно выделяются и таким образом отделяют констатирующую часть документа от распорядительной. Располагаются эти слова на отдельной строке прямо от полей.

Каковы  особенности текста распорядительной части  документов?

Текст распорядительной (постановляющей) части документа  следует с новой строки абзаца. К формулировкам этой части документа  предъявляются особенно жесткие  требования. Они должны быть конкретными, четкими, ясными, не допускающими различных  толкований, а также не противоречить по смыслу ранее изданным распорядительным документам. В них рекомендуется избегать неконкретных выражений типа поднять, повысить, усилить, улучшить, активизировать, обратить внимание и т.д. Сформулированные таким образом поручения расплывчаты, проверка их выполнения затруднительна.

Если распорядительная часть предполагает различные по характеру действия и нескольких исполнителей, она делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. В каждом пункте указываются исполнитель (организация, структурное подразделение, конкретное должностное лицо), предписываемое действие и срок исполнения. Исполнитель указывается в дательном падеже. Можно указывать и обобщенно, например: начальникам отделов, деканам факультетов и т.п. Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме — «подготовить», «зачислить», «организовать», «обеспечить», «возложить», «разработать» и т.д. Срок исполнения должен быть реальным, соответствовать объему предполагаемых работ. Распорядительный документ может иметь общий для всех пунктов исполнительный срок. Однако чаще срок исполнения устанавливается для каждого задания в отдельности. В конце текста распорядительного документа помещается перечень документов, утративших силу или подлежащих изменению с изданием данного акта.

Какова  процедура дальнейшего  оформления и издания  распорядительных документов?

Распорядительные  документы могут иметь приложения, указания на которые даются в соответствующих  пунктах текста. Реквизит «Приложение» после текста распорядительных документов самостоятельно не оформляется.

Текст распорядительного  документа должен иметь заголовок.

Подготовив текст  распорядительного документа, приступают к его оформлению. Распорядительные документы оформляются на общем  бланке, формат А4.

Завершающим этапом работы с проектами распорядительных документов является их согласование и подписание.

Проекты распорядительных документов, принимаемых коллегиальными органами, — постановлений и решений — обсуждаются и принимаются на заседаниях. В ходе обсуждения в них можно вносить поправки и дополнения. Доработанные проекты выносятся на утверждение на следующее заседание.

Полностью подготовленные проекты документов представляются на подпись. Приказы и распоряжения подписываются руководителем или  его заместителем. Постановление и решение имеют две подписи — председателя и секретаря (управляющего делами) коллегиального органа. Подписывается первый экземпляр документа, изготовленный на бланке. Распорядительные документы вступают в силу с момента их подписания или доведения до сведения исполнителя. В ряде случаев срок вступления в силу и срок действия акта управления указываются в самом документе.

Особое значение придается доведению распорядительного  документа до сведения исполнителя. Постановления, решения, распоряжения, приказы тиражируются и рассылаются в соответствии со списком, подготовленным составителями проекта документа.

В каких случаях  издаются приказы?

Приказ — это правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующего на основе единоначалия, для решения основных и оперативных задач, стоящих перед данным предприятием.

Оформлению приказами  подлежат:

  • Решения и поручения, связанные с организацией работы, порядком деятельности предприятия и другими основными вопросами деятельности, имеющие постоянный характер и обязательные для исполнения, а также возникающие при проведении важных организационных мероприятий;
  • Утверждение и введение в действие положений, уставов, правил, инструкций и т.п. и при необходимости решение вопросов по проведению определенных организационных мероприятий, связанных с введением этих документов;
  • Вопросы реорганизации, создания, ликвидации структурных подразделений;
  • Итоги работы предприятия, объявления результатов проверок и ревизий;
  • Прием на работу, перевод на другую работу, увольнение работников;
  • Поощрение работников, наложение дисциплинарных взысканий и другие кадровые вопросы.

Приказы должны издаваться только в случаях действительной необходимости. Изменения и дополнения в приказы, а также их отмена производятся только приказами.

Юридическим основанием для издания приказов являются:

  • Законы Российской Федерации;
  • Указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
  • Постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;
  • Необходимость правового регулирования деятельности предприятия и решения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием.

Приказы подразделяются на приказы по основной деятельности и приказы по личному составу.

Каковы  особенности подготовки и оформления приказов по основной деятельности?

Проекты приказов, как и проекты других распорядительных документов, должны составляться на основе тщательного и всестороннего  изучения затрагиваемых в них  вопросов с тем, чтобы содержащиеся в проектах предложения:

  • Были конкретными и реальными, соответствовали действующему законодательству, компетенции подразделения предприятия;
  • Обеспечивались необходимыми материально-техническими средствами и финансированием;
  • Исключали необходимость выпуска дополнительных приказов в связи с неполнотой или недоработкой предыдущего приказа.

Если ранее  изданный приказ подлежит изменению  частично, то в проекте приказа  дается новая редакция конкретного  пункта, например: «Пункт 5 приказа от_______ №_______ изложить в следующей редакции:___________» (далее дается новый текст).

