Привлеченные ресурсы банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в Республике Беларусь осуществляется переход к принципиально новым экономическим отношениям. Это в свою очередь требует преобразования кредитной системы государства.
Наряду с банками появились новые виды финансово-кредитных учреждений, новые кредитные инструменты, увеличился объем операций коммерческих банков. Осуществляется поиск оптимальных форм организационного устройства банков, новых методов обслуживания клиентов. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач, решаемых современным обществом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ПРИВЛЕЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ БАНКА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЕГО РЕСУРСНОЙ БАЗЫ

1.1 Экономическая сущность, классификация и значение привлеченных ресурсов банка

6
1.2 Организация работы банка по привлечению средств клиентов
13
1.3 Привлечение ресурсов на межбанковском рынке
17
1.4 Формирование банком фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь, и его роль


23
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫХ РЕСУРСОВ БАНКА

2.1 Оценка состава, структуры и динамики привлеченных ресурсов
30
2.2 Оценка эффективности использования привлеченных ресурсов банка

37
2.3 Направления совершенствования привлечения ресурсов
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
48
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Привлеченные ресурсы банка.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

— Банковский кодекс Республики Беларусь, устанавливающий право  Национального банка на регулирование нормативов обязательных резервов, обязанность банков депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в Национальном банке, и определяющий предназначение данного инструмента — регулирование денежного обращения в соответствии с целями и задачами денежно-кредитной политики страны, а также страхование ликвидности и платежеспособности банков, глава 15,  статьи № 109 — 126;

— Инструкция о порядке формирования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. №225;

— Положение о принципах регулирования текущей ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь, утвержденное постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 5 марта 2008 г. № 64.

     Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов регулирования денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы и сглаживания колебаний процентных ставок на денежном рынке и распространяются на банки и небанковские кредитно-финансовые организации.  Филиалы банков Республики Беларусь, открытые за пределами Республики Беларусь, депонируют обязательные резервы в порядке, установленном законодательством иностранных государств, на территории которых они зарегистрированы.  Формирование фонда обязательных резервов осуществляется в белорусских рублях.

     Согласно Инструкции   о порядке формирования банками и небанковскими  кредитно-финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь, «фонд обязательных резервов – это часть привлеченных банками денежных средств, которая  учитывается  на счетах  (по учету фонда обязательных резервов и

Корреспондентском счете банка),  открытых  на  балансе  Национального  банка

Республики Беларусь   с целью выполнения резервных требований».

     Резервные требования – минимальный объем денежных средств, который банки обязаны поддерживать в течение периода выполнения резервных требований в фонде обязательных резервов. [15]

     В экономической литературе выделяют следующие элементы: субъекты обязательного резервирования, база резервирования, нормы резервирования, периоды расчета и выполнения резервных требований, форма хранения, механизм усреднения, выплаты по средствам фонда обязательных резервов, штрафные санкции и другие.

     Субъекты обязательного резервирования — банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также филиалы банков других государств, расположенные на территории Республики Беларусь.

     База резервирования – расчетная величина привлеченных банками денежных средств, от которых формируются резервные требования.

    С 1 марта 2007 г., после вступления в силу Инструкции № 225, была введена единая методика расчета базы резервирования по формуле средней хронологической величины для привлеченных средств на 1, 8, 15, 22-е числа и 1-е число следующего месяца:

                   База резервирования = ,                            (1.1)

где ПС1,8,15,22,1с — привлеченные средства на 1, 8, 15, 22-е числа и  1-е число следующего месяца.

     В настоящее время в состав привлеченных средств для расчета базы  резервирования включаются средства на расчетных, текущих и депозитных счетах клиентов, а также ценные бумаги, выпущенные банком. Действующий на данный момент порядок определения базы резервирования предусматривает исключение из расчета средств, привлеченных на межбанковском рынке  (МБК), а также за счет выпуска банками ценных бумаг, при условии, что такие бумаги находились в течение расчетного периода в собственности других банков-резидентов. Такая мера направлена на то, чтобы избежать повторного налогообложения банков и очистить базу резервирования от межбанковских заимствований.

