Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:31, контрольная работа
Повсюду в мире банкам приходится мириться с необходимостью вести дела в условиях постоянных перемен и неопределённости, ставших непременным атрибутом современности. Любая область банковского дела подразумевает риск того или иного рода. В настоящее время регулирующие органы многих стран требуют от контролируемых ими банков гораздо более серьёзного отношения к управлению рисками, чем это было в недавнем прошлом.
2.1. Введение.
2.2. Закономерности развития рынка банковских услуг.
2.3. Целесообразность построения эффективной системы управления.
2.4. Подходы Банка России к оценке рисков.
2.5. Постулаты анализа рисков и управления ими
2.6. Общая классификация банковских рисков.
2.7. Направления процесса управления рисками в банке.
2.8. Управление риском.
2.9. Принципы управления банковскими рисками.
2.10. Организация управления банковскими рисками.
2.11. Роль совета директоров в управлении рисками.
2.12. Задачи исполнительных органов.
2.13. Роль кредитного комитета в системе управления рисками.
2.14. Функции комитета по управлению ликвидностью.
2.15. Полномочия лимитного комитета.
2.16. Координация управления банковскими рисками.
2.17. Задачи службы внутреннего контроля.
2.18 Внутренние нормативные документы банка.
● координирует работу структурных подразделений банка, связанную с анализом лимитной базы банка;
● устанавливает лимиты на контрагентов на рынке межбанковского кредитования и лимиты на эмитентов на рынке ценных бумаг;
● утверждает лимиты, направленные на ограничение убытков;
● принимает решение о лимитах, выделяемых отдельным дилерам;
● определяет ответственность и индивидуальные полномочия должностных лиц банка по превышению утвержденных лимитов;
● проводит последующий контроль в отношении принятых решений.
2.16 Координация управления банковскими рисками
Перечень обязанностей структурного подразделения, ответственного за координацию управления банковскими рисками, приведен в п. 24 Письма Банка России № 119-Т. Среди функций такого подразделения выделяют:
проведение на постоянной основе анализа эффективности используемых и разработка новых методов выявления, измерения (оценки) и оптимизации уровня банковских рисков;
осуществление на постоянной основе оценки потенциальных потерь кредитной организации (стресс-тестирование), а также доведение её результатов до сведения исполнительных органов и совета директоров;
разработка и представление на рассмотрение исполнительных органов банка предложений, направленных на изменение уровня и структуры банковских рисков.
2.17 Задачи службы внутреннего контроля
Служба внутреннего контроля призвана обеспечить проведение регулярных проверок, направленных на выявление случаев несоответствия действующей практики установленным политикам и процедурам управления рисками. Служба отвечает за организацию и проведение последующего контроля, включающего проверку лимитной дисциплины, распределения полномочий и ответственности при принятии решений. Предоставляет информацию председателю правления, совету директоров об итогах проверок и предложения по улучшению системы управления рисками.
Службой внутреннего контроля осуществляется контроль за эффективностью принятых подразделениями, органами управления мер, обеспечивающих снижение уровня выявленных рисков, или документирование принятия руководством подразделения и (или) органами управления решения о приемлемости выявленных рисков для кредитной организации.
Если, по мнению руководителя службы внутреннего контроля, руководство подразделений или органы управления принимают на себя чрезмерные риски, то руководитель службы внутреннего контроля обязан проинформировать об этом совет директоров.
2.18 Внутренние нормативные документы банка
В рамках оценки системы управления рисками определенные требования предъявляются к содержанию и набору внутренних нормативных документов банка. Внутренние документы принимаются с целью однозначной интерпретации ключевых понятий, данных учета и отчетности всеми сотрудниками банка, а также в целях стандартизации проводимых операций. Они должны нести в себе ясное описание порядка проведения конкретной процедуры.
Документами определяется контрольная среда, в них зафиксированы контрольные процедуры, выполнение которых позволяет руководству банка считать, что поставленные им задачи успешно решаются. Перечень внутренних нормативных документов, которые в обязательном порядке должны быть разработаны и утверждены в кредитной организации, представлен в Положении Банка России № 242-П[4].
