14
частичное освобождение от
налогообложения.
Проведению активной
налоговой политики способствует
также то, что законодательство
устанавливает, многочисленные и
разнообразные основания предоставления
налоговых льгот, связанные с
видами и формами предпринимательской
деятельности. Налоговые льготы, трудно
систематизировать, поскольку они
могут быть установлены в любых
случаях, когда имеется заинтересованность
государства в развитии предпринимательской
деятельности и оно готово
стимулировать или, наоборот, не
стимулировать определенные отрасли
экономики, регионы, виды предпринимательской
деятельности.
Предоставляя налогоплательщикам
те или иные налоговые льготы,
государство, прежде всего, активизирует
воздействие налогового регулятора
на различные экономические процессы.
Формы и способы предоставления
льгот в любом государстве
постоянно изменяются.
С помощью налоговых
льгот во многих странах поощряются
создание малых предприятий, привлечение
иностранного капитала, научно-технические
разработки, имеющие фундаментальное
значение для дальнейшего развития
экономики, экологические проекты,
стимулируется создание новых
высокотехнологичных производств
по выпуску конкурентоспособной
продукции для мирового рынка.
Резкий рост бюджетных
расходов во многих станах
со всей остротой поставил
вопрос об упорядочении предоставления
различных налоговых льгот. Это
связано с тем, что установление
широкого перечня налоговых льгот
зачастую приводит к уменьшению
налоговой базы, вследствие чего
для сохранения необходимого
государству уровня налоговых
поступлений оно прибегает к
установлению более высоких налоговых
ставок.
Формирование налоговой
базы также является серьезным
инструментом налоговой политики
государства, поскольку от этого
зависят увеличение или уменьшение
налоговых обязательств различных
категорий налогоплательщиков. Это
создает дополнительные стимулы
или, наоборот, ограничения для
расширения производства или
инвестиционных проектов и соответствующего
роста (снижения) экономического
развития.
Налоговая политика
государства, являясь отражением
проводимой экономической политики,
имеет все же относительно
самостоятельное значение. Мало
того, от результатов проводимой
налоговой политики в значительной
степени зависит и то, какие
коррективы вынуждено вносить
государство в свою экономическую
политику.
15
2 Бюджетно-финансовая
политика
2.1 Понятие бюджетно-финансовой
политики государства
Важнейшей задачей, которая
возложена на государство, выступает
регулирование экономической жизни.
Для ее решения властям необходимо
достичь сбалансированности экономического
развития. Для этого государство
стимулирует экономический рост,
поддерживает определенный уровень
занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает
устойчивость национальной валюты и
положительное сальдо платежного баланса.
Для регулирования
рыночной экономики государство
активно использует инструменты
бюджетно-финансовой политики, которая
наряду с его кредитно-денежной
политикой обладает огромными
возможностями. Бюджетно-финансовую
политику также иногда называют
налогово-бюджетной по основным
инструментам, с помощью которых
она воздействует на хозяйственную
ситуацию в стране.
Бюджетно-финансовая
политика - это совокупность экономических
и административных мер, предпринимаемых
правительством с целью стабилизации
и повышения эффективности национальной
экономики, с использованием, главным
образом, бюджетных и налоговых
инструментов.
Бюджетно-финансовая
или фискальная политика государства
направлена на регулирование
или изменение совокупного спроса,
то есть реального объема национального
производства, который потребители
- предприятия и правительство
готовы купить при любом возможном
уровне цен. Воздействуя хотя
бы на один компонент совокупного
опроса (на потребительские расходы,
инвестиции, государственные закупки
и чистый экспорт), государство
в состоянии подтолкнуть спрос
в сторону его расширения или
наоборот, сдержать его.
Оно делает это с
помощью мер бюджетно-финансовой
политики, в основном, изменяя государственные
расходы и налоги.
Например, путем уменьшения
сбора налогов с населения
можно повысить такой компонент
совокупного спроса, как потребительские
расходы.
Уменьшение налогов
на прибыль корпораций приведет
к росту
16
инвестиций - другого компонента
совокупного спроса.
Третий компонент совокупного
спроса - государственные закупки
- государство, используя инструменты
бюджетно-финансовой политики, может
стимулировать производство и
инвестиционных, и потребительских
товаров.
Вмешательство государства
в экономику с целью ее регулирования
осуществляется в двух формах
бюджетно-финансовой политики - дискреционной
и недискреционной (автоматической).
Первая - дискреционная
форма бюджетно-финансовой политики
- основана на сознательном вмешательстве
государства в налоговую систему
(изменение налоговой структуры,
налоговых ставок) и госрасходы.
Ее целью является бюджетное
регулирование экономического роста,
занятости и инфляции.
Дискреционная бюджетно-финансовая
политика - сознательное изменение
налогов и расходов, осуществляемое
правительством с целью стабилизации
и повышения эффективности национальной
экономики.
Вторая - недискреционная
форма бюджетно-финансовой политики -
имеет меньшее значение. Она основана
на автоматически действующих нормах,
то есть вступающих в действие без необходимости
принятия правительством каких-либо специальных
мер. Эта форма бюджетно-финансовой политики
реализуется с помощью "встроенных
стабилизаторов", к которым относят
систему прогрессивного налогообложения
и систему социальных пособий. Так, в период
процветания экономики вследствие роста
доходов налоговые поступления автоматически
возрастает (при прежних ставках), что
в свою очередь, сдерживает экономический
подъем. В период спада при сокращении
ВНП налоговые поступления автоматически
сокращаются, и эти сокращения удерживают
спад.
Трансфертные платежи
(социальные пособия) - один из
компонентов бюджетных расходов
ведут себя прямо противоположно.
