Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:12, курсовая работа
Актуальность темы исследования состоит в том, что доверие клиентов и вкладчиков к банковским институтам имеет исключительно важное значение для обеспечения стабильного функционирования системы финансового посредничества и рыночного хозяйства в целом. Отечественная и мировая экономическая практика демонстрируют высокий уровень рисков возникновения финансовой нестабильности, обусловленной возможностью массовых изъятий банковских вкладов - так называемым «бегством депозитов». Негативные последствия данного экономического процесса предполагают заблаговременное проведение комплекса мер по реформированию и регулированию банковского сектора с целью избежания разрушительных для экономики последствий потери доверия вкладчиков и банкротств банков.
Несмотря на все принимаемые
меры по улучшению банковской системы
нашей страны, Банк России не всегда
в состоянии адекватно
- недостаточная капитализация банковской системы;
- отсутствие у банков
с российским капиталом
- доверие населения к
банковской системе России
Главная причина данного явления - финансовая ненадежность большинства существующих финансовых институтов и значительные потери населения от крушения крупнейших московских частных банков в период реформ 90-х годов.
Самым тяжелым последствием банковских кризисов различных стран стал тотальный кризис недоверия населения к банковской системе. Никакими административными мерами невозможно заставить население хранить свои свободные денежные средства в банках. Необходимо проведение серьезных экономических мер и создание объективного нормативно - правового обеспечения функционирования системы защиты банковских вкладов.
В этих условиях вопрос о создании системы, которая позволила бы защитить вклады граждан от риска быть потерянными, выходит на первый план при реализации мероприятий по восстановлению доверия населения к отечественным банкам.
В России по-прежнему существуют политическая и экономическая нестабильность, которые являются следствием:
- снижения сберегательной
активности и увеличения
- снижения активности населения по вложению средств в государственные и корпоративные ценные бумаги;
- перевод средств из рублевых вкладов в валютные.
Перед современным российским государством стоят важные задачи внутреннего характера, касающиеся стимулирования экономического роста и повышения уровня защищенности прав и законных интересов человека и гражданина.
В последнее время государство нашей страны стало все больше обращать внимание на практически не задействованный ранее в России ресурс и потенциал сбережений населения. Поскольку именно банки играют роль основного посредника между инвестором и производственным сектором, то объем финансовых ресурсов, направляемых банками в реальную экономику, сильно ограничен. Именно поэтому для российского государства, перед которым стоит проблема экономического роста, очень важно вернуть доверие населения к банкам, чтобы аккумулировать сбережения физических лиц в банковской системе и впоследствии инвестировать привлеченные средства в производство.
Таким образом, экономическая задача - привлечение инвестиций, неразрывно связана с социальной проблемой - защитой интересов вкладчиков.
В программных документах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России ставилась задача о необходимости формирования общероссийской системы страхования вкладов. Эту позицию активно поддержали представительные и законодательные органы государственной власти и банковское сообщество. Одновременно успешное развитие экономики в последние годы позволило сформировать прочный фундамент для создания системы защиты банковских вкладов.
Для решения поставленной задачи важнейшим актом в этой сфере является принятие ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в 2003 году и создание системы страхования вкладов.
В настоящее время система защиты банковских вкладов существует в странах с исторически сложившейся рыночной экономикой, являясь при этом неотъемлемой частью банковской системы. На Западе данная схема получила большое распространение и в силу своей развитости подразумевает под собой более широкое понятие, а именно «систему страхования вкладов».
Вопрос о сущности страхования вкладов и его месте в системе российского права неоднозначен. М.И. Брагинский и В.В. Витрянский относят его к взаимному страхованию при обязательном страховании [8].
По мнению профессора В. Сергеева, страхование банковских вкладов страхованием в традиционном правовом понимании не является. Аргументами в защиту этой точки зрения ученый называет специфичные цели, как укрепление доверия населения к банковской системе России и стимулирование привлечения в эту систему средств граждан; отзыв у банка, принявшего вклад, лицензии на осуществление банковских операций или введение моратория на удовлетворение им требований кредиторов как единственные виды страхового случая [18].
Кредитная организация несет обязанность обеспечивать сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками, обеспечивать возврат вкладов граждан путем обязательного страхования. Важнейшим способом законодательного обеспечения защиты прав и интересов граждан, заключивших договор банковского вклада или банковского счета является введение системы обязательного страхования вкладов физических лиц. Правовые, финансовые и организационные основы функционирования указанной системы установлены Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[1]. Закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.
Основой для принятия решения о размере страхового возмещения служат два основных показателя: отношение лимита страхового покрытия к доле ВВП на душу населения и процент вкладчиков, получающих полное возмещение. В соответствии со сложившейся международной практикой для эффективной работы систем защиты вкладов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения. В России при принятии Закона размер страхового возмещения соответствовал 1,34 доли ВВП на душу населения, что характеризовало национальную систему защиты вкладов как соответствующую наилучшей мировой практике.
К плюсам такой системы можно отнести простоту расчета страхового возмещения, что делает систему страхования понятной для общества. Недостатком такой системы является снижение заинтересованности вкладчиков в мониторинге финансового состояния банков.
С 2006 года в России была введена многоступенчатая шкала страховки. Помимо стопроцентной гарантии для суммы в 100 тысяч рублей каждые дополнительные 100 тысяч, прибавляемые к размеру выплат, гарантируются на 90%.
