Составные части финансовой политики, их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

В ходе проведенного исследования по теме «Составные части финансовой политики» были детально изучены теоретические основы налоговой, бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..4
1 Налоговая политика……………………………………………………….....6
1.1 Сущность, значение и цели налоговой политики………………………..6
1.2 Виды налоговой политики, стратегия и тактика…………………………9
1.3 Инструменты налоговой политики……………………………………....13
2 Бюджетно-финансовая политика………………………………………......16
2.1 Понятие бюджетно-финансовой политики государства…………..…....16
2.2 Основные типы бюджетной политики…………………………………...18
3 Денежно-кредитная (монетарная) политика…………………………….…20
3.1 Понятие денежно-кредитной политики, её виды…………………….…..20
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………….....26
3.3 Взаимосвязь денежно-кредитной политики с бюджетно-налоговой политикой…………………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………………..38
Приложение А. Классификационный состав налогов по признакам………………………………………………………………………...40
Приложение Б. Классификационный состав налогов по признакам 2……….41

Файлы: 1 файл

составные части финансовой политики.docx

— 83.91 Кб (Скачать)

Денежно-кредитная политика – решения правительства о  том, сколько денег предложить экономике  – является одним из основных инструментов, пригодных для влияния на макроэкономическую ситуацию. Решения в области денежно-кредитной  политики имеют широкие последствия  для всей экономики. Изменения в  денежной массе могут повлиять на номинальные переменные, такие как  уровень цен и номинальный  валютный курс. Кроме того, теории, которые  отрицают нейтральность денег, предполагают, что в краткосрочном периоде  монетарная политика затрагивает также  и реальные переменные, такие как  реальный ВВП, реальная ставка процента и уровень безработицы [6, с. 655].

Денежно-кредитная политика призвана стимулировать деловую

 

20

активность в условиях депрессии и зажимать, угнетать экономический  рост при перегреве конъюнктуры [7,с. 360].

При этом для успеха монетарной политики принципиально важна увязка ее с другими направлениями социально-экономического развития, обеспечением интересов страны в системе мирохозяйственных  связей, ее экономической безопасности.

К факторам, определяющим формирование и проведение денежно-кредитной  политики, исследователи, как правило, относят:

    • макроэкономические условия;
    • внешнеэкономические факторы;
    • социально-экономическую политику страны;
    • состояние бюджетной сферы;
    • структурные изменения в экономике;
    • информационную неопределенность;
    • уровень развития и степень либерализации финансового рынка, его вовлеченность в процессы глобализации [5, с. 4].

Современная кредитно-денежная система в странах с рыночной экономикой представляет собой многозвенную структуру. В подавляющем большинстве  стран она состоит из следующих  звеньев:

    • Центральный банк;
    • банковский сектор (коммерческие, сберегательные, ипотечные, инвестиционные банки);
    • специализированные кредитно-финансовые учреждения небанковского сектора (страховые компании, пенсионные фонды и др.).

Если говорить о современной  кредитно-денежной системе с точки  зрения банковских институтов, то она  представляет собой двухуровневую  систему, где «наверху» располагается  Центральный банк, а на более низком уровне – коммерческие банки.

Центральный банк, как главный  субъект денежно-кредитной политики, является специальным агентом правительства  в денежно-кредитной сфере, хранит золотовалютные резервы. ЦБ разрабатывает  проекты программ денежно-кредитной  сферы, доводит коммерческим банкам соответствующие предписания. Поэтому, говоря о государственной политике, вполне можно подразумевать прежде всего денежно-кредитную политику Центрального банка, предполагающую последовательное использование соответствующих инструментов.

21

Объектами  денежно-кредитной  политики выступают в самом общем  виде спрос и предложение денег, кредитный механизм, обменный курс, денежная эмиссия и т. п.

Методы и инструменты  монетарного регулирования Центрального банка, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, являются одним из важнейших элементов  системы денежно-кредитного регулирования, поскольку именно их использование  позволяет реализовывать ту или  иную денежно-кредитную политику государства.

Механизм денежно-кредитного регулирования характеризует условия  и порядок использования монетарных методов и инструментов, а также  организацию деятельности центрального банка в данной сфере.

Таким образом, в самом  общем смысле денежно-кредитное  регулирование – это одно из важнейших  направлений государственного регулирования  экономики. В свою очередь представление  его как системы с выделением субъектов, реализующих монетарное регулирование, объектов, методов и  инструментов Центрального банка, а  также механизма монетарного  регулирования, позволяет более  полно понять сущность и место  денежно-кредитного регулирования  в развитии экономики.

