Риски в банковской деятельности: классификация, подходы к организации управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Повсюду в мире банкам приходится мириться с необходимостью вести дела в условиях постоянных перемен и неопределённости, ставших непременным атрибутом современности. Любая область банковского дела подразумевает риск того или иного рода. В настоящее время регулирующие органы многих стран требуют от контролируемых ими банков гораздо более серьёзного отношения к управлению рисками, чем это было в недавнем прошлом.

Оглавление

2.1. Введение.
2.2. Закономерности развития рынка банковских услуг.
2.3. Целесообразность построения эффективной системы управления.
2.4. Подходы Банка России к оценке рисков.
2.5. Постулаты анализа рисков и управления ими
2.6. Общая классификация банковских рисков.
2.7. Направления процесса управления рисками в банке.
2.8. Управление риском.
2.9. Принципы управления банковскими рисками.
2.10. Организация управления банковскими рисками.
2.11. Роль совета директоров в управлении рисками.
2.12. Задачи исполнительных органов.
2.13. Роль кредитного комитета в системе управления рисками.
2.14. Функции комитета по управлению ликвидностью.
2.15. Полномочия лимитного комитета.
2.16. Координация управления банковскими рисками.
2.17. Задачи службы внутреннего контроля.
2.18 Внутренние нормативные документы банка.

Файлы: 1 файл

БАНК_РИСК.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

Применение изложенных выше принципов управления рисками активных операций банка направлено на улучшение качества активов и, как следствие, повышение его финансовой устойчивости. При раскрытии содержания рассмотренных принципов в определённой мере затронуты приёмы управления риском (средства разрешения рисков), основными из которых являются:

 избежание риска;

 снижение степени риска;

 принятие риска.

Избежание риска означает отказ от реализации мероприятия, связанного с риском. Такое решение принимается с случае несоответствия указанным выше принципам.

Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объёма потерь. Существует много способов снижения риска в зависимости от конкретного вида риска и характера банковской деятельности.

Одним из частных случаев снижения степени риска является передача риска, состоящая в передаче ответственности за риск (полностью или частично) кому-то другом, например, страховой компании.

Принятие риска означает оставление всего или части риска (в случае передачи части риска кому-то другому) за предпринимателем, то есть, на его ответственности. В этом случае предприниматель принимает решение о покрытии возможных потерь за счёт собственных средств.

 

2.10 Организация управления банковскими рисками

 

Управление банковскими рисками рассматривается как необходимый элемент системы корпоративного управления. Банк России на основе международной практики[1] рекомендует повысить роль риск-менеджеров в организационной структуре банка. Также предусматривается необходимость публичного раскрытия информации о рисках. Для оценки координации управления банковскими рисками, которую банкам рекомендовано[2] проводить в рамках общей оценки качества корпоративного управления, предлагается примерный перечень вопросов. При этом основное внимание уделяется вовлечению совета директоров кредитной организации в управление рисками, что требует от его членов определенной подготовки и навыков в области риск-менеджмента.

Банк России проводит регулярные проверки качества управления рисками, при этом проверяется соответствие практики требованиям и рекомендациям, которые доводятся до банков нормативными документами. Наиболее тщательно проверяются процедуры управления кредитным риском, что непосредственно связано с формированием резервов, а также стресс-тестирование риска ликвидности. Но и другие риски также привлекают внимание проверяющих органов. В частности управление операционным риском. В Инструкции Банка России № 105-И[3] в качестве одной из основных целей проверки банка указывается оценка систем управления рисками.

Для проведения проверок системы управления рисками Банк России в 2007 г. разработал внутренний документ — Письмо «О методических рекомендациях по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (ее филиале)» № 26-Т от 23.03.2007 г.

Этот внутренний документ Банка России предназначен для его инспекторов, которые проводят комплексные или же тематические проверки деятельности кредитных организаций. Оценка системы управления рисками проводится с использованием метода балльно-весовой оценки.

Письмом предусмотрено, что проверка системы управления рисками должна проводиться в разрезе её отдельных составляющих: управление кредитным риском, рыночным риском (в части фондового и процентного риска), риском валютным, процентным, ликвидности, операционным.

