Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:26, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей развития потребительского кредитования в Республике Беларусь.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты потребительского кредитования;
описать этапы развития потребительского кредитования в РБ;
изучить современное состояние потребительского кредитования и пути его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ 6
2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 13
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Во-вторых, на товарном рынке с приходом осени наблюдается сезонный рост – населению требуется дополнительное финансирование на получение образования в вузах, нередко отдается предпочтение кредитам при подготовке ребенка в школу. Кроме того, до конца года ожидается незначительная девальвация белорусского рубля, и население будет стремиться вложить накопленные сбережения в имущество.
Возможен спад ликвидности
в банковской системе, поэтому спрос
может превысить предложение. В
этом случае банки будут более
тщательно оценивать
Сегодня 24 белорусских банка в той или иной мере работают с физическими лицами в данном направлении. Это является существенным стимулирующим фактором для совершенствования, которое должно идти по нескольким направлениям:
1. Смена
стратегии формирования
Быстрое сокращение разрыва между привлеченными от физических лиц средствами и выданными кредитами свидетельствует о том, что уже в ближайшем будущем банк не сможет рассчитывать на сбережения населения в качестве источника финансирования. Ему придется менять стратегию формирования ресурсной базы. Таким образом, существенно актуализируется вопрос привлечения иностранных кредитных ресурсов и капиталов.
2. Оптимизация
процесса оформления кредита,
то есть сокращение сроков
выдачи кредитов путем
3. Более
активное использование в
В мировой практике кредитные отчеты используются банками в процессе кредитования в следующих целях:
- кредитная история используется в процессе определения кредитоспособности клиента. Определенный набор правил работы с кредитным отчетом является своеобразным фильтром, который отбирает клиентов без отметок с негативными данными или сигналов о возможном мошенничестве.
- достоверность предоставленной
клиентом информации можно
- кредитный отчет на
стадии мониторинга
- текущая задолженность
клиента, полученная из
- кредитный отчет может
оказать помощь в
- положительная информация,
полученная из кредитного бюро
в момент привлечения или
4. Активизация работы по возврату проблемных долгов не только путем мобилизации собственных ресурсов, но и путем привлечения коллекторских, юридических компаний, частных юристов и т.д.
Рассматривая другие пути совершенствования
потребительского кредитования в Беларуси,
отметим, что белорусскому правительству,
в целях улучшения жизненного
уровня населения, создания более благоприятных
условий для белорусских
Необходимо выделить, что в целях активизации работы по расширению спектра банковских услуг банки уделяют внимание рекламному сопровождению процесса оказания розничных банковских услуг. Наряду с традиционными способами информирования клиентов о банковских услугах (телевидение, радио, газеты, рекламные буклеты и наружная реклама) применялись мультимедийные средства (Интернет, видеоэкраны, информационные агентства и др.). Большинством банков созданы и функционируют в актуальном режиме с постоянным информационным наполнением веб-сайты в сети Интернет.
Помимо этого, на качественно
новом уровне развивается справочно-
Т.о. можно выделить следующие
пути совершенствования
- совершенствование процедуры
рассмотрения и одобрения
- соблюдение внутренних
лимитов с целью минимизации
кредитного риска путем
- организация работы с проблемными кредитами с целью минимизации риска;
- проведение кредитного обзора, анализируя финансовое состояние кредитополучателя на протяжении определенного времени и выявляет тенденции его развития;
- мотивация кредитного персонала;
- проведение операций по обмену кредитными активами;
-размещение рекламы розничных банковских продуктов в республиканских и региональных печатных издания, на Интернет-порталах, трансляция на радиостанциях и телевизионных каналах.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что в Республике Беларусь потребительское кредитование является одним из перспективных направлений банковской деятельности, однако для его развития необходимо принять по совершенствованию процесса кредитования. Различные банки предоставляют кредиты физическим лицам на потребительские цели и финансирование недвижимости. Наибольшим спросом у населения пользуются кредиты на приобретение автомобилей, бытовой техники, отдых и туризм, медицинские услуги, оплату образования, а также кредиты молодым семьям, молодым специалистам и другие. Банками внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и компьютерной техники.
Потребительский кредит – вид кредита, назначение которого состоит в предоставлении населению денежных средств или товаров для удовлетворения потребительских нужд. Потребительский кредит широко используется при приобретении товаров длительного пользования (мебели, бытовой и компьютерной техники), дорогостоящих услуг (туристических путевок, лечения, образования), проведения дорогостоящих работ (ремонта, подсобного строительства). Потребительский кредит предоставляется на принципах срочности, возвратности, платности и материальной обеспеченности.
Банки выполняют роль посредников между сберегателями (первичными кредиторами) и инвесторами (первичными кредитополучателями).В схеме потребительского кредитования могут участвовать не только банк и кредитополучатель, но и поручители, а также торговые организации.
Активизация кредитной деятельности выразилась в устойчивом увеличении требований банков к экономике Беларуси темпами, опережающими рост ВВП. В частности, в 2001 г. Соотношение требований банков к экономике и ВВП составляло 14,8%, в 2002 г. — 15,3%. В последующие годы рассматриваемый показатель непрерывно рос и в январе — октябре 2008 г. достиг 36%. Процесс расширения масштабов банковского кредитования в наибольшей степени затронул физических лиц.
К настоящему времени развитие банковского потребительского кредитования в Беларуси прошло три этапа (стадии), которые можно проследить по динамике количественных параметров рассматриваемого явления, и находится в четвертой стадии, завершающей первый цикл развития.
Анализ ежедневной статистической отчетности иллюстрирует положительную тенденцию на рынке потребительского кредитования – количество индивидуальных запросов по банковским продуктам для физических лиц с апреля по июнь 2012 года увеличилось на 75%.
Сегодня 24 белорусских банка в той или иной мере работают с физическими лицами в данном направлении. Это является существенным стимулирующим фактором для совершенствования, которое должно идти по нескольким направлениям:
1. Смена стратегии формирования ресурсной базы.
2. Оптимизация
процесса оформления кредита,
то есть сокращение сроков
выдачи кредитов путем
3. Более активное
использование в процессе
4. Активизация работы по возврату проблемных долгов не только путем мобилизации собственных ресурсов, но и путем привлечения коллекторских, юридических компаний, частных юристов и т.д.
Таким образом, в Республике Беларусь различные банки предоставляют кредиты физическим лицам на потребительские цели и финансирование недвижимости. Наибольшим спросом у населения пользуются кредиты на приобретение автомобилей, бытовой техники, отдых и туризм, медицинские услуги, оплату образования, а также кредиты молодым семьям, молодым специалистам и другие. Банками внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и компьютерной техники.
Информация о работе Особенности развития потребительского кредитования в Республике Беларусь