Составные части финансовой политики, их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

В ходе проведенного исследования по теме «Составные части финансовой политики» были детально изучены теоретические основы налоговой, бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..4
1 Налоговая политика……………………………………………………….....6
1.1 Сущность, значение и цели налоговой политики………………………..6
1.2 Виды налоговой политики, стратегия и тактика…………………………9
1.3 Инструменты налоговой политики……………………………………....13
2 Бюджетно-финансовая политика………………………………………......16
2.1 Понятие бюджетно-финансовой политики государства…………..…....16
2.2 Основные типы бюджетной политики…………………………………...18
3 Денежно-кредитная (монетарная) политика…………………………….…20
3.1 Понятие денежно-кредитной политики, её виды…………………….…..20
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………….....26
3.3 Взаимосвязь денежно-кредитной политики с бюджетно-налоговой политикой…………………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………………..38
Приложение А. Классификационный состав налогов по признакам………………………………………………………………………...40
Приложение Б. Классификационный состав налогов по признакам 2……….41

Файлы: 1 файл

составные части финансовой политики.docx

— 83.91 Кб (Скачать)

населения, то сейчас общей  тенденцией в области налогообложения  в странах Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц.

Когда повышаются налоги, чистые доходы граждан снижаются. Каждый в отдельности должен работать больше, чтобы получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов. Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того, чтобы повышать продуктивность на своем основном рабочем месте. Это в свою очередь способно привести к снижению производительности труда, росту безработицы. Даже, если иногда складывается впечатление, что работник трудится с большей отдачей, стараясь сохранить прежний уровень доходов после выплаты налогов, производительность труда его в действительности снижается, тормозя экономический рост страны в целом.

 

 

 

1.2  Виды налоговой политики, стратегия и тактика

 

 

 

Можно выделить три вида налоговой политики.

Первый вид - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом  “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов  не сопровождается приростом государственных  доходов. Т.е. существует вероятность  того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности, что в свою очередь повлечет за собой отсутствие ожидаемого прироста государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит  от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50% внутреннего валового продукта.

Второй вид - политика разумных или оптимальных налогов. Она  способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат.

Предприниматель максимально  выводится из-под налогообложения,

 

9

но это ведет к ограничению  социальных программ, поскольку государственные  поступления сокращаются.

Третий вид - налоговая  политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при  значительной социальной защите. Налоговые  доходы направляются на увеличение различных  социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике  все указанные типы налоговой  политики успешно сочетаются. Для  Республики Беларусь характерен первый вид налоговой политики в сочетании  с третьим.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая  политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя налоговая  политика проводится в рамках одной  страны или территориальной единицы  и предусматривает решение внутренних задач.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение, унификацию налоговых систем разных стран.

В зависимости от механизма  реагирования на изменения экономической  сущности налоговая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную, в соответствии с чем определяются механизм ее функционирования, формы и методы налогового регулирования.

Дискреционная налоговая  политика проводится на основе решений  правительства о манипулировании  налоговыми ставками или структурой налогообложения. Она используется для скорейшего прекращения спада  экономики и поддержания равновесного состояния. В связи с этим дискреционную  политику часто называют стабилизационной политикой. В зависимости от этапа  экономического цикла она может  быть сдерживающей или стимулирующей. Сдерживающая налоговая политика проводится на этапе экономического подъема  с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Стимулирующая  налоговая политика осуществляется в период спада общественного  производства, при значительном уровне безработицы.

Недискреционная налоговая политика осуществляется независимо от решений правительства, автоматически. Это становится возможным благодаря «встроенным стабилизаторам» - механизмам, работающим в режиме саморегулирования.

Следует отметить, что налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и

 

10

стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства.

Исходной установкой при  проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового  порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических  отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая  политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Длительность перехода и  характер решаемых задач – вот  те факторы, которые разделяют налоговую  политику на налоговую стратегию и тактику.

Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в  области налогов и предусматривает  решение крупномасштабных задач.

Налоговая тактика предусматривает  решение задач конкретного периода  развития путем внесения изменений  и дополнений в налоговую систему и налоговый механизм. [1, с.23]

Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

1.экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

2.социальные - перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

3.фискальные - повышение доходов государства;

4.международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия между тактическими действиями управленческих

 

11

структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными  правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям  в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов  и в конечном итоге - к экономическому кризису.

