Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:19, курсовая работа
Важнейшей функцией кадровой службы организации (или сотрудника, ответственного за кадры) является ведение кадровой документации, основной частью которой составляют личных дел сотрудников.
Документация по личным делам отражает вопросы движения работников в организации, а именно прием, перевод, увольнение и т. д.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПРИ ВЕДЕНИИ ЛИЧНЫХ ДЕЛ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1 Роль кадровых документов в управлении персоналом 6
1.2 Особенности личных дел сотрудников 11
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНЫХ ДЕЛ В ЗАО «МЦТЭ» 20
2.1 Организация ведения личных дел ЗАО «МЦТЭ» 20
2.2 Автоматизированные системы ведения личных дел 25
2.3 Решение проблемы организации ведения личных дел в ЗАО «МЦТЭ» 32
Вывод по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Все последующие изменения в анкетно-биографических и учетных данных работника должны своевременно отражаться в личной карточке.
Личное дело (досье) — это совокупность документов, содержащих сведения о работнике. Личные дела могут заводиться на всех работников предприятия, но чаще всего — на руководителей и ведущих специалистов (при этом на остальных сотрудников оформляют личные карточки ф. Т-2). Предприятие вправе само решить вопрос о том, какие документы, личные карточки или личные дела заводить на сотрудников2.
В его состав обычно включается:
• внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле;
• анкета или личный листок по учету кадров;
• автобиография или резюме;
• копии документов об образовании;
• копии документов об утверждении в должности (для руководителя фирмы);
• характеристика или рекомендательное письмо;
• трудовой контракт (договор);
• копии приказов о назначении, перемещении и увольнении;
• справки и другие документы, относящиеся к данному работнику.
Составление личных документов. Личный документ — это персональное письменное обращение сотрудников к руководству предприятия, организации (жалобы, ходатайства, просьбы).
Виды личных документов:
• заявление;
• резюме;
• автобиография;
• расписка;
• доверенность (личная) и т.д.3
Заявление – документ, отражающий просьбу или предложение, адресованное должностному лицу или предприятию.
Резюме – документ, содержащий краткие сведения автобиографического характера лица, заполняемый при трудоустройстве. Резюме содержит краткие автобиографические сведения, дату, должность, почтовый адрес, телефон, подпись. Если есть рекомендательные письма, то они прикладываются к резюме с фамилиями и телефонами рекомендующих.
Расписка – документ, подтверждающий получение каких-либо материальных ценностей. Необходимые реквизиты: название, дата, текст с указанием должности, фамилии, имени, отчества лиц, выдавших или получивших что-либо, перечень полученного количества и стоимость цифрами и прописью, подпись давшего расписку4.
Личная доверенность – документ, дающий право доверенному лицу на совершение определенных действий или получение денежных или материальных ценностей вместо доверителя.
Личная доверенность содержит следующие реквизиты: название документа, дату написания, фамилию, имя, отчество лица, которому выдана доверенность, текст доверенности, подпись доверителя, подпись должностного лица, заверившего доверенность, печать.
Автобиография — документ, в котором работник собственноручно в произвольной форме приводит краткое содержание своей жизни и трудовой деятельности. Обязательные реквизиты: название вида документа, текст (сведения о себе), подпись, дата.
Одним из основных документов, регулирующих правоотношения предприятия с работником, является трудовой договор (контракт). После подписания договора издается приказ о приеме сотрудника.
Трудовой контракт (договор) — документ, фиксирующий согласие сторон об установлении трудовых отношений и регулирующий их. Он заключается в письменном виде и содержит следующие основные положения:
• место работы;
• конкретный вид деятельности (должность);
• дату начала работы;
• условия оплаты труда;
• режим работы.
На основании приказа о приеме оформляется личная карточка формы Т-2, заводится личное дело и делается запись в трудовой книжке.
Копии приказа о приеме поступают в личное дело и в бухгалтерию, где поступившему работнику присваивается табельный номер и на него заводится лицевой счет по зарплате.
Увольнение работника
Заявление об увольнении работник пишет за две недели до предполагаемого срока увольнения с работы и предоставляет его на согласование руководителю (статья 31 КЗОТ РФ). Руководитель фирмы издает приказ по личному составу об увольнении, в соответствии с которым делается запись в трудовой книжке и в личной карточке ф. Т-2. Копии приказов поступают в личное дело работника и в бухгалтерию, где на основании приказа производится полный расчет с работником.
При переводе работника на другую должность в рамках предприятия порядок оформления документов осуществляется по следующей схеме.
Руководитель фирмы издает приказ по личному составу о переводе сотрудника на другую должность, на основании которого делается соответствующая запись с указанием новой должности в трудовой книжке и в личной карточке ф. Т-2. Копии приказа направляются в личное дело и в бухгалтерию и, в случае изменения оклада, производится соответствующее изменение в лицевом счете по заработной плате.
Трудовые договоры (контракты).
