Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:15, курсовая работа
Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Национальный банк Республики Беларусь представляет собой первый уровень банковской системы страны. Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком страны, он находится в собственности государства и подотчетен законодательной власти, т.е. Президенту Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег.
Нормотворческая деятельность Национального банка связана с разработкой нормативных правовых актов в пределах его компетенции, обязательных для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления, самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, юридическими и физическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь.
Национальный банк вправе принимать нормативные правовые акты совместно с правительством Республики Беларусь или по его поручению — совместно с республиканскими органами государственного управления. Нормативные акты принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции НБ. Нормативные акты принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта, если содержат требование об изменении отдельных положений или их дополнении. Действующие нормативные акты отменяются указаниями Национального банка, имеющими силу нормативного акта. Нормативные акты принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Национального банка. Нормативные акты принимаются в виде инструкций, если их основное содержание определяет порядок применения положений республиканских законов, иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Национального банка.
Название нормативного акта Национального банка должно соответствовать его содержанию и кратко передавать смысл. Эти документы подписываются председателем Правления Нацбанка, который может предоставить (делегировать) право их подписания своим первым заместителям.
Главные управления Национального банка занимаются разработкой положений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции, согласовывая возникающие вопросы с другими структурными подразделениями.
Главное управление внешнеэкономической деятельности участвует в формировании нормативно-договорной базы межгосударственных и межбанковских интеграционных объединений в рамках компетенции Национального банка.
Главное управление регулирования банковских операций разрабатывает и совершенствует:
Главное управление банковского надзора по поручению руководства Национального банка участвует в подготовке проектов законодательных и других нормативных правовых актов Республики Беларусь по регулированию деятельности банков, готовит заключения по проектам документов, поступивших на согласование в НБ.
Главное
управление бухгалтерского учета и отчетности
разрабатывает нормативные правовые акты
и организационно-
Главное управление валютного регулирования и валютного контроля участвует совместно с заинтересованными государственными органами в разработке законодательства Республики Беларусь в области валютного регулирования и валютного контроля.
Главное управление эмиссионно-кассовых операций участвует в разработке нормативных правовых актов по реализации и скупке мерных слитков из драгоценных металлов, скупке монет из драгоценных металлов, а также нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования.
Главное управление платежной системы и информатизации организует разработку нормативных правовых актов по стандартизации и сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий и участвует в ней.
Главное юридическое управление готовит заключения по проектам декретов, указов, распоряжений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Правительства, нормативных правовых актов министерств и других республиканских органов государственного управления, представляемых для согласования, участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, принимаемых Национальным банком.
Секретариат проводит анализ и регулярно информирует председателя Правления Национального банка о выполнении структурными подразделениями поручений Президента Республики Беларусь; взаимодействуя с Администрацией Президента Республики Беларусь, органами государственного управлениями банками, обеспечивает подготовку и проведение совещаний работников банковской системы с участием Президента; организует и обеспечивает контроль за выполнением Программы мероприятий по реализации «Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы».
Секретариат взаимодействует с Администрацией Президента, Советом Министров Республики Беларусь, иными органами государственного управления, с Ассоциацией белорусских банков. Он осуществляет редактирование проектов нормативных правовых актов, документов Национального банка, адресованных Президенту Республики Беларусь, высшим органам государственного управления; обеспечивает учет, систематизацию и хранение принимаемых банком нормативных правовых актов, поддержание нормативной базы НБ в надлежащем состоянии.
Нормативные
акты Национального банка вступают в силу
с момента их опубликования в официальной
прессе, за исключением случаев, когда
момент их вступления в силу определен
в тексте документа. После регистрации
в банке определенные нормативные акты
должны быть зарегистрированы в Министерстве
юстиции Республики Беларусь в установленном
порядке; в таком случае они вступают в
силу с момента их регистрации и опубликования.
Необходимость направления нормативного
акта НБ на государственную регистрацию
определяется Главным юридическим управлением.
