Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Экономическая характеристика сущности денег.
2. Формы денег.
3. Функции денег как меры стоимости, средство обращения, средство платежа.
...
54. Надзор за деятельностью банков. Банковский аудит.

Файлы: 1 файл

ДКБ.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1. Банковские риски. Стратегический риск, кредитный риск, риск ликвидности.

Банковский  риск — присущая банковской деятельности возможность понесения кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) или внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

Стратегический  риск — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок, допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации и выражающихся в неучёте или недостаточном учёте возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых кредитная организация может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации.

Кредитный риск – потенциальные потери, которые могут возникать в результате

неисполнения клиентами  своих кредитных обязательств перед банком. Фактически

кредитный риск представляет собой вероятность потерь в связи  с несвоевременным

возвратом заемщиком  основного долга и процентов  по нему. Выражением степени риска

кредитных операций является наиболее высокая процентная ставка по кредитам по

сравнению с другими  активами. Управление кредитным риском осуществляется следующими методами:

-диверсификация (разнообразие) кредитного портфеля банка;

-тщательный предварительный  анализ кредитоспособности заемщика;

-оценка стоимости  выдаваемых кредитов и последующее их сопровождение;

-страхование кредитов;

-привлечение надежного  обеспечения.

Риск ликвидности представляет собой потенциальные потери, которые могут

возникнуть в результате временной утраты банком способности  отвечать по своим

обязательствам. В результате диспропорции в сроках привлеченных и размещенных

ресурсов, отсутствия достаточного количества быстро реализуемых активов  банк

вынужден срочно покупать средства на рынке по слишком высокой  ставке, что приводит

к снижению его прибыли. Методы регулирования ликвидности предполагают также

оценку финансового  состояния клиентов, установление определенного  соотношения

между суммами выданных кредитов и собственных средств  банка. Для обеспечения

необходимого уровня ликвидности банки используют:

-отзыв кредитов;

-продажу ценных бумаг  с обратным выкупом;

-выпуск сертификатов, векселей;

-получение внешних  заимствований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1. Банковские риски. Процентный риск, валютный риск, операционные риски.

Банковский  риск — присущая банковской деятельности возможность понесения кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) или внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).

Процентный  риск – связан с колебанием рыночных процентных ставок.

Например, рост процентных ставок может привести к снижению банковской маржи в

случае, если структура  активов и пассивов такова, что  процентные расходы по

привлеченным средствам  растут быстрее, чем процентные доходы по кредитам и

инвестициям в ценные бумаги. Управление процентным риском включает управление

активами и пассивами  баланса банка, их структурой, наличие  компенсаторов возможных

потерь. Снижение процентного  риска включает:

-страхование процентного  риска передачей его страховой  компании;

-выдачу кредитов с  плавающей процентной ставкой;

-применение процентных  фьючерсных контрактов, использование  процентных

опционов и свопов.

Валютный риск – связан с колебанием курсов валют. Вызывается изменением

реальной стоимости  валют и обусловлен их неустойчивостью. Стоимость банковских

активов и пассивов может  меняться в ту или иную сторону (в  национальной валюте) из-за

изменений валютного  курса. С целью уменьшения валютного  риска банки осуществляют:

-выдачу ссуд в одной  валюте с учетом ее погашения  в другой с учетом

форвардного курса;

-форвардные и фьючерсные  контракты по валюте;

-валютные опционы;-валютные  свопы;

-диверсификацию валютных  средств банка в иностранной  валюте;

-страхование валютного  риска, что предполагает его  передачу страховой компании.

Операционный  риск — риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации или требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации или иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

 

 

          1. Маркетинг в банках.

