Организация лизинговых операций в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Лизинговые операции принадлежат к широкому спектру видов операций коммерческих банков. Не смотря на то, что они могут проводиться не только банками, последние являются наиболее мощными кредиторами лизинга, а потому имеют наибольшее значение для характеристики этих операций. Лизинг представляет собой особую, форму перспективного финансирования капиталовложений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретические и методические основы лизинговых операций…………………………..6
Понятие, сущность и предмет лизинговых операций…………...……………………6
Классификация лизинговых операций……………………………………………….10
Система нормативного регулирования лизинговых операций в РФ…………….....13
Организация лизинговых операций в ОАО «Сбербанк России»……………………………………………………………………………………...16
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………………………16
Организация лизинговых операций в ЗАО «Сбербанк Лизинг»………………………………………………………………………………....22
Этапы лизинговой сделки………………………………………………24
Расчет лизинговых платежей…………………………………………..29
Проблемы и перспективы развития лизинговых операций в РФ……………………………………………………………………………………………30
Обзор рынка лизинга в России………………………………………………………..30
Проблемы развития лизинга и пути их решения…………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы………………………………………..44
Приложения………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ОДКБ Волковой Н.фк-33.docx

— 157.30 Кб (Скачать)

Наиболее заметными сделками ОАО "ВТБ-Лизинг" в 2010 году стали  поставка ОАО "ИСС" им. М.Ф. Решетнёва  оборудования для производства космических  аппаратов (поставщик - SORALUCE S.Coop.), поставка ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" партии вагонов в оперативный  лизинг.

Сегментом-лидером  по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника – 39,1% в 2010 году (диаграмма 1). Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4% и 7,1% соответственно.

В сегменте железнодорожной техники лидером  является компания "ВТБ-Лизинг" (75 млрд руб. новых сделок).

Диаграмма 1.  ТОП-10 ведущих сегментов рынка по доле в объеме нового бизнеса

По итогам 2010 года сократились в объеме лишь 5 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых "Экспертом РА" в рамках исследований, положительные темпы прироста наблюдались в 33 сегментах рынка (таблица 2). В 2009 году соотношение было зеркально противоположным – сокращение затронуло 33 сегмента рынка, и лишь 4 вида оборудования продемонстрировали рост.

 

 

3.1.Проблемы лизинга  и пути их решения

Лизинг не только содействует  расширению импорта капитального оборудования, но и представляет собой один из каналов, обеспечивающих передачу промышленных технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся. Лизинг является более надежным инструментом, чем  предоставление страной-экспортером  банковских кредитов в пользу страны-импортера.

         Россия характеризуется менее  благоприятным климатом для развития  лизинга, так как экономическая  политика не учитывает потенциальные  возможности лизинга как инструмента  промышленной и инвестиционной  политики и по этому у нее  имеется ряд проблем, сдерживающих  развитие лизинговых отношений (таблица 12).

Таблица 12

Проблемы лизинговых отношений, по мнению различных авторов

Проблемы

В.Д. Газман

 А.И. Ситкин

Д.В.Клисенко

1. Ограниченность кредитования  в России

+

_

-

2. Трудности лизинговых компаний  в возврате оборудования в  случае нарушения лизингополучателем  условий договора

+

_

+

3. Проблема с возвратом НДС

+

+

+

4. Макроэкономическая и политическая  неопределенность обстановки в  стране

+

+

_

5. Неразвитость инфраструктуры  лизингового рынка

+

 
+

+

6. Отсутствие системы информационного  обеспечения о предложениях лизинговых  услуг

+

_

_

7. Отсутствие значительного стартового  капитала для лизинговой компании

_

+

_

8. Высокий уровень налогов

+

+

+

9. Высокий уровень ставок на  короткие сроки кредитования

_

+

_

10. Несовершенство законодательной  базы

+

+

+

11. Относительно небольшие размеры  лизинговой отрасли

_

+

_


 

Проанализировав таблицу, можно  сделать вывод о том, что все  авторы выделяют  четыре основные проблемы, а именно проблема  налогообложения, проблема несовершенства законодательной базы и проблема вторичных рынков оборудования.

         Что касается проблемы налогообложения,  то лизинговые компании платят, так называемые, налоги с оборота:  налог на пользователей автомобильных  дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Эти налоги уплачиваются от общего объема поступающих лизинговых платежей, в составе которых сам доход лизинговых компаний составляет незначительную величину, равную нескольким процентам. Остальное приходится на возмещение стоимости лизингового имущества. По этому в качестве базы исчисления налогов необходимо использовать только реальный доход лизинговой компании.