Трудовой договор согласно Трудовому
кодексу РФ представляет собой соглашение
между работодателем и
Под трудовой функцией здесь понимается выполнение работы по определенной специальности, квалификации или должности.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В трудовом договоре указываются:
Кроме того, в трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (в том числе коммерческой) и др.
В случае заключения срочного трудового договора в нем указывается срок его действия5.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю следующие документы:
• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
• трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
•
страховое свидетельство
• документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
• документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний или подготовки.
В отдельных случаях с учетом специфики работы может возникнуть необходимость предъявления дополнительных документов.
Трудовой
договор содержать и
Трудовой договор составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем и работником, заверяется печатью.
Один экземпляр контракта
При фактическом допущении
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказы по личному составу.
Приказы по личному составу оформляются и ведутся отдельно от приказов общего характера (по основной деятельности). Однако обе их разновидности оформляются на одинаковых бланках, если имеют текстовую содержательную часть.
Приказ о приеме на работу формы № Т-1 формализован и рассчитан для использования, прежде всего, на предприятиях, заводах для приема рабочих и служащих. В приказе, на обороте листа, могут быть отметки о прохождении инструктажа по технике безопасности и противопожарному минимуму.
Бланк данного приказа разработан для оформления приема только одного работника.
Приказ о приеме на работу доводится до сведения работника под расписку с проставлением его подписи и даты ознакомления.
Приказ о приеме на работу может начинаться с распорядительного действия: "ПРИНЯТЬ", "НАЗНАЧИТЬ".
Приказы о приеме могут быть составлены на нескольких сотрудников. Такие приказы состоят из пунктов, каждый из которых касается отдельного работника. В приказе указываются его дата и номер с индексом "л/с" (по личному составу) или "к" (кадры).
Проект приказа визируется руководителем кадровой службы или работником, ответственным за работу с персоналом. Приказ подписывается руководителем предприятия и доводится до сведения работника.
Подобные приказы доводятся до сведения назначенного работника под расписку, а копия приказа вывешивается на доске объявлений для ознакомления всех сотрудников предприятия. Приказы об увольнении и приеме работников относятся к документам по личному составу предприятия и ведутся отдельно от приказов по производственным вопросам.
Приказ начинается словом "УВОЛИТЬ" с указанием фамилии, имени и отчества (полностью) увольняемого работника. При увольнении обязательно указывается причина увольнения и соответствующая статья КЗоТ РФ.
Приказ об увольнении может быть составлен сразу на нескольких сотрудников. Визируются подобные приказы руководителем кадровой службы и юрисконсультом предприятия, подписываются руководителем и доводятся до сведения работника. При ознакомлении с приказом увольняемого им проставляются подпись и дата.
Приказы по личному составу обязательно регистрируются (отдельно от общих приказов по основной деятельности). Для этого используется книга (журнал) регистрации, в которой указываются дата и номер приказа, его содержание, кем подписан приказ и другие сведения по усмотрению организации.
С учетом различий в сроках хранения нумерация приказов по личному составу предусматривает помимо номера буквенное обозначение, что отличает их от приказов по основной деятельности (к примеру, приказ № 30-К (кадры) или № 30 по л/с (по личному составу)). Информация по личному составу фиксируется в трудовых книжках (сведения о работе и поощрениях).
В службе по управлению персоналом предприятий основное структурное подразделение – отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, их перемещению, обучению, повышению квалификации и переподготовке.
С введением в Российской Федерации с 2001 г. унифицированных форм документов упростился и процесс кадрового делопроизводства, что позволило начать систематизацию ведения и учета документации по личному составу.
Виды личных документов:
Приказы по личному составу оформляются и ведутся отдельно от приказов общего характера (по основной деятельности). Однако обе их разновидности оформляются на одинаковых бланках, если имеют текстовую содержательную часть.
В настоящее время в ЗАО «МЦТЭ»
ведение личных дел осуществляется
с помощью традиционного органи
Рис. 1. Традиционная организация делопроизводства
Секретарь передает документ руководителю, который дает распоряжение (накладывает резолюцию — II), определяющее, что именно (перечень работ), кто именно (ответственный исполнитель) и в какие сроки должен выполнить. Далее документ направляется ответственному исполнителю (чаще всего руководителю подразделения), который, в свою очередь, распределяет работу над документом между исполнителями и устанавливает сроки ее завершения (III).
Резолюции накапливаются и детализируются руководителями различных уровней, пока документ не окажется у непосредственных исполнителей. Исполнители по мере выполнения резолюций по документу возвращают его вместе с отчетом (IV) руководителям-авторам резолюций, которые оценивают результат выполнения (V, VI) и принимают решение о дальнейшей траектории документа. После завершения работы над документом он списывается в дело и поступает в архив в соответствии с правилами, принятыми на предприятии. Формирование дел осуществляется в соответствии с составленной номенклатурой дел предприятия.