Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:12, курсовая работа
Актуальность темы исследования состоит в том, что доверие клиентов и вкладчиков к банковским институтам имеет исключительно важное значение для обеспечения стабильного функционирования системы финансового посредничества и рыночного хозяйства в целом. Отечественная и мировая экономическая практика демонстрируют высокий уровень рисков возникновения финансовой нестабильности, обусловленной возможностью массовых изъятий банковских вкладов - так называемым «бегством депозитов». Негативные последствия данного экономического процесса предполагают заблаговременное проведение комплекса мер по реформированию и регулированию банковского сектора с целью избежания разрушительных для экономики последствий потери доверия вкладчиков и банкротств банков.
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что доверие клиентов и вкладчиков к банковским институтам имеет исключительно важное значение для обеспечения стабильного функционирования системы финансового посредничества и рыночного хозяйства в целом. Отечественная и мировая экономическая практика демонстрируют высокий уровень рисков возникновения финансовой нестабильности, обусловленной возможностью массовых изъятий банковских вкладов - так называемым «бегством депозитов». Негативные последствия данного экономического процесса предполагают заблаговременное проведение комплекса мер по реформированию и регулированию банковского сектора с целью избежания разрушительных для экономики последствий потери доверия вкладчиков и банкротств банков.
Основными задачами современной российской экономики являются повышение капитализации банковской сферы, увеличение объемов инвестиций и долгосрочного кредитования реального сектора экономики, развитие ипотечного кредитования. В решении этих задач важнейшее значение имеет привлечение в банковскую сферу свободных денежных средств граждан. Поэтому задача увеличения мобилизации финансовых ресурсов физических лиц во вклады имеет для нашей страны макроэкономическую значимость.
Не привлеченные в хозяйственный оборот накопления населения теряют свою покупательную способность в результате инфляции и лишают предприятия необходимых кредитных и инвестиционных ресурсов. По мнению большинства отечественных экспертов, занимающихся данной проблемой, главным фактором, препятствующим решению этой задачи, является низкий уровень доверия граждан к коммерческим банкам, который связан с последствиями финансового кризиса 1998 года.
Таким образом, чтобы повысить доверие населения к банковской системе страны, развивать рынок банковских услуг, необходимо введение различных способов обеспечения исполнения банками обязательств перед гражданами - вкладчиками.
Для этого Банк России и Правительство РФ реализуют различные мероприятия. Одним из основных можно назвать принятие в 2003 году Федерального Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», который в целом положительно повлиял на развитие сберегательного дела в современной России. Этот закон устанавливает организационные основы системы страхования вкладов и обеспечивает необходимую правовую базу для защиты интересов вкладчиков.
По данным Международного Валютного Фонда, страхование банковских вкладов принято более чем в 70-ти странах: США и Канаде, всех европейских, 10 африканских, 12 латиноамериканских и 8 азиатских, на Украине, в Казахстане и Армении. По мнению экспертов Всемирного банка, страхование вкладов направлено на защиту интересов мелких вкладчиков и укрепление стабильности банковской системы: гарантируя сохранение сбережений вкладчиков механизм страхования вкладов поощряет их доверять свои сбережения банкам и предотвращает массовое изъятие вкладов в случае кризиса.
Главной целью исследования в моей работе является анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и основные направления и перспективы ее развития в России.
В курсовой работе нами представлен ряд задач, которые необходимо рассмотреть:
- Рассмотреть основные понятия и виды системы страхования вкладов;
- проанализировать зарубежный опыт, выявив его элементы, пригодные для использования в условиях переходной экономики в нашей стране;
-рассмотреть основные направления развития системы страхования вкладов в России и способы ее совершенствования.
Вопросы развития теории сберегательного дела давно являются предметом изучения ряда зарубежных и отечественных ученых, таких, как: Г. Десмонда, П. Роуза, Р. Келли, Ю. Кашина, О. Лаврушина, А. Ольщаного, Г. Панова и других. Они изучали проблему сущности и экономического значения сбережений граждан как элемента инвестиционного потенциала страны. Многие ученые занималась более узкой темой, посвященной системе страхования вкладов. Здесь можно выделить таких российских ученых как А. Аникин, В. Виноградов, А. Вишневский, И. Ларионова, А. Турбанов. Из зарубежных ученых этой проблемой занимались К. Гавальд, Г. Гарисия, Ж. Стуфле. Они разработали теоретическое обоснование и сформулировали требования к практической организации систем защиты сбережений населения в кредитных организациях. Однако, ряд вопросов страхования вкладов физических лиц до сих пор являются нерешенными. В первую очередь это касается особенностей организации и функционирования системы страхования вкладов в условиях переходной экономики.
Система страхования вкладов - это комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантированный возврат в полном объеме (или частично) в случае банкротства финансового учреждения [ 8, c 90].
Система страхования базируется на следующих принципах:
- обязательность участия в системе страхования вкладов;
- снижение рисков наступления
неблагоприятных последствий
- прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
- накопительный характер
формирования фонда
Создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года[1].
Основная задача системы обязательного страхования банковских вкладов - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в банках [2, c 44].
Защита финансовых интересов граждан является одной из важных социальных задач во многих странах мира. Система страхования вкладов обязательна во всех государствах-членах Европейского Сообщества, она действует в США, Японии, Бразилии, а также в странах СНГ - на Украине, в Казахстане и Армении [17].
Все существующие системы страхования вкладов в мире можно классифицировать по ряду признаков.
1. По способам организации
систем страхования существуют
два основных вида, которые выделяются
согласно методологии
- система положительно выраженных гарантий;
- система не выраженных прямо гарантий.
