Проблемы управления российским долгом и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.

Оглавление

Глава 1.Государственный долг
Сущность и понятие
Формы и виды
Управление государственным долгом
Глава 2. Роль государственного долга в рыночной экономике
2.1 Альтернативный подход к определению роли госдолга
2.2 Классический подход
Глава 3. Управление государственным долгом в царской России
3.1 Первые государственные займы, планы их погашения
3.2 Первое государственное долговое агентство
3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов
3.4 Особенности долговой политики царской России
Глава 4. Состояние и динамика государственного долга.
4.1 Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований
4.2 Российский долг: формирование современной структуры
Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России
5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга
5.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга
Глава 6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
6.1 Основные проблемы и задачи по управлению госдолгом
6.2 Пути преодоления
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внутренний и внешний долг России.docx

— 167.26 Кб (Скачать)

     3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов 

     Выпуск новых займов в царской России был непосредственно в компетенции царя и министерства финансов. Министерство разрабатывало положение о займе, которое утверждалось «Высочайшим указом», и заключало соглашение с иностранными и российскими финансовыми структурами, занимавшимися размещением ценных бумаг. Но после революции 1905-1907 гг. и созыва Государственной Думы новая законодательная власть получила право утверждать заключаемый заем в каждом конкретном случае. Время и условия займа по-прежнему определялись «верховной властью».

     Существенную роль играла агрессивная политика размещения российских займов за границей. Для обеспечения благоприятной информации о финансовом положении России, для оказания влияния на общественное мнение стран-кредиторов в 1895г. был создан «особый фонд» министерства финансов в 250 тыс. франков. Россия содержала в Берлине свое пресс-бюро, снабжавшее материалами 25 газет. Использовались и не совсем легальные методы продвижения ценных бумаг на зарубежные рынки: подкуп прессы, депутатов, видных политических деятелей, профсоюзных лидеров, для рекламной поддержки российских займов. В 1904г. на эти цели было истрачено свыше 3,3 млн. золотых франков. Крупные затраты на рекламу несли и сами банковские консорциумы, участвовавшие в распространении русских займов за границей. Работу по размещению займов во Франции координировал спецагент минфинансов России в Париже(в 1894-1917 гг.)А.Рафалович.

     Непосредственное отношение к управлению госдолгом имела и практика разработки обычного и чрезвычайного бюджетов. Чрезвычайный бюджет формировался из поступлений от внешних и внутренних займов и сумм, перенесенных из фондов казначейства, вкладов в Госбанк на вечное время, крупных единовременных поступлений от специальных капиталов или от продажи крупной госсобственности, сумм, возвращаемых частными железнодорожными обществами в погашение выданных государственных ссуд. Доля чрезвычайных ресурсов в общих доходах российского бюджета в 1860-1916 гг. колебалась от 4 % до 75%. Удельный вес доходов от займов в чрезвычайных доходах сильно колебался, доходя до 90%-95%.

     Чрезвычайный бюджет использовался для финансирования строительства железных дорог и портов, на военные потребности, выдачу ссуд частным железнодорожным обществам, погашение беспроцентного долга, выполнение военных обязательств, ликвидацию последствий народных бедствий (неурожаев, эпидемий). В связи с началом Первой мировой войны значение чрезвычайного бюджета сильно возросло. При благоприятном финансовом положении часть чрезвычайного бюджета шла на досрочную оплату госзаймов. Платежи же по займам (проценты и погашение) шли за счет обыкновенного бюджета. Если чрезвычайные доходы не покрывали чрезвычайных расходов, дефицит ликвидировался за счет остатков свободных средств из обыкновенного бюджета и остатков средств прошлых лет чрезвычайного бюджета .

