Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие механизма организации возврата кредита.
Задача данной курсовой работы – определение принципов кредитования и классификация кредитов по обеспечению, рассмотрение таких наиболее часто используемых форм обеспечения возвратности кредитов как: залог, неустойка, банковская гарантия, поручительство, задаток, аванс, удержание имущества должника, так же рассмотрение работы с «проблемными» кредитами и анализ просроченной задолженности в банковской системе РФ.
ВВЕДНИЕ…………………………………………………………………..3
1. Возвратность как основа кредита……………………………………....5
2. Мониторинг кредитов и способы обеспечения их возвратности
2.1. Работа с «проблемными» кредитами……………………………...8
2.2.Внутреннее резервирование на возможные потери по ссудам….11
2. 3.Дополнительные методы обеспечения возвратности кредитов..15
3. Уровень просроченной задолженности в банковской системе РФ....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..27
Работа с проблемными кредитами должна включать элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят банкиру о том, что возникли определенные трудности:
1. Необычные или необъяснимые причины задержки предоставления финансовой отчетности, осуществления платежей или прекращения контактов с работниками банка.
2. Любое неожиданное изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным планам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли.
3. Реструктурирование задолженности или отказ от выплаты дивидендов, изменение кредитного рейтинга заемщика.
4. Неблагоприятные изменения цены на акции заемщика.
5. Наличие чистых убытков в течение одного или нескольких лет, измеренных с помощью показателей доходности активов, доходности капитала или прибыли до уплаты процентов и налогов.
6. Неблагоприятные изменения структуры капитала заемщика (показателя соотношения акционерного капитала и долговых обязательств), ликвидности (коэффициент "критической" оценки) или деловой активности (например, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов).
7. Отклонение объема фактических продаж или потока наличности от планируемых при подаче кредитной заявки.
8. Неожиданные и необъяснимые изменения в размере остатков на счетах клиента.
В случае несвоевременного погашения долга за ссудой и уплаты процентов (комиссий), при отсутствии договоренности об отсрочке погашения кредита, банк имеет право на применение штрафных санкций в размерах, предусмотренных договором, даже за незначительную задержку, составляют 0,1-2% за каждый день просрочки на оставшуюся сумму платежа. Для заемщика, имеющего задолженность перед банком 28220 руб., внесение платежа на неделю позже оговоренного срока может стоить 197-3950,8 руб.
В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить на две основные группы:
1. Мероприятия по организационной, финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком, в том числе:
-разработка программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату ссудной задолженности и выплате процентов, изменение форм кредитования и т.д.);
-работа с руководством заемщика по выявлению проблем и поиску их решений;
-назначение управляющих, консультантов и кураторов для работы с предприятием от имени банка;
-расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга с «просроченного» на текущий;
-увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;
-получение дополнительной документации и гарантий и др.
2. Мероприятия, непосредственной целью которых является возврат кредита в кратчайшие возможные сроки:
-реализация обеспечения;
-продажа долга заемщика третьей стороне;
-обращение к Гарантам и Поручителям;
-принятие мер правового характера;
-оформление документов о банкротстве и др.
Можно выделить четыре основных способа разрешения конфликта «Заемщик- Банк» с помощью мероприятий:
-Первое, что возможно предпринять в данной ситуации, -- это пересмотреть условия действующего кредитного договора, например, изменить процентную ставку и сроки платежей. В пользу пересмотра условий соглашения свидетельствует относительно положительная рентабельность предприятия заемщика, а также то, что он является постоянным клиентом банка.
-Второй способ - расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий». Тем самым банк признает, что трудности заемщика временны, а дальнейшее сотрудничество выгодно.
-Третьим способом, связанным с прерыванием действующего кредитного договора, является продажа части активов заемщика для погашения долга. Решение о продаже части активов принимается клиентом добровольно, поскольку он отвечает перед банком только залогом.
-Наиболее радикальный, четвертый, способ - ликвидация залога. При его реализации взаимоотношения между банком и клиентом, как правило, полностью прерываются.
Если все мероприятия не помогают, то банк обращается в специальные не банковские организации по возврату долгов – коллекторские агентства. Эти специализированные компании выкупают пакет долгов, чтобы в дальнейшем с ним работать. Долг заемщика при этом переходит новому кредитору. А банк списывает долги с баланса, тем самым высвобождая резервы.
Стандартный алгоритм работы коллекторского агентства состоит в следующем:
1. Предварительная работа колл-центра: СМС информирование и обзвон должников.
2. Рассылка писем - уведомлений тем должникам, которые не откликнулись на телефонные звонки.
3. Выезд по адресу и личное информирование должника
4. Поиск должников, сбор дополнительной информации о должнике
5. Подача заявления в суд.
Финальной стадией в процессе возврата долгов является обращение кредитора в суд, где он может потребовать продажу залога, если такой имеется. По решению суда квартиру или машину, заложенную в банке, реализуют с аукциона.
