Совершенствование кредитной политики коммерческого Банка ВТБ 24

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование кредитной политики коммерческого Банка ВТБ 24 (ЗАО) – сокращенно ВТБ24.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи, раскрыть сущность кредитной политики коммерческого банка, функции, виды, цели, принципы и роль, выявить факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка. Раскрыть методологию формирования кредитной политики, дать общую характеристику ВТБ24, изложить особенности кредитной политики ВТБ24, проанализировать качество кредитного портфеля и финансовых показателей, предложить пути совершенствования кредитной политики. Также предложить использование технологии кредитного скоринга, как способа снижения кредитного риска.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты кредитной политики коммерческого банка..............6
1.1 Понятие кредитной политики и кредитного портфеля коммерческого банка..............................................................................................6
1.2 Основные положения и принципы, учитываемые при формировании кредитной политики банка...................................................................................11
1.3 Основные виды кредитных операций коммерческого банка............17
2 Анализ кредитной политики коммерческого Банка ВТБ 24 (ЗАО)...............22
2.1 Краткая характеристика Банка ВТБ 24 (ЗАО)....................................22
2.2 Анализ финансовых показателей и кредитного портфеля Банка ВТБ 24 (ЗАО)..................................................................................................................28
2.3 Анализ кредитной политики Банка ВТБ 24 (ЗАО).............................41
3 Совершенствование кредитной политики коммерческого Банка ВТБ 24 (ЗАО).......................................................................................................................60
3.1 Практические рекомендации по совершенствованию кредитной политики в Банке ВТБ 24 (ЗАО)..........................................................................60
3.2 Минимизация кредитного риска и оптимизация доходов банка с помощь рейтинговой оценки кредитной заявки.................................................76
Заключение.............................................................................................................80
Список использованных источников...............................

Файлы: 1 файл

ДКБ 8.docx

— 324.37 Кб (Скачать)

Объем средств клиентов на 31 марта 2013 года достиг 3 332,9 млрд рублей по сравнению с 3 596,7 млрд рублей на конец 2012 года. Объем средств корпоративных клиентов на конец первого квартала 2013 года составил 2 143,2 млрд рублей по сравнению с 2 435,3 млрд рублей на конец 2012 года. Объем средств розничных клиентов на 31 марта 2013 года достиг 1 189,7 млрд рублей по сравнению с 1 161,4 млрд рублей на 31 декабря 2012 года.

В первом квартале 2013 года группа продемонстрировала рост показателей достаточности капитала. На 31 марта 2013 года коэффициент достаточности капитала первого уровня составил 9,6%, а коэффициент достаточности капитала – 13,7%, увеличившись с 9% и 13% соответственно на 31 декабря 2012 года. Размер капитала, а также показатели достаточности капитала группы по итогам первого квартала 2013 года учитывают влияние обратного выкупа акций банка ВТБ у акционеров, которые приобрели данные акции в ходе первичного размещения в 2007 году. На основе оценки совокупной стоимости акций, которые потенциально могут быть выкуплены у акционеров, группа произвела начисление обязательства в размере 13,8 млрд рублей с соответствующим изменением в размере собственных средств. По состоянию на 31 марта 2012 года доля потребительских кредитов и автокредитов в розничном кредитном портфеле Группы составляет 61,0% по сравнению с 59,3% на 31 декабря 2011 года, доля ипотечных кредитов – 38,3% по сравнению с 40,1% на 31 декабря 2011 года.

 

Таблица 7. Рейтинг банков по объему портфеля выданных кредитов малому и среднему бизнесу на 1 июля 2013 года

Банк

Портфель выданных кредитов МиСБ на 1 июля 2013 года (млн. руб.)

Портфель выданных кредитов МиСБ на 1 июля 2012 года (млн. руб.)

Изменение (%)

Сбербанк

1 013 072.03

910 739.04

11.24

ВТБ 24

138 397.08

91 923.12

50.56

Промсвязьбанк

110 862.72

34 987.50

216.86

Уралсиб

84 814.57

76 477.55

10.90

Московский Индустриальный Банк

41 745.52

50 543.19

31.28


 

 

С начала года ВТБ24 открыто 59 точек продаж, общее количество подразделений банка составило 589. На сегодняшний день сеть ВТБ24 представлена в 69 субъектах Российской Федерации.

За первые 9 месяцев 2013 года чистая прибыль ВТБ24 составила 26,4 млрд рублей. Это сумма сопоставима с результатами банка за весь прошлый год – в 2012 году ВТБ24 получил 26,59 млрд рублей чистой прибыли, говорится в сообщении компании. Об этом в ходе своей пресс-конференции рассказал президент-председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов.