В части управления рисками в российских банках, как правило, разработан и применяется достаточно большой набор внутренних нормативных документов. Однако следует отметить, что зачастую эти документы носят формальный характер и не в полной мере ориентированы на конкретную ситуацию и процедуры контроля в банке.
Практика показывает, российские банки проявляют всё большую открытость при предоставлении информации о функционирующей системе управления рисками. В качестве примера можно привести информацию, размещенную на сайте Межпромбанка (http: //www.iib.ru/rus /
Межпромбанк (МПБ) управляет рисками интегрированным способом, оценивая его с точки зрения корреляции совокупного риска и капитала банка. Система управления и контроля рисками МПБ основывается на требованиях ЦБ РФ и рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору. МПБ модифицирует свою политику и методы управления рисками по мере роста и диверсификации своего бизнеса. Исполнительная дирекция банка одобряет общую стратегию управления рисками МПБ. Комитет по управлению активами и пассивами МПБ (КУАП) приводит политику МПБ по управлению активами, пассивами и рисками в соответствие с его бизнес-стратегией и вносит необходимые изменения в свете финансового и рыночного положения МПБ. КУАП также устанавливает целевые лимиты для распределения активов и пассивов и рисков для различных банковских операций, определяет оптимальное распределение средств МПБ и устанавливает политику кредитования и финансирования, включая целевые процентные ставки по различным кредитам, на основе их срока погашения и целевого назначения.
Кредитный комитет МПБ (КК), управление оценки и управление рисков (УОУР), управление кредитования (УК) и управление казначейских операций (УКО) выполняют функции управления рисками по кредитам, ликвидности, процентным ставкам, валютными и рыночными рисками, а также операционными рисками вместе с отделом внутреннего контроля.
КК координирует кредитную политику МПБ, устанавливает кредитную политику, процедуры и критерии для сомнительных займов, одобряет кредиты и гарантии для большинства корпоративных заемщиков, устанавливает лимиты кредитования в пределах параметров лимитов рисков, установленных КУАП, и одобряет новые кредитные продукты.
УОУР при поддержке управления казначейских операций МПБ проводит оценку уровней риска банка, управляет ликвидностью, анализирует риски и доходность текущих и планируемых банковских операций, рассматривает выполнение и эффективность лимитов риска, следит за финансовым рынком и рынком ценных бумаг, готовит отчеты по управлению ликвидностью, активами и пассивами и по доходности для КУАП и правления и оценивает риски для операций, в которых МПБ не принимает регулярного участия. Управления МПБ, отвечающие за операционный контроль и бухучет (известные как бэк-офис), также оказывают помощь при управлении риском.
Пример организации управления риском ликвидности
В банке может функционировать организационная схема по управлению риском ликвидности. Она потребует закрепления определенных функций за подразделениями банка, а также его коллегиальными органами. Управление ликвидностью является функцией следующих органов банка:
комитета по управлению активами и пассивами,
казначейства;
отдела по управлению платежной позицией;
службы управления рисками;
отдела финансового анализа и управления ликвидностью;
службы внутреннего контроля.
Более детально их функции представлены ниже (таблица Х).
Управление ликвидностью осуществляется по направлениям:
управление текущей ликвидностью — включает ежедневный анализ денежных потоков, ежедневную работу по координации средств, находящихся на корсчетах головной организации и филиалов, в целях оптимизации использования высоколиквидных денежных средств и обеспечения платежеспособности банка;
управление срочной ликвидностью, ликвидностью баланса — направлено на достижение оптимального соотношения сроков размещения и привлечения средств, контроль за ежедневным соблюдением обязательных нормативов ликвидности.
В целях управления ликвидностью в банке:
составляются ежедневный, еженедельный, 4-недельный прогнозы предполагаемых платежей и поступлений по корсчетам банка;
осуществляется ежедневный контроль над фактическими значениями нормативов ликвидности;
осуществляется оценка риска на одного или группу взаимосвязанных заемщиков путем контроля за соблюдением норматива Н6;
осуществляется ежеквартальный, а в случае необходимости ежемесячный анализ состояния и динамики ликвидности по срокам размещения и привлечения (по данным формы 0409125).
