Роль ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Банк России выступает в роли центрального банка страны, и на него возлагаются функции монопольной эмиссии банкнот, банка банков, банка правительства, а также регулирующие и контролирующие функции. Правовое положение Банка России определяется Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятым в 2002 г. В то же время его статус, задачи, функции и принципы организации и деятельности как публично-правовой организации определяются Конституцией РФ, а также Законом «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

Оглавление

Введение…………………………………………………....................………….......................3

Глава 1 Центральный банк РФ как основное звено кредитной системы РФ

1.Цели, задачи и функции Центрального банка РФ……....................................................5
1.2 Операции Центрального банка РФ………………………...............................................12

Глава 2 Роль ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики РФ

2.1 Центральный банк Российской Федерации как основной орган, осуществляющий денежно-кредитную политику РФ …………………………………………………………….24

2.2 Методы и инструменты денежно-кредитной политики РФ …………………………... 28

Заключение……………………………………………..........................................................44

Список использованной литературы……………............................................................ 45

Файлы: 1 файл

курсовой проект дкб.docx

— 118.43 Кб (Скачать)

          Под базовой инфляцией понимается прирост потребительских цен без учета влияния изменения цен и тарифов на платные услуги населению и цен на плодоовощную продукцию и бензин. Иначе говоря, при подсчете индекса базовой инфляции исключаются потребительские товары и услуги, цены на которые регулируются в основном на федеральном и региональном уровнях, а также подвержены воздействию неустойчивых, в том числе сезонных, факторов. Базовая инфляция, таким образом, представляет собой ту часть инфляции, которая непосредственно зависит от денежно-кредитной политики и политики валютного курса.

          Снижение инфляции — конечная цель денежно-кредитной политики. Следует, однако, иметь в виду, что ЦБ РФ, как и любой другой центральный банк, не в состоянии достичь конечной цели напрямую. Он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно влияет на конечную. Такой промежуточной целью может быть таргетирование денежной массы, уровня процентных ставок, таргетирование или стабилизация валютного курса.

          Опыт многих стран показывает, что одновременное достижение  всех промежуточных целей практически  невозможно. Например, поддержание  денежной массы в установленных  пределах может привести к  нарушению целевых установок  по уровню валютного курса  и процентных ставок, поскольку  этот уровень зависит от предложения  денег. И, наоборот, стремление  поддержать целевые ориентиры  по валютному курсу или процентным  ставкам может привести к расширению  или сжатию денежной массы  и отклонению ее объема от установленных Пределов роста.

       После кризиса 1998 г. Банк России официально отказался  от использования таргетирования валютного курса в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики, установив режим плавающего валютного курса. Однако высокая эластичность инфляции по валютному курсу, связанная со значительной степенью зависимости российской экономики от внешнеэкономических факторов, привела к тому, что на практике регулирование Банком России уровня валютного курса превратилось в главный фактор, определяющий динамику денежной массы и инфляции.

          В условиях значительного предложения  иностранной валюты (благодаря высоким  ценам на нефть) Банк России  осуществляет рублевые интервенции с целью недопущения чрезмерного укрепления реального эффективного курса рубля, которое может отрицательно сказаться на финансовом состоянии российских предприятий. Покупка Банком России иностранной валюты служит основным источником роста денежной массы и содействует росту инфляции.

          Таким образом, при официально  объявленном режиме плавающего валютного курса Банк России де-факто проводил политику управляемого плавания валютного курса. Только в 2003 г. это было официально признано в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год».

          Отмечая в этом документе, что  исторический опыт многих стран,  включая Россию, показывает, что  таргетирование инфляции требует отказа от политики управляемого плавающего валютного курса, Банк России не считает возможным отказаться от этой политики.

       2.2 Методы и инструменты  денежно-кредитной политики РФ.

       Денежно-кредитная  политика осуществляется с помощью  определенных методов и инструментов.

       Методы  денежно-кредитной  политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

       Современная система методов денежно-кредитной  политики столь же разнообразна, как  и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной  политики можно проводить по различным  признакам.

       В зависимости от связи метода денежно-кредитной  политики с поставленной целью различают  прямые и косвенные методы.

       Прямые  методы – это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного  предложения и цены на финансовом рынке.

