Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 11:48, курсовая работа
Целью исследования теоретических положений по проблеме исследования и разработка практических рекомендаций по совершенствованию внедрения пластиковых карт, как инструмента наличного и безналичного оборота денег в коммерческом банке.
Также одним из основных конкурентных преимуществ в банковском секторе является способность кредитных организаций предлагать высокотехнологичные услуги, отвечающие самым последним требованиям в части качества, удобства, скорости их предоставления.
В 2013 г. Банк занимал 10-е место среди российских банков по размеру корпоративного кредитного портфеля (рейтинг РБК на 01.01.2014 г.), и, несмотря на сложившиеся в конце года сложные экономические условия, сохранил свои позиции одного из крупнейших кредиторов реального сектора экономики. Корпоративный кредитный портфель на 01.01.2014 г. составил более 190 млрд руб. (6,5 млрд долл. США), увеличившись за последний год более чем на 37% и представляя порядка 1,2 тыс. корпоративных заемщиков.
Росбанк традиционно уделяет большое внимание совершенствованию клиентского сервиса посредством внедрения современных банковских технологий и прогрессивных форм обслуживания, направленных на повышение эффективности обслуживания клиентов7
В 2013 году Банк весьма преуспел в привлечении новых корпоративных клиентов. Так, в начале 2013 года в Банке обслуживалось 7445 корпоративных клиентов, а к концу года их число увеличилось на 392. Эффективность клиентской политики Банка наглядно демонстрируется ростом числа корпоративных клиентов (более 5% за год), а также увеличением объема проводимых клиентами операций.
Обслуживание клиентов малого и среднего бизнеса (МБС).
В настоящее время продуктовый ряд для предприятий малого и среднего бизнеса включает в себя следующие программы:
1. Программа «Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса». Она была разработана специалистами Банка с учетом потребностей самого широкого круга предпринимателей. Цель - сделать кредиты по-настоящему доступными для широкого круга предпринимателей. Кредитный портфель по программе «Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса» на конец 2013 года составил 8,0 млрд. руб.
2. Программа «Кредитование руководителей предприятий малого и среднего бизнеса- ИП».
Программа «Кредитование руководителей предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей» - это кредитный продукт, находящийся на стыке продуктов для юридических лиц - ИП и физических лиц, так как он предоставляется на цели бизнеса, но оформляется на физическое лицо - руководителя/владельца бизнеса. Кредитный портфель по программе «Кредитование руководителей предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей» за 2008г. -- 1,6 млрд. руб.(табл.4)
3. Программа «Овердрафт предприятиям малого и среднего бизнеса- ИП». Банковский продукт « Овердрафт предприятиям малого и среднего бизнеса и индивидуальным предпринимателям» предоставляется существующим клиентам. Кредитный портфель по программе «Овердрафт предприятиям малого и среднего бизнеса и индивидуальным предпринимателям» -- 252 млн. руб.
Дополнительно разработаны специальные модификации кредитных продуктов:
- кредит под залог приобретаемого имущества,
- кредит под поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса.
- кредитование на покупку лицензионного программного обеспечения.
По данным РБК, по состоянию на 01.01.2013 ОАО АКБ «Росбанк» занимал 5-е место в стране по количеству пластиковых карт в обращении. Банк предлагает карты всех категорий двух платежных систем: VISA и MasterCard.
Существенные внешние факторы, способные положительно повлиять на деятельность Банка, можно отнести:
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
Широкому использованию пластиковых карт - как основной формы расчетов за товары и услуги препятствуют ряд причин. Одной из основных проблем, препятствующих использованию пластиковых карт, является недоверие населения к банковской системе и пластиковым картам, в частности.
