Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:31, контрольная работа
Повсюду в мире банкам приходится мириться с необходимостью вести дела в условиях постоянных перемен и неопределённости, ставших непременным атрибутом современности. Любая область банковского дела подразумевает риск того или иного рода. В настоящее время регулирующие органы многих стран требуют от контролируемых ими банков гораздо более серьёзного отношения к управлению рисками, чем это было в недавнем прошлом.
2.1. Введение.
2.2. Закономерности развития рынка банковских услуг.
2.3. Целесообразность построения эффективной системы управления.
2.4. Подходы Банка России к оценке рисков.
2.5. Постулаты анализа рисков и управления ими
2.6. Общая классификация банковских рисков.
2.7. Направления процесса управления рисками в банке.
2.8. Управление риском.
2.9. Принципы управления банковскими рисками.
2.10. Организация управления банковскими рисками.
2.11. Роль совета директоров в управлении рисками.
2.12. Задачи исполнительных органов.
2.13. Роль кредитного комитета в системе управления рисками.
2.14. Функции комитета по управлению ликвидностью.
2.15. Полномочия лимитного комитета.
2.16. Координация управления банковскими рисками.
2.17. Задачи службы внутреннего контроля.
2.18 Внутренние нормативные документы банка.
Применение изложенных выше принципов управления рисками активных операций банка направлено на улучшение качества активов и, как следствие, повышение его финансовой устойчивости. При раскрытии содержания рассмотренных принципов в определённой мере затронуты приёмы управления риском (средства разрешения рисков), основными из которых являются:
избежание риска;
снижение степени риска;
принятие риска.
Избежание риска означает отказ от реализации мероприятия, связанного с риском. Такое решение принимается с случае несоответствия указанным выше принципам.
Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объёма потерь. Существует много способов снижения риска в зависимости от конкретного вида риска и характера банковской деятельности.
Одним из частных случаев снижения степени риска является передача риска, состоящая в передаче ответственности за риск (полностью или частично) кому-то другом, например, страховой компании.
Принятие риска означает оставление всего или части риска (в случае передачи части риска кому-то другому) за предпринимателем, то есть, на его ответственности. В этом случае предприниматель принимает решение о покрытии возможных потерь за счёт собственных средств.
2.10 Организация управления банковскими рисками
Управление банковскими рисками рассматривается как необходимый элемент системы корпоративного управления. Банк России на основе международной практики[1] рекомендует повысить роль риск-менеджеров в организационной структуре банка. Также предусматривается необходимость публичного раскрытия информации о рисках. Для оценки координации управления банковскими рисками, которую банкам рекомендовано[2] проводить в рамках общей оценки качества корпоративного управления, предлагается примерный перечень вопросов. При этом основное внимание уделяется вовлечению совета директоров кредитной организации в управление рисками, что требует от его членов определенной подготовки и навыков в области риск-менеджмента.
Банк России проводит регулярные проверки качества управления рисками, при этом проверяется соответствие практики требованиям и рекомендациям, которые доводятся до банков нормативными документами. Наиболее тщательно проверяются процедуры управления кредитным риском, что непосредственно связано с формированием резервов, а также стресс-тестирование риска ликвидности. Но и другие риски также привлекают внимание проверяющих органов. В частности управление операционным риском. В Инструкции Банка России № 105-И[3] в качестве одной из основных целей проверки банка указывается оценка систем управления рисками.
Для проведения проверок системы управления рисками Банк России в 2007 г. разработал внутренний документ — Письмо «О методических рекомендациях по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (ее филиале)» № 26-Т от 23.03.2007 г.
Этот внутренний документ Банка России предназначен для его инспекторов, которые проводят комплексные или же тематические проверки деятельности кредитных организаций. Оценка системы управления рисками проводится с использованием метода балльно-весовой оценки.
Письмом предусмотрено, что проверка системы управления рисками должна проводиться в разрезе её отдельных составляющих: управление кредитным риском, рыночным риском (в части фондового и процентного риска), риском валютным, процентным, ликвидности, операционным.
