Монетарная политика и её применение в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение денежно-кредитного регулирования экономики и разработка мероприятий по совершенствованию денежно-кредитной политики центрального банка в условиях преодоления кризиса. Достижение этой цели требует постановки следующих задач:
рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования;
изучит инструменты денежно-кредитного регулирования и проанализировать их применение на практике;
выделить основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Центрального Банка

Файлы: 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 118.02 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса. Денежно-кредитная политика, как и налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации.

     Денежно-кредитная  политика приводит к  изменению  значений  основных макроэкономических  параметров:  ВНП,  инфляции,  уровня  безработицы.   Это происходит  потому,  что  посредством  монетарных  методов  можно   изменить предложение денег в экономической  системе.  Механизм  воздействия  денежно-кредитной политики на основные переменные  народнохозяйственного  комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы  и  состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской  теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

     В   качестве   проводника   денежно-кредитной   политики   выступает Центральный  эмиссионный  Банк  государства.  Такими   банками,   например, являются Центральный Банк Российской Федерации (Банк России), Банк  Англии, Банк  Японии,  Национальный  Банк  Молдовы.  В  некоторых  странах  функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя  на  основной  объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый  орган  играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании  рыночной  экономики. Наделенный государством  эмиссионным  правом,  Центральный  Банк  реализует политику    стабилизации     экономики,     достижения     товарно-денежной сбалансированности.

     Регулирующая  деятельность Центрального  Банка  основана  на  анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового  национального продукта  и  национального  дохода,  индекса   цен,   дефицита   госбюджета, совокупного  фонда  заработной  платы.  Она  направлена   на   осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы  в  стране  и  имеет  своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая  наличный и  безналичный  компоненты,  путем  установления  границ  прироста  денежной массы.

     Осуществление грамотного денежно-кредитного регулирования экономики, является одной из важнейших факторов, способствующих выходу экономики из кризиса, чем и обуславливается актуальность курсовой работы.

     Целью курсовой работы является рассмотрение денежно-кредитного регулирования экономики и разработка мероприятий по совершенствованию денежно-кредитной политики центрального банка в условиях преодоления кризиса. Достижение этой цели требует постановки следующих задач:

    • рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования;
    • изучит инструменты денежно-кредитного регулирования и проанализировать их применение на практике;
    • выделить основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Центрального Банка.

     Методологическими основами исследования в работе являются учебники специалистов по теме исследования, информация из периодической печати и сети Internet.

     Информационной  базой исследования является нормативная  документация, публикации экономических  журналов и газет, данные из сети Internet. 
 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    1. Сущность и цели денежно-кредитного регулирования

     Денежно-кредитное регулирование, или по другому денежно-кредитная политика, в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно-кредитная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. Более точную трактовку данной категории проводит Симановский А.Ю., монетарная политика определятся им, как «управление денежным предложением или создании условий для  доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства [9].

     В зарубежной литературе денежно-кредитная  политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством  проведения валютных интервенции, изменения  уровня учетной ставки. А также  других инструментов, оказывающих влияние  на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно  воздействующую на объем денежной массы  в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

     Реализация  мер денежно-кредитной политики преследует цели, к которым большинство  авторов относят низкий уровень  инфляции и безработицы, стабильный экономический рост. Но не все экономисты так единодушны в определении целей монетарной политики. Например, наиболее общая формулировка целей денежно-кредитной политики приводится Макконнеллом К. Р. и Брю Л.С.. По их мнению, основополагающей целью денежно-кредитной политики является «помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции». Другие авторы к конечным целям денежно-кредитной политики (кроме перечисленных выше) относят устойчивый платежный баланс [3].

     Денежно-кредитная   политика   в   промышленно   развитых    странах рассматривается   как   инструмент    «тонкой    настройки»    экономической конъюнктуры,  как  оперативное  и  гибкое  дополнение  бюджетной   политики.

     Сложившаяся  мировая  практика  показывает,  что   через   денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные  ставки,  а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос [6].

     Денежно-кредитная  политика базируется  на  принципах  монетаризма  и имеет  ряд  преимуществ  перед  фискальной  политикой.  Прежде  всего,   она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится  Центральным  Банком, а  не  парламентом  страны,  то   в   значительной   мере   изолирована   от политического лоббизма.

     Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в  том, что она оказывает лишь косвенное  влияние  на  коммерческие  банки  с  целью регулирования  динамики  предложения  денег  и,  соответственно,  не   может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты [1].

