Проблемы управления российским долгом и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.

Оглавление

Глава 1.Государственный долг
Сущность и понятие
Формы и виды
Управление государственным долгом
Глава 2. Роль государственного долга в рыночной экономике
2.1 Альтернативный подход к определению роли госдолга
2.2 Классический подход
Глава 3. Управление государственным долгом в царской России
3.1 Первые государственные займы, планы их погашения
3.2 Первое государственное долговое агентство
3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов
3.4 Особенности долговой политики царской России
Глава 4. Состояние и динамика государственного долга.
4.1 Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований
4.2 Российский долг: формирование современной структуры
Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России
5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга
5.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга
Глава 6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
6.1 Основные проблемы и задачи по управлению госдолгом
6.2 Пути преодоления
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внутренний и внешний долг России.docx

— 167.26 Кб (Скачать)

     Широко распространено мнение, будто основным долговым бременем для России является долговое наследие СССР. Но недостаточно изучается новый долг, который трактуется как "встроенный стабилизатор" экономики. России действительно достался крупный внешний долг СССР. Однако и суверенный велик. Причем быстро растет внутренняя составляющая, что, противоестественно в ситуации улучшения в экономике и перехода к профицитным бюджетам. Ведь долг - это источник покрытия дефицита, но ежегодно по факту профицит значительно превосходит предусмотренный законом о бюджете. Его суммарная величина за 2000-2002 гг. - 462,2 млрд. руб., на 2003-2004 гг. соответственно - 72,15 и 83,4 млрд. руб. Официально декларируется улучшение структуры долга, но на инвестиции практически не используются ни внутренний долг, ни внешние заимствования .

     Формы, инструменты, механизмы реализации госкредита претерпевали существенные изменения по мере корректировки курса экономической политики советского правительства. Однако на протяжении всего советского периода государство активно использовало госкредиты в таких формах, как:

  • облигационные займы (часто принудительные) для различных 
    социальных слоев населения;
  • займы, размещаемые на предприятиях путем принудительно 
    го включения государственных ценных бумаг в так называемые запасные и резервные капиталы предприятий и организаций (в 1929г. их 
    доля составляла почти 52% объема государственного внутреннего 
    долга);
  • гарантированные правительством займы государственных учреждений и местных органов власти;
  • перевод в государственные займы части вкладов населения в 
    гострудсберкассах;
  • кредиты Государственного банка.

     Период с 1975 по 1986г. характеризовался стремительным возрастанием объема внутреннего государственного долга в нашей стране. Колоссальные потребности бюджета на финансирование гонки вооружений, экономические реформы, ликвидацию экологических потрясений, природных катаклизмов, социальные программы, подъем сельского хозяйства, незавершенное строительство могли обеспечиваться только при использовании заемных ресурсов. При дефиците государственного бюджета этого периода в практику прочно вошли кредиты Государственного банка СССР. К 1990г. впервые была обнародована сумма внутреннего государственного долга в размере 400 млрд. рублей (в 1975г. он составлял 62,4 млрд. рублей, в 1980г. — 156 млрд. рублей, в 1992г. — 940 млрд. рублей). 

     4.1 Советский долг 

      В 1950-е гг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях роста экономического потенциала страны, смягчения международной напряженности.