Маркетинг это стратегия и философия банка, требующая тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа, активной работы всех подразделений банка от руководителя до низовых звеньев. Маркетинговый подход предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт, а на реальные потребности клиентуры. Поэтому столь необходимо тщательное изучение рынка, анализ изменяющихся вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг. Банковский маркетинг можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учётом потребностей клиентуры. Это предполагает чёткую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения, мероприятий для реализации планов. В рамках маркетинговой деятельности очень важна и вторая сторона проблемы – объём затрат, которые понесёт банк в результате разработки и продвижения новых продуктов. Банк ведь оперирует весьма дорогостоящими ресурсами и их следует использовать в самых прибыльных сегментах рынка, где высок спрос и сравнительно низки издержки по оказанию услуг. Коммерческий характер функционирования банков требует широкого применения маркетинга. Специфика маркетинга в банковской области обусловлена не только тем, что он способствует коммерциализации банковской работы и обеспечивает эффективное использование денежных ресурсов, но и особенностями денежного оборота, который выступает объектом всей банковской деятельности. Отсюда банковский маркетинг должен быть нацелен на ускорение денежного оборота за счёт совершенствования и ускорения безналичных расчётов в хозяйстве. Маркетинг ориентирован на анализ и удовлетворение потребностей клиентов банка в быстром и правильном проведении расчётов, осуществляемых с поставщиками сырья и материалов, покупателям готовой продукции, рабочими и служащими, финансовой и банковской системой. Банковский маркетинг связывается с новыми формами расчётов, в максимальной степени учитывающими характер хозяйственной деятельности клиентов банка, особенности нахождения их партнёров, их финансовое положение и другие факторы, влияющие на скорость денежного оборот. В конечном счете, банковский маркетинг направляется на осуществление единой цели: радикальное использование доходов и временно высвобождающихся в хозяйстве денежных средств.

Возрастание роли социального  фактора "все для клиента" это  современное мышление банковского  служащего. Предлагать клиенту то, что  реализуется, а не пытается навязывать что-то иное – основа маркетингового подхода в управлении деятельностью банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1. Государственное регулирование денежно-кредитной и банковской системы.

Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.  
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.  
В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.  
Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что ведет к сокращению предложения национальной валюты и повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.  
Валютный курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны. Государственное регулирование валютного курса бывает прямым и косвенным. При прямом регулировании государство использует дисконтную политику, валютные интервенции, валютные ограничения, контроль за иностранной валютой. Инструментами косвенного регулирования являются денежная эмиссия, учетная ставка и другие инструменты кредитно-денежного, бюджетно-налогового и ценового регулирования. При прямом регулировании применяются валютные интервенции центрального банка с целью корректировки валютного курса путем купли-продажи иностранной валюты, валютные ограничения - система нормативно-правовых актов, экономических и организационных мер, посредством которых государство регулирует операции с национальной валютой.

 
54 надзор за деятельностью банков. Банковский аудит.

Надзор за деятельностью  банков - государственный, аудиторский и учредительский надзор и регулярное наблюдение, периодические проверки финансово-хозяйственной деятельности и организации работы в банке и его учреждениях. Государственный надзор включает внутриведомственный надзор (со стороны Центрального банка и Министерства финансов), который направлен на обеспечение стабильности, надежности и законности действий банков; межведомственный контроль, осуществляемый путем объединения усилий ряда заинтересованных министерств и ведомств; региональный контроль, который базируется на деятельности региональных комиссий по делам банков. Аудиторский контроль представляет собой форму независимого контроля за деятельностью банков и осуществляется в двух основных формах: внешний и внутренний. Внешний аудиторский контроль базируется на договорной платной основе, проводится специализированными аудиторскими организациями или физическими лицами, имеющими лицензию на частный аудит. Внутренний аудиторский контроль представляет собой форму управленческого контроля, для выполнения которого создается специальное подразделение - отдел внутреннего контроля. Его цель - минимизация риска в деятельности банка и максимизация прибыли. Учредительский надзор включает в себя контроль наблюдательного совета за деятельностью правления, контроль ревизионной комиссии за работой банка в целом и контроль со стороны акционеров банка.

Основным принципом  проведения банковского аудита является комплексная оценка финансово-экономической деятельности Банка. подробно анализируются операции, проводимые Банком, оценивается их соответствие установленным нормам, контролируется корректность их отражения в бухгалтерских документах, на основании собственных разработок даем оценку результативности операций.

Банковский аудит проводится с целью получения аудиторских доказательств, составления и выдачи заключения о корректности финансовой отчетности банка за определенный период.   Аудит финансовой отчетности Банка производится на основании контроля данных, отражающих остатки по счетам, которые включены в отчетные документы. После проведения аудита делается заключение о степени достоверности финансовой документации и корректности предоставленных данных. Особое внимание во время аудита уделяется определению эффективности системы внутреннего контроля деятельности Банка. По окончанию банковского аудита компания составляется подробный отчет, в котором излагаются замечания, возникшие во время проведенной работы, отмечается степень соблюдения законодательных норм, даются рекомендации относительно ведения документов и способов эффективного контроля деятельности структуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"