Объем привлеченных средств физических лиц банка увеличился на 11,7% и составил 927,1 млрд рублей. ВТБ24 один из немногих банков ТОП-10, который увеличил свою долю на рынке привлеченных средств физических лиц.

Кредитный портфель населению ВТБ24, по итогам трех кварталов, вырос на 23% (140,6 млрд. руб.) до 896 млрд. руб. Основной вклад в увеличение портфеля внесли ипотечное кредитование (рост портфеля на 25% до 294 млрд. руб.), кредитные карты (на 38,2% до 51 млрд. руб.), автокредитование (на 24% до 88 млрд. руб.), кредиты малому бизнесу (на 49% до 99 млрд. рублей) и кредиты наличными (на 25% до 358 млрд. рублей). Банк традиционно в течение нескольких последних лет является вторым, после Сбербанка, игроком на банковском рынке России. Причем с заметным отрывом от преследующих его конкурентов. Однако у ВТБ есть свои специфические ниши, где он является безусловным лидером. К примеру, в части позиций по внешнеторговому финансированию, обслуживанию экспортных контрактов и потоков. У ВТБ есть и другие, во многом уникальные преимущества, в том числе и возможности группы, наличие банков во многих точках мира – в Европе, СНГ, Азии, Африке. Это позволяет банку сопровождать своих крупных клиентов при их международной деятельности на различных рынках и является важной характеристикой его конкурентоспособности, позволяющей расширять его клиентскую базу. ВТБ уверенно позиционируется как кредитная организация международного уровня, способная обслуживать клиентов на различных рынках, обеспечивать консалтинг в области инвестиционных операций, внедрять новые инновационные механизмы финансирования клиентов с международных рынков.

 

 

2.3 Анализ кредитной  политики Банка ВТБ 24 (ЗАО)

 

 

Управление анализа и развития кредитной деятельности ВТБ было создано в начале 2006 года. Оно является структурным подразделением департамента контроля кредитных операций и рисков ВТБ, во многом уникального для банка. Департамент фактически объединяет в себе весь middle-office, являясь своеобразной платформой, обеспечивающей прохождение всех операций банка, связанных с кредитными рисками, а также контроль за их соответствием нормативной базе и принятой кредитной политике.

В структуре департамента управления анализа и развития кредитной деятельности – это своего рода аналитический координационный штаб, формирующий стратегию как самого департамента, так и банка, и всей группы ВТБ по ведению кредитных процедур и важнейшим вопросам организации кредитного процесса.

Кредитная политика ВТБ24 строится не только с учетом соблюдения общепринятых основных принципов кредитования: срочность, платность, возвратность, обеспеченность, но и таких как:

1 Формы предоставления кредитов. Основная форма – срочный коммерческий кредит. К особым видам кредитования относятся кредиты, предоставляемые в форме кредитной линии и кредиты в форме овердрафта. Кредитование в форме открытия кредитной линии кредитование в форме овердрафта возможно при наличии постоянных стабильных денежных оборотов в Банке.

2 Концентрация ссудной  задолженности по одному заемщику  – рассчитывается в зависимости  от величины капитала Банка  с целью соблюдения нормативов  по определению размеров кредитных  ресурсов, предоставляемых одному  заемщику.

3 Целевое использование – выдача кредитов осуществляется с обязательным указанием по тексту кредитного договора целевого назначения выдаваемого кредита, за которым устанавливается постоянный контроль.

4 Установление процентных ставок – ценообразование по ссудам осуществляется в зависимости от таких основных положений как: действующие ставки рефинансирования ЦБ РФ и межбанковского кредита, степень кредитного риска по конкретному кредитному проекту, ликвидность баланса заемщика, наличие имеющихся депозитов в Банке, стоимость осуществления мониторинга за кредитом со стороны Банка, наличие позитивной кредитной истории и стабильных денежных оборотов в Банке, стоимости привлекаемых ресурсов.

5 Срок кредитования – обосновывается технико-экономическими обоснованиями и бизнес-планами заемщиков, но, как правило, краткосрочные кредиты предоставляются на срок не более 6 месяцев, среднесрочные до 1 года, долгосрочные – не более 5 лет. Более длительные сроки (свыше 5 лет) могут быть установлены по проектам отдельных клиентов, имеющих комплексное взаимодействие с Банком по разным операциям.

6 Источники погашения – выдача кредитов осуществляется только при наличии реального первичного источника погашения предоставляемого кредита, а также с учетом предлагаемой заемщиком формы обеспечения возврата кредита (вторичный источник погашения в форме залога, заклада имущества).

