Роль ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Банк России выступает в роли центрального банка страны, и на него возлагаются функции монопольной эмиссии банкнот, банка банков, банка правительства, а также регулирующие и контролирующие функции. Правовое положение Банка России определяется Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятым в 2002 г. В то же время его статус, задачи, функции и принципы организации и деятельности как публично-правовой организации определяются Конституцией РФ, а также Законом «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

Оглавление

Введение…………………………………………………....................………….......................3

Глава 1 Центральный банк РФ как основное звено кредитной системы РФ

1.Цели, задачи и функции Центрального банка РФ……....................................................5
1.2 Операции Центрального банка РФ………………………...............................................12

Глава 2 Роль ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики РФ

2.1 Центральный банк Российской Федерации как основной орган, осуществляющий денежно-кредитную политику РФ …………………………………………………………….24

2.2 Методы и инструменты денежно-кредитной политики РФ …………………………... 28

Заключение……………………………………………..........................................................44

Список использованной литературы……………............................................................ 45

Файлы: 1 файл

курсовой проект дкб.docx

— 118.43 Кб (Скачать)

       Устанавливая  официальные ставки по своим операциям, Центральный банк РФ учитывает динамику ставок процента коммерческих банков, однако величина официальных ставок не обязательно изменяется в соответствии с динамикой рыночных ставок процента.

       Банк  России, воздействуя на их уровень  через свои операции, стремится к  поддержанию реальных ставок процента на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и соответственно экономический рост. Это отражается в динамике официальных ставок Банка России. В 1999 г. Действовали установленные в 1998 г. ставки рефинансирования 60 % годовых и по кредитам овернайт - 55 %. В июне 1999 г. по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена до 55 %, а по кредитам овернайт - до 50 % годовых. Очередное снижениеставки рефинансирования до 45 % было произведено 24 января 2000 г., до 38 % - 7 марта 2000 г., до 33 % - 21 марта 2000 г. В 2001 г. официальная ставка не изменялась, с 9 апреля 2002 г. ее размер составил 23 %, с 7 августа 2002 г. - 21 %, с 26 декабря 2005 г -12%, с 19 июня 2007 г – 10%.

       Ставка  рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 

         (2009- 2011 гг)

       
       Период  действия   %        Нормативный документ
       28 февраля  2011 г. –    8        Указание  Банка России от 25.02.2011 № 2583-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       1 июня 2010 г.  – 27 февраля 2011 г.   7,75        Указание  Банка России от 31.05.2010 № 2450-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г.   8        Указание  Банка России от 29.04.2010 № 2439-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       29 марта  2010 г. – 29 апреля 2010 г.   8,25        Указание  Банка России от 26.03.2010 № 2415-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       24 февраля  2010 г. – 28 марта 2010 г.   8,5        Указание  Банка России от 19.02.2010 № 2399-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       28 декабря  2009 г. – 23 февраля 2010 г.   8,75        Указание  Банка России от 25.12.2009 № 2369-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г.   9        Указание  Банка России от 24.11.2009 № 2336-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       30 октября  2009 г. – 24 ноября 2009 г.   9,5        Указание  Банка России от 29.10.2009 № 2313-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
       30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.   10        Указание  Банка России от 29.09.2009 № 2299-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г.   10,5        Указание  Банка России от 14.09.2009 № 2287-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       10 августа  2009 г. – 14 сентября 2009 г.   10,75        Указание  Банка России от 07.08.2009 № 2270-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       13 июля 2009 г.  – 9 августа 2009 г.   11        Указание  Банка России от 10.07.2009 № 2259-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       5 июня 2009 г.  – 12 июля 2009 г.   11,5        Указание  Банка России от 04.06.2009 № 2247-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г.   12        Указание  Банка России от 13.05.2009 № 2230-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
       24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г.   12,5        Указание  Банка России от 23.04.2009 № 2222-У "О  размере ставки рефинансирования Банка  России"
 
       
 

       В настоящее время размер ставки рефинансирования установлен на уровне 8 % годовых.

       Политику  резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

       Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя  нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Центральным  банком РФ норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту

денежной  массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы вэкономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основныминаправлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, то Центральный банк РФ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций.