     В 1960-е гг. при оплате импортного оборудования для крупных объектов активно привлекались прямые долгосрочные кредиты западных банков. В 1964-1965 гг. Внешторгбанк СССР заключил с английскими, французскими и итальянскими банками 9 долгосрочных соглашений о банковских кредитах сроком на 10 - 15 лет на общую сумму 480 млн. руб. Страна нуждалась в технологическом оборудовании для химической и легкой промышленности, развитие которых рассматривалось как важный фактор роста благосостояния. За счет кредитов оплачивалось 85% всех поставок, остальные 15% - из собственных средств. Такая практика стала устойчивой, что позволило построить многие крупные промышленные предприятия, игравшие структурообразующую роль в своих отраслях и ускорившие экономический подъем. В 1966г. в СССР было подписано семь новых кредитных соглашений на общую сумму 449 млн. руб. Предусматривалась оплата товарных поставок и услуг, прежде всего, автомобильного концерна "Фиат" для строящегося автогиганта в Тольятти. Итальянский кредит объемом 333 млн. руб. предоставлялся Внешторгбанку на 14 лет из расчета 5,6% годовых. Затем была апробирована новая форма сотрудничества - компенсационные сделки по привлечению инвестиционных целевых кредитов на срок 10-15 лет, которые погашались поставками необходимой зарубежным партнерам продукции после вступления в строй предприятий, построенных с помощью кредитов.

     Крупные займы - сделка "газ - трубы" - предоставили СССР западноевропейские банки для покрытия импорта оборудования, труб для строительства газопровода в 1970-е гг. Реализация ее обеспечила поставки природного газа в ФРГ, Италию, Францию и Австрию, для чего СССР получил кредиты на 11 млрд. долл. В числе других кредитных сделок 1970-1980-х гг. - обеспечение ресурсами строительства мощностей по производству аммиака и трубопровода до Одесского порта, автозавода в Набережных Челнах. Компенсационные сделки гарантировали возвратность кредита. По всем формам кредитования СССР был надежным партнером.

     Начиная с 1960-х гг. целевые кредиты СССР предоставлялись государствами - членами СЭВ. В 1960-1980-е гг. было заключено более 20 многосторонних соглашений о сотрудничестве с использованием долгосрочных целевых кредитов: для строительства карьера по добыче фосфоритов в Кингисеппе, Никопольского, Ермаковского и Зестофанского заводов ферросплавов, Усть-Илимского целлюлозного завода, Киембаевского асбестового горно-обогатительного комбината, дополнительные мощности по добыче и переработке железосодержащего сырья в Криворожском бассейне и районе КМА, построены Хмельницкая АЭС, линия электропередач Хмельницкая АЭС - Жешув (ПНР), Винница (СССР) - Альбертирша (Венгрия), Южно-Украинская АЭС - Исакча (Румыния), газопроводы Оренбург - Западная граница СССР.

     Названные формы сотрудничества имели и негативные последствия - способствовали наращиванию сырьевого экспорта, который, хотя и превращался в основной источник финансирования экстенсивно развивающейся экономики, но противоречил интенсивному наукоемкому росту. Это особенно проявилось после нефтяного кризиса 1972г. Многократное повышение цен на нефть и другие сырьевые товары, при сохранении тенденции в течение 15 лет, потенциально позволяло получить в 1970-е - начале 1980-х гг. дополнительно около 200 млрд. долл. В конце 1980-х гг. экономическое положение СССР быстро ухудшалось. Резко сократились золотовалютные резервы – с 15,3 млрд. долл. в 1988г. до 7,6 млрд. долл. в 1991г. В 1990г. было продано золота на 2,7 млрд. долл. и в 1991г.- на 3,8 млрд. долл. Для решения платежных проблем непомерно тратились золотые запасы государства: если в середине 1980-х гг. они составляли около 2,5 тыс. т, то к концу 1991г. - всего 240 т, достигнув небывало низкого уровня за всю историю России XX в. Нарастали инфляционные процессы. В 1991г. кризис стал глубже и масштабнее: экспорт нефти сократился на 50%, снижение валютных резервов диктовало свертывание импорта. Давало о себе знать падение к 1986г. цены экспортируемой нефти (до 10 долл. за баррель, в конце 1970-х гг. она составляла 30 долл.) и газа. Экономические трудности диктовали внешние заимствования при необходимости скорейшего погашения прежних, поскольку процентная ставка по кредитам достигала в среднем 8% годовых. Выплаты задолженности осложнились весной 1990г., когда впервые несколько всесоюзных внешнеторговых объединений допустили просрочку платежей и в результате иностранные фирмы потребовали перехода на аккредитивную форму расчетов. Внешэкономбанк СССР, обслуживавший внешнеторговые операции в СССР, 19 ноября 1991г. объявил о своей неплатежеспособности, а иностранные коммерческие банки практически прекратили предоставлять кредиты без гарантий правительства. В 1990 - 1991 гг. было получено внешних займов на 7,5 млрд. долл. уже под его гарантии. Положение несколько улучшилось вследствие выхода СССР в 1988г. на рынок еврооблигаций, где в 1988-1992 гг. было размещено ценных бумаг на 1,9 млрд. долл.

