Особенности международного кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………..3



Глава 1.Мировая кредитная система………………………………………….....5
Этапы развития международных кредитных отношений………......5
Сущность и роль международного кредита………………….……..10
Валютно-финансовые и платежные условия международного

кредита………………………………………………………………...20

Вывод……………………………………………………………………………..26



Глава 2.Практические аспекты международного кредитования………….....27
Рыночное и государственное регулирование международных кредитных отношений…………………………………………….27
Внешний долг как последствие международного кредита (на примере России и США)………………………………………….32
Влияние внешнего долга на экономическую безопасность страны……………………………………………………………..39

Вывод …………………………………………………………………………….44



Заключение………………………………………………………………………46



Список литературы……………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

особенности международного кредитования.docx

— 1.10 Мб (Скачать)

С учетом новых заимствований  задолженность по федеральным ценным бумагам, обращающимся на внешнем рынке, составит в наступившем году 44,5 млрд долл., а к 2013 г. достигнет 80,9 млрд. Добавим, что, помимо выпуска еврооблигаций, предполагается привлечь крупные заимствования также у МВФ и МБРР.

       Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 - 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году (Рис. 4).

      Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.

 

Рис.  4  Динамика объема и структуры государственного долга РФ в 2008 – 2013гг21

 

      Доля бюджетных ассигнований по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2011 году вырастет по сравнению с 2010 годом на 1 процентный пункт и составит 3,7 %, в 2013 году увеличится до 4,9 %.

       Динамика бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП приведена на следующей диаграмме (рис 5) .

Рис. 5 Динамика бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2009 - 2013 годах (млрд. руб.)22

       Консолидированный внешний долг Российской Федерации (далее - консолидированный внешний долг), по данным Банка России, на 1 июля 2010 года составлял 456,1 млрд. долларов США и сократился за первое полугодие 2010 года на 11,1 млрд. долларов США, или на 2,4 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Динамика консолидированного внешнего долга в 2008 - 2010 годах приведена на следующей диаграмме (рис 6).

 

Рис.  6 Динамика объема и структуры консолидированного внешнего долга Российской Федерации в 2008 -2010 годах (млрд. долл.США)23

 

       Как видно из рисунка 7 , в 2004 г. 58% государственного долга приходилось на общественность, а оставшиеся 42% - на агентства федерального правительства и Федеральную резервную систему. В данном случае под общественностью понимаются отдельные люди, как в США, так и за пределами этой страны, региональные и местные органы власти и американские финансовые институты. На людей и институты из других стран приходилось около 26% государственного долга. Таким образом, значительная часть долга является внутренней, а не внешней.

 

                 

Рис. 7

 

      График показывает рост государственного долга Соединенных Штатов в течение последних нескольких десятилетий. Как можно увидеть, дела ухудшаются по экспоненте.24

Рис. 8 Рост государственного долга Соединенных Штатов

 

2.3.Влияние внешнего долга на экономическую безопасность страны

       Экономическая безопасность – это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях. Высшим приоритетом в области национальной безопасности является эффективность экономики, ее конкурентоспособность как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Это ключевые элементы всей системы безопасности.

       Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный выбор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда.

       Международная экономическая безопасность обеспечивается с помощью созданной мировым сообществом системы международных экономических организаций – МВФ, МБРР, ВТО, ФАО, созданная недавно Международная организация по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и др.

       Важную роль в решении этой проблемы играют партнерские соглашения о свободном движении капиталов, товаров и услуг, учет взаимных экономических интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения с менее развитыми в экономическом отношении странами.

      Исходя из реально сложившейся ситуации в российской экономике и наметившихся негативных тенденций в процессе ее реформирования,

 

 

можно выделить следующие экономические угрозы:

  • усиление структурной деформации экономики;
  • снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение НТП;
  • ослабление топливно-сырьевого потенциала страны;
  • усиление импортной зависимости;
  • отток капитала;
  • усиление имущественного расслоения общества;
  • внешняя задолженность;
  • чрезмерная открытость экономики;
  • криминализация экономических отношений.

       Особое внимание уделю проблеме государственного внешнего долга.  Серьезные угрозы экономической безопасности и политическому авторитету страны создает размер ее внешнего долга, тем более, если этот долг постоянно возрастает. Страна в таких условиях отвлекает на нужды его погашения значительные бюджетные средства, теряет самостоятельность в принятии экономических решений и т.д. Понятно, долг одного государства другому – нормальное состояние международных экономических отношений. Дело в величине долга. В мировой практике критерием уровня внешнего долга считается сумма в иностранной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга (текущие выплаты долга, процентов по нему, неустойки и т.д.). Безопасным уровнем внешнего долга принято считать такую его величину, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валютных поступлений страны. Следует заметить, что в отдельные годы Россия вынуждена была направлять на эти цели чуть ли не 100% валютных поступлений. В настоящее время ситуация в этой сфере заметно улучшается.

 

 

        Следует заметить, что основная  часть долга перешла к России  по наследству от бывшего СССР (97,8 млрд. долл.).

       Сама  по себе абсолютная величина  долга ни о чем не говорит.  Для того, чтобы получить реальную картину состояния безопасности в этой сфере, надо сопоставить внешний долг по следующим сравнительным характеристикам-показателям: годовой суммой валютных поступлений; суммой долга других государств России; структурой долга (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный).

      Сопоставление  абсолютной величины внутреннего  долга России с вышеперечисленными  показателями не дает оснований  классифицировать ситуацию как  катастрофическую или чрезвычайно  опасную. Тем более что в  последние годы было достигнуто  смягчение ситуации, связанной с  внешним долгом. Оно было достигнуто  за счет положительного сальдо  платежного баланса в течение  последних лет, реструктуризации  внешних долгов и отсрочки  их погашения на более поздние  сроки возврата, вступления России  в Парижский клуб стран-кредиторов, что открыло возможности возврата  части долгов нашей стране. Пик обслуживания внешнего долга Россией был пройден в 2003 г., когда она выплатила международным кредиторам около 18 млрд. долл.