       Механизм  обязательного резервирования, заключающийся  в депонировании2 части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Центральном банке РФ и фактическом их блокировании на этом счете в течение всего периода функционирования банка, позволяет говорить о том, что обязательные резервы выполняют также и функцию страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

       Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов кредитными организациями закреплена в ст. 25 Закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. При этом покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Согласно ст.38 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

       Размер  обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются в соответствии с целями проводимой денежно-кредитной политики. В настоящее время действуют следующие нормативы обязательных резервов:

 
       Нормативы обязательных резервов (резервные  требования), установленные  Банком России  

       (март 2011 года)

       Наименование   Размер        Нормативный акт 
       По обязательствам кредитных организаций перед  юридическими лицами-нерезидентами  в валюте Российской Федерации и  в иностранной валюте  
 
   5,5%
       Указание  Банка России от 25 марта 2011 года № 2601-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка  России"
       По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной  валюте  
   0,4%
       По иным обязательствам кредитных организаций  в валюте Российской Федерации и  обязательствам в иностранной валюте   4,0%
       Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных  организаций, РЦ ОРЦБ)   0,6        Указание  Банка России от 17 сентября 2008 года № 2295-У "Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России" ("Вестник Банка  России" от 21 сентября 2009 года № 55 (1146)
       Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ)   1
       Корректировочный  коэффициент    0,2        Указание  Банка России от 17 сентября 2009 года № ОД-620 "О корректировочном коэффициенте" ("Вестник Банка России" от 21 сентября 2009 года № 55 (1146)
        
Дата последнего обновления: 28 марта 2011 года.
 
 

       Необходимо  отметить, что порядок обязательного  резервирования постоянно совершенствуется. Так, предполагается уточнить перечень резервируемых счетов, период расчета обязательных резервов, унифицировать сроки представления расчета регулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов по ним и т. д. В стадии обсуждения  находится вопрос о возможности перехода к механизму депонирования обязательных  резервов на корреспондентском счете кредитной организации, подобно тому, как это  происходит во многих развитых странах.

       Операции  на открытом рынке - это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

       Для практики проведения Центральным банком РФ операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям: 

       - низкий кредитный риск, позволяющий  Центральному банку РФ поддерживать

       принимаемый на себя размер риска на допустимом уровне без использования залога и иныхметодов его снижения;

       - высокая ликвидность, при которой  даже значительные по объемам  операции

       Центрального  банка РФ с отдельно взятым видом  ценных бумаг не могут стать источником ощутимого колебания их котировок. Высокая ликвидность предполагает как значительный объем находящихся в обращении ценных бумаг, так и широкий круг их владельцев;

       - обращение на организованном  рынке. Последний обеспечивает  высокоэффективную

       систему контроля и подавления рисков, возникающих  в процессе заключения сделок, а  также систему допуска участников на рынок. Основными видами рисков в ходе заключения сделок с ценными бумагами являются кредитный (или риск контрагента) и операционный. Контроль и подавление первого вида риска на организованном рынке реализуется путем внедрения системы поставки против платежа (ППП), а второго - проработкой и регламентацией соответствующих операционных процедур. Участниками организованного рынка могут быть лишь организации, получившие соответствующую лицензию и являющиеся в силу этого объектом контроля, что наряду с высокой ликвидностью рынка предотвращает манипулирование ценами.

       Банк  России использует в настоящее время  для операций на открытом рынке исключительно государственные ценные бумаги - ГКО и ОФЗ. В некоторых западных странах для операций на открытом рынке используются наряду с государственными и высококлассные корпоративные ценные бумаги.

       Операции  на открытом рынке подразделяются на операции купли-продажи и с обратным выкупом (сделки РЕПО). Сделка РЕПО состоит из двух частей: в первой части одна сторона продает другой стороне ценные бумаги и одновременно берет на себя обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию второй стороны), во второй части происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами и представляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств).

       Юридически  договор между участниками сделки РЕПО является особым видом договора купли-продажи, в котором стороны поочередно являются продавцами и покупателями.

       Преимущества  РЕПО по сравнению с другими инструментами  денежно-кредитной политики заключаются в том, что они, во-первых, обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу; во-вторых, ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются

       наиболее  действенным инструментом достижения оперативных целей денежно-кредитной политики.

       В настоящее время использование  Банком России операций на открытом рынке ограничено негибкостью действующей нормативно-правовой базы и дефицитом необходимых инструментов в распоряжении Банка России, поскольку объем облигаций с рыночными характеристиками в его портфеле остается незначительным. Это препятствует проведению прямых операций на рынке и ограничивает спектр инструментов, используемых им для регулирования ликвидности.

       По  типам операции открытого рынка  делятся на динамические и защитные. Динамические операции открытого рынка направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Они носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки. Защитные операции проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки репо. Банком России сделки репо широко применялись с 1996 г. до финансового кризиса 1998 г. Предметом сделок были ГКО и ОФЗ — ПК. Условием заключения прямой сделки репо являлась короткая позиция дилера по итогам торгов в пределах лимита, установленного Банком России. То есть сделки заключались только тогда, когда обязательства дилера превышали объем предварительно задепонированных в торговой системе денежных средств. После кризиса Банк России разрешил проведение междилерского репо — заключение сделок репо с ГКО — ОФЗ между дилерами, отвечающими определенным критериям. Предполагалось, что это позволит Банку России снизить объем денежной эмиссии за счет более оперативного перераспределения банковских резервов.

Информация о работе Роль ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики РФ