Средний размер вклада в банках-участниках системы страхования вкладов - 13,6 тыс. [21,с.5-6]. В результате, в Законе учтены все возможные и необходимые величины по формированию и возмещению средств для функционирования системы страхования вкладов. Таким образом, обеспечены равные условия поддержки со стороны государства для большинства вкладчиков в стране, одинаковые конкурентные условия по привлечению вкладов граждан для всех банков, в том числе для банков с государственным участием.
Принятие и реализация законодательства о страховании вкладов привели к тому, что многие российские банки заново пересмотрели свои стратегические планы.Они усовершенствовали процедуры принятия деловых решений, раскрыли ранее непрозрачные структуры собственности, улучшили качество кредитных портфелей, привели экономические нормативы и показатели финансовой устойчивости в соответствие с требованиями законодательства.
Участие в системе страхования вкладов и уплата страховых взносов в фонд страхования вкладов обязательны для всех кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических [9].
Страхование банковских вкладов можно определить как правоотношения по защите интересов физических лиц, заключивших с банком договор банковского вклада или банковского счета, при наступлении определенных страховых случаев за счет фонда обязательного страхования вкладов, формируемого Агентством по страхованию вкладов из уплаченных банками страховых взносов, а также за счет иных средств.
Страхование вкладов осуществляется
в силу Закона о страховании вкладов
и не требует заключения договора
страхования (п. 3 ст. 5 Закона). Участие
в системе страхования вкладов
обязательно для всех банков, имеющих
разрешение Банка России на привлечение
во вклады денежных средств физических
лиц и на открытие и ведение
банковских счетов физических лиц. Поэтому
рассматриваемые отношения
1.3. Цели участников системы страхования вкладов
Закон о страховании вкладов включает в состав участников системы страхования вкладов вкладчиков; банки, имеющие разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц; Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство); Банк России. В правоотношениях страхования Агентство признается страховщиком, банки - страхователями, а вкладчики - выгодоприобретателями.
Помимо субъектов, названных в качестве участников системы страхования вкладов, к их числу можно причислить и Правительство РФ, которое имеет право осуществлять управление системой страхования вкладов и контроль за ее функционированием путем участия его представителей в совете директоров Агентства.
Участниками системы страхования вкладов могут являться также банки - агенты, которые, действуя от имени и за счет Агентства, осуществляют прием от вкладчиков заявления о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов, а также выплаты возмещения по [58].
Для построения эффективно работающей системы страхования вкладов необходимо определить, какие цели преследует создание этой системы. То есть, каких результатов от ее функционирования ожидает государство, банковское сообщество и общество в целом[22] .
Государство, в первую очередь, заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация сбережений населения, их вовлечение в инвестиционный процесс. Что касается стран с исторически сложившейся рыночной экономикой, важнейшую роль в этом процессе играют такие учреждения, как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.
В настоящее время коммерческие банки являются преимущественно частными предпринимательскими структурами, они не берут на себя решение общегосударственных или региональных экономических и социальных задач, если это не приносит им прибыль. Но от них требуется понимание того, что банковский бизнес призван нести определенную долю ответственности за социально экономическое состояние общества. То есть должны быть найдены такие формы взаимодействия государства и банков, которые будут стимулировать их к участию в реализации общественных целей.
Одним из направлений деятельности кредитных организаций является инвестиционная деятельность, в процессе которой они инвестируют не собственные, а привлеченные средства, а значит, риск подобных инвестиций полностью перекладывается на их клиентов.
Основной риск лежит на банках, поскольку именно они занимаются рискованной деятельностью. Если банк имеет крупных вкладчиков и у них возникнет необходимость изъятия своих средств, то банку придется искать источники финансирования, иначе он будет иметь большие проблемы.
Таким образом, банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.
Что касается самих вкладчиков, не раз лишавшихся в той или иной форме своих сбережений, то их заинтересованность в системе страхования вкладов заключается в стремлении сохранить право собственности на свои денежные средства, внесенные в качестве вклада в банк.
Вкладчики тоже несут определенный риск. Закон о страховании банковских вкладов физических лиц не предусматривает возвращения вкладчикам всех вложенных в банк средств. «Если вы гарантированно хотите вернуть себе все деньги - размещайте по 100 тысяч рублей в разных банках [11, с 11], потому что, если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых у вкладчика есть вклады, размер страхового возмещения рассчитывается в отношении каждого банка отдельно.
Российский закон о страховании банковских вкладов в качестве целей создания системы страхования последовательно называет цели, которые отвечают интересам населения, банков и государства:
· защита прав и законных интересов вкладчиков банков;
· укрепление доверия к банковской системе;
· стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
По мнению А.Ф.Пенкина, можно назвать также несколько иных причин-целей, по которым страна вводит систему страхования вкладов, и, следовательно, чего она ждет от этой системы:
- обеспечение защиты владельцев небольших вкладов;
- укрепление доверия общества к банковской системе путем создания регламента для реструктуризации несостоятельных банков; накопление сбережений и поощрение экономического роста;
- обеспечение конкуренции
между небольшими и вновь
Информация о работе Страхование вкладов: мировой опыт, проблема реализации в России