Проблемы управления российским долгом и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.

Оглавление

Глава 1.Государственный долг
Сущность и понятие
Формы и виды
Управление государственным долгом
Глава 2. Роль государственного долга в рыночной экономике
2.1 Альтернативный подход к определению роли госдолга
2.2 Классический подход
Глава 3. Управление государственным долгом в царской России
3.1 Первые государственные займы, планы их погашения
3.2 Первое государственное долговое агентство
3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов
3.4 Особенности долговой политики царской России
Глава 4. Состояние и динамика государственного долга.
4.1 Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований
4.2 Российский долг: формирование современной структуры
Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России
5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга
5.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга
Глава 6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
6.1 Основные проблемы и задачи по управлению госдолгом
6.2 Пути преодоления
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внутренний и внешний долг России.docx

— 167.26 Кб (Скачать)
  • Впервые этот ресурс был вовлечен в 1987г. (35,5 млрд. руб.).
 
 

     4.2 Российский долг 

     Формирование современной структуры государственного долга 

     Государственный долг формируется как результат внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990г. при обсуждении проекта бюджета на 1991г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР – 71 млрд. долл. (1 долл. равнялся 55 коп.). Углубление кризиса потребовало новых заимствований. Для них была создана институциональная основа - в 1992г. Россия вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком (МБРР), а также Европейским банком реконструкции и развития (вместо СССР). После 1992г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов .

     Заимствования Всемирного банка включают: компенсирующие снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7% общей суммы); займы: на структурную перестройку (23,3%), для развития нефтяной промышленности, энергетики и строительства (19,6%), транспорта и связи, ЖКХ (21,0%); займы для развития рыночной инфраструктуры (5,0%), здравоохранения(5,0%), образования (3,8%), сельского хозяйства (3,6%), на нужды госуправления (2,0%), охраны окружающей среды (1,3%), социальной политики (0,7%). Около половины портфеля займов приходится на связанные кредиты. В общей сложности на 1 января 1999г. России было предоставлено по этой линии 37 займов на общую сумму более 9 млрд. долл. (табл. 3) 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица3 Кредиты МВФ России

     Условия      Сумма,      Выборка       
     получения      млрд. долл.      квоты в %       
     Удержание дефицита госбюджета в определенных рамках и контроль за                     
     приростом денежной массы...........................................................      1,0      16,7      1992г г.
     Те же       1,54      25      1993г г.
     Те же, а также либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта.................................................................   
     1,5
 
     25
 
     1994г.
                           
     Те же, а также ликвидация внешнеэкономических льгот, либерализация                     
     нефтяного экспорта и отмена до 01. 01. 1996г. всех экспортных пошлин, а   также   ежемесячный   мониторинг   выполнения   Россией   своих обязательств...     
     6,0
 
     100
 
     1995г.
     Те  же,   а  также   отмена   экспортных   пошлин   на   нефть и   газ   (с одновременным повышением акцизов), количественных ограничений на импорт алкоголя, льгот по уплате импортных пошлин на материалы (обеспечивающие  деятельность  СМИ),   обязательной   таможенной экспертизы экспортируемых товаров, а также ежеквартальные проверки показателей денежно-кредитной и налогово-бюджетной программы.......................................   
 
 
     9,2
        
 
      1996-1998 гг.

     Параллельно и последовательно получаемые кредиты МБРР и ЕБРР были представлены соглашениями, связанными с рыночной трансформацией экономики и социальной сферы - с оплатой дорогих консультационных услуг. Все они отражают рыночные институциональные преобразования. Производственная или социальная направленность их была слабой. К производственным относится, например, соглашение о займе между Российской Федерацией и МБРР (первый нефтяной восстановительный заем) на 300 млн. долл. и соглашение (проект по закупке медицинского оборудования) на сумму 270 млн. долл. Развал угольной отрасли обошелся казне дорого - проект структурной перестройки угольной промышленности на 500 млн. долл. а затем -  на 800 млн. долл., проект по поддержке осуществления реформ в угольной отрасли на 25 млн. долл. "Забота" внешних кредиторов о социальном благополучии в России была отражена в соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР (заем на структурную перестройку системы социальной защиты населения) на 800 млн. долл.

