Статус, структура и основы функционирования Национального банка Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Национальный банк Республики Беларусь представляет собой первый уровень банковской системы страны. Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком страны, он находится в собственности государства и подотчетен законодательной власти, т.е. Президенту Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег.

Файлы: 1 файл

Курс. ДКБ.Статус, стр-ра и основы функц-ия НБ РБ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     Нормотворческая деятельность Национального банка связана с разработкой нормативных правовых актов в пределах его компетенции, обязательных для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления, самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, юридическими и физическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь.

     Национальный банк вправе принимать нормативные правовые акты совместно с правительством Республики Беларусь или по его поручению — совместно с республиканскими органами государственного управления. Нормативные акты принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции НБ. Нормативные акты принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта, если содержат требование об изменении отдельных положений или их дополнении. Действующие нормативные акты отменяются указаниями Национального банка, имеющими силу нормативного акта. Нормативные акты принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Национального банка. Нормативные акты принимаются в виде инструкций, если их основное содержание определяет порядок применения положений республиканских законов, иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Национального банка.

     Название нормативного акта Национального банка должно соответствовать его содержанию и кратко передавать смысл. Эти документы подписываются председателем Правления Нацбанка, который может предоставить (делегировать) право их подписания своим первым заместителям.

     Главные управления Национального банка занимаются разработкой положений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции, согласовывая возникающие вопросы с другими структурными подразделениями.

     Главное управление внешнеэкономической деятельности участвует в формировании нормативно-договорной базы межгосударственных и межбанковских интеграционных объединений в рамках компетенции Национального банка.

     Главное управление регулирования банковских операций разрабатывает и совершенствует:

  • правила ведения бухгалтерского учета в Национальном банке и банках, расположенных на территории Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты по организации бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе;
  • нормативные правовые акты по осуществлению безналичных расчетов в форме банковского перевода в белорусских рублях и иностранной валюте при проведении расчетов на территории страны и международных расчетов; банковских документарных операций (аккредитивы, инкассо, гарантии, резервные обязательства); операций с чеками;
  • нормативные правовые акты, определяющие порядок согласования эмиссий акций и облигаций банков, порядок выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов, а также векселей банков на территории республики.

     Главное управление банковского надзора по поручению руководства Национального банка участвует в подготовке проектов законодательных и других нормативных правовых актов Республики Беларусь по регулированию деятельности банков, готовит заключения по проектам документов, поступивших на согласование в НБ.

     Главное управление бухгалтерского учета и отчетности разрабатывает нормативные правовые акты и организационно-распорядительные документы по вопросам организации и методологии бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке.

     Главное управление валютного регулирования и валютного контроля участвует совместно с заинтересованными государственными органами в разработке законодательства Республики Беларусь в области валютного регулирования и валютного контроля.

     Главное управление эмиссионно-кассовых операций участвует в разработке нормативных правовых актов по реализации и скупке мерных слитков из драгоценных металлов, скупке монет из драгоценных металлов, а также нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования.

     Главное управление платежной системы и информатизации организует разработку нормативных правовых актов по стандартизации и сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий и участвует в ней.

     Главное юридическое управление готовит заключения по проектам декретов, указов, распоряжений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Правительства, нормативных правовых актов министерств и других республиканских органов государственного управления, представляемых для согласования, участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, принимаемых Национальным банком.

     Секретариат проводит анализ и регулярно информирует председателя Правления Национального банка о выполнении структурными подразделениями поручений Президента Республики Беларусь; взаимодействуя с Администрацией Президента Республики Беларусь, органами государственного управлениями банками, обеспечивает подготовку и проведение совещаний работников банковской системы с участием Президента; организует и обеспечивает контроль за выполнением Программы мероприятий по реализации «Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы».

     Секретариат взаимодействует с Администрацией Президента, Советом Министров Республики Беларусь, иными органами государственного управления, с Ассоциацией белорусских банков. Он осуществляет редактирование проектов нормативных правовых актов, документов Национального банка, адресованных Президенту Республики Беларусь, высшим органам государственного управления; обеспечивает учет, систематизацию и хранение принимаемых банком нормативных правовых актов, поддержание нормативной базы НБ в надлежащем состоянии.

     Нормативные акты Национального банка вступают в силу с момента их опубликования в официальной прессе, за исключением случаев, когда момент их вступления в силу определен в тексте документа. После регистрации в банке определенные нормативные акты должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Беларусь в установленном порядке; в таком случае они вступают в силу с момента их регистрации и опубликования. Необходимость направления нормативного акта НБ на государственную регистрацию определяется Главным юридическим управлением. 

     2.2 Операции Национального банка Республики Беларусь 

     Национальный банк для достижения поставленных перед ним целей и исходя из своих функций имеет право осуществлять операции с белорусскими и иностранными банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и Правительством Республики Беларусь.

