Составные части финансовой политики, их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

В ходе проведенного исследования по теме «Составные части финансовой политики» были детально изучены теоретические основы налоговой, бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..4
1 Налоговая политика……………………………………………………….....6
1.1 Сущность, значение и цели налоговой политики………………………..6
1.2 Виды налоговой политики, стратегия и тактика…………………………9
1.3 Инструменты налоговой политики……………………………………....13
2 Бюджетно-финансовая политика………………………………………......16
2.1 Понятие бюджетно-финансовой политики государства…………..…....16
2.2 Основные типы бюджетной политики…………………………………...18
3 Денежно-кредитная (монетарная) политика…………………………….…20
3.1 Понятие денежно-кредитной политики, её виды…………………….…..20
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………….....26
3.3 Взаимосвязь денежно-кредитной политики с бюджетно-налоговой политикой…………………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………………..38
Приложение А. Классификационный состав налогов по признакам………………………………………………………………………...40
Приложение Б. Классификационный состав налогов по признакам 2……….41

Файлы: 1 файл

составные части финансовой политики.docx

— 83.91 Кб (Скачать)

 

 

3.2  Инструменты денежно-кредитной политики

 

 

 

Под инструментами денежно-кредитной  политики подразумеваются способы  воздействия центрального банка  на денежно-кредитную сферу посредством  формирования определенных условий  на денежном рынке и рынке капиталов. Выбор инструментов денежно-кредитной  политики довольно широк. Использование  различных видов инструментов варьируется  в зависимости от направленности экономической политики страны, степени  открытости ее экономики, сложившихся  традиций и конкретных обстоятельств. [10, с. 271]

 В качестве основных  инструментов денежно-кредитной  политики выделяют: операции на  открытом рынке, изменение учетной  ставки (дисконтная политика), изменение  норм обязательных резервов, а  также некоторые меры, носящие  жесткий административный характер.

Операции на открытом рынке .

 Операции на открытом  рынке широко применяются в  странах с хорошо развитым  денежным рынком, когда государственный  долг достигает больших размеров. Посредством этих операций предоставляются  денежные средства коммерческим  банкам (путем покупки ценных  бумаг) или изымаются денежные  ресурсы (соответственно при продаже  ценных бумаг).

 В этих операциях  участвуют несколько субъектов  рыночной экономики. Во-первых, государство,  действуя через центральный банк,

 

26

находящийся у него в подчинении; во-вторых, коммерческие банки и  население. В зависимости от экономической конъюнктуры – положения, сложившегося на текущий момент в экономике – каждый из указанных объектов может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Важно отметить, что инициатором этих операций всегда является государство. Коммерческие банки и население, в свою очередь, становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономической выгоды.

 Операции на открытом  рынке с ценными бумагами правительства  имеют долгую историю, относятся  к старейшему методу денежно-кредитного  регулирования. Такие операции  гибки и точны, их можно совершать  в любой момент. Они легко обратимы. За счет дозировки объема операций  можно осуществлять достаточно  точную корректировку состояния  национальной банковской системы.  Такие операции имеют высокую  оперативность. Используя их, можно  рассчитывать на быстрое достижение необходимого результата.[11, с. 467]

 Операции на открытом  финансовом рынке — это операции  Центрального банка по купле-продаже  правительственных ценных бумаг  по рыночному или заранее объявленному  курсу с совершением позднее обратной сделки. [11, с.466]

 Скупая ранее выпущенные  ценные бумаги правительства,  центральный банк изменяет структуру  активов коммерческих банков: ценные  бумаги вытесняются полноценными  деньгами. На корсчетах коммерческих  банков возрастают денежные остатки (избыточные резервы), улучшается состояние национальной платежной системы. Но самое главное изменение состоит в том, что у коммерческих банков увеличивается потенциал для кредитования реального сектора экономики. Срабатывание в дальнейшем кредитного мультипликатора приводит к тому, что незамедлительно возрастает значение денежного агрегата М2, т. е. увеличивается объем денежного предложения. При продаже центральным банком своего резерва ценных бумаг имеет место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков сокращаются. Изъятые из обращения деньги блокируются в центральном банке. Денежное предложение сокращается. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. [11, с. 466]

 По форме проведения  рыночные операции центрального  банка с

 

27

ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку  или продажу. Обратная (сделка REPO) заключается  в купле-продаже ценных бумаг  с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия, придают  популярность данному инструменту  регулирования. Если разобраться, то можно  увидеть, что по своей сути эти  операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный  Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в  собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

 Тем не менее, эффективность  операций центрального банка  на открытом рынке значительно  снижается, если коммерческие  банки в структуре своих активов  имеют незначительный пакет ценных  бумаг или не проявляют особого  интереса к подобным операциям  (низкая доходность, недоверие правительству  и т. д.).

  Изменение учетной ставки

 Термин "рефинансирование" означает получение денежных  средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

 Переучет векселей  долгое время был одним из  основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков  Западной Европы. Центральные банки  предъявляли определенные требования  к учитываемому векселю, главным  из которых являлась надежность  долгового обязательства. 

 Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой. Устанавливая ее, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%.

 В случае повышения  Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться  компенсировать потери, вызванные  ее ростом (удорожанием кредита)  путем повышения ставок по  кредитам, предоставляемым заемщикам.  Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих  банков.

 

28

Последнее является главной  целью данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной  ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным  операциям коммерческих банков, что  приводит к их сокращению, поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.

 Мы видим, что изменение  официальной процентной ставки  оказывает влияние на кредитную  сферу. Во-первых, затруднение или  облегчение возможности коммерческих  банков получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность  кредитных учреждений. Во-вторых, изменение  официальной ставки означает  удорожание или удешевление кредита  коммерческих банков для клиентуры,  так как происходит изменение  процентных ставок по активным  кредитным операциям. 

 Недостатком использования  рефинансирования при проведении  денежно-кредитной политики является  то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если  рефинансирование используется  мало или осуществляется не  в Центральном Банке, то указанный  метод почти полностью теряет  свою эффективность. 

 Коммерческие банки  всегда рассматривают центральный  банк страны в качестве «кредитора  в последней инстанции». Безусловно, решение о том, чтобы обращаться  или не обращаться в центральный  банк за кредитом, принимает сам  коммерческий банк. Но со своей  стороны центральный банк страны  волен определять экономические  и прочие условия для доступа  коммерческих банков к таким  централизованным кредитам.

 На первом месте  среди таких экономических условий  находится та процентная ставка, которую центральный банк использует, выполняя функцию кредитора коммерческих  банков. Изменяя объем «денег  центрального банка», главный банк  страны получает возможность  влиять и на общий объем  предложения денег в национальной банковской системе [12, с. 241].

 Таким образом, прирост  объема кредитования со стороны  ЦБ в ходе кредитования коммерческих  банков увеличивает предложение  денег, сокращение, наоборот, ведет  к уменьшению объемов денежной  массы. 

 Изменение учетной  ставки является важным инструментом  денежно-кредитной политики. Но, изменив  ее, можно лишь ожидать соответствующих  действий банков. Нельзя заставить  банки взять кредит на сумму,  необходимую государству. То есть  при всей своей значимости  регулирование через учетную  ставку носит «пассивный» характер  и воздействует на

 

29

определение денежно-кредитной  политики страны слабее, чем, например, операции на открытом рынке или изменение  резервных требований. «Пассивность»  учетной ставки зависит от:

 • ограниченных возможностей  получения кредита у центрального  банка; 

 • инициативы коммерческих  банков, то есть центральный банк  не может заставить коммерческие  банки брать у него ссуды  и поэтому не может точно  рассчитать, какое изменение учетной  ставки приведет к желаемому  росту или сокращению предложения  денег; 

 • учетная ставка  менее мобильна, чем ставка межбанковского  рынка, так как для принятия  решения об ее изменении необходимо  некоторое время; 

 • объем денежных  средств, предоставляемых центральным  банком, в общих резервах коммерческих  незначителен, поэтому его изменение  не оказывает существенного влияния  на поведение банков.

 Но вместе с тем  нельзя не отметить и возможность  получения ссуд банками, находящимися  в затруднительном финансовом  положении. А также по изменениям  ставки рефинансирования коммерческие  банки могут судить о намерениях  центрального.

Изменение норм обязательных резервов .

Обязательные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные  учреждения, как правило, либо в форме  наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном  банке или в иных высоколиквидных  формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

 Минимальные резервы  выполняют две основные функции.  Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств  коммерческих банков по депозитам  их клиентов. Периодическим изменением  нормы обязательных резервов  центральный банк поддерживает  степень ликвидности коммерческих  банков на минимально допустимом  уровне в зависимости от экономической  ситуации. Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым  центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране.

 Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный

 

30

банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими  кредитов), а, следовательно, и возможности  осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять  ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке  превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, центральный  банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

 Изменение нормы обязательных  резервов влияет на рентабельность  кредитных учреждений. Так, в случае  увеличения обязательных резервов  происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

 При использовании  данного инструмента денежно-кредитной  политики следует учитывать, что  даже небольшие изменения норм  обязательных резервов вызывают  значительные сдвиги в объеме  резервов, масштабе и структуре  кредитных операций. Частые и  значительные изменения резервных  норм могут даже привести к  нарушению денежно-финансового равновесия  экономики. Поэтому они осуществляются  во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие  средства.

 Недостаток этого метода  заключается в том, что некоторые  учреждения, в основном специализированные  банки, имеющие незначительные  депозиты, оказываются в преимущественном  положении по сравнению с коммерческими  банками, располагающими большими  ресурсами. 

 В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение  роли указанного метода денежно-кредитного  регулирования. Об этом говорит  тот факт, что повсеместно (в  западных странах) происходит  снижение нормы обязательных  резервов и даже ее отмена  по некоторым видам депозитов. 

Информация о работе Составные части финансовой политики, их характеристика