Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:32, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ условий и практики кредитования физических лиц в коммерческом банке, разработка и обоснование основных направлений совершенствования кредитования физических лиц.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
- показать содержание и сущностные характеристики кредитования, обосновать подходы к классификации форм кредита;
- провести анализ состояния системы кредита в банке, раскрыть условия и факторы, обеспечивающие её функционирование
Введение………………………………...…………………………………………3
1 Теоретические основы организации и развития потребительского кредитования в России……………………………………………..………………………………..5
1.1Сущность, виды, формы и функции кредитования………………...……….5
1.2 Развитие потребительского кредитования в России………………….…..18
1.3 Основные проблемы потребительского кредитования…………..……….25
2 Анализ системы потребительского кредитования в России………………..29
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «ОТП Банк»……….…29
2.2 Основные проблемы потребительского кредитования в ОАО «ОТП Банк»………………………………………………….…………………………..44
2.3 Перспективы потребительского кредитования в ОАО «ОТП Банк»…....53
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы……………………...……………………65
Библиографический список………………………………………..……………68
Также к нецелевым потребительским кредитам относят экспресс-кредитование непосредственно в точках продажи товаров и использование кредитных карт. От обычного банковского потребительского кредита экспресс-кредитование отличают упрощенная форма оформления, необходимость предоставления минимального набора документов (с точки зрения потенциального заемщика), увеличение объема продаж и утверждение хорошей репутации (для торговой организации), а также получение высокой нормы прибыли и формирование обширной клиентской базы (для банка). Однако данный вид кредита предполагает наличие высоких рисков невозврата взятого займа - оперативность выдачи кредита неизбежно приводит к ошибкам в оценке кредитоспособности заемщика.
По обеспечению
По методу погашения выделяют кредиты, погашаемые единовременно и кредиты с рассрочкой платежа. Погашение задолженности по кредитам без рассрочки осуществляется единовременно; во втором случае различают ссуды с равномерным периодическим погашением и с неравномерным, когда сумма платежа возрастает или снижается в зависимости от определенных факторов. При выдаче кредита с рассрочкой обязательным является последовательное списание суммы ссуды частями на протяжении всего периода действия кредитного договора - такой принцип ускоряет оборачиваемость кредита и является удобным для заемщика.
По методу взимания процентов выделяют:
а) «кредиты с удержанием процентов в момент ее предоставления;
б) кредиты с уплатой процентов в момент погашения;
в) кредиты с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования» [6].
По характеру кругооборота средств потребительские кредиты делят на разовые и возобновляемые (револьверные). «Револьверные кредиты представляют собой кредиты, предоставляемые по кредитным картам и в форме овердрафта: их также можно формально отнести к кредитам с рассрочкой платежа» [24]. Сущность револьверного кредита заключается в открытии кредитной линии, в течение времени которой заемщик имеет право на получение кредита без дополнительных переговоров.
Таким образом, несмотря на то что потребительский кредит является одним из видов кредита в целом и имеет аналогичные принципы и функции, его выделяет отличная от других классификация. Потребительский кредит имеет множество видов, объединенных по какому-либо признаку: по обеспечению, по целевому назначению и т.д. Четкое определение видов кредита является необходимым в силу распространения потребительского кредитования не только за рубежом, но и в России.
1.2 Развитие потребительского кредитования в России
Современный этап предоставления
кредитных услуг населению
Российские экономисты выделяют 4 стадии развития рассматриваемого рынка:
- «этап «первых игроков»;
- этап «бума потребительского кредитования»;
- этап «широкого внедрения
новой организации
- этап «финансового кризиса и резкого изменения условий кредитования»;
- современный этап» [26].