В качестве основных элементов системы управления выделяют факторы:

 наличие внутренних документов по управлению каждым видом риска и их соответствие требованиям Банка России;

 наличие независимого подразделения, ответственного за оценку принимаемых рисков и разработку стратегии управления;

 наличие планов действий в кризисных ситуациях;

 формирование на регулярной основе управленческой отчетности по каждому из рисков и регулярное ее доведение до органов управления банка (совета директоров, правления) и др.

Письмом также предусмотрена оценка целостности системы управления:

- наличие внутренних документов, системы информационного обеспечения органов управления по вопросам управления рисками;

- качество процедур принятия решений, организационной структуры, обеспечивающей установление подотчетности и ответственности;

- независимость подразделений (служащих), ответственных за оценку уровня принимаемых рисков, и пр.

Документы, в которых изложены рекомендации Банка России в отношении построения системы управления рисками рассматриваются банками как обязательное руководство к действию. В противном случае при неисполнении требований (а также рекомендаций) возникает правовой риск, который реализуется по итогам проверки надзорного органа. Банки стремятся максимально приблизиться к установленным требованиям, хотя зачастую достаточно формально подходят к созданию каких-то элементов системы.

2.11. Роль совета директоров в управлении рисками

 

Исходя из требований и рекомендаций Банка России, а также передовой мировой практики, в части управления рисками совет директоров выполняет следующие функции:

► утверждает стратегию в области управления банковскими рисками;

► утверждает и своевременно пересматривает предельно допустимый для кредитной организации совокупный уровень риска;

► утверждает организационную структуру банка с разделением полномочий и обязанностей, исключающим возможность конфликта интересов и злоупотреблений;

► принимает решения о создании коллегиальных органов по управлению рисками, например, кредитный комитет, комитет по управлению ликвидностью, комитет по управлению активами и пассивами и т.п.;

► регулярно анализирует и оценивает эффективность утвержденных внутренними документами процедур управления всеми существенными для кредитной организации банковскими рисками (в том числе внутрибанковские лимиты, подходы к оценке качества корпоративного управления контрагентов кредитной организации) в зависимости от изменения уровня существенности рисков, принимаемых кредитной организацией;

► обеспечивает создание адекватной системы внутреннего контроля;

► обеспечивает создание структурного подразделения (назначение служащего), ответственного за координацию управления рисками в целом по кредитной организации.

В системе управления рисками совет директоров должен обеспечить выполнение следующих конкретных процедур:

 регулярный анализ эффективности процедур управления всеми существенными для кредитной организации банковскими рисками в зависимости от изменения уровня существенности рисков;

 проведение стресс-тестирования;

 наличие методологии и комплексности проводимых в кредитной организации стресс-тестов.

Кроме того, в уставе или других нормативных документах устанавливается ответственность членов совета директоров и исполнительных органов кредитной организации за причинение организации убытка в результате неэффективного управления банковскими рисками.

Члены совета директоров делегируют обязанности текущего управления банковскими рисками руководящим должностным лицам и служащим, но не могут снять с себя ответственность за последствия необоснованной и неосмотрительной политики и действий в области кредитования, инвестирования, защиты от внутреннего мошенничества или в любой другой области банковской деятельности.

Эффективный совет директоров должен хорошо понимать характер деловых операций банка и связанных с ними рисков. Он должен обеспечить, чтобы менеджмент обладал достаточной квалификацией и создавал действенные системы мониторинга и контроля этих рисков, чтобы система управления риском подлежала соответствующей проверке достаточно квалифицированными профессионалами (внешними и внутренними аудиторами). Совет директоров должен своевременно предпринимать необходимые действия для обеспечения капитализации банка, в достаточной степени отвечающей условиям, характеру бизнеса и профилю риска.

Главный исполнительный руководитель и члены правления (исполнительное руководство) ведут повседневные операции, руководствуясь политикой совета директоров, соблюдая законы и нормы регулирования и опираясь на эффективную систему внутреннего контроля.