К числу наиболее значимых факторов, существенно тормозящих развитие лизинга в России, следует отнести  незащищенность права собственника лизингодателя, касающегося взыскания  денежных сумм или истребования у  неисполнительного лизингополучателя  переданного ему в лизинг имущества.

          Невозмещенный НДС остается главной  проблемой лизинговых компаний  и, по нашим оценкам, составил  на 01.01.2010г. около 25 млрд.руб. . По  мнению самих лизингодателей, при  сохранении существующей придирчивости  налоговиков к НДС, лизинговые  компании могут терять 10-15% бизнеса  ежегодно.

           Существенная доля в потерях  рынка приходится на сегмент  лизинга недвижимости, который только  пытается встать на ноги. В  общем объеме нового бизнеса  лизинг недвижимости в 2006 г.  составил всего 2,23%, то есть  примерно в 10 раз меньше, чем  в странах с развитым рынком  лизинга. Компании, желающие работать  в этой сфере сразу же сталкиваются  со сложностями при оформлении  собственности на землю — в  соответствии с Законом о лизинге  земельные участки не могут  быть переданы в лизинг. При  этом по действующему законодательству  отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке  и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным  участком. В результате сделки  финансовой аренды с недвижимостью  становятся более запутанными,  дорогостоящими и проблематичными,  особенно для малых предприятий,  которые более всего в них  нуждаются.

          Таким образом для решения проблемы налогообложения следует внести поправки в существующее законодательство и предусмотреть  налоговые льготы, например, право ускоренной аморитизиции объекта и перехода права собственности лизингополучателю после выполнения им всех обязательств по договору. Важно также то, что сумма всех лизинговых платежей относится лизингополучателем на затраты.

Препятствием для развития сегмента лизинга недвижимости является также отсутствие нормативной базы, регулирующей вопросы государственной  регистрации договоров лизинга  недвижимого имущества. Урегулирование данного вопроса на законодательном  уровне позволило бы существенно  расширить рынок лизинга недвижимого имущества, который в настоящее время находится на низком уровне развития. Помехой является также законодательно установленный временной разрыв между заключением договора купли-продажи и заключением договора лизинга. Существуют противоречия в законодательстве, которые тормозят развитие лизинга недвижимости. Компании, желающие работать в этой сфере, сразу же сталкиваются со сложностями при оформлении собственности на землю — в соответствии с Законом о лизинге земельные участки не могут быть переданы в лизинг. При этом по действующему законодательству отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. В результате сделки финансовой аренды с недвижимостью становятся более запутанными, дорогостоящими и проблематичными.

Рост рынка лизинга  оборудования также серьезно ограничен  неразвитостью вторичных рынков оборудования. Это создает большие  трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия  к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования. До тех пор, пока вторичный рынок  оборудования не будет достаточно развит, лизингополучатели не смогут в полной мере оценить преимущества лизинга.

На это уйдет больше всего времени, т.к. вторичные рынки, как часть лизингового рынка, традиционно развиваются в последнюю  очередь. .Некоторые поставщики начали решать эту проблему, предоставляя российским лизинговым предприятиям "гарантии выкупа", таким образом, принимая на себя часть риска.

В силу неразвитости вторичного рынка торговое оборудование является менее ликвидным, чем, например, автотранспорт  или строительная техника. В этой связи риск, связанный с несостоятельностью лизингополучателя выполнять свои обязательства по лизинговому договору, является более высоким. Данное обстоятельство вынуждает лизинговые компании предъявлять  более жесткие требования к лизингополучателям, в противном случае, при изъятии  предмета лизинга торговое оборудование будет трудно реализовать. Эти риски  покрываются за счет более высоких  авансовых платежей и процентных ставок или же путем включения  в договор лизинга пунктов  об обратном выкупе со стороны поставщика – то есть в случае несостоятельности  лизингополучателя поставщик обязуется  полностью погасить задолженность  и выкупить обратно оборудование. У многих лизинговых компаний уже  есть налаженные контакты с поставщиками оборудования, которые предоставляют  им скидки и бонусы. В таком случае лизингополучателю следует прислушаться к мнению лизинговой компании, которая предложит альтернативного поставщика. Также возможна ситуация, при которой потенциальный лизингополучатель находит поставщика и после этого обращается в лизинговую компанию за финансированием. Во многих случаях у самих поставщиков также есть список партнеров-лизингодателей, которые могут выступить в качестве стороны, финансирующей лизинговую сделку. Договором лизинга предусмотрено страхование предмета лизинга на срок лизингового договора. У некоторых лизинговых компаний обязательным условием является то, что страховщиком может выступить только та страховая компания, которую предлагают они.