В качестве основных элементов системы управления выделяют факторы:
наличие внутренних документов по управлению каждым видом риска и их соответствие требованиям Банка России;
наличие независимого подразделения, ответственного за оценку принимаемых рисков и разработку стратегии управления;
наличие планов действий в кризисных ситуациях;
формирование на регулярной основе управленческой отчетности по каждому из рисков и регулярное ее доведение до органов управления банка (совета директоров, правления) и др.
Письмом также предусмотрена оценка целостности системы управления:
- наличие внутренних документов, системы информационного обеспечения органов управления по вопросам управления рисками;
- качество процедур принятия решений, организационной структуры, обеспечивающей установление подотчетности и ответственности;
- независимость подразделений (служащих), ответственных за оценку уровня принимаемых рисков, и пр.
Документы, в которых изложены рекомендации Банка России в отношении построения системы управления рисками рассматриваются банками как обязательное руководство к действию. В противном случае при неисполнении требований (а также рекомендаций) возникает правовой риск, который реализуется по итогам проверки надзорного органа. Банки стремятся максимально приблизиться к установленным требованиям, хотя зачастую достаточно формально подходят к созданию каких-то элементов системы.
2.11. Роль совета директоров в управлении рисками
Исходя из требований и рекомендаций Банка России, а также передовой мировой практики, в части управления рисками совет директоров выполняет следующие функции:
► утверждает стратегию в области управления банковскими рисками;
► утверждает и своевременно пересматривает предельно допустимый для кредитной организации совокупный уровень риска;
► утверждает организационную структуру банка с разделением полномочий и обязанностей, исключающим возможность конфликта интересов и злоупотреблений;
► принимает решения о создании коллегиальных органов по управлению рисками, например, кредитный комитет, комитет по управлению ликвидностью, комитет по управлению активами и пассивами и т.п.;
► регулярно анализирует и оценивает эффективность утвержденных внутренними документами процедур управления всеми существенными для кредитной организации банковскими рисками (в том числе внутрибанковские лимиты, подходы к оценке качества корпоративного управления контрагентов кредитной организации) в зависимости от изменения уровня существенности рисков, принимаемых кредитной организацией;
► обеспечивает создание адекватной системы внутреннего контроля;
► обеспечивает создание структурного подразделения (назначение служащего), ответственного за координацию управления рисками в целом по кредитной организации.
В системе управления рисками совет директоров должен обеспечить выполнение следующих конкретных процедур:
регулярный анализ эффективности процедур управления всеми существенными для кредитной организации банковскими рисками в зависимости от изменения уровня существенности рисков;
проведение стресс-тестирования;
наличие методологии и комплексности проводимых в кредитной организации стресс-тестов.
Кроме того, в уставе или других нормативных документах устанавливается ответственность членов совета директоров и исполнительных органов кредитной организации за причинение организации убытка в результате неэффективного управления банковскими рисками.
Члены совета директоров делегируют обязанности текущего управления банковскими рисками руководящим должностным лицам и служащим, но не могут снять с себя ответственность за последствия необоснованной и неосмотрительной политики и действий в области кредитования, инвестирования, защиты от внутреннего мошенничества или в любой другой области банковской деятельности.
Эффективный совет директоров должен хорошо понимать характер деловых операций банка и связанных с ними рисков. Он должен обеспечить, чтобы менеджмент обладал достаточной квалификацией и создавал действенные системы мониторинга и контроля этих рисков, чтобы система управления риском подлежала соответствующей проверке достаточно квалифицированными профессионалами (внешними и внутренними аудиторами). Совет директоров должен своевременно предпринимать необходимые действия для обеспечения капитализации банка, в достаточной степени отвечающей условиям, характеру бизнеса и профилю риска.
Главный исполнительный руководитель и члены правления (исполнительное руководство) ведут повседневные операции, руководствуясь политикой совета директоров, соблюдая законы и нормы регулирования и опираясь на эффективную систему внутреннего контроля.