     Хотя с 1970г. - 1980г. внешняя задолженность страны выросла в 16 раз (с 1,6 до 25,2 млрд. долл.), объем долга был умеренным. Ситуация обострилась после 1985г.: в начале 1986г. СССР занимал 12-е место по размеру внешнего долга (после Польши, Аргентины, Египта, Индии, Мексики, Бразилии, Китая, Венесуэлы, Индонезии, Южной Кореи и Турции), а к 1992г. - второе после Бразилии. Отношение внешнего долга к экспорту поднялось с 52% в 1987г. до 164% в 1993г., а к объему ВВП - с 8 до 29%. Увеличивались заимствования у правительств иностранных государств. Доля кредиторов - правительств других стран выросла с 3,9% в 1987г. до 14,3% в 1991г. и 65,4% в 1993г. Это было обусловлено сокращением коммерческого кредитования, переоформлением части обязательств, в том числе просроченной кредиторской задолженности перед бывшими соцстранами, в задолженность перед государством. В связи с этим несколько улучшилась структура долга (табл. 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1

Структура внешнего долга СССР по видам задолженности (в млрд. долл.)

            1987г.      1989г.      1991г.
Весь долг. 

     %

     29,8 77,7

     1,7

      4,4 28,1 73,3

     53,9 100 35,7 66,4

      2,2 4,08 33,5 62,32

     67,9 100 55,3 81,4

      9,7 14,1 45,6 67,3

Долгосрочный долг.  
%
 
 
 
 
В том числе кредиторам: 
официальным
 

     %

 
 
 
частным  
%
 
 
 
 
 
 

     Источник:World Debt Tables за соответствующие годы; Business Moscow News.1994. №50-51. P.19 

     Распределение государственного долга СССР

     Распад СССР диктовал необходимость обоснованного распределения госдолга СССР. Итогом первого этапа этой работы было определение расчетных долей бывших республик СССР по ряду параметров. Следовало распределить порядка 81 млрд. долл. Из них на Россию приходилось около 49 млрд. долл. Однако этот проект реализован не был. К дележу долга подключилась "семерка". Не обошлось без давления со стороны ЕС. 28 октября 1991 года от имени Союза и восьми союзных республик в Москве был подписан Меморандум о взаимопонимании, который в ЕС рассматривался как предварительное условие для предоставления России финансовой помощи, поскольку в ЕС в перспективе ее видели как правопреемницу долга СССР. России было обещано предоставление отсрочки платежей по внешнему долгу СССР. Союзные республики принимали на себя "совместную и солидарную ответственность" по внешнему долгу СССР, т.е. все республики отвечали за погашение всего долга СССР. Если одна из них не платит, за нее это должны сделать остальные. Если же не платят республики, то Россия одна должна была обслуживать весь союзный долг.

