Обеспечение выполнения обязательств по кредитным договорам

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Кредит как экономическое отношение - это всегда риск и без доверия здесь не обойтись. Доверие несёт в себе определенный психологический оттенок, однако бесспорно основано на знании любого субъекта, либо объекта, либо обеспечения кредита. В конечном счете, можно сказать, что доверие, с одной стороны, возникает как необходимый элемент кредитного отношения, с другой - как осознанная позиция двух сторон, имеющая определённое экономическое основание.

Оглавление

Введение.
1. Основные положения по кредитованию юридических лиц.
2. Объём и порядок предоставления документов.
3. Порядок рассмотрения предоставленных документов и принятие решений
4. Этапы выдачи кредита.
5. Обеспечение выполнения обязательств по кредитным договорам.
5.1 Обеспечение исполнения обязательств залогом.
5.2 Обеспечение исполнения обязательств поручительством.
5.3 Обеспечение исполнения обязательств банковской гарантией.
5.4 Обеспечение исполнения обязательств неустойкой.
6. Проценты и комиссии.
7. Контроль банка за использованием кредита.
8. Погашение задолженности.
9. Порядок хранения документов.
10. Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

особенности кредитования юридических лиц .docx

— 57.18 Кб (Скачать)

Основными условиями для  рассмотрения вопроса о выдаче кредита  являются:

- наличие чистых активов в сумме, не менее уставного капитала;

- положительная кредитная история;

- обеспеченность собственными средствами.

Сумма запрашиваемого кредита, как правило, не должна превышать  валюту баланса за минусом уже  имеющейся ссудной задолженности, а по недропользователям 50% от суммы поступившей выручки за металл за за три последних года.

Юридический отдел (гл. бухгалтер  Филиала) проверяет:

- соответствие учредительных документов, организационно-правовой формы предприятия действующему законодательству, компетенцию органов управления и лиц, уполномоченных на заключение сделки.

По результатам проверки дает письменное заключение. Решение  вопроса о выдаче кредита и  способе его обеспечения в  пределах установленных лимитов  принимается лицом, уполномоченным правлением Банка, путем оформления резолюции. В случаях, когда сумма  заявки на кредит или сумма запрашиваемого кредита с учетом уже существующей у Заявителя задолженности по кредиту превышает установленный  лимит, Филиал рассматривает материалы  в соответствии с пунктами 3.1 -3.8. настоящих Правил и дает свое заключение. При положительном заключении директор Филиала (или лицо его замещающее) направляет в адрес Банка:

а) заключение кредитной  службы Филиала 

б) другую необходимую информацию.

4. Этапы выдачи  кредита

Процесс кредитования можно  разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в  качественные характеристики кредита  и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

- рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

- изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде

- подготовка и заключение кредитного соглашения;

- контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.

Кредитная заявка.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о  требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. Банк требует, чтобы к  заявке были приложены документы  и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды  и объясняющие причины обращения  в банк.

Эти документы - необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие:

Финансовый отчет. Включающий баланс банка и счет прибылей и  убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и  показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах  и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т.д.).

Отчет о движении кассовых поступлений. Основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.

Внутренние финансовые отчеты. Характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение  года (поквартально, помесячно).

Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует  много времени. Банку могут потребоваться  данные оперативного учета, которые  содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства  компании.

Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской  и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т.д.

Прогноз финансирования. Прогноз  содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской  задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д.

Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант  балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

Налоговые декларации. Это  важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме  того, они могут характеризовать  заемщика, если будет обнаружено, что  он уклоняется от уплаты налогов с  части прибыли.

Бизнес-планы. Многие кредитные  заявки связаны с финансированием  начинающих предприятий, которые еще  не имеют финансовых отчетов и  другой документации. В этом случае предоставляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т.д.

Заявка поступает к  соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим  заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет КИ не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

Интервью с клиентом:

В ходе беседы интервьюеру  не следует стремиться выяснить все  аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется  распределить вопросы по группам. Примеры  вопросов приводятся ниже.

Сведения о клиенте  и его компании:

- является ли фирма единоличным предприятием, товариществом или корпорацией;

- как давно учреждена компания;

- какова ее продукция;

- кто владельцы, сколько акций они имеют;

- каков опыт и квалификация менеджеров;

- прибыльна ли компания;

- кто основные поставщики и покупатели;

- на каких условиях продается продукт.

Вопросы по поводу просьбы  о кредите:

- какую сумму денег компания намерена получить у банка;

- как рассчитана эта сумма;

- достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;

- учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа;

- учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.