2.12 Задачи исполнительных органов
Правление в части управления рисками выполняет следующие функции:
■ реализует в текущей деятельности стратегию управления рисками;
■ вырабатывает адекватные процедуры управления рисками, утверждает лимиты, методики оценки рисков;
■ обеспечивает разработку и утверждение внутренних документов банка по применению методов, процедур и стандартов для управления его основными рисками, утверждает кредитную политику банка, положение об управлении рисками;
■ обеспечивает текущий контроль за соблюдением установленных процедур, утверждённых лимитов риска;
■ обеспечивает проведение идентификации, оценки и контроля внутренних и внешних факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение организацией поставленных целей (идентификация, мониторинг и контроль за рисками);
■ формирует коллегиальные внутрибанковские органы по управлению рисками — кредитный комитет, комитет по управлению ликвидностью, лимитный комитет, осуществляет текущий контроль за их работой;
■ обеспечивает информирование совета директоров в случае существенных изменений текущего или прогнозируемого состояния ликвидности;
■ обеспечивает проведение службой внутреннего контроля (или внутренними аудиторами) последующего контроля за выполнением внутренних документов, соблюдением лимитов и процедур;
■ разрабатывает и поддерживает использование эффективной системы управленческой отчетности для принятия решений на уровне правления;
■ утверждает положения о подразделениях банка в рамках организационной структуры;
■ обеспечивает назначение на управленческие должности среднего звена работников, обладающих требуемыми профессиональными навыками и квалификацией, формирование адекватных стимулов и систем управления.
2.13 Роль кредитного комитета в управлении рисками
Кредитный комитет — коллегиальный орган банка, который разрабатывает и реализует текущую и долгосрочную кредитную политику банка. Комитет выполняет следующие функции:
> принимает решения о выдаче кредитов клиентам банка (включая крупные кредиты с учетом методологии Банка России); устанавливает и изменяет ставки банковского процента по каждому конкретному кредиту;
> принимает решения по формированию структуры кредитного портфеля банка, включая покупку портфеля векселей сторонних эмитентов, не имеющих рыночных котировок;
> устанавливает максимальный срок, на который могут выдаваться или пролонгироваться кредиты;
> утверждает размер резервов на возможные потери по ссудам по каждому кредиту; принимает решения по безнадежной ссудной задолженности и ссудам заемщиков с ухудшающимся финансовым положением; принимает решения по реализации залога;
> устанавливает лимиты кредитования для филиалов банка; принимает решения по вопросам кредитования заемщиков в филиалах банка, в случае если испрашиваемый кредит по размеру превышает установленные для филиала лимиты;
> разрабатывает и готовит к утверждению внутрибанковские нормативные, распорядительные и методологические документы по вопросам управления кредитным риском и реализации кредитной политики банка;
> осуществляет контроль по выполнению мероприятий, связанных с выполнением принятых решений комитета.
2.14 Функции комитета по управлению ликвидностью
Данный коллегиальный орган банка наделен правами и полномочиями, связанными с определением и реализацией текущей и долгосрочной политик банка в части управления его ликвидностью. Эти обязанности может выполнять и комитет по управлению активами и пассивами банка.
Этот комитет, как правило:
утверждает коэффициенты ликвидности, лимиты разрывов по денежным потокам банка;
принимает решения по обеспечению уровня ликвидности банка, и его филиалов;
координирует действия подразделений банка, которые прямо или косвенно влияют на состояние ликвидности;
взаимодействует по вопросам ликвидности с кредитным комитетом и лимитным комитетом;
разрабатывает и готовит к утверждению внутрибанковские нормативные, распорядительные и методологические документы по вопросам оценки и управления риском ликвидности;
утверждает процедуры действий подразделений банка в условиях внутренних и внешних кризисных ситуаций (чрезвычайные планы действий);
проводит контрольные мероприятия, связанные с выполнением решений комитета.
2.15 Полномочия лимитного комитета
Коллегиальным органом, который вырабатывает единую стратегию управления рисками по операциям банка и его филиалов на финансовых рынках является лимитный комитет. Как правило, лимитный комитет выполняет следующие функции:
Информация о работе Риски в банковской деятельности: классификация, подходы к организации управления