Статус, структура и основы функционирования Национального банка Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Национальный банк Республики Беларусь представляет собой первый уровень банковской системы страны. Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком страны, он находится в собственности государства и подотчетен законодательной власти, т.е. Президенту Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег.

Файлы: 1 файл

Курс. ДКБ.Статус, стр-ра и основы функц-ия НБ РБ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     -осуществляет  государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

     -осуществляет  регулирование деятельности банков  и небанковских кредитно-финансовых  организаций по ее безопасному  и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;

     -устанавливает  порядок осуществления банковских  операций;

     -регистрирует  ценные бумаги банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь;

     -разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

     -определяет  порядок проведения безналичных  и наличных расчетов в Республике  Беларусь;

     -осуществляет  операции, необходимые для выполнения  основных целей деятельности Национального банка;

     -организует  расчетное и (или) кассовое  обслуживание отдельных государственных  органов, перечень которых определен  в Уставе Национального банка;

     -принимает  участие в разработке прогноза  платежного баланса Республики Беларусь и организует составление платежного баланса Республики Беларусь;

     -создает  золотовалютные резервы, в том  числе золотой запас, и управляет  ими;

     -устанавливает  цены купли-продажи драгоценных  металлов и драгоценных камней  при осуществлении банковских операций;

     -организует  инкассацию и перевозку денежной  наличности, валютных и других  ценностей;

     -осуществляет  контроль за обеспечением безопасности  и защиты информации в банковской  системе;

     -заключает  соглашения с центральными (национальными)  банками и кредитными организациями иностранных государств;

     -дает  согласие на осуществление банками  и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями операций с ценными  бумагами;

     -выполняет  другие функции в соответствии  с настоящим Кодексом и иными  законодательными актами Республики Беларусь.

     Национальный  банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

     Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

     - утверждение Президентом Республики  Беларусь Устава Национального  банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

     - назначение Президентом Республики  Беларусь с согласия Совета  Республики Национального собрания  Республики Беларусь на должность  Председателя и членов Правления  Национального банка, освобождение  их от должности с уведомлением  Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

     - определение Президентом Республики  Беларусь аудиторской организации  для проведения аудиторской проверки  Национального банка;

     - утверждение Президентом Республики  Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

     Национальный  банк является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь"

     Национальный  банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября  текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

     Национальный  банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь наделен обширными правами. Ему принадлежит исключительное право эмиссии денег, которую он осуществляет путем краткосрочного рефинансирования коммерческих банков, покупки государственных ценных бумаг, проведения на внутреннем и внешнем денежных рынках операций, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов.

     Национальный банк печатает и выпускает банкноты, осуществляет покупку иностранной валюты для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, имеет исключительное право изъятия из него выпущенных наличных денег. Выпуск наличных денег нового образца согласовывается с правительством страны.

     Права Национального банка в области развития платежной системы связаны с установлением правил, форм, сроков и стандартов при проведении безналичных и наличных расчетов в республике. В рамках своих прав он устанавливает порядок ведения кассовых операций и формы отчетности по ним.

     В области кредитных отношений НБ реализует свое право по установлению объема кредитов, предоставляемых коммерческим банкам, определению системы рефинансирования банков, утверждению нормативов обязательных резервов и ставки рефинансирования.

     Расширенными правами обладает Национальный банк и в области валютного регулирования. Так, он устанавливает официальный курс белорусского рубля по отношению к другим валютам, правила биржевой торговли иностранными валютами, порядок осуществления операций между резидентами и нерезидентами. Наряду с этим НБ выполняет функции агента валютного контроля, определяет меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства.

     Права Национального банка в области регулирования деятельности банков и надзора за ними опираются на главные цели, связанные с поддержанием стабильности банковской системы Беларуси и защитой интересов вкладчиков и кредиторов. В связи с этим Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их соблюдением, проводит проверку деятельности банков, применяя к ним предусмотренные законодательством санкции. 
 
 
 
 
 
 

  1.  Особенности функционирования Национального банка Республики Беларусь
 
    1. Правовые основы деятельности Национального банка Республики Беларусь
 

     Правовой статус Национального банка изначально определен Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» от 14.12.1990 г., в котором закреплены его функции, взаимоотношения с государством и банковской системой. В 1990 г. были также приняты основополагающие Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» (14.12.1990 г.) и постановление Верховного Совета «О Национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики» (21.12.1990 г.). Эти правовые акты положили начало созданию двухуровневой банковской системы страны.