     Перечень операций определен в гл. 6 Банковского кодекса Республики Беларусь и Уставе Национального банка. К ним относятся:

  • кредитование в порядке рефинансирования;
  • расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов, казначейства Министерства финансов, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Комитета государственного контроля, Комитета по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь, Государственного комитета пограничных войск, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;
  • переучет векселей;
  • операции на рынке ценных бумаг;
  • инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
  • управление золотовалютными резервами, операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории республики и за ее пределами;
  • покупка, продажа и мена в Беларуси и за ее пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;
  • межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
  • прием ценностей на хранение;
  • денежные переводы и иные расчетные операции;
  • валютные операции;
  • банковские услуги правительствам иностранных государств, их центральным банкам и финансовым органам, а также международным организациям;
  • посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по распространению государственных ценных бумаг;
  • учет средств государственного и общественных фондов, определейных законодательством Республики Беларусь;
  • операции по обслуживанию государственного долга республики.

     Отличительной особенностью операций, проводимых НБ РБ, является то, что они осуществляются не с целью извлечения доходов, а  с целью выполнения основных параметров денежно-кредитной политики, используя основные инструменты регулирования рынка.

     Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими финансовыми кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

     Национальный  банк при осуществлении кредитной деятельности:

  • предоставляет  Правительству  Республики  Беларусь  кредиты   в

     соответствии  с  законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной

     финансовый (бюджетный) год;

  • осуществляет  краткосрочное  рефинансирование  банков под залог

     государственных ценных бумаг и другое обеспечение;

  • предоставляет    кредиты    своим    работникам    в   порядке,

     устанавливаемом Советом директоров Национального  банка.

     Национальный    банк   имеет  право  на  удовлетворение   своих требований  по кредиту  и получение процентов по нему при наступлении срока   платежа  путем  бесспорного  списания  денежных  средств   с корреспондентского    счета соответствующего  банка  на   основании распоряжения Национального банка.

     Национальный    банк   может  выступать  кредитором   последней инстанции,  оказывая  кредитную  помощь банкам сроком до одного года без соответствующего обеспечения в целях поддержания их ликвидности, если  такая мера помощи необходима для устойчивого функционирования банковской системы Республики Беларусь.

     Операции Национального банка Республики Беларусь с иностранной валютой, драгоценными металлами, драгоценными камнями и ценными бумагами. Национальный банк вправе осуществлять покупку, продажу, мену, хранение иностранной валюты и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

     Национальный  банк для пополнения и регулирования  размеров золотовалютных резервов осуществляет следующие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:

  • открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
  • покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, драгоценных камней, а также их залог.

       К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и палладий. Они выступают обычно в виде банковских или мерных слитков.

     Банковские слитки — слитки золота, серебра, платины и палладия, соответствующие действующим на территории Республики Беларусь техническим регламентам или государственным стандартам либо требованиям Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов или Лондонского рынка платины и палладия.

     Мерные слитки — слитки золота, платины, серебра, соответствующие стандартам государства — производителя слитков. А вообще к понятию «ценности» относятся, помимо названных, металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий), находящиеся в любом виде и состоянии, в том числе в ломе и отходах производства и потребления. Важное значение при этом имеет проба и процентное содержание металла.

     Проба — достоинство сплава, показывающее количество массовых долей драгоценного металла в тысяче массовых долей сплава. Процентное содержание — количество долей химически чистого драгоценного металла в ста массовых единицах лигатурного сплава. Лигатурная масса — фактическая общая масса сплава драгоценного металла с учетом всех компонентов.

     По своему назначению драгоценные металлы играют многостороннюю роль: предназначаются для промышленного использования (электроника, медицинское оборудование, другая техника); потребительских нужд населения (изготовление ювелирных украшений, протезирования и др.); являются предметом инвестиций, накоплений, депозитов, исторически используются для изготовления монет; служат для формирования золотовалютных резервов государства, которые влияют на денежно-кредитную систему, платежный баланс и экономику в целом; являются обычным товаром для купли-продажи, торговых и спекулятивных сделок.

     При проведении своей деятельности в области драгоценных металлов Национальный банк Республики Беларусь тесно взаимодействуют с Государственной инспекцией пробирного надзора Министерства финансов Республики Беларусь. Государственная инспекция пробирного надзора осуществляет контроль за соблюдением требований действующего 
законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы добычи, производства, использования драгоценных металлов и камней, их учета и сохранности. Одной из задач Государственной инспекции пробирного надзора является выдача лицензий на виды деятельности, связанные с использованием в 
производстве, переработкой и обработкой, скупкой, продажей, 
хранением, диагностикой и оценкой, экспертизой драгоценных 
металлов и камней во всех видах и состояниях; изготовлением, 
реставрацией ювелирных, бытовых и других изделий из драгоценных металлов и камней, торговлей ими, хранением, приемом их в залог.

Информация о работе Статус, структура и основы функционирования Национального банка Республики Беларусь