Приказы, являющиеся дополнением к ранее изданным, должны иметь в тексте оговорку:

«В дополнение к приказу от___________ №_________».

Наличие приложений к приказу должно обязательно  оговариваться в конце соответствующего пункта. Если в приказе дается ссылка «согласно приложению» или «прилагается», то на первой странице приложения в правом верхнем углу пишется:

Приложение к  приказу 

От 00.00.0000 № 00

При наличии  нескольких приложений они нумеруются без знака №:

«Приложение 1 к  приказу ______________».

Если приложением  к приказу является утвержденный им документ, который впоследствии действует в виде самостоятельного документа, то на нм в правом верхнем  углу проставляется гриф в соответствии с ГОСТ 6.38-90:

Утверждено 

Приказом от 00.00.0000 № 00

В приказах по основной деятельности не рекомендуется отражать вопросы по личному составу, так  как сроки хранения этих документов различны. Допускается в приказах по созданию, реорганизации, ликвидации подразделений предприятия наряду с изложением задач нового подразделения указание о назначении его руководителя.

Приказ оформляется  на специально разработанном бланке «Приказ» или на общем бланке с  указанием вида документа. Заголовок  приказа начинается с предлога «О» («Об»), например: О создании..., Об утверждении..., Об итогах... и пр.

Текст констатирующей части приказа обычно начинается с формулировки: «В соответствии...», «Во исполнение...», «В целях...», «Для...».

Последним пунктом  приказа должно быть определено структурное  подразделение или должностное лицо, ответственное за исполнение приказа в целом: «Контроль за исполнением приказа возложить на...».

Проект приказа  до представления на подпись должен быть тщательно отредактирован, согласован с заинтересованными структурными подразделениями, завизирован на первом экземпляре должностными лицами, которых он касается, и пройти юридическую экспертизу.

Роекты приказов, выполнение которых требует финансового  обеспечения, согласовываются с  финансовым директором или главным  бухгалтером.

Визы проставляются в соответствии с ГОСТ 6.38-90 на первом экземпляре приказа после реквизита «подпись». Виза включает должность визирующего, подпись, расшифровку его подписи и дату согласования. Возражения, замечания или дополнения к проекту документа излагаются на отдельном листе. В этом случае виза имеет следующую форму:

С проектом не согласен. Замечания прилагаются.
Начальник планового отдела Подпись Сидоров И.И.
Дата    

Приказы по основной деятельности подписываются руководителем, а в его отсутствие — заместителем, исполняющим обязанности руководителя в соответствии с приказом о распределении обязанностей между руководством или специально изданным по данному вопросу.

Не допускается  подписывать приказ с предлогом  «за» или проставлением косой  черты перед наименованием должности. Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте приказа, отсутствует, то он перепечатывается.

Регистрация приказа  должна проводиться в день его  подписания. Индекс приказа состоит  из порядкового регистрационного номера документа в пределах календарного года, например: Приказ № 000, 20 января 2002 года.

Что характерно для приказов по личному составу?

Приказами по личному  составу документально оформляются: прием, перевод на другую работу, увольнение, изменение условий труда, присвоение разрядов, установление размеров оплаты труда, предоставление отпусков, командирование сотрудников, наложение дисциплинарных взысканий и пр.

По структуре  приказы могут быть простыми и  сложными. Если приказ касается одного лица, то он называется простым (индивидуальным). В заголовках к текстам таких приказов пишется: О приеме на работу..., О переводе на другую работу..., О поощрении... и пр.

Объединение в  приказе нескольких распорядительных пунктов делает приказ сложным. Заголовок  в таких приказах часто отсутствует или делается общим («По личному составу»). Практика создания сложных приказов нерациональна, так как затрудняет их исполнение и формирование.

Распорядительная  часть приказа начинается с указания фамилии (печатается ПРОПИСНЫМИ буквами), имени и отчества (печатается полностью строчными буквами); в ней должны быть точные формулировки решения того или иного кадрового вопроса. В сложных приказах распорядительная часть делится на пункты. Действие одного характера, касающееся одного или нескольких лиц, оформляется отдельным пунктом, например:

1. Перевести: 

1.1. АЛЯБЬЕВА  Ивана Николаевича...

1.2. ПЯТКИНА Семена  Викторовича...

2. Уволить: 

2.1. ЖУКОВА Сергея  Ивановича...

В таких приказах, как правило, существует определенная последовательность расположения отдельных вопросов. Сначала — назначение на должности, затем — перевод на другие должности, далее — освобождение от занимаемых должностей.

Если в пункте перечисляется несколько фамилий, то они следуют в алфавитном порядке. Приказ по личному составу должен по каждому пункту содержать основание (в сложных — по каждому пункту и подпункту), в котором указываются документы, послужившие основанием для его издания. В приказе по личному составу обязательна запись:

С приказом ознакомлен Подпись Расшифровка подписи
Дата    

Информация о работе Служебные записки, распоряжения, инструкции и другие внутренние документы компании