7 Кредитная информация – кредитными договорами обязательно предусмотрено реальное осуществление Банком контроля за состоянием финансово-хозяйственной деятельности заемщиков и состоянием залогового обеспечения, с правом затребования необходимых бухгалтерских, финансовых или хозяйственных документов, на всем протяжении срока действия кредитного договора.

8 Синдицированное кредитование – Банком допускается участие в совместных кредитных проектах (с участием других коммерческих банков) по кредитованию заемщиков с обязательным соблюдением необходимых условий такого кредитования.

9 Приоритетное право получения кредита – имеют предприятия и организации, обслуживающиеся в Банке и являющиеся его постоянными клиентами или акционерами, а также прочие предприятия и организации, имеющие достаточные обороты по счетам в Банке.

10 Взаимосвязь кредитных и депозитных взаимоотношений – клиенты, имеющие депозиты в Банке, также пользуются приоритетом при рассмотрении вопросов о предоставлении кредитов.

Все вышеперечисленные принципы кредитования играют важную роль в дальнейшем процветании и финансовой стабильности банка, который, в свою очередь, предлагает огромный спектр услуг населению, среди которых: срочные кредиты; кредитные линии; кредиты по линии TUSRIF (Инвестиционный Фонд США – Россия); овердрафты по расчетному счету; лизинговое финансирование; банковские гарантии; кредиты по линии Европейского Банка реконструкции и развития; документарные операции; вексельное кредитование.

Преимущества кредитных карт ВТБ24:

- удобство оформления  – возможность подать заявку  на выпуск кредитной карты  без подготовки пакета документов;

- отсутствие дополнительных  комиссий – выплаты по кредиту  в точности соответствуют расчетам.

Существует уникальный набор страховых программ, которые позволят защитить не только кредит, но и личные средства на счете карты, а также оплаченные картой покупки.

Можно использовать кредитные карты для размещения на них собственных средств. При этом деньги, находящиеся на счете карты, не нужно декларировать при выезде за границу.

Для Состоятельных клиентов предлагается собрание особых продуктов и услуг банка ВТБ24, разработанных в соответствии с их целями, требованиями, статусом. Сегодня они воплощены в трех программах: «Приоритет», «Привилегия» и Private Banking, каждая из которых – это уникальный набор сервисов и условий, из которых можно выбрать подходящий.

Получение кредита в ВТБ24 возможно после осуществления ряда процедур, заключающихся в анализе достигнутых потенциальным заемщиком финансовых показателей и бизнес-плана компании (в ряде случаев – технико-экономического обоснования получения кредита), анализе достаточности залогового обеспечения.

Кредит может быть выдан на следующие цели: новостройки, вторичное жилье, нецелевые кредиты, рефинансирование, государственные программы – ипотечное кредитование; автокредит; персональный кредит.

Для планирования конкретных действий по решению проблем клиента банковскими аналитическими службами проводится бизнес-диагностика клиента, с помощью, которой уточняется существующее положение клиента на рынке, его потенциальные возможности, степень рациональности деятельности.

Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита в ВТБ24 предусматривается следующие стадии:

Первый этап. Оценка платежеспособности заемщика.

При обращении клиента в ВТБ24 за получением кредита уполномоченный сотрудник кредитующего подразделения (менеждер-консультант) выясняет у клиента цель, на которую испрашивается кредит, разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита, знакомит с перечнем документов, необходимых для получения кредита. Заемщик заполняет анкету по форме ВТБ24 (Приложение Б).

Срок рассмотрения вопроса о предоставлении кредита зависит от вида кредита и его суммы, но не должен превышать от момента предоставления полного пакета документов до принятия решения 3 календарных дней – по кредитам на неотложные нужды и 7 календарных дней – по кредитам на приобретение недвижимости.

Заявление клиента регистрируется менеджером-консультантом в журнале учета заявлений; на заявлении проставляются дата регистрации и регистрационный номер.

С паспорта (удостоверения личности) и других документов, подлежащих возврату клиенту, снимаются копии. На копиях, сделанных менеджером-консультантом или сверенных им с подлинными документами, делается отметка «копия верна» за подписью менеджера.

На оборотной стороне заявления или отдельном листе менеджер-консультант составляет перечень принятых документов и копий.

Далее менеджер-консультант производит проверку предоставленных клиентом документов и сведений, указанных в документах и анкете; определяет платежеспособность клиента и максимально возможный размер кредита.

Информация о работе Совершенствование кредитной политики коммерческого Банка ВТБ 24