Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение денежно-кредитного регулирования экономики и разработка мероприятий по совершенствованию денежно-кредитной политики центрального банка в условиях преодоления кризиса. Достижение этой цели требует постановки следующих задач:
рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования;
изучит инструменты денежно-кредитного регулирования и проанализировать их применение на практике;
выделить основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Центрального Банка
Операции на открытом рынке — это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России.
Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Банк России высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшение ее потенциала для кредитования экономики. Для практики проведения Банком России операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей.
Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:
В настоящее время Банк России для операций на открытом рынке использует исключительно государственные ценные бумаги — ГКО и ОФЗ. В некоторых западных странах для операций на открытом рынке наряду с государственными используются и высококлассные корпоративные ценные бумаги.
Операции на открытом рынке подразделяются на:
Сделка РЕПО — это операция с обратным выкупом. Она состоит из двух частей: в первой ее части одна сторона продает другой стороне и одновременно берет на себя обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию второй стороны), во второй части происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами и представляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств). Юридически договор между участниками сделки РЕПО является особым видом договора купли-продажи, в котором стороны поочередно являются продавцами и покупателями.
Преимущества
РЕПО по сравнению с другими
Для
анализа операций Центрального Банка
на открытом рынке, рассмотрим динамику
итогов аукционов прямого РЕПО за
2004-2009 гг.. Эти данные позволят судить
об общих объёмах заключённых
сделок операций Центрального Банка
на открытом рынке.
Таблица
5. - Итоги аукциона прямого РЕПО в 2004-2009
гг..
Год | Общий объем заключенных сделок, млн. руб. | Темп прироста, % |
2004 | 582275,36 | - |
2005 | 1479071,64 | 154,015839 |
2006 | 1958571,35 | 32,4189645 |
2007 | 7730693,48 | 294,710843 |
2008 | 20953455,37 | 171,042377 |
2009 | 24986079,14 | 19,2456266 |
Из представленной таблицы видно, что объём заключённых сделок рос очень быстро и заметно замедлился лишь с наступлением рецессии в 2009 году. Для большей наглядности, представим рост объёмов заключённых сделок РЕПО в 2004-2009 гг.. на графике на Рисунке 1.
Рисунок 1. - Объёмов заключённых сделок РЕПО в 2004-2009 гг..
Обобщая
всё выше сказанное, можно сделать
вывод, что мировой экономический кризис,оказал
большое влияние на проводимую Центральным
Банком денежно-кредитную политику, вместо
сдерживающей политики «дорогих денег»,
целью которой была борьба с инфляцией,
Банк России перешёл к стимулирующей политике,
цель которой – преодоление рецессии.
Банком
России разработаны и в настоящее
время действуют механизмы
Несмотря на наличие практически всех элементов системы рефинансирования, присущих развитым странам, сложившаяся на сегодняшний день в России система инструментов денежно-кредитного регулирования имеет целый ряд «узких» мест, которые существенно снижают ее эффективность.
Во-первых, в отличие от зарубежных стран рефинансирование в России, являясь одним из инструментов единой государственной денежно-кредитной политики, ориентировано исключительно на регулирование уровня инфляции. Об этом свидетельствует содержание Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В то же время Европейский центральный банк в качестве задач ставит не только обеспечение стабильности цен, но и стимулирование экономического роста, а ФРС США - обеспечение экономического роста и полной занятости, а затем стабильность цен.
Во-вторых,
отечественная система рефинансирования
ориентирована на крупнейшие системообразующие
банки, в качестве доказательства можно
привести данные Банка России, представленные
в Таблице 6.
Таблица 6. - Группировка кредитных организаций, воспользовавшихся кредитами Банка России в 2009 г.
Величина уставного капитала | Доля внутридневных и ломбардных кредитов, % | Доля других обеспеченных кредитов,% |
крупные (свыше 300 млн. руб.) | 59% | 70% |
средние (от 150 до 300 млн. руб.) | 18% | 15% |
мелкие (до 150 млн.руб.) | 23% | 15% |
Данный
подход в целом соответствует
международной практике, когда ликвидные
ресурсы, передаваемые основным оптовым
продавцам денег – банкам первого
круга, через механизм межбанковского
кредитования «доводятся» до средних
и мелких участников системы. Однако
именно возможность перераспределения
ресурсов через межбанковский рынок
в российских условиях отсутствует.
Отечественный рынок
Невысокая востребованность существующих механизмов рефинансирования в целом обусловлена их малой привлекательностью для большинства малых и средних банков. Это обстоятельство имеет ряд причин:
В-третьих, низкую эффективность отечественного рефинансирования усугубляют существенные различия в структуре балансов отечественных кредитных организаций. Если в структуре активов банков первого круга значительную долю занимают ликвидные ресурсы – государственные и первоклассные корпоративные ценные бумаги, возможность быстрой реализации которых без значительных потерь на рынке достаточно высока, то в структуре активов остальных банков высокую долю занимают кредиты, а ликвидные активы представлены более рискованными вложениями, в частности, в ценные бумаги предприятий – эмитентов «второго эшелона», векселя и бумаги, риск реализации которых с существенным дисконтом значительно выше.
В-четвертых, наличествуют ограничения по использованию коммерческими банками конкретных инструментов рефинансирования Банка России по техническим причинам. Эти ограничения:
В-пятых, сложившаяся срочность выдаваемых централизованных ресурсов не позволяет их рассматривать в качестве средства разрешения важной проблемы российского банковского сектора, связанной с трансформацией относительно краткосрочных и мобильных пассивов в среднесрочные активы. Тем более ссуды Банка России не могут рассматриваться в качестве основы для формирования и снижения стоимости среднесрочных кредитных ресурсов, столь необходимых российской экономике. Удерживая ставку рефинансирования на уровне, существенно превышающем среднюю рентабельность производственной сферы, Центральный банк блокирует развитие всей банковской системы, ограничивая спрос на деньги краткосрочными спекулятивными операциями и сверхприбыльными отраслями.
Таким образом, действующая в настоящий момент система рефинансирования, в основном, ориентирована на крупнейшие банки. Для средних и мелких банков значительную часть ресурсов составляют наиболее дорогостоящие источники – вклады населения.
Информация о работе Монетарная политика и её применение в РФ