Составные части финансовой политики, их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

В ходе проведенного исследования по теме «Составные части финансовой политики» были детально изучены теоретические основы налоговой, бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..4
1 Налоговая политика……………………………………………………….....6
1.1 Сущность, значение и цели налоговой политики………………………..6
1.2 Виды налоговой политики, стратегия и тактика…………………………9
1.3 Инструменты налоговой политики……………………………………....13
2 Бюджетно-финансовая политика………………………………………......16
2.1 Понятие бюджетно-финансовой политики государства…………..…....16
2.2 Основные типы бюджетной политики…………………………………...18
3 Денежно-кредитная (монетарная) политика…………………………….…20
3.1 Понятие денежно-кредитной политики, её виды…………………….…..20
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………….....26
3.3 Взаимосвязь денежно-кредитной политики с бюджетно-налоговой политикой…………………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………………..38
Приложение А. Классификационный состав налогов по признакам………………………………………………………………………...40
Приложение Б. Классификационный состав налогов по признакам 2……….41

Файлы: 1 файл

составные части финансовой политики.docx

— 83.91 Кб (Скачать)

 Ограничение кредитования .

Вместе с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

 Метод ограничения  кредитования представляет собой  количественное

 

31

ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных  выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Такие кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

 Нужно отметить, что,  добиваясь при помощи указанной  политики сдерживания банковской  деятельности и умеренного роста  денежной массы, государство способствует  снижению деловой активности. Поэтому  метод количественных ограничений  стал использоваться не так  активно, как раньше, а в некоторых  странах вообще отменён. 

 Также центральный  банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые  коммерческие банки обязаны поддерживать  на необходимом уровне. К ним  относятся нормативы достаточности  капитала коммерческого банка,  нормативы ликвидности баланса,  нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и  некоторые дополняющие нормативы.  Перечисленные нормативы обязательны  для выполнения коммерческими  банками. Также центральный банк  может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы,  которые коммерческим банкам  рекомендуется поддерживать на  должном уровне.

 При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских  операций, других серьезных недостатках  в работе центральный банк  может применять к ним самые  жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации  банков. Но использование административного  воздействия со стороны центрального  банка по отношению к коммерческим  банкам не должно носить систематического  характера, а применяться в  порядке исключительно вынужденных  мер. 

 Говоря о каждом  методе ДКП в отдельности, обращая  внимание на его преимущества  перед другими и подчеркивая  недостатки, необходимо все же  помнить, что только одновременное  использование всех перечисленных  инструментов может привести  к выработке правильной и грамотной  денежно-кредитной политики.

 

 

 

32

 

3.3  Взаимосвязь денежно-кредитной политики с бюджетно-налоговой политикой

 

 

 

В соответствии с приверженностью  к той или иной концепции политики экономисты рекомендуют использовать инструменты бюджетно-налоговой или кредитно-денежной политики. Однако на практике правительство использует эти инструменты в тесной взаимосвязи. Такое сочетание инструментов стабилизационной политики имеет свое обоснование, т.к. повышает результативность экономического регулирования. Следует, однако, отметить, что в большинстве случаев «первичными» являются мероприятия бюджетно-налоговой политики. Во-первых, потому что фискальные инструменты находятся в непосредственном ведении правительства, во-вторых, потому, что денежно-кредитная политика формируется Центральными банками, которые зачастую достаточно независимы от правительства, а тактические цели политики Центрального банка направлены не на реальный сектор экономики, а на регулирование показателей финансового рынка. Интересна следующая закономерность, которая часто просматривается в развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой: чем больше независимость (как формальная, так и неформальная) Центрального банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.

Важно понимать единовременный и краткосрочный характер повышающего  воздействия комбинированного сочетания  инструментов фискальной и денежно-кредитной  политики. Определенные трудности связаны  с вопросом согласованности, координации  бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует  экономику значительным расширением  государственных расходов, результат  будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через  выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций («эффект вытеснения») и подрыву исходных стимулов к  расширению экономической активности. Если же Центральный банк одновременно проводит политику поддержания 

 

33

процентной ставки, он вынужден расширить предложение денег, провоцируя инфляцию. Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизацией дефицита или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора – они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.

Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается  обычно низкий устойчивый темп роста  денежной массы) в большинстве случаев  не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано  с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового  финансирования, правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный  банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита. Поэтому рост государственной  задолженности и тем более  ее монетизация должны быть ограничены, в противном случае, частный сектор может направлять любое количество дополнительных денег не на инвестиции и даже не на потребление, а на покупку  гособлигаций. В результате государство может не только не достичь целей стабилизации, но и столкнуться с угрозой банкротства вследствие возрастания государственной задолженности до критического уровня.