Согласно мнению Мирошникова В.А., заместителя генерального директора Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», суть этих систем можно раскрыть в таких названиях, как:
- системы законодательных гарантий (чаще именуемые как страховые системы);
- системы общих государственных гарантий (называемые гарантийными) [5].
Для первого типа систем характерно наличие законодательно установленной процедуры возмещения потерь вкладчикам при банкротстве банка, который входит в систему страхования вкладов. Клиенты банка заранее знают, какова страховая сумма, на которую они могут рассчитывать. Такая система создает уверенность вкладчиков в сохранности своих средств благодаря ее предсказуемости, а также способствует аккумулированию свободных денежных ресурсов в банках.
Второй вид систем характеризуется отсутствием четкого законодательства, определяющего способы защиты вкладов, но при этом предполагается, что государство гарантирует вложенные в банки денежные средства. В основу этого вида систем положено доверие граждан к государству, что характерно для стран с жестким централизованным управлением и с сильной зависимостью банков от государственных структур.
2. По организации участия банков в страховой системе выделяют:
- системы обязательного участия банков;
- системы добровольного участия.
Систему обязательного страхования вкладов отличает участие в ней практически всех банков, что позволяет всем кредитным организациям стать членами системы страхования и дает равные гарантии клиентам разных банков. Но в этом случае ослабевает мотивация и желание клиентов искать и выбирать надежный банк, а рост банковских издержек за счет выплат в страховой фонд увеличивает цену банковских услуг. Подобные системы существуют в США, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран [6].
Добровольная система позволяет банкам самостоятельно принимать решение об участии в ней. Банки, не участвующие в системе страхования вкладов, обладают меньшей конкурентоспособностью на рынке банковских продуктов, так как клиенты начинают с настороженностью относиться к таким банкам и идут на риск внесения депозита, рассчитывая на получение более высокого дохода.
Поэтому привлекать клиентов в негарантированные банки приходится путем установления более высоких процентных ставок по вкладам, а банковские издержки при этом растут.
3. По размерам гарантий
системы страхования вкладов
можно разделить на три
- полные;
- ограниченные;
- дискреционные.
Полные системы гарантируют выплаты по всем депозитам. Это повышает доверие со стороны клиентов.
Ограниченные системы обеспечивают только частичное покрытие вкладов клиентов. В основном гарантии предоставляются мелким вкладчикам, плохо ориентирующимся в обстановке на рынке, а для крупных сохраняется мотивация верного выбора банка. Для коммерческих банков такая система позволяет облегчить работу с мелкими клиентами, а благодаря снижению объемов взносов - сократить банковские издержки и не завышать цены на свои услуги.
Дискреционная система представляет собой разновидность ограниченной системы, предусматривающей расширение объекта страхования в периоды кризиса банковской системы. По сравнению с другими видами она является более гибкой.
4. По степени государственного участия, системы страхования депозитов могут быть:
- государственными:
- частными;
- смешанными.
Государственные системы чаще всего формируются при введении обязательного страхования вкладов. В этом случае страховая организация создается как государственная, которая действует на некоммерческой основе. Ресурсы этой организации образуются из государственных средств и взносов банков. В такой форме организованы страховые системы в США (Федеральная корпорация страхования депозитов), в Великобритании (Фонд защиты депозитов[12, c 24].
В частных системах страхование вкладов осуществляется специальными организациями, финансирование деятельности которых осуществляется за счет взносов банков-участников, а государство не вмешивается в эти процессы. Такие системы созданы в ФРГ - Фонд страхования депозитов частных банков, во Франции - Фонд депозитного страхования «Механизм солидарности», в Люксембурге - Ассоциация страхования депозитов [12,c 24]
В смешанных системах страхования вкладов государство и банки в равной степени участвуют в формировании ресурсов страховой организации. Примером является страховая система Японии, где уставный капитал «Корпорации по страхованию депозитов», действующей с 1971 года, сформирован правительством, Банком Японии и частными банками равными долями [12, c 25]
5. По организации финансирования
выплат или способу
- с финансированием;
- без финансирования.
Система страхования вкладов с финансированием предполагает, что для выплат страховых возмещений формируется специальный фонд за счет регулярных взносов банков-участников. Это способствует укреплению доверия к системе, а при наступлении страхового случая ускоряет процесс выплаты возмещения вкладчикам.
В системе страхования без предварительного финансирования необходимые для компенсации средства изыскиваются только при возникшей необходимости, к примеру, при банкротстве банка. Такой вид системы является менее предпочтительным. Во-первых, при системном кризисе, когда разоряется множество банков, собрать нужную сумму денег будет трудно или даже невозможно. Во-вторых, процесс сбора средств для выплаты страхового возмещения занимает определенное время. Это провоцирует панику среди вкладчиков, подрывает их доверие ко всей страховой системе.
В настоящее время в 38 странах применяются системы страхования депозитов с предварительным финансированием. Например, в Нидерландах средства страхового фонда формируются в случае банкротства какого-либо банка и установлен верхний предел общего количества собираемых средств [4, c 57].
1.2. Обязательное страхование
На современном этапе развития отечественной экономики возникает необходимость в изменении банковской системы Российской Федерации и, как следствие, ее модернизации.
Потребность в кардинальных реформах банковской системы является давно осознанной объективной необходимостью. Также существует мнение, что реформа банковской системы запоздала на несколько лет и необходимо принимать срочные меры по ее модернизации и развитию.
Информация о работе Страхование вкладов: мировой опыт, проблема реализации в России