ООО «Хоум Кредит и Финанс Банк» разработал многоступенчатую систему возврата «проблемных» кредитов. Ответственность за возврат просроченных кредитов лежит на службе взыскания банка, состоящей из профессиональных юристов. Система возврата просроченных кредитов включает в себя несколько этапов:
1.При просрочке платежа более чем на 10 дней заемщику направляется письменное уведомление о пропущенном платеже посредством письма.
2.При просрочке платежа более чем на 30 дней, кредит рассматривается как неуплаченный. Банк уведомляет заемщика о пропущенном платеже посредством телефонной связи. Как правило, специалисты банка ограничиваются телефонным звонком, где напоминают клиенту о том, что он должен заплатить банку определенную сумму и говорят о том, где он может это сделать.
3.На стадии второго просроченного платежа следует телефонный звонок, где ему напоминают о том, что он должен банку сумму и уже предупреждают о возможных штрафных санкциях со стороны банка. И вплоть до возможного судебного преследования.
4.Если клиент пропускает подряд три платежа, банк разрывает с клиентом отношения в одностороннем порядке. Высылает заемщику письменное требование о погашении всей суммы задолженности (основной долг, проценты за пользование кредитом, штраф, комиссия банка за ведение счета).
5.В случае неоплаты кредитные дела передаются в Группу Розыска Службы взыскания ХКФБ, сотрудники которого проводят встречу с заемщиком для оценки необходимости возмещения в судебном порядке.
Если клиент и в этом случае отказывается погасить кредит, то дело этого клиента попадает в отдел судебного взыскания Банка.
Согласно накопленной статистике банка, по результатам мер, направленных на возврат просроченных платежей, погашается 93,5% кредитов.
2.2.Внутреннее резервирование на возможные потери по ссудам
В современной теории и практике банковской деятельности вопросы формирования банками резервов на возможные потери по ссудам занимают особое место.
Согласно действующему законодательству, для обеспечения своей финансовой надежности кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам. Так, согласно статье 71 Федерального закона Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также статье 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», банковские организации обязаны создавать резервы на покрытие кредитных рисков. При этом порядок формирования и использования данных резервов устанавливается Банком России. Центральным банком устанавливаются также размеры создаваемых банками резервов.
Резерв на возможные потери по ссудам — это средства, накопление которых обусловлено кредитными рисками в деятельности банков. Наличие такого резерва обеспечивает банку более стабильные условия финансовой деятельности и позволяет ему избегать колебаний величины прибыли вследствие списания потерь по ссудам. Резерв на возможные потери по ссудам формируется за счет отчислений, относимых на расходы банков. Созданный таким образом резерв используется только для покрытия непогашенной заемщиком ссудной задолженности по основному долгу.
Классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков производится комплексно: оцениваются как финансовое состояние заемщика, так и возможность заемщика по погашению основной суммы долга и уплате в пользу банка обусловленных договором процентов, комиссионных и иных платежей.
Первым, основополагающим критерием в классификации ссуд является качество обеспечения (залога).
Качество обеспечения определяется реальной (рыночной) стоимостью предметов залога и степенью их ликвидности. При определении рыночной стоимости залога принимается во внимание фактическое и на перспективу состояние конъюнктуры рынка по видам имущества, предоставленного в залог.
Таким образом, при определении степени обеспеченности ссуды принимается во внимание не только наличие самого факта обеспечения, но и реальная возможность кредитора в случае невозврата максимально погасить убытки за счет обеспечения заемщика.
Вторым критерием в оценке выданных ссуд является уровень кредитного риска по каждой конкретной ссуде.
В зависимости от величины кредитного риска все ссуды подразделяются на пять групп:
I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);
II категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов);
III категория качества (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов);
IV категория качества (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов);
V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды.
Ссуды, отнесенные ко II - V категориям качества, являются обесцененными.
Кредитная организация формирует резервы по портфелям однородных ссуд в соответствии с применяемой ею методикой оценки риска по соответствующим портфелям однородных ссуд. Кредитная организация распределяет сформированные портфели однородных ссуд по следующим категориям качества :
I категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва 0 процентов (потери по портфелю однородных ссуд отсутствуют);
II категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва не более 3 процентов совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель;
III категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 3 и до 20 процентов совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель;
IV категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 20 и до 50 процентов совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель;
V категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 50 процентов совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель.
Для определения размера расчётного резерва в соответствии с нормативными актами ЦБ РФ используется разделение ссуд на категории качества.
В случае оценки индивидуального кредитного продукта определение категории качества ссуды, т.е. вероятности её обесценения, осуществляется на основании профессионального суждения с применением комбинации двух критериев, «финансовое положение» и «качество обслуживания долга».
Согласно таблице 1.1 все ссуды делятся на пять категорий качества:
Таблица 1.1 «Классификация ссуд по категориям качества».
Обслуживание долга Финансовое положение | Хорошее | Среднее | Неудовлетворительное |
Хорошее | Стандартные | Нестандартные | Сомнительные |
Среднее | Нестандартные | Сомнительные | Проблемные |
Плохое | Сомнительные | Проблемные | Безнадежные |
Информация о работе Мониторинг и обеспечение возвратности кредита