     Под Меморандумом первоначально поставили подпись только восемь республик, а три прибалтийские отказались, мотивируя это их насильственным присоединением к Союзу. Было решено пойти на "нулевой вариант" - передать России ответственность по внешнему долгу и права на внешние активы СССР (долги иных стран перед СССР). Это для России было невыгодно, ибо внешние активы значились за неплатежеспособными государствами. Первые соглашения о "нулевом варианте" были подписаны летом 1992г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном. В 1992г. главы СНГ подписали документ об отказе от многосторонних форм и механизмов управления союзным долгом и активами, вследствие чего все расчеты переводились на двусторонний уровень. В ноябре 1992 года было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о "нулевом варианте" с Арменией, Казахстаном, Молдовой и Таджикистаном, согласно которым долги и активы передавались РФ в управление на неопределенный срок.

     В сентябре - октябре 1992г. представителям "семерки" и Парижского клуба кредиторов удалось навязать России схему ее единоличной ответственности по долгам СССР. Россия оказалась единственным полномочным представителем большинства правопреемников СССР в отношениях с Парижским и Лондонским клубами кредиторов, столкнувшись с трудностями оценки реальной стоимости государственных финансовых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам социалистической ориентации. Существенная часть кредитов выделялась на основе политических решений под поставку военной техники и оружия, а суммы кредитов учитывались в переводных рублях. В странах-должниках СССР сменились политические режимы, так что требовались длительные переговоры для признания долгов.

     В 1975-1985 гг. внешний долг СССР возрос в 2 раза, тогда как за более короткий период 1986-1992 гг. - в 2,5 раза. В целом после 1985г. темп роста задолженности удвоился и составил 41,7% в среднем за год (при падении ВВП). 

     Наследие внутренних заимствований Советского Союза.

      Внутренний госдолг СССР с 1970г. по 1990г. возрос в 13,1 раза. При обсуждении проекта бюджета на 1989г. изыскивались средства в размере 100 млрд. руб. По итогам 1989г. дефицит госбюджета достиг 120 млрд. руб. Был впервые обнародован объём государственного внутреннего долга СССР, составляющий на конец 1989 года около 4000 млрд. руб. (табл.2).

     Для мирного времени рост внутреннего долга был исключительно динамичным. На этапе "развитого социализма" это означало использование "встроенного стабилизатора" экономики по схемам западных стран, особенно практикуемым в период кризисов перепроизводства, где используются и схемы "цикличного бюджета". Тенденция роста заимствований проявлялась как тенденция увеличения "платы" за неэффективное хозяйствование. Она неизбежно усилилась вследствие ухудшения социально-экономического положения после распада СССР, тем более что встал вопрос распределения внешнего долга СССР. 

     Таблица2

     Государственный внутренний долг СССР ( в млрд. руб. на конец года)

       1970г. 1980г. 1985г. 1988г. На 1.08. 1990г.
                                         
Заем бюджета на централизованные мероприятия, связанные с приростом кредитных ресурсов за счет вкладов населения............................................................   
8,1
 
70,7
 
106,7
 
165,7
 
185,5
                               
Использование бюджетом временно свободных кредитных ресурсов общегосударственного ссудного фонда................   
-
 
-
 
-
 
102,0*
 
164,4
                          
Списанная отсроченная задолженность по ссудам банков СССР предприятий агропромышленного комплекса, а также задолженность хозяйств, перешедших на аренду.......................................  
 
-
 
 
-
 
 
-
 
 
-
 
 
68,3
                                         
                                         
Государственный заём развития народного хозяйства, размещаемый среди предприятий, организаций и банков   
-
 
-
 
-
 
-
 
30,0
                
Средства Госстраха СССР, помещенные в трехпроцентный государственный заем.................................................  
0,8
 
7,7
 
11,9
 
18,4
 
21,6
                
Долг по массовым займам, размещенным по подписке среди населения до 1957г...........................................................................  
25,8
 
18,4
 
12,0
 
9,9
 
_
                
Государственный внутренний выигрышный заем 1966 и 1982 гг..........................................................  
2,6
 
7,0
 
11,0
 
16,7
 
20,0
Всего  37,3 103,8 141,6 312,4 489,8

Информация о работе Проблемы управления российским долгом и пути их решения