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая  политика тесно связана и с  внешнеэкономической политикой. Если Центральный банк ставит целью поддержание  фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически  невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка  или продажа иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания  обменного курса автоматически  ведет к изменению денежной массы  в экономике. Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный  банк проводит стерилизацию притока  или оттока валютных резервов, нейтрализуя 

 

34

колебания денежной массы  вследствие валютных операций изменением объема внутреннего кредита с  помощью известных инструментов денежной политики. Объем интервенции, осуществляемой Центральным банком, зависит от режима регулирования  валютного курса. При фиксированном  валютном курсе ЦБ должен осуществить  интервенцию (в рублях или долларах) в объеме, равном сальдо платежного баланса. Например, если сальдо платежного баланса пассивное, то Центральный  банк должен осуществить долларовую интервенцию, если активное – то рублевую. Однако, если сальдо платежного баланса  в какой-либо стране устойчиво пассивное  в течение ряда лет, то это может  привести к истощению валютных резервов ЦБ и тогда единственным выходом  при политике фиксированного валютного  курса становится девальвация национальной валюты. В условиях свободно плавающего валютного курса Центральный  банк не прибегает к интервенциям, так как любые несоответствия в спросе и предложении на валютном рынке устраняются изменением валютного  курса. Валютные резервы ЦБ в этом случае остаются без изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

В ходе проведенного  исследования по теме «Составные части финансовой политики» были детально изучены  теоретические основы налоговой, бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Результаты исследования позволяют сделать  следующие выводы и оценки:

1.Налоговую политику - часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю ее эффективности.

2.Экономическая обоснованная  налоговая политика преследует  цель оптимизировать централизацию  средств через налоговую систему.

3.Налоговая стратегия преследует следующие задачи: экономические, социальные, фискальные, международные.

4.Бюджетно-финансовая политика - это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.

5.Вмешательство государства в экономику с целью ее регулирования осуществляется в двух формах бюджетно-финансовой политики - дискреционной и недискреционной (автоматической).

6.Денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, реализуемых в рамках государственной экономической политики и оказывающих через денежно-кредитную сферу влияние на реальный сектор экономики как базу для решения социально-экономических проблем.

7.В качестве основных инструментов денежно-кредитной политики выделяют: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

8.В соответствии с приверженностью к той или иной концепции политики экономисты рекомендуют использовать инструменты бюджетно-налоговой или кредитно-денежной политики. Однако на практике правительство использует эти инструменты в тесной взаимосвязи. Такое

 

36

сочетание инструментов стабилизационной политики имеет свое обоснование, т.к. повышает результативность экономического регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

  1. Курс лекции по дисциплине «Система налогообложения» / А.Е. Коваленко Гомель, 2007 76с.
  2. Налоги и налогообложение: Учебник / Под общ. ред. Н.Е. Заяц и др. Мн.: Выш. шк., 2004 303с.
  3. 3. Закон РБ «О налогах на доходы и прибыль» №1330-XII от 22.12.1991 // «Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь», 1992 г., N 4, ст.77
  4. Денежное обращение и кредит: учебное пособие / А.И. Короткевич, И.И. Очкольда. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 352 с .
  5. Совершенствование денежно-кредитной политики Банка России в условиях глобализации / М. А. Порублева // Банковские услуги. - 2008. - № 6. - С. 2-12.
  6. Макроэкономическая политика и экономический рост [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esa.un.org/techcoop/russian/PN_MacroGrowthPolicyNote-RU.doc.pdf . Дата доступа: 18.11.2012
  7. Виногродов, Д. В. Финансово-денежная экономика: учеб. пособие / М.Е. Дорошенко; гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.:Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2009. – 828 с.
  8. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О. И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003г. – 464с.
  9. Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год» / от 19 ноября 2010 г. –  № 597 – г. Минск.
  10. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебн. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.
  11. Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3). Учебн. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.
  12. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003г. – 464с.
  13. Доклад Председателя правления Национального банка Республики Беларусь П.П.Прокоповича на расширенном заседании Правления:

 

38

Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2008 год и  задачи банковской системы по их реализации в 2009 году.

  1. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций/ - 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: ФУАинформ, 2006. -544с.
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475 «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.».
  3. Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3). Учебн. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.
  4. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003г. – 464с.

Информация о работе Составные части финансовой политики, их характеристика