Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа
Данная работа под названием «Оценка кредитоспособности заемщика» актуальна на сегодняшний день как никогда. Сейчас все больше повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность, а значит сфера предпринимательства развивается в России в лучшую сторону. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам поставщикам, менеджерам и налоговым службам.
23. Копии паспортов руководителей предприятия и главного бухгалтера.
Все предъявленные клиентом банку документы для получения ссуды тщательно им изучаются, проверяются с помощью других дополнительных источников, систематизируются в банке в форме досье заёмщика и анализируются.
В процессе этого банк оценивает статус заемщика, его бизнес, финансовое положение и кредитоспособность, а также реальность возврата кредита за счет выручки от реализации своей продукции, работ, услуг, конечный экономический или социальный эффект от кредитования объекта, статус и платежеспособность поручителей и гарантов по ссуде, приемлемость и достаточность залога имущества.
В качестве залога принимаются:
При положительном решении вопроса о выдаче кредита результатом всей проведенной работы является составленное специалистом банка заключение на выдачу кредита, которое утверждается на кредитном комитете банка, что в итоге является основанием для заключения между банком и заемщиком кредитного договора.
Отношения кредитного договора устанавливаются Гражданским кодексом РФ, согласно которому его специфика и отличия от обычного договора займа, заключаемого между юридическими и физическими лицами, состоят в следующем:
Кредитный договор регулирует отношения между банком-кредитором и заемщиком по поводу величины и характера использования кредита, сроков его погашения, размера и периодичности уплаты процентов за кредит, способа дополнительного обеспечения его возврата (залога, поручительства, банковской гарантии), ответственности сторон за несоблюдение условий договора.
Для
диверсификации кредитных рисков каждым
банком разрабатывается кредитная политика.
Она должна ориентироваться на географические
регионы размещения средств на кредитном
рынке и устанавливать соотношение между
ними, определять желательную концентрацию
кредитов в отраслевом разрезе, оптимальную
их структуру по срокам, видам валют. А
также указывать приоритеты относительно
субъектов кредитования и его видов, предпочтительность
обеспечения по ссудам, предусматривать
уровень крупных, проблемных и просроченных
кредитов для поддержания качества кредитного
портфеля на должном уровне.
Прежде чем подвергать рассмотрению и анализу предприятия, его необходимо изучить внешне, со стороны.
Объектом исследования данной работы является общество с ограниченной ответственностью «ДИС». Предметом анализа – финансовые процессы предприятия и конечные производственно-хозяйственные результаты его деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью «ДИС» занимается оптово-розничной торговлей бытовой техникой. Фирма начала свое существование в 1999г. и занималась оптовой торговлей, но в 2001 г. открылся первый магазин розничной торговли. В ближайшее время планируется открыть еще один магазин.
ООО «ДИС» находится в городе Москва. В городе очень сложное экономическое положение, связанное с большим количеством предприятий, работающих в данном сегменте рынка, а значит много конкурентов. В связи с этим предприятие находится в неблагоприятных условиях внешней среды.
У ООО «ДИС» существует множество финансовых проблем, которые необходимо анализировать. В первую очередь, нехватка собственных средств на покупку нового оборудования для повышения качества продукции и снижения времени изготовления и затрат. Так как предприятие появилось сравнительно недавно, обосноваться на рынке среди многочисленного числа конкурентов по производству аналогичных товаров, нелегко. Следует постоянно улучшать дизайн товаров, следовать моде, придавать товару новые уникальные свойства, качества, особенности, совершеннее и современнее других товаров, что повысит спрос на продукцию, повысит конкурентоспособность, а следовательно приумножит прибыль. Но для начала необходимо решать эти проблемы в плане финансового состояния.
Проблем много, но цель одна, характерная для любой коммерческой организации – получение прибыли.
В
силу всего выше перечисленного попробуем
разобраться в проблемах и попытаемся
их решить. Для этого необходимо оценить
и проанализировать ликвидность баланса
и оборотных активов, рассмотреть все
стороны и аспекты финансовой деятельности
данного предприятия и провести оценку
кредитоспособности предприятия.
Для
расчета и анализа
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным), и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Выделяют следующие этапы анализа финансового состояния:
Сбербанк России разработал методику оценки кредитоспособности заемщика, включающую два раздела:
Для оценки финансового состояния заемщика предлагается использовать три группы показателей:
Существуют такие источники сведений, которые необходимы для расчёта кредитоспособности.
Первым
источником информации для оценки кредитоспособности
хозяйственных организаций
На сегодняшний день в РФ при Государственной финансовой академии создано Независимое рейтинговое бюро, выполняющее на договорных условиях работу по оценке кредитоспособности предприятий. Эта фирма по собственной методике с помощью обобщающего показателя-рейтинга оценивает состояние фирмы и определяет границы интервала колебания рейтинга, при которых заключение кредитной сделки целесообразно.
Показатели
оценки банком бизнес-риска при
Оценка внешней среды функционирования клиента должна базироваться на исчерпывающей информации о сферах его деятельности, секторах рынка, географическом положении, видах продукции (услуг), спросе на нее и ее конкурентоспособности, объеме продаж, доходности активов и, наконец, о его клиентах (поставщики и подрядчики, дебиторы и кредиторы и т.д.)
Для оценки качества управления организации-заемщика рекомендуется использовать показатели, характеризующие: знания, опыт и профессионализм руководства клиента в области производства и финансов.
Показателями
анализа и оценки кредитной истории
клиента являются: длительность взаимного
сотрудничества, характер и интенсивность
взаимоотношений банка с
Оценка кредитной заявки клиента проводится по совокупности показателей, характеризующих: назначение кредита и его сумму, вид кредита и срок его погашения, цену кредита, порядок выдачи, проценты за обслуживание кредита, залоговое обеспечение.
Таким образом, совокупность качественных показателей, представляющих собой относительные величины сравнения (коэффициенты), можно объединить
в пять групп:
Значительное большинство авторов сходятся в том, что анализ финансового состояния предполагает проведение анализа ликвидности, финансовой устойчивости предприятия, анализа платежеспособности и деловой активности предприятия. Рассмотрим порядок комплексного использования вышеперечисленных показателей, характеризующих финансовое состояние заемщика.
Первая группа: коэффициенты ликвидности.
Под ликвидностью организации понимается ее способность покрывать свои обязательства активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность означает безусловную платежеспособность организации и предполагает постоянное равенство между ее активами и обязательствами.
Выделяют коэффициенты абсолютной, критической и текущей ликвидности.
В процессе анализа ликвидности баланса активы предприятий формируются в следующие 4 основные группы по степени ликвидности в порядке ее убывания, а пассивы группируются в 4 основные группы по срочности оплаты в порядке возрастания сроков. Таким образом, чтобы сравнить и проанализировать абсолютную ликвидность баланса необходимо сопоставить эти соответствующие группы следующим образом: