Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:53, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ рисков деятельности коммерческих банков на примере закрытого акционерного общества «ВТБ 24» (далее по тексту – ЗАО «ВТБ 24»).
Задачи работы сформулированы следующим образом:
1) необходимо рассмотреть понятие банковских рисков, причины их возникновения и классификацию;
2) требуется проанализировать систему управления рисками ЗАО «ВТБ 24»;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКИХ РИСКОВ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ 5
1.1. РИСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 5
1.2. НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ЗАО «ВТБ 24» 10
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ВТБ 24» 10
2.2. АНАЛИЗ РИСКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВТБ 24» 12
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ЗАО «ВТБ 24» 23
3.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ОСНОВНЫМИ РИСКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ЗАО «ВТБ 24» 23
3.2. ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВТБ 24» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
шифр 7 - пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года;
шифр 8 - временные затруднения, которые не ставят под угрозу платежеспособность предприятия;
шифр 9 - платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.
Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы в зависимости от того, принимает к учету или нет Банк Франции их векселя и ценные бумаги.
Банки Германии применяют методику кредитного рейтинга, который включает в себя оценку кредитоспособности заинтересованной в кредите фирмы и представляемых ею гарантий. Кредитоспособность клиента в одном из германских банков определяется по 17 критериям, разбитым на 5 групп:
менеджмент: качество менеджмента, грамотность ведения финансовой документации;
рынок (отрасль): развитие рынка и отрасли, влияние динамики конъюнктуры, географии получателей продукции и поставщиков, экспортных и импортных рисков, острота конкуренции, продукция и ассортимент, стандарты;
отношение с клиентом: ведение счетов, открытость клиента и его готовность представлять информацию о своей деятельности;
экономические условия: оценка годового баланса, общие имущественные условия;
перспектива развития предприятия: развитие за период после опубликования последнего годового баланса, производственное планирование, планирование доходности и будущего обслуживания капиталов, специфические риски производства.
По каждому из указанных критериев оценка делается по шестибалльной шкале ("6" - наихудший показатель). Обеспечивается проверяемость оценок на основе имеющейся документации. Рейтинг кредитоспособности рассчитывается как средний показатель на основании выставленных по каждому параметру баллов. Отдельно, также по шестибалльной шкале, определяется рейтинг стоимостных гарантий в зависимости от полноты их предоставления и покрытия ими обязательств по кредиту и процентам. На основании оценки кредитоспособности и предоставляемых гарантий определяются риски кредитования и принимается решение о предоставлении кредита: при общей степени риска 1-4 класса кредитование осуществляется, при риске 5 и 6 - кредитование не осуществляется или прекращается.
Рассмотренные методики основаны на балльной оценке фирмы - получателя кредита по каждому компоненту оценки. Критерии, по которым производится проставление того или иного количества баллов, строго индивидуальны для каждого банка, базируются на его практическом опыте и периодически пересматриваются. Допустимые и оптимальные значения отдельных экономических показателей опираются на накопленную статистику.
Важное внимание уделяется также достоверности сведений. Информация для проверки рейтинга подбирается обычно на основе анализа кредитной заявки. Из нее выделяют наиболее существенные факторы, определяющие деятельность клиента. Дополнительная информация получается из личной встречи с клиентом, внутрибанковской информации о счетах и истории кредитных взаимоотношений с заемщиком, личных наблюдений и инспекций, сведений из прочих источников.
Очень интересен и важен зарубежный опыт прогнозирования финансового состояния заемщика в предстоящем кредитном периоде. Так, на основе расчета ожидаемого объема доходов (прежде всего суммы выручки от продажи продукции), суммы расходов, размера прибыли составляются сопоставительные балансы доходов и расходов. Затем составляется кассовая смета заемщика на предстоящий период с данными об источниках денежных средств (прибыль, амортизация, кредиторы) и их использовании (капиталовложения, погашение задолженности). Прогнозные данные о денежных потоках также представляются заемщиком и служат основанием оценки кредитоспособности.