     Аналогичное стремление деформировать систему образования нашло отражение в соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР (инновационный проект развития образования) на 71 млн. долл. Весьма характерно "трансформационное" соглашение (второй заем на структурную перестройку экономики) на 800 млн. долл.

     Для России существенным был бы современный перечень товаров, экспортируемых в погашение внешней задолженности, но он ограничен ресурсной направленностью экспорта. Значение наукоемкого экспорта для страны возрастает, но интересы кредиторов лежат прежде всего в области сырьевых потоков. Остается актуальнейшей проблема активизации экспорта оборудования, услуг, интеллектуальных продуктов. Только при этом условии возможны удержание традиционных рынков сбыта продукции, проникновение на новые товарные рынки развивающихся и развитых стран. Тогда же реальной становится организация совместного (со странами-кредиторами) производства конкурентоспособных продуктов, пользующихся спросом на мировом рынке; решение проблем занятости, рост налоговых платежей в бюджеты, снижение долгового бремени. Придание экспорту хотя бы скромных признаков наукоемкого позволило бы при оплате кредитов повысить деловую активность на территории стран - импортеров, улучшить межгосударственные отношения. Пока этот резерв используется настолько же слабо, насколько беден набор экспортируемых товаров.

     С учетом долга бывшего СССР и суверенного долга России - внутреннего и внешнего - к началу нового века сформировался общий долг впечатляющих размеров, снижение которого стало заметным лишь в последние годы (табл.4).

     Таблица4

     Объём, структура и динамика государственного долга РФ

            1993г.      1998г.      2000г.      2004г.
Государственный долг, млрд. руб.:      155,7      3991,7      4479,7      3884,1
внутренний      17,2      757,9      557,4      842,1
внешний      140,5      3233,8      3922,3      3042,0
% ВВП:      71,3      148,7      61,3      29,9
внутренний      10,0      28,2      7,6      6,4
внешний      61,3      120,5      53,7      23,5
 

     В нынешнем российском долге почти половина - обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. Сокращение его обусловлено существенным погашением в последние годы, списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации. Около 38% составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 9% - задолженность международным финансовым организациям, около 5% - задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 2% - гарантии правительства.

     Очевидна тенденция постепенного роста доли внешней задолженности, оформленной в рыночных инструментах в виде ценных бумаг, обращающихся на европейском фондовом рынке, где Россия как правопреемница СССР присутствует более 15 лет. Первый облигационный заем был выпущен в феврале 1988г. на сумму 100 млн. шведских франков с фиксированным пятипроцентным купоном и сроком погашения 10 лет. Это была своеобразная форма экспериментальной проверки новых для СССР инструментов привлечения заемных средств в связи с рыночными преобразованиями. Всего в 1988-1992 гг. Внешэкономбанком выпущено восемь займов. В течение 1996-1997 гг. было размещено три займа, в 1998г. - шесть в форме внешних государственных заимствований Российской Федерации, причем внешний облигационный заем в 1998г. составил 2, 5 млрд. долл. с купоном 12,75% и сроком погашения 30 лет, т. е. на максимальный срок. Имелось в виду, что выпуск и размещение облигаций с фиксированной процентной ставкой позволят лучше планировать процентные расходы федерального бюджета.

     Внешний госдолг России имеет следующую структуру (табл.5).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 5

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации

( в млрд. долл.)

       На 1 января

2003г.

На 1 января

2004г.