       Выполнение задач и мер по обеспечению экономической безопасности предполагает разработку соответствующего механизма ее реализации.

       Механизм обеспечения экономической безопасности страны – это система организационно-экономических и правовых мер воздействия на предотвращение экономических угроз. Он включает следующие элементы:

- объективный и всесторонний  мониторинг экономики и общества  в целях выявления и прогнозирования  внутренних и внешних угроз  жизненно важным интересам объектов  экономической безопасности;

- выработку пороговых,  предельно допустимых значений  социально-экономических показателей,  преступив которые общество может  вступить в зону нестабильности и социальных конфликтов

- деятельность государства  по выявлению и упреждению  внутренних и внешних угроз  безопасности экономики.

      Пути снижения долгового бремени.25   В немалой степени снять напряженность на долговом рынке можно за счет использования части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В условиях крупномасштабных заимствований на внешнем и внутреннем рынках даже к началу 2013 г. величина этих двух фондов, в соответствии с федеральным бюджетом, составит 1,1 трлн руб. То есть средств этих фондов хватит на 4 с лишним года.

       Необходимо также продолжить практику досрочного погашения внешнего государственного долга из средств Резервного фонда, скупая на рынке российские еврооблигации. Это позволит не только погасить государственный долг, но и стабилизировать рынок данных бумаг в период резкого падения их котировок, что в настоящее время особенно актуально. Доходность главного индикатора российских ценных бумаг, обращающихся на внешнем рынке, – валютных гособлигаций «Россия-30» – выросла с 5,28 в апреле–мае до 6,89% в сентябре 2009 г. Скупка еврооблигаций во время кризиса даст возможность так же существенно снизить расходы на погашение внешнего госдолга.

       Стоимость  еврооблигаций с конца 2008-го  по октябрь 2009 г. падала до 90% от номинала и ниже. А до  кризиса она была выше 115% номинала.

     В федеральном  бюджете на 2010–2012 гг. предусматривается  опережающий рост внешнего долга.  Это ставит экономику страны в зависимость от внешнего рынка. Для замены внешних займов внутренними

необходимо существенно  разнообразить выпуск облигаций  на внутреннем рынке. В настоящее  время он представлен всего двумя  сегментами – рынком облигаций федерального займа и рынком государственных  сберегательных облигаций. Причем на ОФЗ  приходится около 85% общего объема рынка  госбумаг.

       Большое  значение для привлечения средств в федеральный бюджет и стабилизации фондового рынка имеет увеличение выпуска ценных бумаг для населения. Они не предназначены для активных операций на биржах и во внебиржевых структурах. Их главное предназначение – сохранять сбережения населения. Увеличение выпуска сберегательных облигаций создаст также определенную альтернативу сбережениям в иностранной валюте. Важное значение имеет и выпуск ценных бумаг нерыночных займов. Эти ценные бумаги находятся у их владельцев до момента погашения. Они не могут быть проданы на свободном рынке, но могут стать предметом залога. Практика показывает, что в условиях кризиса банки охотно переводят часть рискованных активов в стабильные бумаги нерыночных займов. А в условиях стабилизации валютного курса в эти бумаги может быть переведена часть средств с валютного рынка.

      Существенным ресурсом для нерыночных займов являются и депозиты коммерческих банков в ЦБ РФ.

      В течение ближайших двух лет в облигации нерыночных займов может быть вложено 400–500 млрд руб.  Выпуск таких бумаг даст возможность получить немалые денежные суммы для покрытия дефицита федерального бюджета, а также значительно увеличит залоговую базу для рефинансирования Банком России коммерческих кредитных организаций.

        Предложенный комплекс мер снизит долговую нагрузку на российскую экономику. Так, например, введение пороговых значений экономической безопасности позволит ограничить рост долга и улучшить управление им. Выпуск новых видов государственных облигаций даст возможность диверсифицировать внутренний государственный долг, а также существенно расширит залоговую базу для рефинансирования ЦБ РФ коммерческих банков. Рост рефинансирования и использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для погашения внешней задолженности будут способствовать уменьшению налогового бремени и зависимости от конъюнктуры внешнего рынка.

 

Вывод

 

      Чтобы не подрывать своей популярности, политикам гораздо легче увеличивать государственный долг, нежели урезать правительственные расходы и повышать налоги. Ведь многие избиратели не понимают, что государственный долг сегодня – это налог завтра. Кроме того, люди пожилого возраста полагают, что многие негативные последствия роста государственного долга в будущем их не затронут. 

       Хотя государственный долг США самый крупный в мире26 в абсолютном исчислении, у некоторых других стран этот долг в процентном исчислении как доля ВВП еще больше (Италия, Бельгия, Япония).

      Оценка трансформации совокупного национального долга России за последние годы позволяет сделать вывод, что в этой области сформировался комплекс угроз экономической безопасности. Основными из них являются следующие:

  • рост внешнего корпоративного долга;
  • усиление сырьевой направленности развития экономики, в связи с тем, что крупнейшими заемщиками у нерезидентов являются нефтегазовые корпорации;
  • наличие у иностранных инвесторов российских долговых обязательств (государственных и корпоративных еврооблигаций, облигаций государственного внутреннего валютного займа, валютных корпоративных облигаций) на сумму более, чем в 120 млрд. долларов;
  • ухудшение структуры внешних облигационных займов;
  • рост всего совокупного национального долга, наиболее динамичной составляющей которого является внешний корпоративный долг.

Информация о работе Особенности международного кредитования