Для поддержания платежной позиции, необходимой для ежедневного обеспечения платежеспособности, анализируются планируемые на текущий операционный день денежные потоки, исходя из которых определялся остаток корсчета (в разрезе корсчетов филиалов и в целом по банку).
Подразделениями банка, совершающими активные и пассивные операции, а также филиалами в отдел по управлению платежной позицией в течение дня в электронном виде передается оперативная информация о фактических остатках средств на открытых корсчетах в Банке России, а также о предполагаемых поступлениях и списаниях денежных средств с разбивкой по видам платежей (оплата платежных документов/поступления средств на счета клиентов, пополнение субкорсчетов филиалов, выдача/погашение кредитов, возврат МБК, возврат кредита Банка России, завоз/вывоз наличных денег с РКЦ, покупка/погашение ценных бумаг, покупка/продажа собственных векселей, перечисление средств на биржу в целях покупки иностранной валюты/возврат средств с биржи от продажи валюты), о сумме ожидаемого исходящего остатка.
В течение операционного дня по мере оплаты документов клиентов, а также поступления средств на корсчета головного банка и филиалов отслеживаются промежуточные остатки средств на корсчетах и их достаточность для оплаты расчетных поступивших документов.
Отделом по управлению платежной позицией подготавливается свод представленной подразделениями банка информации и определяется сумма ожидаемых исходящих остатков на корсчетах по банку и в разрезе филиалов.
Для определения возможной суммы свободных для размещения средств или суммы необходимого привлечения осуществляется планирование денежных потоков по всем договорам и сделкам на 1-4 недели в перспективе.
С учетом информации о планируемых поступлениях и платежах, еженедельно представляемой филиалами и соответствующими структурными подразделениями банка в отдел финансового анализа и управления ликвидностью службы управления рисками, определяется прогнозный остаток по корсчету банка на предстоящие 1-4 недели. При возникновении необходимости увеличения остатка на корреспондентских счетах в связи с ожидаемыми платежами принимаются соответствующие решения о пополнении корсчета и источниках такого пополнения.
Таблица Х — Функции служб банка при управлении ликвидностью
Наименование органа/структурного подразделения банка | Функции в части управления риском ликвидности |
Комитет по управлению активами и пассивами | Координация работы в области управления ликвидностью; принятие общих решений по управлению ликвидностью и обеспечение их эффективности; утверждение лимитов на банковские операции, лимитов по объемам активных и пассивных операций. Вопросы на рассмотрение комитета выносит заместитель председателя правления банка по представлению подразделений банка |
Казначейство | Поддержание общей ликвидности банка путем формирования оптимальной структуры банковского баланса; анализ показателей деятельности банка, оптимизация конфликта между ликвидностью и доходностью банка. В составе казначейства - отдел по управлению платежной позицией. |
Отдел по управлению платежной позицией казначейства | Обеспечение платежеспособности банка путем оперативного и качественного управления корреспондентскими счетами, счетами межфилиальных расчетов в рублях и иностранной валюте; привлечение и размещение межбанковских кредитов, осуществление конверсионных операций; ежедневный анализ информации о предстоящих расчетах и поступлениях на корсчета банка и филиалов. |
Служба управления рисками — отдел финансового анализа и управления ликвидностью | Анализ уровня ликвидности; достижение минимального уровня избыточной и недопущение низкой ликвидности; анализ ресурсной базы и структуры активов; совершенствование механизма и методов управления банковской ликвидностью, контроль за ее состоянием. |
Служба внутреннего контроля | Проводит последующий контроль состояния активов и пассивов по срокам их востребования и погашения, наличия избытка или дефицита ликвидности по срокам по данным формы 0409125, контроль соблюдения обязательных нормативов ликвидности (в целом по банку и в разрезе филиалов). |
Информация о работе Риски в банковской деятельности: классификация, подходы к организации управления