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией) без учёта предельного объёма гарантий 124,4 121,0
     % 97,9 97,8
По кредиторам правительств иностранных государств 52,3 54,0
     % 41,1 43,65
В том числе задолженность: официальным кредиторам Парижского клуба 43,6 46,6
     % 34,33 37,67
кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба 4,9 4,4
     % 3,85 3,56
     по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм      3,0 -
     % 2,36 -
кредиторам Лондонского клуба - -
коммерческая 3,0 -
     % 2,36 -
по кредитам международных финансовых организации 13,4 11,0
     % 10,55 8,89
Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте 49,5 49,8
     % 38,97 40,25
Из них: еврооблигациионные займы 39,9 42,5
     % 31,4 34,35
     ОВГВЗ 9,6 7.3
     % 7,55 5,9
     По кредитам ЦБ РФ 6,2 6,2
     % 4,88 5,01
     Предельный размер предоставления гарантий 2,6 2,3
     % 2,04 1,86
Государственный внешний долг Российской Федерации с учётом предельного размера гарантий 127,0 123,4
     % 100,0 100,0
 

     Сложившаяся структура государственного внешнего долга Российской Федерации характеризуется: неоднородностью слагаемых внутренней и внешней задолженности, преобладанием нерыночных инструментов; неравномерным распределением сроков платежей по его обслуживанию и погашению, наличием "пиковых" нагрузок; изменением соотношения в структуре госдолга в пользу внутреннего; широким диапазоном применяемых процентных ставок; доминирующим положением доллара США в валютной структуре внешнего долга (54%); "привязкой" возможностей погашения госдолга в экспорту энергоносителей; относительной благоприятностью конъюнктурных обстоятельств для погашения внешнего долга в связи с сохранением достаточно высоких мировых цен на энергоресурсы; зависимостью возможностей погашения долга от изменения мировых цен на энергоносители (особенно отчетливо это проявляется в создании, начиная с 2004г., стабилизационного фонда на случай снижения мировых цен, который фактически выдается за профицит); крайней напряженностью экономики страны в погашении внутреннего и внешнего долга. Значительная часть расходов бюджетов последних лет, называемых процентными, для национальной экономики была прямым вычетом (табл.6).

     Таблица 6

     Показатели исполнения федерального бюджета за 1997-2002гг.*

       1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г.
Расходы – всего, млрд. руб. 500,0 468,1 676,9 1051,4 1354,6 2062,6
В том числе процентные, млрд. руб. 118,5 148,7 162,9 257,9 231,1 229,6
% общей суммы расходов 23,7 31,76 24,06 24,54 17,06 11,13

     * По данным отчётов об исполнении федерального бюджета. 

     Относительно они сокращены более чем в два раза, но абсолютно возросли в 1,93 раза. При формальном профиците федерального бюджета начиная с 2000г. в бюджетах последних лет предусматривалось увеличение внутренних заимствований. На конец 2004г. предельный объем государственного внутреннего долга утвержден в сумме 988 млрд. руб. В 2005-2006 гг. - до 1200 млрд. руб. На начало 1998г. аналогичный показатель утверждался в сумме 490,9 млрд. руб. Внутренние заимствования по бюджетному законодательству значатся источниками покрытия дефицита. Но если государство прибегает к ним при профиците бюджета, оно фактически превращает их в обычный инструмент фискальной политики для размещения свободных денег на рынке при абсолютной запущенности финансирования социальной сферы. Во всех странах, где темпы роста госдолга, в том числе внутреннего, существенно превышают темпы прироста ВВП (США, Япония, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Канада), наблюдаются инфляционные процессы даже при более благополучном положении, чем в России. В России инфляция и индекс потребительских цен остаются высокими и ежегодно приукрашиваются официальной статистикой на фоне повышения тарифов на коммунальные услуги, цен на важнейшие потребительские товары.Рост внутреннего долга темпами, превышающими темпы роста ВВП, означает ухудшение ситуации в экономике. Непродуманные внутренние и внешние заимствования в 1990-е гг. поставили молодое поколение сограждан в положение обездоленного, а старшее поколение - в положение повинного в грехах властей. Очевидны объемы вычета из источников обеспечения благосостояния сограждан при рассмотрении графиков погашения внешнего долга, где процентные платежи велики (табл. 7).

Информация о работе Проблемы управления российским долгом и пути их решения