При оценке кредитоспособности учитываются также предстоящие изменения конъюнктуры, наличие реальных условий поступления средств от реализации продукции с учетом намечаемого уровня цен, платежеспособного спроса на соответствующие виды продукции. При этом используются в практике работы зарубежных банков приглашения специалистов для анализа отраслевого и инвестиционного аспекта кредитной заявки (если сотрудники кредитного отдела не обладают необходимыми знаниями о тех отраслях производства и сфере услуг, в которых занят клиент).
При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды принимаются меры для обеспечения погашения кредита.
Таким образом, опыт работы зарубежных банков развитых стран, основанный на детальной проработке всех кредитных процедур, многофакторном анализе кредитоспособности потенциальных заемщиков, позволяет значительно снизить кредитный риск.
Разработка направлений совершенствования управления рисками деятельности ЗАО «ВТБ 24» должна основываться на оценке приоритетов развития Банка в среднесрочной перспективе, поскольку именно на данных участках и целесообразно в первую очередь производить оптимизацию риск-менеджмента Банка с обязательным учетом кризисных тенденций развития банковского сектора страны в целом.
Еще в сентябре 2006г. Наблюдательным советом ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги была утверждена «Стратегия развития ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги в 2007-2010гг. в рамках развития розничного бизнеса Группы ВТБ». Стратегия предполагает развитие розничного бизнеса Группы ВТБ на базе ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги, теперь ЗАО «ВТБ 24». Банк должен стать лидером в обслуживании верхнемассового и состоятельного сегментов на рынке банковского обслуживания физических лиц, а в целом по рынку занять позицию второго банка после Сбербанка. Также, предполагается, что Банк станет лидером в области обслуживания предприятий малого бизнеса.
Для достижения целевой доли рынка (от 8 до 15% в различных сегментах рынка) ЗАО «ВТБ 24» планирует предпринимать следующие меры:
существенное расширение и развитие региональной сети;
предоставления широкого спектра современных услуг;
внедрения высоких стандартов в скорости предоставления и удобстве обслуживания кредитов;
установления высоких кредитных лимитов;
инновационный подход в разработке продуктов и услуг;
развития альтернативных каналов продаж;
развитие брэнда Банка.
Таким образом, ЗАО «ВТБ 24» планирует в течение 3-5 лет стать одним из лидеров рынка розничных банковских услуг (в сегментах потребительского и ипотечного кредитования, автокредитования, депозитах физических лиц, кредитования малого бизнеса и т.д.).
Источниками будущих доходов (в перспективе на 3-5 лет) ЗАО «ВТБ 24» будут являться, в первую очередь, доходы от кредитования физических лиц (77% от операционных доходов) и предприятий малого бизнеса (около 14% от операционных доходов).
Таким образом, даже в условиях кризиса ЗАО «ВТБ 24» планирует продолжать кредитовать население и предприятия сегмента малого бизнеса.
Среди стратегических целей на 2009 год:
1. Увеличение доли рынка по объемам кредитования физических лиц до 9,5%
Приоритетными направлениями работы в сфере кредитования населения и малого бизнеса в условиях мирового финансового кризиса при этом будут являться:
с точки зрения роста активов приоритет отдается «коротким» и высокодоходным активам (что предполагает ограничение роста в сегменте ипотечного кредитования);
кредитование населения: смещение приоритетов в сторону более «коротких» кредитных продуктов (кредиты наличными, автокредиты);
продолжение кредитования малого бизнеса; развитие лизинга для малых предприятий;
оперативное управление ставками;
ЗАО «ВТБ 24» продолжит наращивать депозитную базу за счет привлечения средств населения.
2. Увеличение доли рынка по объемам привлечения средств населения до 6,5%.
Приоритетными направлениями работы в сфере привлечения средств населения и малого бизнеса в условиях дефицита ресурсов, обусловленных кризисом, являются:
повышение активности по привлечению депозитов как наиболее устойчивой долгосрочной ресурсной базы;
оперативное управление ставками;
повышение качества обслуживания клиентов;
Одним из важнейших направлений деятельности Банка становится работа, направленная на эффективное управление и сокращение портфеля просроченной задолженности.
3. Оптимизация процедур управления проблемной задолженностью:
оптимизация процедур управления проблемной задолженностью: активизация работы по сбору проблемной задолженности (усиление соответствующих подразделений банка, оптимизация внутренних процедур, повышение эффективности работы с коллекторскими агентствами);
мониторинг портфеля на предмет усиления долговой нагрузки на клиентов, проактивная работа клиентами;
переход к более консервативным процедурам оценки заемщиков: оперативная корректировка скоринговых моделей;
рефинансирование валютного кредитного портфеля в рубли.
Учитывая вышесказанное, первоочередные усилия ЗАО «ВТБ 24» должны быть сосредоточены на оптимизации управления кредитным и операционными рисками.
Если в отношении кредитных рисков Банком планируются определенные мероприятия (см. выше), то практика управления операционным риском, на наш взгляд. явно нуждается в совершенствовании.
К сожалению, сегодня в ЗАО «ВТБ 24» практически не уделяется внимание таким аспектам, как:
управление проектами (отслеживание всего алгоритма разработки и внедрения проекта не ведется, в весьма слабой степени контролируются результаты);
управление информационными технологиями (качество информационных систем и технологий не соответствует требованиям бизнеса);
создание системы управления рисками (не осуществляются идентификация, оценка, анализ и управление операционными рисками на уровне всей организации и по всем направлениям деятельности).
Актуальными для ЗАО «ВТБ 24» являются угрозы со стороны операционного риска, связанные прежде всего с факторами политики управления кадрами и организацией бизнес-процессов. Так, в некоторых подразделениях нередко ощущается недостаток персонала на уровне исполнителей. В результате отдельные сотрудники (в том числе менеджеры среднего звена) перегружены и совмещают исполнительские и административные функции, работу с клиентами и техническое проведение платежей, что не может не сказаться отрицательно на качестве и безопасности проводимых ими операций. ЗАО «ВТБ 24» также следует пересмотреть и политику формирования человеческого капитала и обратить внимание на профессионализм менеджеров, непосредственно занимающихся отбором персонала. Это проявляется в том, что потенциальные кандидаты "отсеиваются" не по принципу профессиональной пригодности, а по формальному соответствию зарубежным тестам психологического характера.
В части обеспечения ЗАО «ВТБ 24» информационными системами можно отметить недостатки, связанные с отсутствием гибкости используемых платформ, - введение новых модулей обычно является трудоемким, дорогостоящим и растянутым во времени процессом. Сегодня значительная часть банковских отчетов, включая аналитические, составляется вручную.
В ЗАО «ВТБ 24» еще не сформирована до конца база данных событий, содержащих угрозы возникновения операционного риска. Пока она имеет лишь информативный характер и существенного влияния на деятельность подразделений, демонстрирующих повышенную концентрацию операционного риска, не оказывает.
Таким образом, мероприятия по совершенствованию управления операционным риском в ЗАО «ВТБ 24» должно включать в себя:
1. Пересмотр политики управления кадрами и организацией бизнес-процессов.
2. Улучшение программного обеспечения бизнес-процессов Банка.
3. Формирование полноценной базы данных событий, содержащих угрозы возникновения операционного риска и ее практическое внедрение в механизм принятия решений основными подразделениями Банка.
2
Подводя краткие итоги настоящей работы, можно следующим образом резюмировать вышеизложенный материал.
Практика управления рисками деятельности коммерческого банка была рассмотрена в настоящей работе на примере ЗАО «ВТБ 24», система управления рисками которого базируется на следующих основополагающих принципах:
управление рисками носит комплексный характер и находит отражение в регламентах и процедурах всех типовых операций и процессов;
принятие рисков (утверждение сделок, портфелей, операций) осуществляется коллегиально в рамках полномочий исполнительных органов Банка;
В состав используемых инструментов и технологий риск-менеджмента Банка входит:
система сквозного внутреннего рейтингования корпоративных клиентов и допустимые уровни рейтинга заемщиков;
расчет вероятности дефолтов эмитентов долговых ценных бумаг;
статистический расчет вероятности потерь и восстановления проблемной задолженности по группам корпоративных заемщиков;
расчета рыночных рисков методами Value-At-Risk (и известных его модификаций), применение показателей чувствительности, стресс-тестирование;
расчет рисков по программам развития розничного бизнеса Банка по кредитованию физических лиц, определение лимитов допустимых рисков и контроль их использования;