     Осуществляя   денежно-кредитную    политику,    Центральный    Банк, воздействуя  на  кредитную  деятельность  коммерческих  банков  и  направляя регулирование  на  расширение   или   сокращение   кредитования   экономики, достигает стабильного развития внутренней  экономики,  укрепления  денежного обращения,  сбалансированности  внутренних  экономических  процессов.  Таким образом,  воздействие   на   кредит   позволяет   достичь   более   глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

     Нередко механизм реализации денежно-кредитных  мероприятий называют передаточным, или трансмиссионным, денежно-кредитным  механизмом. Такой механизм связывает  цепочкой причинно-следственных связей инструменты денежно-кредитной политики с промежуточными и, наконец, с конечными  макроэкономическими целями. Таким  образом, трансмиссионный механизм можно формально представить  как последовательный и логически  связанный ряд конкретных экономических  показателей. Воздействием определенного  инструмента денежного регулирования  можно вызвать функциональную передачу сигналов по передаточной цепи вплоть до конечного звена. Конечно, такое  технологическое утрирование не может отразить сложный механизм экономических процессов в обществе. Тем не менее это моделирование  значительно облегчает понимание  механизма денежно-кредитного регулирования [5].

     В начале каждого года, а в условиях высокой инфляции и более короткого  периода, правительство и Центральный  банк формулируют конечные цели экономической  и денежно-кредитной политики на предстоящий период. Наиболее важными  из них, как мы уже отметили, являются реальный темп экономического роста, приемлемый темп инфляции и удовлетворительное состояние платежного баланса.

     Центральный банк не может прямо достигнуть поставленных макроэкономических целей, поскольку  его функции не носят директивного характера. Центральный банк регулирует экономику опосредованно через  инструменты денежно-кредитной политики. В этом случае возникает необходимость  выбора целей, которые располагаются  между инструментами и конечными  макроэкономическими целями. Экономисты утверждают, что совокупное достижение промежуточных целей обеспечивает достижение и конечной цели. Таким образом, для того чтобы облегчить достижение конечных целей, формулируются промежуточные цели, ведущие к конечным.

     При выборе промежуточных целей Центральный  банк исходит, как правило, из следующих  принципиальных требований к главному ее индикатору:

     1) промежуточная цель должна быть  легко измерима;

     2) должна поддаваться контролю  со стороны Центрального банка;

     3) должна находиться в тесной  связи с конечной целью - инфляцией.

     Объем денежной массы в сравнении с  процентными ставками, кредитными агрегатами более других отвечает таким требованиям, поэтому именно денежная масса в  большинстве случаев берется  в качестве такой промежуточной  цели.

     Таким образом, главная задача Центрального банка при проведении денежно-кредитной  политики - соблюдение целевого ориентира  прироста денежной массы (таргетирование), исходя из текущего состояния хозяйственной  конъюнктуры и перспектив экономического развития. Целевой ориентир прироста денежной массы определяется на контрольный  срок, например на год вперед с прогнозной разбивкой по кварталам и месяцам, но может корректироваться в течение  данного периода [4].

     Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика  осуществляется  как косвенными (экономическими),  так  и  прямыми  (административными)  методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что  Центральный  Банк  либо оказывает косвенное  воздействие  через  ликвидность  кредитных  учреждений, либо  устанавливает  лимиты  в  отношении  количественных   и   качественных параметров деятельности банков [9].

     Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что наличие многих промежуточных  целей (контроль за предложением денег, уровнем ставки процента, обменным курсом национальной валюты) достижение которых может потребовать прямо  противоположных действий, мешает достижению конечной цели монетарной политики – обеспечение стабильного уровня выпуска, полной занятости ресурсов, стабильности уровня цен и равновесного платёжного баланса и сильно усложняет осуществление рационального и взвешенного денежно-кредитного регулирования. 
 

    1. Инструменты денежно-кредитного регулирования

     В настоящее время Центральный  Банк располагает большим набором  средств для проведения своей  политики в отношении коммерческих банков, к ним относятся в первую очередь изменение норм обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

     Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

     Минимальные резервы выполняют две основные функции.

     Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.

     Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими  кредитов), а следовательно, и возможности  осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять  ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке  превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, центральный  банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств  в центральном банке. Тем самым  он вынуждает банки сократить  объем активных операций [2].

Информация о работе Монетарная политика и её применение в РФ