Вопросы, связанные с погашением кредита:

- как клиент предполагает погашать кредит;

- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;

- имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;

- есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.

Вопросы по поводу обеспечения  займа:

- какое обеспечение будет передано в залог;

- кто владелец обеспечения;

- где складировано обеспечение;

- находится ли дно под контролем клиента и может ли быть продано;

- требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;

- как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;

- подвержено ли обеспечение порче;

- каковы издержки по хранению обеспечения.

Вопросы о связях клиента  с другими банками:

- какие банки используются в настоящее время клиентом;

- обращался ли он к другим банкам за ссудой;

- почему клиент пришел в этот банк;

- имеются ли непогашенные займы и каков их характер.

Изучение кредитоспособности и оценка риска

После беседы кредитный инспектор  должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой  или ответить отказом. Если предложение  клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками  политики, которую проводит банк в  области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При  этом необходимо объяснить заявителю  причины, по которым кредит не может  быть предоставлен. Если же кредитный  инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с  клиентом, он заполняет кредитное  досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными  клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и  тщательное обследование финансового  положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы.

Например, если речь идет об оценке обеспечения, предложенного  клиентом, то требуется заключение опытного аналитика, так как оценка имущества представляет сложную  процедуру. Если же требуется получить сведения у кредитного агентства, то этим может заняться менее квалифицированный  работник. Эффективность работы кредитного инспектора определяется его умением  давать поручения тем служащим банка, которые наилучшим образом подходят для этого. Эксперты отдела кредитоспособности, прежде всего, обращаются к архивам  своего банка. Если заявитель уже  получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о  задержках в погашении долга  или других нарушениях. Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т.д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого  кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала. Отдел кредитоспособности может также обратиться к специализированным кредитным агентствам и получить у них отчет о финансовом положении  предприятия или физического  лица (в случае персональной ссуды). Отчет содержит сведения об истории  компании, ее операциях, рынках продукции, филиалах, регулярности оплаты счетов, размерах задолженности и т.д.

Наибольшей популярностью  среди внешних источников информации пользуются запросы у других банков, обслуживающих данного клиента, и у его торговых партнеров. Эти  сведения особенно ценны, так как  они основаны на прошлом опыте  прямого общения с данной компанией.

При изучении заявки на кредит кредитный инспектор может произвести инспекцию фирмы на месте и  побеседовать с ключевыми должностными лицами. Очень важно выяснить уровень  компетенции людей, возглавляющих  финансовые, операционные и маркетинговые  службы, административный аппарат. Во время посещения фирмы можно  выяснить многие технические вопросы, которые не были затронуты во время  предварительного интервью, а также  составить представление о состоянии  имущества, зданий и оборудования компании, о привычках и поведении сотрудников  и т.д.

Подготовка к заключению договора

В случае благоприятного заключения банк приступает к разработке условий  кредитного договора. Этот этап называется структурированием ссуды. В процессе структурирования банк определяет основные характеристики ссуды:

- вид кредита;

- сумму;

- срок;

- способ погашения;

- обеспечение;

- цену кредита;

- прочие условия.

Структурирование может  оказать серьезное влияние на успех кредитной сделки. Если банк определил в договоре слишком  напряженные сроки погашения  ссуды, то заемщик может остаться без капитала, необходимого для нормального функционирования. В результате выпуск продукции не будет расти согласно первоначальным наметкам. Напротив, если банк предоставит слишком либеральные условия выплаты долга (скажем, если денежные средства для погашения полугодовой ссуды будут получены в течение одного месяца), то заемщик будет длительное время бесконтрольно использовать полученный кредит.

Неправильное определение  суммы кредита тоже может вызвать  серьезные проблемы.

Если сумма занижена (например, вместо необходимых 300 тыс. руб. получено 100 тыс. руб.), то заемщику вскоре потребуется еще 200 тыс. руб., и первоначальный заем не будет погашен в срок. В обратной ситуации (выдано 200 тыс. руб., когда необходимо 100 тыс. руб.) клиент будет располагать излишними суммами, и затратит их на финансирование расходов, не предусмотренных кредитным договором.

Первый шаг, который должен сделать кредитный инспектор, разрабатывая условия будущей ссуды - определить вид кредита. Это зависит от цели кредита, характера операций, для финансирования которых берется ссуда, возможности и источников погашения кредита.

Коммерческие ссуды могут  быть использованы для финансирования оборотного капитала и для финансирования основных фондов компании. Средства для  погашения ссуды в этих двух случаях  аккумулируются по-разному.

Информация о работе Обеспечение выполнения обязательств по кредитным договорам