Обоснованность тактических  действий при проведении налоговой  политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания  на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения.

Т.к. налоги один из важнейших  экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов  общества и могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны, то каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, уделяет  пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования – главной задаче налоговой политики. Такой механизм позволяет не только обеспечить необходимую  централизацию государственных  средств, но и управляет экономическим  ростом, регулирует внешнеэкономическую  деятельность, привлекает иностранные  инвестиции и обеспечивает движение этих инвестиционных потоков в направлении  избранных в обществе приоритетов  и тем самым содействует структурной  перестройке экономики.

Многогранность и широкий  диапазон налоговой политики при  решении конкретных задач неоценимы  и ставят налоги в разряд важных общеэкономических категорий, создают  неразрывную связь налоговой  политики с другими элементами управления экономикой: ценами, процентными ставками за кредит, уровнем оплаты по труду  и др.

Теория и практика хозяйствования предъявляют ряд требований к  налоговой политике:

  1. соблюдение научного подхода, предполагающее ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов политэкономической и финансовой наук, составляющих необходимую базу для эффективной налоговой политики;
  2. учет специфики конкретных исторических условий и этапов развития общества, особенностей внутреннего положения страны и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
  3. тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и

 

12

финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных  явлений, мирового опыта;

  1. учет всех факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения налоговых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране;
  2. прогнозирование результатов при выработке концепции налоговой политики;
  3. предвидение последствий налоговых мероприятий, позволяющее избежать необратимых изменений в налоговой политике;
  4. создание благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов;
  5. использование обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике;
  6. всестороннее применение математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

 

 

 

1.3  Инструменты налоговой политики

 

 

 

Участие государства в  регулировании экономики при  проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых  инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство  использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования  налоговых инструментов.

 Характерным примером  прямого воздействия на процессы  регулирования и стимулирования  является полное или частичное  освобождение от налогов через  использование налоговых льгот  или преференций. Полное освобождение  от уплаты отдельных налогов,  базой которых служит доход  или прибыль, используется государствами,  как правило, для развития новых  отраслей экономики или сфер  деятельности, для стимулирования  инвестиций в малоосвоенные или  неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения  практикуются в основном сроком  на 3-5 лет. В налоговой практике  нашей страны в самом начале 

 

13

экономических реформ в первой половине 90х гг. предусматривалось  полное освобождение в течение трех лет от налога на прибыль совместных предприятий с долей иностранного капитала более 30%, что способствовало притоку в страну прямых иностранных  инвестиций.[3]

 В отличие от полного  освобождения, частичное налоговое  освобождение представляет собой  систему налоговых льгот для  определенной части предпринимательского  дохода, что обеспечивает избирательность  и гибкость применяемых форм  государственного регулирования  экономики. 

 Достижение цели формирования  необходимых финансовых ресурсов  для органов власти всех уровней  обеспечивается путем установления  в общегосударственном законодательстве  системы федеральных, региональных  и местных налогов. 

 Проведение государственной  политики регулирования доходов  через налоговый механизм обеспечивается  с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая  льгота.

 Важным средством осуществления  политики государства в области  регулирования доходов является  налоговая ставка. Она определяет  процент налоговой базы или  ее части, денежная оценка которой  является величиной налога. Изменяя  ее, государство может осуществлять  налоговое регулирование. Существенный  эффект от проведения налоговой  политики достигается за счет  дифференциации налоговых ставок  для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных  отраслей. Ставка налога обеспечивает  мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро  и эффективно осуществить смену  приоритетов в политике регулирования  доходов. 

 Важная роль налоговой  ставки для осуществления государственной  политики состоит в возможности  использования различного рода  ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно  существенное значение имеют  прогрессивные и регрессивные  ставки, с помощью которых регулируется  не только уровень доходов  различных налогоплательщиков, но  и формирование доходов бюджетов  различных уровней. 

 Наряду с налоговой  ставкой эффективным средством  реализации налоговой политики  являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому  физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям,  может быть предоставлено полное  или 

Информация о работе Составные части финансовой политики, их характеристика