Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 22:08, курсовая работа
Банки являются неотъемлемой составляющей современного денежного хозяйства, создают основу рыночного механизма, с помощью которого функционирует экономика страны. Сберегательные банки России призваны регулировать движение всех денежных потоков, способствовать обеспечению наиболее рационального использования финансовых ресурсов общества и перелива капитала в те отрасли хозяйства страны, где отдача от вложений будет максимальна.
В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.
Введение
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РФ КАК СУБЪЕКТА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. История создания и деятельности Сбербанка РФ
1.2. Организационная структура Сбербанка
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОЛИ СБЕРБАНКА РФ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Оценка особого места Сбербанка РФ в структуре современной банковской системы Российской Федерации
2.2 Масштабы деятельности и основные функции Сбербанка РФ
2.3 Место Сбербанка РФ в системе распределения финансовых ресурсов
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРБАНКА РФ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
Заключение
Список литературы
Великая Отечественная война потребовала подчинения экономики страны нуждам военного времени. Резко сократилось производство потребительских товаров, введена карточная система снабжения продовольственными товарами. Сокращение объема розничного товарооборота и рост рыночных цен обусловили образование у населения, особенно сельского, крупных сумм свободных денежных средств. С целью сохранения в обороте государства основной части сбережений, привлеченных в довоенный период, выплату средств со вклада ограничили до 200 рублей в месяц. Эти временные меры были отменены в 1944 г.
После разгрома фашизма и окончания Великой Отечественной войны Советский Союз приступил к мирному строительству. Задачи восстановления и развития народного хозяйства СССР не могли быть решены без ликвидации последствий войны в области денежного обращения и восстановлении полноценного рубля. В целях изъятия из обращения избыточной массы наличных денег было принято Постановление от 14.12.1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек». При осуществлении реформы государство предоставило льготы населению, хранившему сбережения в сберкассах. Если обмен денег, находившихся на руках, производился 10 : 1, то вклады до 300 рублей остались в номинальной сумме. Более крупные сбережения оценивались: от 300 рублей до 1000 рублей в соотношении 3 : 2, свыше 1000 рублей 2 : 1.
В послевоенный период постепенно начали развиваться безналичные расчеты. Были разрешены перечисленные на счета вкладчиков зарплаты, пенсии, авторского гонорара.
С 01.01.1963 г. сберкассы были переданы из ведения Министерства финансов СССР в ведение Госбанка СССР. Средства, привлеченные во вклады стали использоваться на кредитование народного хозяйства.
В мае 1972 г. Совет Министров СССР принял постановление, в котором предусмотрены меры по дальнейшему развитию сберегательного дела. В соответствии с этим постановлением система сберкасс переведена на полный хозрасчет. За счет получаемой ими прибыли образуются запасный фонд, фонд развития сберегательного дела, фонд жилищного строительства и материального поощрения работников. Были также приняты меры к более широкому развитию перечисленных сумм денежных доходов трудящихся во вклады, внедрению безналичных расчетов по платежам населения в пользу предприятий, расширению переводных и аккредитивных операций, введены расчетные чеки для оплаты приобретаемых гражданами товаров. К началу 1981 г. количество счетов вкладчиков составило 142,1 млн., сумма вкладов достигла 156,5 млрд. рублей, а средний размер вклада 1102 рублей.[41, c. 57]
В 1988 г. на базе системы Гострудсберкасс образован Сбербанк СССР в форме акционерного общества. Акционеры – Госбанк СССР, Внешэкономбанк, др. Сбербанк СССР обеспечивал организацию сберегательного дела в стране, безналичных расчетов и кассового обслуживания населения, в необходимых случаях организаций и учреждений, осуществляя распределение и погашение облигаций государственных займов, кредитование потребительских нужд граждан, обслуживания пенсионеров.
В 1991 г. Сбербанк СССР на общем собрании акционеров учрежден как Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
С 1 января 2001 года в Сбербанке России произведена реорганизация, в результате которой 79 региональных банков Сбербанка России реорганизованы в 18, путем объединения.
1.2. Организационная структура Сбербанка.
Организационная структура - это совокупность подразделений банка, которые выполняют закрепленные за ними функции. Цель организационной структуры - управление функционированием банка. Финансовая структура позволяет выделить и эффективно управлять внутренними бизнесами банка, поэтому хозрасчетная модель может быть построена только на основе финансовой структуры.
Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка - важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций.
В учебнике «Банковское дело» под редакцией Балабановой И.Т. приводится оптимальная структура организации деятельности банка. Вот как учебник определяет ее:
Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы. Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Так, операции банка по мобилизации и концентрации средств (пассивные операции банка) выполняются управлением депозитных операций, учетно-ссудные операции - кредитным управлением и т.д. Большое внимание коммерческий банк должен уделять вопросам организации хозрасчета в банке, рентабельности и ликвидности. Для этого формируются структурные подразделения, которые занимаются вопросами текущей деятельности банка, оказывают организующее воздействие на работу банка в целом.
Управление прогнозирования деятельности банка призвано реализовать управленческие функции банка с целью обеспечения основных принципов его деятельности - ликвидности, рентабельности и надежности. Это управление включает три основных подразделения (отдела), которые отражают главные направления в деятельности данного управления.
Основные функции отдела разработки основ коммерческой деятельности банка и совершенствования управления состоят в следующем:
выработка актов деловой политики банка с определением конкретных задач для каждого управления банка;
разработка балансов банка;
определение кредитного потенциала банка;
определение основных направлений по совершенствованию деятельности банка.
Отдел организации хозрасчетной деятельности банка призван:
разрабатывать положение о доходах и расходах банка;
прогнозировать доходы и расходы банка;
анализировать фактические доходы и расходы банка в сравнении с планируемыми;
намечать конкретные меры по повышению доходов банка и снижению его расходов и в этой связи ставить определенные задачи другим подразделениям банка;
анализировать рентабельность работы банка и перспективы ее повышения.