2.2
Операции Национального банка Республики
Беларусь
Национальный банк для достижения поставленных перед ним целей и исходя из своих функций имеет право осуществлять операции с белорусскими и иностранными банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и Правительством Республики Беларусь.
Перечень операций определен в гл. 6 Банковского кодекса Республики Беларусь и Уставе Национального банка. К ним относятся:
Отличительной особенностью операций, проводимых НБ РБ, является то, что они осуществляются не с целью извлечения доходов, а с целью выполнения основных параметров денежно-кредитной политики, используя основные инструменты регулирования рынка.
Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими финансовыми кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
Национальный банк при осуществлении кредитной деятельности:
соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной
финансовый (бюджетный) год;
государственных ценных бумаг и другое обеспечение;
устанавливаемом Советом директоров Национального банка.
Национальный банк имеет право на удовлетворение своих требований по кредиту и получение процентов по нему при наступлении срока платежа путем бесспорного списания денежных средств с корреспондентского счета соответствующего банка на основании распоряжения Национального банка.
Национальный банк может выступать кредитором последней инстанции, оказывая кредитную помощь банкам сроком до одного года без соответствующего обеспечения в целях поддержания их ликвидности, если такая мера помощи необходима для устойчивого функционирования банковской системы Республики Беларусь.
Операции Национального банка Республики Беларусь с иностранной валютой, драгоценными металлами, драгоценными камнями и ценными бумагами. Национальный банк вправе осуществлять покупку, продажу, мену, хранение иностранной валюты и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Национальный банк для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов осуществляет следующие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:
К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и палладий. Они выступают обычно в виде банковских или мерных слитков.
Банковские слитки — слитки золота, серебра, платины и палладия, соответствующие действующим на территории Республики Беларусь техническим регламентам или государственным стандартам либо требованиям Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов или Лондонского рынка платины и палладия.
Мерные слитки — слитки золота, платины, серебра, соответствующие стандартам государства — производителя слитков. А вообще к понятию «ценности» относятся, помимо названных, металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий), находящиеся в любом виде и состоянии, в том числе в ломе и отходах производства и потребления. Важное значение при этом имеет проба и процентное содержание металла.
Проба — достоинство сплава, показывающее количество массовых долей драгоценного металла в тысяче массовых долей сплава. Процентное содержание — количество долей химически чистого драгоценного металла в ста массовых единицах лигатурного сплава. Лигатурная масса — фактическая общая масса сплава драгоценного металла с учетом всех компонентов.
По своему назначению драгоценные металлы играют многостороннюю роль: предназначаются для промышленного использования (электроника, медицинское оборудование, другая техника); потребительских нужд населения (изготовление ювелирных украшений, протезирования и др.); являются предметом инвестиций, накоплений, депозитов, исторически используются для изготовления монет; служат для формирования золотовалютных резервов государства, которые влияют на денежно-кредитную систему, платежный баланс и экономику в целом; являются обычным товаром для купли-продажи, торговых и спекулятивных сделок.
При
проведении своей деятельности в области
драгоценных металлов Национальный банк
Республики Беларусь тесно взаимодействуют
с Государственной инспекцией пробирного
надзора Министерства финансов Республики
Беларусь. Государственная инспекция
пробирного надзора осуществляет контроль
за соблюдением требований действующего
законодательства Республики Беларусь,
регулирующего вопросы добычи, производства,
использования драгоценных металлов и
камней, их учета и сохранности. Одной
из задач Государственной инспекции пробирного
надзора является выдача лицензий на виды
деятельности, связанные с использованием
в
производстве, переработкой и обработкой,
скупкой, продажей,
хранением, диагностикой и оценкой, экспертизой
драгоценных
металлов и камней во всех видах и состояниях;
изготовлением,
реставрацией ювелирных, бытовых и других
изделий из драгоценных металлов и камней,
торговлей ими, хранением, приемом их в
залог.