       Реализация  этих методов дает наиболее быстрый  эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или  ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики.

       Применение  прямых методов денежно-кредитной  политики позволяет непосредственно  влиять на денежные агрегаты, распределение  ссуд и издержки заимствований. Они  наиболее привлекательны для государственных  органов как методы регулирования  и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия  их применения более предсказуемы.

       Вместе  с тем прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают  основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению  кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово  устойчивых институтов на банковском рынке.

       Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом  их применения в условиях рынка, поскольку  деформируют рыночный механизм.

       Поэтому центральные банки стран с  развитой рыночной экономикой практически  отказались от прямых методов денежно-кредитной  политики и прибегают к ним  в исключительных случаях, когда  необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического  кризиса.

       В России также происходил постепенный  отказ от прямых методов проведения денежно-кредитной политики (с 1995 года Банк России прекратил использование  прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и  перестал предоставлять целевые  централизованные кредиты отраслям экономики, были отменены ограничения  на объем вкладов населения, центральный  банк отказался от подавления инфляции только одним способом – сжатием  денежной массы в обращении).

       Практика  формирования рыночной экономики и  ее развития доказали низкую эффективность  прямых методов денежно-кредитной  политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов  денежно-кредитной политики косвенными.

       Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  сферы воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов  при помощи рыночных механизмов, имеют  больший временной лаг, последствия  их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка.

       Помимо  деления методов денежно-кредитной  политики на прямые и косвенные различают  также общие и селективные методы.

       Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок  в целом.

       Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и носят в основном директивный  характер.

       Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости  от объекта воздействия. Это –  методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.

       В зависимости от причин, вызвавших  изменение спроса на деньги и денежного  предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жесткая  или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой  допускается свободное колебание  массы денег в обращении и  процентной ставки).

       Выбор методов денежно-кредитной политики центральным банком, зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов  объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее»  воздействует на экономику – спрос  не деньги или их предложение, а фактически – процентная ставка или количество денег.

       С 2004 года Банк России отмечал, что для  повышения эффективности денежно-кредитной  политики он переходит к воздействию  на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных  банковских резервов. Для воздействия  на ликвидность банковской системы  Банк России учитывает изменения  в спросе банковской системы на резервы  и использует процентные ставки, роль которых в денежно-кредитной политике возрастает. Эти положения отражают переход к активному использованию  рыночных методов проведения денежно-кредитной  политики в России. Но на практике данные методы плохо работают из-за недоступности  уровня ставок по кредитам и ставки рефинансирования.

       Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

       Основные  инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации денежно-кредитной политики, определены Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

         К ним относятся:

       - ставки процента по операциям  Банка России;

       - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные

       требования);

       - операции на открытом рынке;

       - рефинансирование кредитных организаций;

       - валютные интервенции;

       - установление ориентиров роста  денежной массы;

       - прямые количественные ограничения;

       - эмиссия облигаций от своего  имени.

       Процентная  политика Центрального банка РФ используется для воздействия нарыночные ставки процента. Банк России может устанавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фиксации. Ставки процента Центрального банка РФ - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

       Важной  особенностью процесса регулирования  ставок процента в экономике в настоящее время является то, что Центральный банк РФ не оказывает непосредственного воздействия на рыночные ставки процента, в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банков, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние Центрального банка РФ на уровень ставок процента осуществляется в основном посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования Центрального банка РФ является для коммерческих банков лишь ориентиром, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики.

       Коммерческие  банки, заключая кредитные и депозитные договоры, отнюдь не руководствуются ставкой рефинансирования Банка России. Устанавливаемые ими ставки процента по кредитам реально определяются стоимостью привлеченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка, уровнем кредитных рисков, планируемой нормой прибыли. Ставки процента Банка России пока не оказывают адекватного влияния на ставку межбанковского рынка, который остается узким из-за сохраняющегося взаимного недоверия банков. Этот же фактор наряду с отсутствием единого рынка межбанковских кредитов и должной конкуренции в банковском секторе ограничивает роль ставки межбанковского рынка (на которую Банк России может оказать прямое влияние, предоставляя банкам кредиты по официальным ставкам) в формировании ставок по депозитам и кредитам для клиентов банков.

Информация о работе Роль ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики РФ