     3.4 Особенности долговой политики царской России 

     К особенностям долговой политики можно отнести гибкое сочетание внешних и внутренних заимствований. В связи с неблагоприятными условиями на европейских денежных рынках 25 марта 1809г. был издан указ, который определил главные условия размещения внутренних займов. Они осуществлялись в разнообразных формах - путем выпуска облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссии процентных кредитных, непрерывно-доходных, металлических и других банковских билетов государственными банками. Для внутренних, железнодорожных гарантированных или городских займов кроме номинальной стоимости в рублях устанавливались стоимостные паритеты облигаций в иностранной валюте. В 1890-е годы рублевые облигации городских займов Москвы размещались в России и в Германии. Не существовало никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних займов для иностранцев. Ввиду международного характера российских займов, курсировавших в различных типах валют, их купоны можно было реализовать в том месте, где обмен был наиболее выгодным.

     Правительство активно влияло на политику заимствований частных компаний. Их выход на международные финансовые рынки согласовывался с министерством финансов, которое участвовало в подписании соответствующих соглашений с иностранными банками. Особый порядок существовал и для выдачи госгарантий по частным ценным бумагам. Предоставление гарантий не было безвозмездным. Железнодорожные общества за гарантию должны были перечислять государству от половины до 2/3 своей чистой прибыли.

     Информация о госдолге в царской России со второй половины XIX века стала достаточно транспарентной и доступной для инвесторов и аналитиков. Комиссия регулярно издавала сборники «узаконений и распоряжений», сборники «Займов правительственных или гарантированных правительством, котирующихся за границей» (с 1886г. по 1917г. было выпущено 25 сборников), списки долгов, занесенных в долговую книгу. Это способствовало повышению авторитета России как добросовестного заемщика.

     По величине госдолга до Первой мировой войны Россия занимала второе место после Франции. Внешний же его долг был самым большим в мире. Из развитых стран суверенный внешний долг кроме России имела только Япония, остальные государства-должники были зависимыми и полуколониальными. По ежегодным выплатам на обслуживание суверенного долга (около 0,4 млрд. рублей) Россия также опережала всех.

     Рост внутреннего и внешнего долга существенно увеличился в годы Первой мировой войны. За три военных года внешние заимствования страны увеличились в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем. Претерпела изменения и структура внешнего долга. Наибольшие кредиты нашей стране предоставили Англия, Франция, США и Италия. Война привела к увеличению заимствований и на внутреннем рынке. К 1916г. доля госрасходов, покрываемых за счет внутренних займов, превысила 33%.

     Обычно принято сопоставлять размер долга с государственным бюджетом. В начале XX в. Россия имела один из самых больших бюджетов в мире, который почти на 70% складывался за счет поступлений от винной монополии, госпредприятий и использования госимущества. Доля расходов на обслуживание госдолга в общих расходах бюджета была относительно небольшой - 17%. У развитых европейских стран (Италии, Германии) этот показатель доходил до 30%, хотя в абсолютном выражении размер долга у них был значительно меньше российского. Как и в других странах, в России не было официального разделения долга на внутренний и внешний в связи с отсутствием для этого какой-либо экономической или правовой основы. Формально выпускались займы, рассчитанные на внутренний рынок и ориентированные на иностранных инвесторов. Однако не существовало ограничений на приобретение иностранных бумаг гражданами России и внутренних долговых обязательств нерезидентами.

     В дореволюционный период российское государство с целью привлечения кредитных средств в бюджет выпускало следующие обязательства: краткосрочные (от 3 месяцев до 1 года номиналом не выше 500 рублей), долгосрочные (до 50—80 лет); бессрочные. Основу госдолга составляли долгосрочные и бессрочные долговые обязательства.

     Российское правительство получало государственные кредиты на различные цели, связанные с крупными инвестиционными проектами (например, строительство железных дорог), борьбой с неурожаями и засухами, ведением войн, осуществлением реформ в экономике (например, Столыпинской земельной реформы в 1906—1910 гг.).

     В 1825г. госдолг России составлял около 358 млн. рублей и был примерно равен годовому бюджету государства, а в 1855г. - превышал бюджет более чем в 2 раза (доля заграничных долгов - 28,5%, а внутренних - 71,5%).

     Внутренний и внешний долг России на 1 января 1914г. состоял из государственных и гарантированных правительством процентных бумаг, находящихся в обращении внутри страны и за границей. Из 12744 млн. рублей гособязательств на внутренний долг приходилось 7264 млн. рублей (57%), а на внешний - 5480 млн. рублей (43%). Госдолг России превышал доходную часть бюджета 1913г. (3453 млн. рублей) в 3,7 раза. Процентные платежи по нему в сумме 389 млн. рублей составляли 11,5% расходной части бюджета 1913г. (3383 млн. рублей), а по внешнему долгу -5,7% (194 млн. рублей).

     В таблице1 приведены данные, позволяющие сравнить структуру государственного долга дореволюционной России и сегодняшнего дня. 
 
 
 

     Таблица1

     Структура государственного долга органов госуправления Российской империи и Российской Федерации  
 
 

     
           Показатель
Российская империя* Российская Федерация***
     Госдолг, млрд. долл.      6,5      128,5
В том числе:

внутренний

     3,7      20,0
внешний      2,8      108,5
Госдолг, уд. вес в %      100,0      100,0
В том числе:

внутренний

     57,0      15,0
внешний      43,0      85,0
Обслуживание госдолга, млрд. долл.      0,2      9,0
В том числе:

внутреннего

     0,1      2,0
внешнего      0,1      7,0
Обслуживание госдолга, %      100,0      100,0
В том числе:

внутреннего

     50,0      20,0
внешнего      50,0      80,0
Доходы федерального бюджета, млрд. долл.      1,77      70,0
Отношение госдолга к доходам федерального бюджета, раз      3,7      1,9
Доля затрат по обслуживанию госдолга в расходной части бюджета, уд. вес в %      11,5      13,0
      

     * Госдолг в долларах США по официальному курсу 1913г.: 1 долл. = 1,95 кред. руб.

     ** Госдолг в долларах США по текущему валютному курсу на 1 января 2003г.: 1 долл. = 31,8 руб. 

     Вся история российского госдолга свидетельствует о том, что Россия пользовалась неизменным доверием на международном рынке. В течение почти 150 лет у царской России имелись лишь единичные случаи нарушения условий выполнения иностранных займов. Доверие к российскому государству как к суверенному заемщику было связано с наличием у него большого золотого запаса, который за 30 лет перед Первой мировой войной увеличился в пять раз (август 1914г. - 1744 млн. золотых рублей, первое место в Европе по величине золотого запаса). Россия выступала в роли гаранта займов, предоставляемых другим государствам. Например, по отношению к Греции в 1833г., Китаю, Турции и др. стран .

     В Российской империи госкредит обрел заметную внешнюю направленность в период деятельности министра финансов Вышнеградского (1887—1892). Активно проводил политику внешних госзаимствований и министр финансов С. Ю.Витте (1892-1902).

     XIX в. принято считать временем превращения России в одного из крупнейших в мире должников и одновременно периодом освоения инструментов управления госдолгом.

     Выпуск ассигнаций был основной формой государственного кредита в начале XIX столетия. В соответствии с манифестом императора Павла I ассигнации были признаны госдолгом. Впоследствии они частично были выкуплены с целью уничтожения. Постепенно ассигнации были изъяты из обращения и заменены государственными кредитными билетами. С прекращением выпуска ассигнаций центр тяжести в финансовой политике был перенесен на внутренние заимствования через механизм выпуска облигаций. Внутренние займы 1817—1818 гг. явились началом систематических прямых заимствований государством средств у населения. Конец XIX в. считают периодом максимального поступления в бюджет средств за счет заимствований. На начало XX в. государственный долг России составлял 6 млрд. 210 млн. золотых рублей.

       Глава 4. Состояние и динамика государственного долга 

     После Октябрьской революции советское правительство по существу объявило суверенный дефолт, поскольку отказалось платить по долгам царской России как иностранным, так и  отечественным держателям государственных ценных бумаг (сумма взятых займов - 15 млрд. рублей по золотому курсу на начало 1917г.). Это - точка отсчета новой кредитной истории России, когда был официально признан внутренний госдолг (1992г.).

Информация о работе Проблемы управления российским долгом и пути их решения