     Что касается нормы резервирования, то до марта 2002 г. нормативы обязательных резервов дифференцировались по следующим признакам:

— по срокам привлеченных средств;

— по валюте привлеченных средств;

— по субъектам привлеченных средств;

— дифференциация нормативов по банкам.

    Для создания наиболее благоприятных условий наращивания рублевых вкладов физических лиц за счет поддержания их доходности на уровне,  обеспечивающем выгодность рублевых сбережений по сравнению с валютными, а также в целях унификации белорусской и российской систем обязательного резервирования с марта 2002 г. Национальный банк Республики Беларусь изменил принцип дифференциации резервных нормативов. С этого момента и по настоящее время нормативы устанавливаются в зависимости от типа владельца средств (физические или юридические лица) и вида валюты привлеченных средств (белорусские рубли или иностранная валюта). С  января 2003 г. была установлена единая норма обязательного резервирования в размере 10% независимо от валюты и вида привлеченных средств.

     Как отмечает Н.Мирончик  и А.Спиридонова, «в IV квартале 2008 г. ситуация на рублевом межбанковском рынке под воздействием неблагоприятных внешнеэкономических факторов, вызванных мировым финансовым кризисом, изменилась и развивалась в условиях значительного дефицита ликвидности у банков. Поэтому в целях снижения нагрузки на рублевую ликвидность в период с декабря 2008 г. по март 2009 г. нормативы резервных требований для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций были резко снижены: от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях — до  0 %; юридических лиц в белорусских рублях и средств в иностранной валюте — до 6 %. Данная мера позволила высвободить порядка 1 трлн. руб.» [27, с.32—41]

     Для определения периода расчета и периода выполнения резервных требований, который  в настоящее время опирается на порядок основанный  на мировом опыте и предполагает привязку периодов выполнения резервных требований не к конкретным числам месяца, а к дням недели, в которые проводятся основные операции НБРБ на открытом рынке. Так, периоды выполнения резервных требований начинаются по средам (день проведения семидневных операций на открытом рынке). Продолжительность данных периодов составляет, как правило, 28 либо 35 дней (четыре или пять недель), а их синхронизация позволяет сгладить колебания краткосрочных ставок межбанковского рынка, улучшить условия  для прогнозирования банками своей ликвидности, повысить эффективность операций Национального банка на открытом рынке и процентной политики в целом. График периодов выполнения резервных требований устанавливается, как правило, на один год. В течение каждого периода банки обязаны обеспечить остаток средств на счете по учету фонда обязательных резервов на уровне не ниже величины фиксированной части резервных требований, рассчитанной для этого периода. На конец каждого календарного дня периода выполнения резервных требований банки обязаны обеспечить остатки средств на корреспондентском счете в Национальном банке на таком уровне, чтобы их среднеарифметическая величина, рассчитанная за весь период поддержания резервных требований, была не ниже величины усредняемой части резервных требований, рассчитанной для этого периода.

    В настоящее время период расчета устанавливается, с 1-го числа месяца по

1-е следующего месяца включительно. По окончании каждого такого периода банки рассчитывают резервные требования по формуле: 

 

                           ,                                                                               (1.2)

 

где РТ – резервные требования,

БР – база резервирования,

Н – норматив резервирования.

     Поскольку в Республике Беларусь применяются дифференцированные нормативы отчислений, расчет производится по каждой группе отдельно, а полученные итоги суммируются. Действующим порядком предусмотрена четкая процедура контроля Национальным банком расчета и выполнения банками резервных требований.

    Обязательные резервы, формируемые банками от привлеченных средств, хранятся в Национальном банке Республики Беларусь.  Ранее средства фонда обязательных резервов хранились на двух субсчетах счета по учету фонда обязательных резервов, сформированного от привлеченных ресурсов в национальной валюте (один субсчет) и от привлеченных ресурсов в иностранной валюте (второй субсчет в разрезе валют).

    В 2004 г. фонд обязательных резервов был полностью сформирован в белорусских рублях. Привлеченные средства, номинированные в иностранной валюте, рассчитываются в эквиваленте в белорусских рублях по официальному курсу на соответствующие даты баланса.

     В настоящее время проценты по резервным требованиям не начисляются.

     Мерами  материального  воздействия   на   банки,   не   соблюдающие   или нарушающие правила обязательного резервирования, являются: увеличение на ближайший период выполнения резервных требований фиксированной части на сумму выявленного нарушения; взыскание пени, размер которой зависит от суммы выявленного нарушения, количества календарных дней в периоде выполнения резервных требований и фактического двойного значения ставки рефинансирования Национального банка на начало каждого дня периода выполнения резервных требований; списание в бесспорном порядке с корреспондентского счета банка недостающей суммы средств с последующим ее зачислением на счет по учету фонда обязательных резервов.

     Расширение базы резервирования будет происходить при условии поддержания в экономике страны финансовой стабильности. Финансовая стабилизация приводит к повышению доверия экономических агентов к банковской системе и, соответственно, росту депозитов в банках. По мере углубления и расширения финансового рынка государства будет повышаться роль процентной ставки в управлении процесса и в денежно-кредитной сфере и, соответственно, повышаться важность инструментов денежно-кредитной политики, в том числе и фонда обязательных резервов в воздействии на процентную ставку.   

     Значимость фонда обязательных резервов для страхования ликвидности и платежеспособности банков во многом определяться развитием альтернативных механизмов страхования вкладов клиентов в банковской системе.

     В настоящее время помимо фонда обязательных резервов страховым резервом гарантии возврата вкладов в случае банкротства банков являются средства Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Отличие фонда обязательных резервов от резерва Агентства состоит в базе резервирования: отчисления в страховой резерв банки осуществляют от суммы привлеченных во вклады средств физических лиц, а база резервирования при формировании обязательных резервов существенно шире. Деятельность Агентства осуществляется на основании Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 года № 369-З «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц»,  принят Палатой представителей  10 июня 2008 года одобрен Советом Республики  20 июня 2008 года. Закон регулирует отношения по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц  в целях защиты прав и законных интересов физических лиц, стимулирования привлечения сбережений населения и укрепления доверия к банковской системе Республики Беларусь.

     Банки обязаны перечислять на безвозвратной основе в резерв Агентства обязательные взносы – учетный взнос и календарные взносы.

     Учетный взнос составляет 0,5 % от размера нормативного капитала банка по состоянию на день направления банком в Агентство заявления о принятии его на учет.

     Календарные взносы, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь, составляют 0,3 % от остатка привлеченных банком банковских вкладов (депозитов) физических лиц по со стоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

     Согласно данному закону физическое лицо имеет право:

— получать от банка, с которым оно заключило договор банковского вклада (депозита), сведения о принятии банка на учет в Агентстве;

— подавать в Агентство заявление, содержащее информацию об отказе банка исполнить его обязательство по возврату банковского вклада (депозита) в срок, установленный договором банковского вклада (депозита);

— получать от Агентства при возникновении у него обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) информацию о месте и времени приема физических лиц для принятия их заявлений о выплате возмещения банковских вкладов (депозитов);

— получать от Агентства при возникновении у него обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) возмещение банковского вклада (депозита) в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных Законом;

— подавать в суд заявление об удовлетворении своих требований по обязательствам, вытекающим из договора банковского вклада (депозита).

     Выплата физическому лицу возмещения банковского вклада  (депозита) осуществляется в течение одного месяца с даты подачи в Агентство заявления о его выплате. В случае привлечения в установленном порядке бюджетных займов в целях покрытия недостатка средств резерва Агентства для выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов) срок выплаты физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов) по решению Наблюдательного совета может быть продлен до трех месяцев.

     При возникновении у Агентства обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) Агентство выплачивает физическому лицу возмещение в размере 100% от суммы банковского вклада (депозита), составляющего в эквиваленте не более 5000 евро. Часть  суммы  банковского  вклада  (депозита),  превышающая  сумму,  эквивалентную 5000 евро, не подлежит возмещению Агентством.  Если банковский вклад (депозит) размещен в белорусских рублях, при его возмещении выплачивается сумма в белорусских рублях, если в иностранной валюте, – выплачивается сумма в валюте, в которой размещен банковский вклад  (депозит). При этом по желанию физического лица возмещение банковского вклада (депозита) не зависимо от валюты банковского вклада (депозита) может быть выплачено в белорусских рублях.

Информация о работе Привлеченные ресурсы банка