По данным социологических опросов, наиболее типичные ошибки пользователей пластиковых карт следующие:
- хранение PIN-кода вместе с картой;
- при снятии наличных через банкомат деньги и карты забирают не сразу или забывают забрать;
- несвоевременное уведомление банка об утере карты;
- передача карты третьим лицам;
- несоблюдение технических правил хранения карты (температурные, магнитные, механические воздействия);
- подпись платежных документов без проверки суммы или при отсутствии таковой;
- утеря PIN-кода;
- ошибки в наборе PIN-кода;
- не сохранение платежных документов;
- нерегулярная проверка выписки по карте;
- отсутствие подписи на соответствующей полосе;
- незнание правил брони/оплаты гостиниц, проката авто и т.п.;
- вставляют не той стороной и не в то отверстие банкомата;
- попытка снять деньги до нуля (не учтя комиссию банка).
Объемы остатков средств на картах весьма существенно зависят от того, каким образом они получили карту. Или человек сам пришел в банк и приобрел ее. Или человеку карту выдали на предприятии вместо наличной зарплаты, то есть, как сейчас уже говорят, посадили на пластик. В первом случае на карте сосредоточены нормальные остатки, там гораздо более высокий уровень работы клиента с картой.8
К проблемам мирового рынка пластиковых карт можно отнести следующие.(Приложение Б)
1) Контроль за эмиссией денежных средств.
Карта может стать не только инструментом, сокращающим оборот наличных денежных средств в государстве.
2) Риск некорректного использования карт
В экономической литературе последних лет широко обсуждаются социальные последствия применения кредитных карт.
3) Мошенничество с пластиковыми картами.
Мошенничества с картами - весьма распространенный и очень многогранный вид преступлений. К основным источникам потерь от мошенничества следует отнести:
- мошенничество при получении карт;
- использование украденных или утерянных карт;
- подделку карт;
- искажение клиентами или точками обслуживания сведений о платежах.
Рассмотрим эти ситуации более подробно.
1. Мошенничество при получении карт.
Такая ситуация возникает, когда карта выдается на основе заявления на получение, содержащего заведомо ложные сведения о клиенте (или на основании подложных документов). Потери могут возникнуть лишь при получении таким путем незастрахованной (т. е. без внесения страхового депозита) кредитной карты.
2. Использование украденных или утерянных карт.
Это наиболее распространенный вид мошенничества. В западных странах теряется и крадется примерно 0,5% выданных карт, из них 15% используется с мошенническими целями. Однако подобное нелегальное использование карт становится затруднительным, поскольку все большее количество предприятий торговли и сервиса оснащается POS-терминалами. Установление наряду с этим нулевого значения торгового лимита требует введения ПИН-кода при каждой транзакции, что существенно уменьшает возможность использования похитителем чужой карты. Идентификация обычно осуществляется с помощью вопросов личного характера, ответы на которые, как правило, не могут быть известны посторонним. Подобная информация специально запрашивается при выдаче карты и хранится в базе данных центра авторизации.
3. Подделка карт
Поддельные карты используются в первую очередь в точках обслуживания с ручной обработкой. Подобные карты внешне зачастую трудно отличить от настоящих. В качестве меры борьбы используют специальные средства для нанесения изображений. В свое время это был специальный шрифт для тиснения цифр номера карты, затем специальные символы, которые отсутствуют в наборе обычного эмбоссера. Позже ввели голограммы, а также микропечать и другие графические средства защиты, используемые при изготовлении ценных бумаг.
4. Искажение клиентами или точками обслуживания сведений о платежах.
Искажение сведений держателями кредитных карт принимает форму заявлений клиентов о «неснятии денег со счета» . Проблема заключается в том, что при этом зачастую именно банк должен документально опровергнуть это. Так, в США Федеральная Резервная Система приняла постановление, в котором банкам предписано возмещать деньги во всех спорных случаях, если они не в состоянии доказать, что клиентом совершено мошенничество.
Проблемой безналичных платежей, а также активная позиция некоторых российских банковских ассоциаций в конце концов приведет всех заинтересованных игроков рынка за стол переговоров, тем более что перед их глазами уже есть положительный опыт других стран. Проблема стимулирования безналичных платежей в принципе перестала быть связанной с нежеланием банков это делать. Похоже, пришло время системного подхода.