Отдел по управлению ликвидностью банка решает комплекс вопросов по определению текущей и перспективной ликвидности банка;
проводит расчет показателей ликвидности баланса банка;
контролирует ежедневную ликвидность банка;
анализирует совокупность факторов, влияющих на ликвидность банка.
Центральным звеном в осуществлении активных операций банка выступает кредитное управление.
Банк может предоставлять кредиты предприятиям и организациям различных отраслей народного хозяйства и другим банкам, включая свои филиалы, финансовым компаниям и населению. Специфика источников формирования ссудного фонда, используемого для тех или иных кредитных операций, назначение и характер обеспечения выдаваемых кредитов, механизм предоставления и сроки кредитования, сфера использования и другие факторы обусловили создание в рамках кредитного управления шести отделов.
Отдел общей организации кредитных операций: определяет общую политику банка и порядок ее реализации в зависимости от конкретных экономических условий;
разрабатывает общие методики Краткосрочного и долгосрочного кредитования и финансирования, методики определения кредитоспособности клиентов, методики организации перспективных финансовых услуг;
изучает кредитные риски и определяет механизм страхования банковских кредитных операций.
Отдел краткосрочного кредитования:
распределяет кредитные ресурсы по видам ссуд и заемщикам исходя из кредитного потенциала банка;
определяет потребности в кредите;
организует выдачу и погашение кредита, ведет кредитные дела;
заключает кредитные договоры;
проверяет кредитоспособность клиентов;
ведет картотеку кредитоспособности;
организует факторинговые операции.
Отдел долгосрочного кредитования и финансирования:
разрабатывает основные направления кредитования и финансирования исходя из инвестиционного потенциала банка;
организует кредитные операции и финансирование; заключает договоры по предоставлению ссуд и оказанию услуг;
проверяет кредитоспособность клиента и ведет картотеку кредитоспособности;
осуществляет кредитование, связанное с инновационной деятельностью клиента, инновационное финансирование разработок клиента;
занимается организацией поручению клиента;
занимается организацией финансирования по поручению клиента; посреднической помощью в поиске партнеров по внедрению; а также в подборе подрядчиков для реализации долгосрочных проектов.
Отдел кредитования населения организует:
прямое и косвенное кредитование потребительских товаров и жилых строений;
предоставление чековых кредитов и кредитных карточек;
предоставление услуг населению.
Отдел межбанковских операций призван организовывать и вести учет и анализ всех межбанковских операций, прежде всего с Центральным банком и с другими коммерческими банками, а также с банками своей системы (филиалами и отделениями).
Отдел нетрадиционных банковских операций, связанных с кредитованием, предназначен для организации таких операций банка, как, например, лизинг.
Важным звеном в коммерческом банке является валютное управление. Его функциями являются:
ведение валютной позиции;
ведение валютных счетов;
покупка и продажа валют;
прием средств во вклады и выдача ссуд;
страхование рисков.
Специфика данного управления обуславливает создание четырех отделов: аналитического отдела; отдела ведения валютных счетов и валютной позиции; отдела кассовых сделок; отдела срочных сделок, отдела международных расчетов, отделов счетов "ностро" и "лоро", отдела неторговых операций.
Управление депозитных операций предназначено для учета и анализа привлеченных средств и собственного капитала банка. Основные функции отдела депозитных операций:
учет депозитных средств банка по их срочности и отдельным депонентам;
заключение договоров на депонирование средств;
анализ депозитных средств, их структуры и динамики развития с целью оценки ресурсов банка и их влияния на ликвидность его баланса;
предоставление необходимой информации для планирования ресурсов банка;
Фондовый отдел предназначен для учета и анализа собственных средств банка. Он осуществляет:
учет финансовых средств банка, их анализ и динамику развития;
операции по покупке и продаже ценных бумаг, принадлежащих банку, и по поручению клиентов;
управление финансовым портфелем банка.
Особое внимание в банке уделяется расчетно-кассовому обслуживанию. Для этих целей в банке создается управление расчетно-кассового обслуживания, в функции которого входят:
открытие и ведение счетов, осуществление расчетов;
проведение кассовых операций.
Управление филиалами банка - одна из важнейших сфер банковской деятельности. В зависимости от статуса учреждения банка (представительство, отделение, филиал) по-разному будут определяться его функции и формы управления. Не все банковские операции можно осуществлять на уровне филиалов (операции с банками-корреспондентами, международные операции, инвестиционные и ряд других).
В функции управления филиалами банка входят:
руководство деятельностью филиалов;
контроль за правильностью проводимой кредитной политики и осуществления кредитных операций;
помощь при внедрении новых методов работы, содействующих повышению эффективности работы банка.
Управление (отдел) анализа и статистики выполняет работу по:
накоплению и анализу статистической информации;
оказанию информационно-справочных услуг клиентам (юридическим и физическим лицам);
подготовке проектов планов, отчетов о деятельности банка;
статистической обработке баланса банка;
подготовке и реализации экспертных исследований, оценок банка, в том числе и для клиентов.
Отдел кадров:
планирует численность и использование персонала;
организует обучение и повышение квалификации кадров;
управляет фондами заработной платы;
осуществляет набор персонала и его расстановку.
Административно-хозяйственный отдел, включая службы администрации, занимается строительством, планированием, приобретением, поддержанием и продажей банковских зданий, сооружений и оборудования. Совместно с отделом внедрения ЭВМ осуществляет разработку и внедрение электронных систем, оснащение банковских учреждений электронно-вычислительной и оргтехникой, ведет архив.
Юридический отдел: