Потребительское кредитование в России: проблемы и перспективы развития в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ условий и практики кредитования физических лиц в коммерческом банке, разработка и обоснование основных направлений совершенствования кредитования физических лиц.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
- показать содержание и сущностные характеристики кредитования, обосновать подходы к классификации форм кредита;
- провести анализ состояния системы кредита в банке, раскрыть условия и факторы, обеспечивающие её функционирование

Оглавление

Введение………………………………...…………………………………………3
1 Теоретические основы организации и развития потребительского кредитования в России……………………………………………..………………………………..5
1.1Сущность, виды, формы и функции кредитования………………...……….5
1.2 Развитие потребительского кредитования в России………………….…..18
1.3 Основные проблемы потребительского кредитования…………..……….25

2 Анализ системы потребительского кредитования в России………………..29
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «ОТП Банк»……….…29
2.2 Основные проблемы потребительского кредитования в ОАО «ОТП Банк»………………………………………………….…………………………..44
2.3 Перспективы потребительского кредитования в ОАО «ОТП Банк»…....53

Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы……………………...……………………65
Библиографический список………………………………………..……………68

Файлы: 1 файл

мой.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Также к нецелевым  потребительским кредитам относят  экспресс-кредитование непосредственно  в точках продажи товаров и использование кредитных карт. От обычного банковского потребительского кредита экспресс-кредитование отличают упрощенная форма оформления, необходимость предоставления минимального набора документов (с точки зрения потенциального заемщика), увеличение объема продаж и утверждение хорошей репутации (для торговой организации), а также получение высокой нормы прибыли и формирование обширной клиентской базы (для банка). Однако данный вид кредита предполагает наличие высоких рисков невозврата взятого займа - оперативность выдачи кредита неизбежно приводит к ошибкам в оценке кредитоспособности заемщика.

По обеспечению потребительские  кредиты делятся на необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами и т.д.). Несмотря на то что обеспечение не гарантирует полного погашения кредита, оно позволяет уменьшить риск, вследствие чего является распространенным в банковском кредитовании явлением.

По методу погашения  выделяют кредиты, погашаемые единовременно  и кредиты с рассрочкой платежа. Погашение задолженности по кредитам без рассрочки осуществляется единовременно; во втором случае различают ссуды с равномерным периодическим погашением и с неравномерным, когда сумма платежа возрастает или снижается в зависимости от определенных факторов. При выдаче кредита с рассрочкой обязательным является последовательное списание суммы ссуды частями на протяжении всего периода действия кредитного договора - такой принцип ускоряет оборачиваемость кредита и является удобным для заемщика.

По методу взимания процентов выделяют:

а) «кредиты с удержанием процентов в момент ее предоставления;

б) кредиты с уплатой процентов в момент погашения;

в) кредиты с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования» [6].

По характеру кругооборота средств потребительские кредиты делят на разовые и возобновляемые (револьверные). «Револьверные кредиты представляют собой кредиты, предоставляемые по кредитным картам и в форме овердрафта: их также можно формально отнести к кредитам с рассрочкой платежа» [24]. Сущность револьверного кредита заключается в открытии кредитной линии, в течение времени которой заемщик имеет право на получение кредита без дополнительных переговоров.

Таким образом, несмотря на то что потребительский кредит является одним из видов кредита в целом и имеет аналогичные принципы и функции, его выделяет отличная от других классификация. Потребительский кредит имеет множество видов, объединенных по какому-либо признаку: по обеспечению, по целевому назначению и т.д. Четкое определение видов кредита является необходимым в силу распространения потребительского кредитования не только за рубежом, но и в России.

 

 

1.2 Развитие  потребительского кредитования  в России

 

 

Современный этап предоставления кредитных услуг населению российскими  банками начался в конце 1990-х годов, после завершения экономического кризиса 1998г. Процесс реструктуризации банковского сектора продолжался до 2000г. и включал в себя меры по преодолению последствий кризиса, создании законодательных и организационных основ реструктуризации кредитных организаций, восстановлении возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике. Государственные меры привели к положительным результатам - за два года динамика товарооборота составила 125% по отношению к значению 1998г., в абсолютном значении произошло его увеличение с 1042,8 млрд. руб. до 2352,3 млрд. руб.[10]. Объем выданных потребительских кредитов увеличился на 24,6 млрд. руб. до значения в 44,7 млрд. руб. в 2000г., что обусловлено выходом на рынок потребительского кредитования в декабре 2000г. банка «Русский Стандарт». Реализация им первой эффективной программы кредитования частных лиц в настоящее время определяется как начало первого этапа развития потребительского кредитования.

Российские экономисты выделяют 4 стадии развития рассматриваемого рынка:

- «этап «первых игроков»;

- этап «бума потребительского  кредитования»;

- этап «широкого внедрения  новой организации потребительского  кредита в связи с обострением  конкурентной борьбы»;

- этап «финансового  кризиса и резкого изменения условий кредитования»;

- современный этап»  [26].

Первая стадия продолжалась до 2002г. и представляла собой зарождение и начальное развитие потребительского кредитования. «Русский стандарт» не был первым банком, предлагавшим подобные услуги населению, но именно он предложил достаточно прогрессивные и лояльные условия кредитования клиентов, не требовавшие поручителей, впервые ввел скоринговую систему оценки кредитоспособности заемщика, что позволило сократить срок оформления кредита с двух недель до пятнадцати минут. Сокращение сбережений в результате экономического кризиса не позволяло населению совершать превышающие их доходы покупки, что стало причиной развития интереса к появившейся услуге. Несмотря на то что первые потребительские кредиты были достаточно дорогими («эффективная ставка по кредитам доходила до 49% годовых» [9]), их появление оказалось востребованным. «Русский стандарт» заключил партнерские соглашения с крупнейшими сетевыми магазинами бытовой техники, среди которых были «М-Видео», «Техносила», «Эльдорадо» - выдаваемые ими товарные кредиты достигли к 2001г. 4% от всего объема кредитования. Экспресс-кредитование породило новые обязательства для торговых организаций - магазины должны были уплачивать банку дисконт в размере 8-10% от стоимости покупки.

«Со временем на возможность  предоставления кредитов непосредственно  на месте приобретения клиентом товаров  стали обращать внимание другие банки, потеснившие «Русский стандарт»  в этом сегменте рынка» [6]. В 2002г. начался второй этап развития рынка потребительского кредитования. Предоставлять данную услугу начали «ОТП Банк», «Home Credit end Finance Bank» и «Дельта-кредит», предлагавшие похожие условия кредитования. В том же году «Дельта-кредит» впервые выпустил кредитные карты и внедрил систему скоринга. Одновременно банки стали развивать новую ветвь потребительских кредитов - автокредитование сроком от одного года до трех лет.

«Максимально высокая  процентная ставка была зафиксирована в июле-октябре 2002г. - 70% годовых»[9]. Если в 2000г. темп роста потребительского кредитования составлял 162%, то к началу 2002г. он увеличился до 211%, что обусловлено процессом стабилизации политической и экономической жизни в стране, применением коммерческими банками стратегии «агрессивных продаж». Описанные причины привели к увеличению не только объема выданных кредитов, но и просроченной задолженности. Рост спроса на потребительские кредиты привел к заметному увеличению кредитных рисков в банковской сфере. В период «бума» коммерческие банки имели возможность компенсировать принимаемые риски объемом выдаваемых ссуд, но сокращение потребительского кредитования привело к тщательной проверке банками потенциальных заемщиков и их кредитных историй.

Снизить риски относительно невозврата выданного кредита и  обеспечить контроль за заемщиком позволяют бюро кредитных историй, впервые созданные в России в 2004г. В мировой практике кредитные бюро являются распространенным и общепризнанным институтом; «аккумулируя информацию, полученную от многих кредиторов в течение нескольких лет, бюро кредитных историй обладают базой данных для формирования информационного поля и построения моделей оценки риска» [18].

Повышение процентных ставок и ужесточение требований банков к кредитоспособности заемщиков  из-за роста просроченной задолженности привели к сокращению темпов роста до 162% в 2002г. В течение последующих трех лет объем выданных потребительских кредитов составил 1179,3 млрд. руб., что в 58,7 раз больше, чем в 1998г. Ведущие позиции на рынке потребительского кредитования по состоянию на 01.07.2005 занимали четыре банка: Сбербанк России, «Русский стандарт», «ХКФ-банк», «Райффайзен банк». Лидирующую позицию по абсолютному значению объема выданных кредитов населению занимал Сбербанк России, несмотря на то что в процентном отношении темп прироста составил 31,6%. Наименьший абсолютный прирост показал «ХКФ-банк»; наибольший - «Райффайзен банк». Покупка «Райффайзен банком» Импэксбанка в 2005г. утвердило его лидирующие позиции на рынке потребительских кредитов и обозначило начало третьего этапа.

Этап «широкого внедрения  новой организации потребительского кредита в связи с обострением  конкурентной борьбы» продолжался  до начала мирового финансового кризиса в 2008г. В данный период политика коммерческих банков в области потребительского кредитования носила агрессивный характер, что было обеспечено стремительным развитием рынка. Результатом подобного развития стало выделение четырех характерных типов банков, «лидерами являлись крупные универсальные банки, которые предлагали своим клиентам широкую продуктовую линейку розничных и ипотечных продуктов» [26]. Банки с иностранным участием в капитале, несмотря на развитые кредитные программы, отставали в объемах кредитования населения по сравнению с первой группой, что было связано с недостаточным привлечением вкладов. «Четвертая модель представлена в основном средними и малыми банками, которые работают с ограниченным кругом клиентов и не имеют развитых региональных сетей, однако активно проявляют себя на рынке потребительского кредитования» [22].

Объем выданных потребительских кредитов кредитными организациями за период 2006-2008 гг. неуклонно рос в абсолютном значении и достиг максимума в 4017,2 млрд. руб. в 2008г. Одновременно имело место противоположное явление - снижение темпов прироста с 191% в 2005г. до 135% в 2008г. Подобный спад объясняется:

а) падением темпов роста розничной торговли непродовольственными товарами;

б) снижением темпов роста годовых доходов населения;

в) ужесточением требований банков к кредитоспособности заемщиков» [10].

Этап «финансового кризиса и резкого изменения условий кредитования» обозначил резкие перемены в условиях потребительского кредитования на российском рынке (Таблица 1).

Таблица 1 - Динамика потребительских  кредитов, выданных кредитными организациями  в Российской Федерации

Показатель

01.01.2008

млрд.руб.

01.01.2009

млрд.руб.

01.01.2010

млрд.руб.

01.01.2011

млрд.руб.

1.Кредиты физическим лицам

1882,7

4017,6

3573,8

3442,1

1.1Просроченная задолженность

50,6

131,4

165,0

206,0


 

Источник: [31]

Таблица позволяет определить, что общая просроченная задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам, возросла на 159,7% по сравнению с 2007г., что было обусловлено в основном ростом процентных ставок, повышением кредитных рисков и неуверенностью населения относительно экономической ситуации. Финансовый кризис стал основной причиной резкого увеличения резервов на возможные потери от потребительского кредитования - на 57,3%, что составило 140 млрд. руб. по состоянию на январь 2009г.

Наиболее проблематичная ситуация на рынке потребительского кредитования сложилась в сентябре-октябре 2008г., когда вследствие банковского кризиса ликвидности началось повышение ставок по кредитам и ужесточение условий кредитования: банки стали требовать от потенциальных заемщиков дополнительные документы, обеспечивающих возвратность кредита, и в несколько раз увеличили сроки рассмотрения заявок на его получение. Данные меры привели к снижению спроса на потребительские кредиты - темп прироста выданных кредитов населению на начало 2009г. составил минус 11%. В это время динамика выдачи жилищных кредитов показывала отрицательную тенденцию: максимальный объем выдачи жилищных кредитов наблюдался в феврале 2009г. и составил 1298,8 млрд. руб. Кризисное падение этого показателя составило 10% - минимум был достигнут в ноябре 2009г. Задолженность по ипотечным кредитам достигла максимума в 1092,0 млрд. руб. в марте 2009г., после чего снизилась до 996,0 млрд. руб. - темп прироста составил минус 8,8%. Данные явления объясняются не только ужесточением условий выдачи кредитов населению, но и насыщением рынка. «Практически все платежеспособное население уже имело потребительские кредиты и не могло или по каким-либо причинам не хотело брать новые» [23].

Несмотря на снижение задолженности по ипотечным кредитам во время финансового кризиса произошло увеличение выдачи экспресс-кредитов и пользования кредитными картами, что объясняется потребностью в них семьями с невысоким доходом. Развитие государственных мер поддержки автокредитования с помощью возмещения банку 2/3 от ставки рефинансирования Центрального банка позволило увеличить объемы выданных автокредитов на 42,8% в 2009г. Однако уже в 2010г. данный показатель сократился на 80%, что характеризует несостоятельность проведенной программы - «по итогам апреля 2009г. на нее пришлось не более 3% общих продаж новых автомобилей»[6].

Первое полугодие 2010г. стало началом четвертого этапа развития рынка потребительского кредитования. Задолженность по кредитам в марте 2010г. впервые показала положительную динамику и уже к сентябрю стала равной 3851,9 млрд. руб, что составляет 96,2% от докризисного уровня. Основную часть выданных потребительских кредитов занимает экспресс-кредитование, которое наиболее востребовано у населения в силу его удобства и простоты. Ставки по товарным кредитам в 2011г. по сравнению с 2010г. сократились в среднем на 4 - 5 процентных пункта, что дало дополнительный толчок его развитию: «в автокредитовании, по различным оценкам, за год ставки снизились в среднем на 7%» [21].

«По оценкам компании Frank Research Group, на февраль 2011г. в тройку лидеров в сегменте POS-кредитования входили ХКФ-банк (27,6%), ОТП-банк (17,7%) и Альфа-банк (17,5%). В ближайшем будущем на этот рынок намерен выйти лидер потребительского кредитования Сбербанк России» [21].Помимо развития экспресс-кредитования на российском рынке сложились достаточные условия для продвижения использования кредитных карт. По данным Банка России, выпуском кредитных карт в настоящее время занимаются более 750 банков, лидирующую позицию среди них занимает банк «Русский стандарт», который стал обеспечивать картами всех своих заемщиков. «Рост рынка кредитных карт в отчете Банка России увязывается с развитием потребительского кредитования, а также увеличением числа зарплатных проектов. Среди других факторов отмечена возможность дистанционного банковского сервиса с помощью карт» [6].

Информация о работе Потребительское кредитование в России: проблемы и перспективы развития в современных условиях