3.2 Перспективы использования пластиковых карт в России
Пластиковые карты - сегодня синоним удобства и больших возможностей. Держатель карты может чувствовать себя финансово свободно и независимо. Многие приобретают пластиковую карту, прекрасно понимая ее перспективы. Итак, основными перспективами использования пластиковых карт можно выделить следующие: круглосуточный доступ к собственном счету, возможность оплачивать любые товары и услуги, иметь наличные при себе. Следует отметить, что в большинстве случае использование пластика безопасно.
Перспективы использования пластиковых карт может заключаться в обналичивании пластиковых карт. Например, при необходимости наличных средств, получить деньги можно в отделении банка. А также и в банкомате. Солидные банки обычно имеют банкоматы по всей стране и даже за границей. Кроме того, многие банки обеспечивают свои карты дополнительной защитой для использования их за границей. Пластиковые карты могут использоваться и для оплаты товаров и услуг за границей и в пределах страны. В этом случае можно получать скидки и накапливать бонусы. Именно поэтому можно говорить о различных перспективах использования карт. Многие обзаводятся виртуальной пластиковой картой, которая позволяет осуществлять оплаты в сети. При этом банки обеспечивают такие карты дополнительными средствами защиты, чтобы мошенники не смогли взломать карту и скачать с нее деньги.
Перспективы использования карт может заключаться и в такой возможности, как открытие дополнительных карт. Как правило, в этом случае можно привязать дополнительные карты к основной и пользоваться ими всей семьей. В будущем планируется выпуск карт, которые можно использовать всей семьей и при этом для открытия карты не потребуется открывать отдельный счет. Однако следует отметить, что правила пользования пластиковой картой не будут серьезно изменяться, поскольку они получили тщательную разработку в настоящее время. Таким образом, благодаря разным возможностям пластиковой карты, многие клиенты банка заинтересованы в приобретении карты. Кроме того, существуют вои перспективы карт - это получение благоприятной кредитной истории и получение карты с большим кредитным лимитом.
Перспективы рынка карт в стране в целом эксперты справедливо связывают с доверием к банкам-эмитентам, с устойчивостью банковской системы в целом. В то же время, как московских, так и региональных банкиров беспокоит слабая законодательная база, регулирующая отношения в сфере пластиковых карт как отечественных, так и международных. Это является одной и причин, согласно которой российские граждане предпочитают международные карты, эмитируемые зарубежными банками (доля таких карт по различным оценкам достигает не менее ½ от общего количества карт, обращающихся на российском рынке).
Темпы роста, которые рынок демонстрирует сейчас, будут сохраняться и развиваться вместе с темпами экономического роста. Увеличение количества карт будет достигать 100% в год, а обороты по картам возрастать на 50-60%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российский банковский сектор развивается завидными темпами, и последствия любого движения на этом рынке могут быть исключительно серьёзными. Значительное влияние на стратегию банка оказывает государство (через соответствующие нормативные акты и т.д.).
Произошедшие за последние десять лет изменения в кредитно-финансовой сфере обусловили появление различных финансовых инструментов, и в частности ряда новых для российского рынка банковских продуктов, - вариации банковских карт, системы удаленного управления счетами и т.п. С их появлением одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков становится инновационное развитие.
Банковская система -- одна из сфер наиболее активного потребления информационных технологий. Общепризнано, что развитие банковского бизнеса без использования информационных технологий невозможно, поскольку реализация задач внедрения новых банковских услуг и продуктов, организация взаимодействия с клиентами, контрагентами, биржами напрямую связана с информационными технологиями. Более того, использование информационных технологий является одним из ключевых факторов эффективности и конкурентоспособности современного банка.
Информация о работе Система банковского обслуживания с использованием банковских пластиковых карт