 

2.12 Задачи исполнительных органов

 

Правление в части управления рисками выполняет следующие функции:

■ реализует в текущей деятельности стратегию управления рисками;

■ вырабатывает адекватные процедуры управления рисками, утверждает лимиты, методики оценки рисков;

■ обеспечивает разработку и утверждение внутренних документов банка по применению методов, процедур и стандартов для управления его основными рисками, утверждает кредитную политику банка, положение об управлении рисками;

■ обеспечивает текущий контроль за соблюдением установленных процедур, утверждённых лимитов риска;

■ обеспечивает проведение идентификации, оценки и контроля внутренних и внешних факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение организацией поставленных целей (идентификация, мониторинг и контроль за рисками);

■ формирует коллегиальные внутрибанковские органы по управлению рисками — кредитный комитет, комитет по управлению ликвидностью, лимитный комитет, осуществляет текущий контроль за их работой;

■ обеспечивает информирование совета директоров в случае существенных изменений текущего или прогнозируемого состояния ликвидности;

■ обеспечивает проведение службой внутреннего контроля (или внутренними аудиторами) последующего контроля за выполнением внутренних документов, соблюдением лимитов и процедур;

■ разрабатывает и поддерживает использование эффективной системы управленческой отчетности для принятия решений на уровне правления;

■ утверждает положения о подразделениях банка в рамках организационной структуры;

■ обеспечивает назначение на управленческие должности среднего звена работников, обладающих требуемыми профессиональными навыками и квалификацией, формирование адекватных стимулов и систем управления.

 

 

2.13 Роль кредитного комитета в управлении рисками

 

Кредитный комитет — коллегиальный орган банка, который разрабатывает и реализует текущую и долгосрочную кредитную политику банка. Комитет выполняет следующие функции:

> принимает решения о выдаче кредитов клиентам банка (включая крупные кредиты с учетом методологии Банка России); устанавливает и изменяет ставки банковского процента по каждому конкретному кредиту;

> принимает решения по формированию структуры кредитного портфеля банка, включая покупку портфеля векселей сторонних эмитентов, не имеющих рыночных котировок;

> устанавливает максимальный срок, на который могут выдаваться или пролонгироваться кредиты;

> утверждает размер резервов на возможные потери по ссудам по каждому кредиту; принимает решения по безнадежной ссудной задолженности и ссудам заемщиков с ухудшающимся финансовым положением; принимает решения по реализации залога;

> устанавливает лимиты кредитования для филиалов банка; принимает решения по вопросам кредитования заемщиков в филиалах банка, в случае если испрашиваемый кредит по размеру превышает установленные для филиала лимиты;

> разрабатывает и готовит к утверждению внутрибанковские нормативные, распорядительные и методологические документы по вопросам управления кредитным риском и реализации кредитной политики банка;

> осуществляет контроль по выполнению мероприятий, связанных с выполнением принятых решений комитета.

 

2.14 Функции комитета по управлению ликвидностью

 

Данный коллегиальный орган банка наделен правами и полномочиями, связанными с определением и реализацией текущей и долгосрочной политик банка в части управления его ликвидностью. Эти обязанности может выполнять и комитет по управлению активами и пассивами банка.

Этот комитет, как правило:

 утверждает коэффициенты ликвидности, лимиты разрывов по денежным потокам банка;

 принимает решения по обеспечению уровня ликвидности банка, и его филиалов;

 координирует действия подразделений банка, которые прямо или косвенно влияют на состояние ликвидности;

 взаимодействует по вопросам ликвидности с кредитным комитетом и лимитным комитетом;

 разрабатывает и готовит к утверждению внутрибанковские нормативные, распорядительные и методологические документы по вопросам оценки и управления риском ликвидности;

 утверждает процедуры действий подразделений банка в условиях внутренних и внешних кризисных ситуаций (чрезвычайные планы действий);

 проводит контрольные мероприятия, связанные с выполнением решений комитета.

 

2.15 Полномочия лимитного комитета

 

Коллегиальным органом, который вырабатывает единую стратегию управления рисками по операциям банка и его филиалов на финансовых рынках является лимитный комитет. Как правило, лимитный комитет выполняет следующие функции:

Информация о работе Риски в банковской деятельности: классификация, подходы к организации управления