Выплаты по ним пособий и
субсидий малоимущим слоям населения
сокращаются во время подъема
и возрастают по мере спада
производства.
Недискреционная бюджетно-финансовая
политика основана на автоматически действующих
нормах, то есть вступающих в действие
без необходимости принятия правительством
каких-либо специальных мер.
17
2.2 Основные типы
бюджетной политики
Бюджетно-финансовая политика
государства с рыночной экономикой,
как правило, формируется на основе
трех вариантов.
Первый вариант исходит
из того, что необходимо обеспечить
сбалан-сированность госбюджета, то есть
госбюджет должен быть без дефицита. При
этой сбалансированным должен быть любой
ежегодный бюджет. Использование этого
варианта, однако, ограничивает возможности
бюджетного регулирования как составной
части государственного воздействия на
экономические процессы.
На практике использование
принципа сбалансированности бюджета
может способствовать углублению
экономических противоречий. Так,
в условиях экономического спада
в связи со снижением уровня
производства ж доходов обостряется
проблема бюджетного финансирования.
Это вызвано тем, что налоговые
поступления обнаруживает тенденции
к падению. В подобной ситуации
власти должны либо повысить
налог, либо понизить государственные
расходы, либо прибегнуть к
сочетанию обеих этих мер. В
результате их действия совокупный
спрос сократился бы, что неизбежно
повлекло бы за собой дальнейшее
ухудшение экономической ситуации.
Обеспечение сбалансированного
бюджета с помощью финансирования
его дефицита за счет денежной
эмиссии изоляционного характера
привело бы лишь к номинальному
росту налоговых и других поступлений
в бюджет. Они бы били "съедены"
инфляционным ростом цен. А
реальные доходы государства
понизились бы и, как следствие,
усугубились бы финансовые трудности
экономики в целом.
Второй вариант бюджетно-финансовой
политики государства также основывается
на принципе сбалансированности
бюджета, но не в рамках одного
года (как в первом варианте), а
за любой определенный отрезок
времени - например, в течение
экономического цикла. При использовании
этого концептуального подхода
происходит увязка государственной
бюджетно-финансовой политики с
политикой антикризисного регулирования.
Taк, для расширения рыночного спроса в
условия; спада правительство принимает
меры по снижению налогов и одновременно
увеличивает бюджетные инвестиционные
расходы. Сознательно расширяя дефицит
бюджета, власти используют инфляционные
методы. В условиях
18
подъема они, наоборот, повышают
налоги и снижают бюджетные расхода
(прежде всего, на инвестиции), тек самым
противодействуя выходу инвестиций за
рамки платежеспособного спроса. Подобный
подход также имеет свои минусы, поскольку
продолжительность и интенсивность подъемов
и спадов, как правило, не совпадают. А
это, в свою очередь, мешает оптимальному
согласованию бюджетно-финансовой политики
государства и антикризисного регулирования.
В третьем варианте
бюджетно-финансовой политики ее
роль заключается в достижении
сбалансированности экономики в
целом, а не только бюджета
(как по концепции, используемой
в первом и втором вариантах).
Согласно третьему подходу, макроэкономическая
стабильность может сочетаться
с разными состояниями бюджетного
финансирования, то есть может
сопровождаться как дефицитом,
так и профицитом бюджета. Бюджетная
стабильность здесь рассматривается всего
лишь как второстепенная функция экономической
динамики.
Подобная трактовка
исходит из того, что макроэкономическая
стабильность означает устойчивый
экономический рост, который сопровождается
автоматическим увеличением налоговых
поступлений. И как его следствие
происходит самоликвидация бюджетных
дефицитов. Согласно принципам
третьего варианта, при возникновении
дефицитов их можно ликвидировать
путем повышения налогов или
привлечения займов. Однако в
этом случае долг будет возрастать.
Но в условиях опережающего
накопления кредитных ресурсов
для финансирования бюджета макроэкономическую
стабильность удастся сохранить.
В развитых рыночных
экономиках сегодня преобладает
использование второго и третьего
вариантов бюджетно-финансовой политики.
Это значит, что государства большинства
стран проводят курс на допущение
финансовых дефицитов. Так, во
многих западных странах с
1970-х годов проводится политика
таргетирования (от английского "target"
- цель). Ее суть сводится к установлению
максимально допустимых размеров бюджетных
дефицитов по отношению к валовому внутреннему
продукту не выше 3%. В отличие от стран
Европейского сообщества США с 1998 года
перешли к профицитному бюджету.
19
3 Денежно-кредитная
(монетарная) политика
3.1 Понятие денежно-кредитной
политики, ее виды
Одним из основных инструментов
регулирования экономики является
денежно-кредитная (монетарная) политика.
В экономических науках используются
понятия денежно-кредитного (или
денежного, монетарного) регулирования
и денежно-кредитная (или кредитно-денежная,
денежная, монетарная) политика, которые
определяются как синонимы.
Современные экономические
словари и глоссарии дают следующее
определение понятия денежно-кредитной
политики. Под денежно-кредитной политикой
понимают комплекс мер, предпринимаемых
правительством в денежно-кредитной сфере
с целью регулирования экономики. Она
является частью общей макроэкономической
политики.
Совокупность мероприятий,
направленных на изменение денежной
массы в обращении, объема кредитов,
уровня процентных ставок и других
показателей денежного обращения
и рынка ссудных капиталов, определяют
денежно-кредитную политику [4, с.235].
Другими словами, денежно-кредитная
политика – это совокупность мер экономического
регулирования денежного обращения и
кредита, реализуемых в рамках государственной
экономической политики и оказывающих
через денежно-кредитную сферу влияние
на реальный сектор экономики как базу
для решения социально-экономических
проблем [5, с.2].