Первая стадия продолжалась до 2002г. и представляла собой зарождение и начальное развитие потребительского кредитования. «Русский стандарт» не был первым банком, предлагавшим подобные услуги населению, но именно он предложил достаточно прогрессивные и лояльные условия кредитования клиентов, не требовавшие поручителей, впервые ввел скоринговую систему оценки кредитоспособности заемщика, что позволило сократить срок оформления кредита с двух недель до пятнадцати минут. Сокращение сбережений в результате экономического кризиса не позволяло населению совершать превышающие их доходы покупки, что стало причиной развития интереса к появившейся услуге. Несмотря на то что первые потребительские кредиты были достаточно дорогими («эффективная ставка по кредитам доходила до 49% годовых» [9]), их появление оказалось востребованным. «Русский стандарт» заключил партнерские соглашения с крупнейшими сетевыми магазинами бытовой техники, среди которых были «М-Видео», «Техносила», «Эльдорадо» - выдаваемые ими товарные кредиты достигли к 2001г. 4% от всего объема кредитования. Экспресс-кредитование породило новые обязательства для торговых организаций - магазины должны были уплачивать банку дисконт в размере 8-10% от стоимости покупки.
«Со временем на возможность предоставления кредитов непосредственно на месте приобретения клиентом товаров стали обращать внимание другие банки, потеснившие «Русский стандарт» в этом сегменте рынка» [6]. В 2002г. начался второй этап развития рынка потребительского кредитования. Предоставлять данную услугу начали «ОТП Банк», «Home Credit end Finance Bank» и «Дельта-кредит», предлагавшие похожие условия кредитования. В том же году «Дельта-кредит» впервые выпустил кредитные карты и внедрил систему скоринга. Одновременно банки стали развивать новую ветвь потребительских кредитов - автокредитование сроком от одного года до трех лет.
«Максимально высокая процентная ставка была зафиксирована в июле-октябре 2002г. - 70% годовых»[9]. Если в 2000г. темп роста потребительского кредитования составлял 162%, то к началу 2002г. он увеличился до 211%, что обусловлено процессом стабилизации политической и экономической жизни в стране, применением коммерческими банками стратегии «агрессивных продаж». Описанные причины привели к увеличению не только объема выданных кредитов, но и просроченной задолженности. Рост спроса на потребительские кредиты привел к заметному увеличению кредитных рисков в банковской сфере. В период «бума» коммерческие банки имели возможность компенсировать принимаемые риски объемом выдаваемых ссуд, но сокращение потребительского кредитования привело к тщательной проверке банками потенциальных заемщиков и их кредитных историй.
Снизить риски относительно невозврата выданного кредита и обеспечить контроль за заемщиком позволяют бюро кредитных историй, впервые созданные в России в 2004г. В мировой практике кредитные бюро являются распространенным и общепризнанным институтом; «аккумулируя информацию, полученную от многих кредиторов в течение нескольких лет, бюро кредитных историй обладают базой данных для формирования информационного поля и построения моделей оценки риска» [18].
Повышение процентных ставок и ужесточение требований банков к кредитоспособности заемщиков из-за роста просроченной задолженности привели к сокращению темпов роста до 162% в 2002г. В течение последующих трех лет объем выданных потребительских кредитов составил 1179,3 млрд. руб., что в 58,7 раз больше, чем в 1998г. Ведущие позиции на рынке потребительского кредитования по состоянию на 01.07.2005 занимали четыре банка: Сбербанк России, «Русский стандарт», «ХКФ-банк», «Райффайзен банк». Лидирующую позицию по абсолютному значению объема выданных кредитов населению занимал Сбербанк России, несмотря на то что в процентном отношении темп прироста составил 31,6%. Наименьший абсолютный прирост показал «ХКФ-банк»; наибольший - «Райффайзен банк». Покупка «Райффайзен банком» Импэксбанка в 2005г. утвердило его лидирующие позиции на рынке потребительских кредитов и обозначило начало третьего этапа.
Этап «широкого внедрения
новой организации
Объем выданных потребительских кредитов кредитными организациями за период 2006-2008 гг. неуклонно рос в абсолютном значении и достиг максимума в 4017,2 млрд. руб. в 2008г. Одновременно имело место противоположное явление - снижение темпов прироста с 191% в 2005г. до 135% в 2008г. Подобный спад объясняется:
а) падением темпов роста розничной торговли непродовольственными товарами;
б) снижением темпов роста годовых доходов населения;
в) ужесточением требований банков к кредитоспособности заемщиков» [10].
Этап «финансового кризиса и резкого изменения условий кредитования» обозначил резкие перемены в условиях потребительского кредитования на российском рынке (Таблица 1).