     Процессы, происходящие в экономике и банковской сфере, потребовали совершенствования нормативно-правовой базы банковской деятельности. В 1990-е гг. был принят ряд дополнений и изменений в действующие законы, что потребовало пересмотра ведомственных нормативных актов. Поэтому одним из важнейших этапов законотворческой деятельности, регулирующей банковскую систему республики, стало принятие Палатой представителей одобренного Советом Республики и подписанного Президентом страны Банковского кодекса Республики Беларусь (2000 г.). Одновременно с этим утратили силу ранее действовавшие законы, регулирующие банковскую деятельность. В новой редакции Банковский кодекс принят 17.07.2006 г.

     В Кодексе четко и подробно описаны задачи главного банка страны, оговорены его права и особенности функционирования; определено участие в деятельности международных организаций; проведено разграничение ответственности НБ, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Все это привело к усилению самостоятельности денежно-кредитной власти.

     Статьей 24 Банковского кодекса определен правовой статус Национального банка как центрального банка республики, действующего исключительно в интересах страны и подотчетного Президенту Республики Беларусь. Это означает, что Президент утверждает Устав Национального банка, назначает с согласия Совета Республики Национального собрания его Председателя и членов Правления, определяет аудиторскую организацию для проведения аудиторской проверки и утверждает годовой отчет и распределение прибыли банка.

     Годовой отчет Национального банка включает:

  • отчет о реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год,
  • годовой баланс,
  • отчет о прибыли и убытках НБ.

      Следует отметить, что прозрачность деятельности Банка обеспечивается открытостью его годового баланса для населения страны, достигаемой путем опубликования материалов в официальной республиканской прессе.

     Национальный  банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны. Это означает, что  Устав Национального банка, вносимые в него изменения и дополнения утверждаются Президентом. Им же определяется аудиторская организация для проведения аудиторской проверки главного банка страны, утверждается распределение прибыли и годовой отчет Национального банка с учетом аудиторского заключения. Годовой отчет, утвержденный Правлением банка, Национальный банк представляет Президенту Республики Беларусь ежегодно до 15 апреля. Этот документ состоит из отчета об исполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год; баланса и отчета о прибыли и убытках за прошедший год. После утверждения Президентом страны годовой отчет Национального банка публикуется в средствах массовой информации.

     Ежегодно до 1 октября текущего года Национальный банк совместно с правительством представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, которые также публикуются в средствах массовой информации. Банк имеет свой официальный сайт в Интернете, издает журнал «Банковский вестник», где размещает принимаемые им нормативные акты, аналитическую информацию по банковской системе, научные статьи.

     В Республике Беларусь Национальный банк и Правительство взаимодействуют  в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной  политики государства. Со стороны Правительства деятельность Национального банка регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями Правительства и протоколами совещаний у Премьер-министра, а также совместными постановлениями Правительства и Национального банка.

     Независимость Национального банка определяется его Уставом. Нацбанк является единой централизованной организацией, состоящей из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории республики и за ее пределами. Государственные органы не имеют права вмешиваться в его работу.

     Аудиторская проверка деятельности Национального банка проводится ежегодно аудиторской организацией, определяемой Президентом Республики Беларусь по представленным Национальным банком предложениям. Банк обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки. В Национальном банке создано также управление внутреннего аудита, являющееся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата и подчиняющееся непосредственно председателю Правления НБ, который назначает на должность начальника управления.

     Работа управления осуществляется на основе самостоятельного выбора форм и методов контроля, доступа ко всей информации, касающейся деятельности Национального банка, независимости от руководителей подразделений и организаций, которых оно проверяет.

     Управление внутреннего аудита отчитывается перед председателем Правления Нацбанка по итогам своей работы за истекшие квартал и год.

     Основные задачи, которые решает внутренний аудит, — это организация и проведение аудиторских проверок для определения соответствия а) деятельности подразделений Национального банка их целям и функциям; б) операций, выполняемых подразделениями Национального банка, — законодательству, в том числе нормативно-правовым актам Национального банка; в) бухгалтерского учета и финансовой отчетности — законодательству о бухгалтерском учете и учетной политике.

     Основными функциями внутреннего аудита Национального банка, исходя из возложенных на него задач, являются:

  • проверка состояния внутреннего контроля и соблюдения исполнительной дисциплины на всех участках деятельности банка;
  • анализ работы подразделений банка по выявлению рисков, которым подвергается их деятельность, а также оценка и управление рисками;
  • проверка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, а также правильности проведения банковских операций;
  • проверки организационного, технического, программного, математического и информационного обеспечения информационных систем;
  • внедрение международных стандартов внутреннего аудита в систему банка;
  • осуществление последующего контроля за выполнением мероприятий по результатам аудиторских проверок.

Информация о работе Статус, структура и основы функционирования Национального банка Республики Беларусь