Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие механизма организации возврата кредита.
Задача данной курсовой работы – определение принципов кредитования и классификация кредитов по обеспечению, рассмотрение таких наиболее часто используемых форм обеспечения возвратности кредитов как: залог, неустойка, банковская гарантия, поручительство, задаток, аванс, удержание имущества должника, так же рассмотрение работы с «проблемными» кредитами и анализ просроченной задолженности в банковской системе РФ.
ВВЕДНИЕ…………………………………………………………………..3
1. Возвратность как основа кредита……………………………………....5
2. Мониторинг кредитов и способы обеспечения их возвратности
2.1. Работа с «проблемными» кредитами……………………………...8
2.2.Внутреннее резервирование на возможные потери по ссудам….11
2. 3.Дополнительные методы обеспечения возвратности кредитов..15
3. Уровень просроченной задолженности в банковской системе РФ....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..27
1. Банковская гарантия (в отличие от поручительства) не зависит от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она была выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обстоятельство.
2. По субъектам обязательства. В качестве банковских гарантов по закону могут выступать только кредитные учреждения и страховые организации, а в качестве поручителей — различные юридические лица и граждане.
3. По форме установления отношений. Банки-гаранты подписывают с банками-кредиторами договор банковской гарантии или направляют им гарантийное письмо. Отношения поручительства устанавливаются в результате заключения договора поручительства между банком-кредитором и поручителем.
Финансисты обращают внимание на то, что банку, компании, частному лицу следует проявлять чрезвычайную осторожность при решении вопроса о выдаче гарантии.
4.Неустойка один из наиболее важных способов обеспечения исполнения обязательства. В соответствии с Гражданским кодексом РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Нашим законодательством к неустойке приравнены штрафы и пеня (и в связи с этим можно говорить об их одинаковом правовом регулировании).
По требованию об уплате неустойки банку-кредитору нет необходимости доказывать, какие им понесены убытки от непогашения в срок основной суммы кредита и невыплаты процентов.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме, независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение этого положения ГК РФ влечет недействительность соглашения о неустойке.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязательность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. Суд вправе уменьшить размер неустойки, но при этом необходимо иметь в виду, что ее размер может быть уменьшен только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
При оценке таких последствий могут приниматься во внимание различные обстоятельства, в том числе не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, услуг, сумма договорных обязательств и т.д.).
Законодательством и судебной практикой не предусматриваются какие-либо нормы и способы определения неустойки (исключение составляет пеня). Их определение носит исключительно договорный характер.
Неустойка устанавливается как процент от суммы несвоевременного исполнения обязательства за каждый день просрочки.
Неустойка (штраф и пеня) могут устанавливаться по согласованию сторон в твердой сумме или в форме дополнительной платы (повышенного тарифа). Различается четыре вида неустойки:
1) зачетная (засчитывается при взыскании убытков);
2) исключительная (взыскание неустойки без взыскания убытков);
3) штрафная (взыскивается вместе с убытками);
4) альтернативная (потерпевшая сторона в случае нарушения обязательства, обеспеченного неустойкой, вправе потребовать взыскания либо неустойки, либо убытков).
На практике применяются два способа взыскания неустойки с заемщика:
путем бесспорного ее списания банком либо на условиях, предусмотренных договором и законодательством;
2) обращения за взысканием в суд.
В случае не возврата в срок ссуды заемщик продолжает пользоваться заемными средствами, что свидетельствует о фактическом продолжении его кредитования. За это заемщик должен платить кредитору (пени за просрочку платежа).
5.Задаток и аванс. Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
Аванс — это денежная сумма (или иная имущественная ценность), которая передается в счет исполнения договорного обязательства. Аванс учитывается в счет окончательного платежа, предусмотренного договором. Аванс в отличие от задатка не является способом обеспечения обязательства (в том числе по кредитному договору), поскольку при исполнении обязательства аванс подлежит возврату. В международной торговле дорогостоящим оборудованием и другими товарами широкое распространение получили авансы как форма кредитования экспортеров импортерами. Величина аванса при подобном импорте составляет 10-15% суммы контракта.
Соглашение о задатке независимо от его формы должно быть совершено в письменной форме. В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся от партнера платежей, задатком (в частности, несоблюдение пункта о письменной форме соглашения), эта сумма считается авансом, если не доказано иное.
Законом предусмотрено, что задаток должен быть возвращен давшей его стороне:
а) при прекращении обязательства до начала его исполнения по согласованию сторон;
б) вследствие невозможности исполнения обязательства, если это вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Если за неисполнение договора несет ответственность сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны, которая его получила. Если за неисполнение договора несет ответственность сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка. Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.
6. Удержание имущества должника. Суть этого способа в том, что кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено должником. Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования:
а) не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков
б) возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели.
В отличие от договора залога, заключаемого в обеспечение основного обязательства, удержание осуществляется без подписания отдельного договора.
Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь, несмотря на то, что после поступления этой вещи в его владение права на нее были приобретены третьим лицом.
Требования кредитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом.
3. Уровень просроченной задолженности в банковской системе РФ
ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ - своевременно не произведенные платежи предприятий, организаций поставщикам, кредитным учреждениям, финансовым органам, работникам.
Рост просроченной задолженности — угроза стабильности российской банковской системы.
График 1.1. «Динамика просроченной задолженности и качества кредитов за 2009-2010гг».
Наибольшее число должников (62%) обладают сравнительно молодой задолженностью - до года. В 24% случаев - просрочка от года до двух лет, у 9% долгов возраст два-три года. Наименьший процент (5%) приходится на "старую" просроченную задолженность со сроком более трех лет. Несмотря на положительный тренд, ситуация с долгами сложная. Темпы роста объемов просроченной задолженности к концу 2010года замедлились и снизились до 5,3%.
По данным Банка России, просроченная задолженность по кредитам в РФ на 1 декабря 2009г. составила 5,2% от их общего объема.
Кредитов за первое полугодие 2010 г. составил 3,672 трлн руб. По состоянию на 1 июля 2010 года просрочка физических лиц по кредитам достигла 274 млрд руб., то есть по сравнению с 2009 годом доля просроченной задолженности увеличилась почти на треть
Из данных, приведенных ЦБ РФ и отраженных в графике, прослеживается тенденция роста объема просроченных задолжностей. При чем резкое увеличение портфеля просроченной задолженности наблюдается именно в период с середины 2008 до начала 2010 года. Доля просроченных кредитов в портфелях российских банков к концу 2011 года может вырасти до 10,5 процента, поскольку на фоне улучшения экономической ситуации кредиторы смелее списывают все большее количество плохих долгов.
По данным Банка России, объем предоставленных рублевых кредитов субъектам МСБ (малого и среднего бизнеса) вырос в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 57%, в то время как задолженность по предоставленным кредитам за аналогичный период выросла на 22% (см. Рис. 1). Это свидетельствует о том, что объем погашенных кредитов в прошлом году был практически равен объему выданных (90% к объему предоставленных кредитов).
Рисунок 1. «Динамика предоставленных рублевых кредитов и задолженности по ним».
Доля кредитов МСБ в общем объеме банковских кредитов составляет 19%, а по отношению к кредитам, выданным нефинансовым организациям, - 27%. Если учесть что, по данным Росстата, доля МСБ в ВВП России составляет порядка 30%, то объемы кредитования кажутся вполне объективными.
Следует отметить, что доля просроченной задолженности по кредитам малым и средним предприятиям превышает показатель для нефинансовых организаций в целом (см. Рисунок 2). А объем просрочки в абсолютном исчислении составляет практически треть от общего объема просроченной задолженности по кредитам предприятиям.
Рисунок 2. «Доля просроченной задолженности по кредитам малому и среднему предпринимательству и нефинансовым организациям к общему объему выданных кредитов данной категории».
Заключение
Обеспечение возвратности кредита состоит в проведении комплекса операций (действий), в ходе которых формируются и поддерживаются потенциальные и реальные денежные потоки, перемещающие кредитные ресурсы от заемщиков к кредиторам.
В комплексе операций по обеспечению возвратности кредитов выделяют несколько этапов, конкретное содержание которых во многом зависит от специфики проекта кредита, характера заемщика, сложившихся внешних условий окружающей среды, а также приоритетов или ограничений банковской политики, квалификации и подготовленности банковского персонала.
В ходе реализации банком кредитной политики в части обеспечения возвратности кредита немаловажное значение имеет работа с «проблемными» кредитами. Под «проблемными» понимаются кредиты, по которым после выдачи в срок и в полном объеме не выполняются обязательства со стороны заемщика или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Управление «проблемными» кредитами - один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с «проблемными» кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.
Если на заключительном этапе работы банка с «проблемными» кредитами взаимопонимания между банком и заемщиком о погашении задолженности по кредитному договору не достигнуто, устранение угрозы не возврата долга становится одним из важнейших направлений банковской деятельности.
В этот период возрастает значение тех способов, с помощью которых можно компенсировать вероятные потери от не возврата основного долга и неуплаты процентов по нему.
В заключение следует сказать, что при всем значении методов обеспечения кредита механизм обеспечения возвратности банковского кредита может быть отлажен только на основе совершенствования всей практики кредитования предприятия.
Список используемых источников
1. Банки и банковское дело: учебник для вузов/под ред. А.И. Балабанова, В.А. Боровкова, А.Н. Крамарева, С.В. Мурашова, О.Е. Пирогова, - 2-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Питер, 2007.
2. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник/под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М.: Высшее образование, 2008.
3. Банковское дело: учебник/под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой, - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.
Информация о работе Мониторинг и обеспечение возвратности кредита