В зависимости от экономической  конъюнктуры различают два основных вида, типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется  определенными целями и набором  инструментов регулирования: политика «дешевых» (экспансионистская) и «дорогих денег» (рестрикционная). Условно, политика «дорогих» или «дешевых» денег зависит от уровня процентных ставок и инфляции, а также от ожиданий уровня инфляции в будущем [8, с. 468].

В ситуации, когда экономика  сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем  ограничения или сокращения предложения  денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется при помощи политики «дорогих денег», которая  предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается  как средство подавления инфляции. Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддержки  стабильного обменного курса  и сокращения спроса на иностранную  валюту, а также удержания и  снижения уровня инфляции.

Рестрикционная денежно-кредитная политика (политика «дорогих денег») направлена на ограничение объема кредитных операций, повышение

 

22

уровня процентных ставок и торможение темпов роста денежной массы в обороте (т.е. на сокращение предложения денег). Центральный  банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Такая политика применяется как с целью сглаживания резких колебаний фаз экономического цикла, так и с целью борьбы с инфляцией и для стабилизации денежной системы, т.е. является основным методом антиинфляционного регулирования.

Последствия от реализации такой политики могут быть разными.

Позитивные последствия:

  • стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
  • селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные последствия:

  • сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
  • рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
  • снижение устойчивости банковской системы;
  • ухудшение ситуации с «плохими» долгами.

Ожидаемые результаты:

  • стабилизация курса;
  • рост сбережений населения;
  • снижение темпов роста кредитования;
  • сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);
  • увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;
  • сокращение спроса и снижение объемов производства;
  • падение инвестиционной активности;
  • рост числа банкротств предприятий и банков [9, c. 43].

Политика «дорогих» денег  как рыночный механизм селекции

 

23

эффективно и корректно  работает в устойчивой экономике, которая  в умеренной степени зависит  от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций.

Предположим, экономика столкнулась  с безработицей и со снижением  цен. Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику «дешевых»  денег, которая опирается на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения  роста) безработицы в условиях рецессии

Экспансионистская денежно-кредитная  политика сопровождается расширением  объемов кредитных операций, снижением  уровня процентных ставок и  ростом денежной массы. Политика денежной экспансии  применяется с целью преодоления  спада производства и оживление  деловой активности стимулированием  инвестиционных процессов и увеличением  платежеспособного спроса на товары и услуги. Она заключается в  расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом  денежной массы, увеличении предложения  денег. Для этого Центральный  банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке у населения  и у коммерческих банков, снижает  резервную норму и учетную  ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным  с тем, чтобы увеличить объем  совокупных расходов и занятость.

Позитивными последствиями  данной политики могут стать:

  • минимизация спада производства;
  • поддержка уровня занятости;
  • стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

  • сохранение угрозы девальвации рубля;
  • высокие риски ускорения инфляции;
  • консервация структурных диспропорций.

Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики «дешевых» денег является их источник. Появляются основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками  предложения денег будут эмиссионное  рефинансирование банковской системы  и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что  представляет высокие риски для  финансовой стабильности.

 

24

В зависимости от выбора промежуточной цели центральный  банк, с помощью находящихся в распоряжении инструментов,  может поддерживать на определенном уровне денежную массу - жесткая монетарная политика или ставку процента - гибкая монетарная политика. На практике обычно реализуется некоторый промежуточный вариант – эластичная денежно-кредитная политика, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями.

Выбор вариантов денежно-кредитной  политики зависит во многом от причин изменений спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо предохранить экономику от неожиданных изменений скорости обращения денег, то предпочтение может быть отдано поддержанию процентной ставки.

Центральный банк не может  одновременно фиксировать денежную базу и процентную ставку. Для поддержания  относительно устойчивой ставки при  увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение  денег, и наоборот.

Денежно-кредитную политику также иногда подразделяют на  структурную и конъюнктурную. Структурная денежно-кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирования оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом, т.е. на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно-кредитная политика предполагает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.

Центральный банк выбирает тот или иной вид денежно-кредитной  политики исходя из состояния экономики  страны. При разработке денежно-кредитной  политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного  мероприятия и появлением эффекта  от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное  регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

25

Подведя итог, следует сказать, что денежно-кредитная политика - комплекс мер, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Ввиду того, что денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов экономической политики, то её стратегические (конечные) цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Выбор вида, типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов монетарного регулирования, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае.

Информация о работе Составные части финансовой политики, их характеристика