Таким образом, многие проблемы развития лизинга  обусловлены его «молодостью». Участники  российского рынка финансовой аренды работают относительно недавно, этим объясняется  их узкая специализация на определенных предметах (автотранспорте, подвижного состава, оборудования). Большинство  таких компаний не имеют возможности  диверсифицировать свои риски. А  отсутствие длительной истории не позволило  им сформировать достаточно большой  собственный капитал, чтобы быть независимыми от внешних источников. В связи с этим, назрела необходимость системных изменений в существующее законодательство о финансовой аренде, приведение его в соответствие с существующими реалиями экономики и потребностями участников лизингового рынка.

 В  перспективе для сохранения положительной динамики показателей российского рынка лизинга необходима экономическая и политическая стабильность в стране.

 

 

 

Заключение

В курсовой работе было определено понятие лизинга. В общем виде лизинг можно охарактеризовать как комплексные экономико-правовые отношения по приобретению в собственность  имущества и последующей сдаче  его в аренду. Лизинг традиционно рассматривают с двух точек зрения, экономической, как вид инвестиционной деятельности, и правовой, как вид гражданского договора.

Субъектами  лизинговых отношений являются три  основных лица: лизингодатель, лизингополучатель  и продавец предмета лизинга.

Объектами лизинга в РФ могут выступать  любые непотребляемые вещи, в том  числе предприятия и другие имущественные  комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое  может использоваться в предпринимательской  деятельности.

В составе  предметов лизинга можно выделить здания и помещения, передаточные устройства, силовые машины, рабочие машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные средства, прочие машины и оборудование.

Выделяю два основных вида лизинга – оперативный и финансовый, а критерием для такого разграничения  служат срок использования оборудования и объем обязанностей лизингодателя

В современных условиях права  и обязанности участников сделки определяются в основном нормами  ГК РФ и Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)».

Также наблюдается активное включение коммерческих банков в выполнение этих операций. Лизинг является одним из видов договоров аренды. Основная особенность этого договора состоит в том, что в аренду сдается не имущество, которым ранее пользовался арендодатель, а новое – специально приобретенное лизингополучателем с целью передачи его в аренду. Характерным для договора лизинга является то, что срок аренды близок к сроку службы оборудования.

Подводя итог, скажем, что в данной работе был рассмотрен вопрос об организации лизинговых операций коммерческими банками (в частности на примере ОАО «Сбербанк России»). Основные результаты работы: изучены условия и порядок организации лизинговых операций, поэтапно рассмотрен процесс лизинговых операций, порядок заключения договора, его условия , перечень документов, необходимых для заключения сделки в коммерческом банке, расчет лизинговых платежей на примере ОАО «Сбербанк России» с конкретным примером.

Так же в ходе курсовой работы был  выявлен целых ряд факторов, препятствующих развитию лизинга в России. К основным из них и наиболее часто освещаемых относятся проблемы недостаточности  правового регулирования финансовой аренды и проблемы налогообложения.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации ( часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  2. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.10.1998 г. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

1)Адамов И.А., Тилов А.А.  Лизинг.- СПб.: Питер, 2005. – 128 с.: ил.

2)Банковское дело : Учебник  для вузов, 2-е изд./ Под ред.  Г.Белоглазовой, А.Кроливецкой. –  СПб.: Питер, 2009. – 400 с.: ил. – ( Серия  «Учебник для вузов»).

3)Банковское дело: учебник  для студентов вузов по специальности  «Финансы и кредит»/ Е.П.Жарковская. – 4-е изд., исп. и доп. –  М.: Омега – Л, 2005. – 452 с.

4)Банковское дело: учебник  для студентов, обучающихся по  эк. Специальностям и спец. «Финансы  и кредит»/ Под ред. Е.Ф.Жукова, И.А.Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2006. – 575 с.

5)Банковское дело: Учебник.  – 2-е изд., перераб. и доп./Под   ред. О.И. Лаврушина. -   М.:Финансы  и статистика, 2000.-672 с.: ил.

6)Большая экономическая  энциклопедия – М.: Экспо, 2007. -816 с.

7)Деньги. Кредит. Банки: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под  ред. В.В.Иванова, Б.И.Соколова. –  М.:ТК Белби, Изд-во Проспект, 2008. – 848 с.

8)Кроливецкая Л. П., Белоглазова  Г. Н. Банковское дело: Учебник  для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

9)Куликов А.Г.: Деньги, кредит, банки : учебник . – М.:КНОРУС, 2009. – 656 с.

10)Куликов Л. Банки и  их роль в экономике. - М.: Финансы  и статистика, 2006.

11)Предпринимательство: учебник  для студентов, обучающихся по  эк-ким специальнстям/ под ред.  В.Я.Горофинкеля, Г.Б.Поляка –  5-е изд., перераб. и доп. –  М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 687 с.

Информация о работе Организация лизинговых операций в коммерческом банке