Таблица 1 - Динамика потребительских кредитов, выданных кредитными организациями в Российской Федерации
Показатель |
01.01.2008 млрд.руб. |
01.01.2009 млрд.руб. |
01.01.2010 млрд.руб. |
01.01.2011 млрд.руб. |
1.Кредиты физическим лицам |
1882,7 |
4017,6 |
3573,8 |
3442,1 |
1.1Просроченная задолженность |
50,6 |
131,4 |
165,0 |
206,0 |
Источник: [31]
Таблица позволяет определить, что общая просроченная задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам, возросла на 159,7% по сравнению с 2007г., что было обусловлено в основном ростом процентных ставок, повышением кредитных рисков и неуверенностью населения относительно экономической ситуации. Финансовый кризис стал основной причиной резкого увеличения резервов на возможные потери от потребительского кредитования - на 57,3%, что составило 140 млрд. руб. по состоянию на январь 2009г.
Наиболее проблематичная ситуация на рынке потребительского кредитования сложилась в сентябре-октябре 2008г., когда вследствие банковского кризиса ликвидности началось повышение ставок по кредитам и ужесточение условий кредитования: банки стали требовать от потенциальных заемщиков дополнительные документы, обеспечивающих возвратность кредита, и в несколько раз увеличили сроки рассмотрения заявок на его получение. Данные меры привели к снижению спроса на потребительские кредиты - темп прироста выданных кредитов населению на начало 2009г. составил минус 11%. В это время динамика выдачи жилищных кредитов показывала отрицательную тенденцию: максимальный объем выдачи жилищных кредитов наблюдался в феврале 2009г. и составил 1298,8 млрд. руб. Кризисное падение этого показателя составило 10% - минимум был достигнут в ноябре 2009г. Задолженность по ипотечным кредитам достигла максимума в 1092,0 млрд. руб. в марте 2009г., после чего снизилась до 996,0 млрд. руб. - темп прироста составил минус 8,8%. Данные явления объясняются не только ужесточением условий выдачи кредитов населению, но и насыщением рынка. «Практически все платежеспособное население уже имело потребительские кредиты и не могло или по каким-либо причинам не хотело брать новые» [23].
Несмотря на снижение задолженности по ипотечным кредитам во время финансового кризиса произошло увеличение выдачи экспресс-кредитов и пользования кредитными картами, что объясняется потребностью в них семьями с невысоким доходом. Развитие государственных мер поддержки автокредитования с помощью возмещения банку 2/3 от ставки рефинансирования Центрального банка позволило увеличить объемы выданных автокредитов на 42,8% в 2009г. Однако уже в 2010г. данный показатель сократился на 80%, что характеризует несостоятельность проведенной программы - «по итогам апреля 2009г. на нее пришлось не более 3% общих продаж новых автомобилей»[6].
Первое полугодие 2010г. стало началом четвертого этапа развития рынка потребительского кредитования. Задолженность по кредитам в марте 2010г. впервые показала положительную динамику и уже к сентябрю стала равной 3851,9 млрд. руб, что составляет 96,2% от докризисного уровня. Основную часть выданных потребительских кредитов занимает экспресс-кредитование, которое наиболее востребовано у населения в силу его удобства и простоты. Ставки по товарным кредитам в 2011г. по сравнению с 2010г. сократились в среднем на 4 - 5 процентных пункта, что дало дополнительный толчок его развитию: «в автокредитовании, по различным оценкам, за год ставки снизились в среднем на 7%» [21].
«По оценкам компании Frank Research Group, на февраль 2011г. в тройку лидеров в сегменте POS-кредитования входили ХКФ-банк (27,6%), ОТП-банк (17,7%) и Альфа-банк (17,5%). В ближайшем будущем на этот рынок намерен выйти лидер потребительского кредитования Сбербанк России» [21].Помимо развития экспресс-кредитования на российском рынке сложились достаточные условия для продвижения использования кредитных карт. По данным Банка России, выпуском кредитных карт в настоящее время занимаются более 750 банков, лидирующую позицию среди них занимает банк «Русский стандарт», который стал обеспечивать картами всех своих заемщиков. «Рост рынка кредитных карт в отчете Банка России увязывается с развитием потребительского кредитования, а также увеличением числа зарплатных проектов. Среди других факторов отмечена возможность дистанционного банковского сервиса с помощью карт» [6].