Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:27, курсовая работа
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1.Мировая кредитная система………………………………………….....5
Этапы развития международных кредитных отношений………......5
Сущность и роль международного кредита………………….……..10
Валютно-финансовые и платежные условия международного
кредита………………………………………………………………...20
Вывод……………………………………………………………………………..26
Глава 2.Практические аспекты международного кредитования………….....27
Рыночное и государственное регулирование международных кредитных отношений…………………………………………….27
Внешний долг как последствие международного кредита (на примере России и США)………………………………………….32
Влияние внешнего долга на экономическую безопасность страны……………………………………………………………..39
Вывод …………………………………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………..49
Глава 2. Практические аспекты международного кредитования
Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования по линии протекционизма или либерализации их условий. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитно-финансовых отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика.
Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные
кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кредитование на двухсторонней или многосторонней основе до 60-х гг. было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам, которая включает также субсидии.
Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство18.
Государство, освобождая экспортеров от уплаты некоторых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных19.
Для стимулирования экспорта за счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Преференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях в стране.
Для поощрения национального экспорта созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических
операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков – обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.
Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительств привели к приостановке его деятельности.
На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ США является государственным банком.
ЭИБ предоставляет покупателям американских товаров кредиты на длительный срок. ЭИБ выступает от имени американского правительства. Поэтому кредитные соглашения подписываются и гарантируются правительством страны-заемщика. Предоставление кредита обусловлено, как правило, обязательной закупкой товаров в США («связанные» кредиты). Установлен лимит акционерного капитала ЭИБ (1 млрд долл.) и заимствований у Министерства финансов под обязательства банка (не более 6 млрд долл. единовременно). В результате важных изменений, внесенных в 1987 г., ЭИБ США предлагает только одну программу предоставления кредитов (в основном иностранным импортерам) и одну программу гарантий по средне- и долгосрочным экспортным сделкам. Обе программы обеспечивают 85% кредитования экспортных сделок. ЭИБ предоставляет кредиты по минимальным ставкам, допускаемым ОЭСР.
Другие программы включают:
С 70-х гг. произошли изменения в структуре операций ЭИБ по линии
переориентации их с кредитных на гарантийные и страховые, которые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено увеличением частных экспортных кредитов и возросшим риском в международных кредитных отношениях. Гарантии ЭИБ покрывают до 90% кредитного риска, обеспечивая погашение кредитов коммерческих банков импортерами или их «домашними» банками (сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии дифференцируется с учетом оценки риска.
Аналогичные экспортно-импортные банки и агентства экспортного страхования функционируют и в ряде других стран. Так, Французский банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты на рыночных условиях, гарантии по экспортным кредитам, получаемым экспортерами в банках, по векселям. В Великобритании кредитование и финансирование внешней торговли осуществляются коммерческими банками при поддержке Департамента гарантий экспортных кредитов (ДГЭК).
Экспортно-импортный банк Японии (создан в 1950 г.) кредитует главным образом экспорт оборудования, а также технических услуг. Деятельность экспортно-импортных банков тесно связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.
В России аналогичные функции выполняют Внешторгбанк, отчасти Внешэкономбанк, специализирующийся ныне на обслуживании государственного внешнего долга, управлении активами бывшего СССР,
Экспортно-импортный банк.
Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии:
Противоречие между уровнем интернационализации экономики и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию
межгосударственного регулирования международного кредита.
Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:
Межгосударственное регулирование международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастет. Государство стремится встроить государственное регулирование в рыночный регулятор условий международного кредита.
С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный, отчасти наднациональный уровень и осуществляется через региональные организации. Страны – члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных
процентных ставках и максимальных сроках кредитов.
Межгосударственное регулирование кредита испытывает влияние противоречивых тенденций - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых центров - США, Западной Европы, Японии. Каждый центр стремится получить преимущества за счет своих партнеров.
ТНК и ТНБ активно используют государственное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осуществляют международные кредитно- финансовые операции.
2.2.Внешний долг как последствие международного кредита (на примере России и США)
Международный кредит может стать источником финансовой нестабильности в ряде государств следующим образом. Когда несколько стран с сопоставимыми экономическими системами, преимущественно развивающимися рынками имеют общего кредитора, кризис в одной стране может распространяться и на другие. В случае возникновения кризисной ситуации в одном государстве кредитор, пытаясь сбалансировать свой инвестиционный портфель, начинает автоматически сокращать кредитование в других странах, в которых он держит свои активы20.
Одной из важнейших общемировых тенденций развития финансовой системы является опережающий рост государственного долга многих стран по сравнению с динамикой их ВВП.
Государственный долг – сумма накопленных правительством за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов бюджета.
Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний:
Количественно государственный долг – накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. С социально-экономической точки зрения долг является бременем для каждой страны, так как за внешний долг, как и за любой другой, обязательно придется расплачиваться, а это означает передачу части национально дохода в распоряжение других стран. Тем не менее, в последние годы во всех странах внешний долг и процентные платежи, связанные с ним, увеличиваются.
Проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в том, что выплаты процентов по государственному долгу влекут за собой следующие последствия:
Известны займы структурной адаптации, предоставляемые МВФ и Мировым банком (МБ) под программы, связанные с определенными условиями, в частности, с требованиями либерализации цен, ликвидации дефицита государственного бюджета и внешнеторгового дефицита, сокращения государственных расходов. Займы подобного рода имеют место в России в связи с проведением курса рыночных реформ. Ежегодная величина займов правительства добавляется к государственному долгу – общей сумме задолженности государства.
В федеральном бюджете на 2010 г. и на период 2011–2012 гг. предполагается продолжить практику крупных внешних заимствований. Например, в наступившем году они составят 18 120,8 млн долл., а в 2012 г.вырастут до 20 084,8 млн (предполагаемый объем погашения, соответственно, – 3434,0 и 2637,5 млн долл.).
Основной формой государственных
внешних заимствований станет выпуск
облигационных займов Российской Федерации
на международных финансовых рынках.
Для этого предусмотрено